О вечном возвращении из Белогорские афоризмы. Том

   Идея о вечном возвращении (Пифагор, Гераклит, Экклезиаст, Ницше и пр.)
особенно хорошо сочетается с атомизмом (Демокрит и пр.). Если всё состоит из
одинаковых вечных и неизменных атомов, то отчего бы им рано или поздно не
вернуться на то же самое место?
   Нынче в том, что мир состоит из атомов - или пусть кварков - никто не
сомневается, но вот в их вечность и неизменность верится с трудом. Если же мы
верим в Бога, т.е. во внеположный (Он же - трансцендентный) Абсолют, то
должны предположить, что и вечное возвращение - в том числе - вполне
допустимо.  Если оно будет угодно Творцу. Вечное же возвращение как
необходимость представляется если не бессмысленным, то печальным, и если не
печальным, то глупым. Кому-то из нас такая перспектива может казаться
желанной, а кому-то - ужасной. Но у любого из нас есть повод возрадоваться,
поскольку Бог есть свобода и Бог есть любовь, и, любя нас, Он делает нас
свободными, отрицая какую бы то ни было необходимость. Дух дышит как и где
хочет.


Рецензии