Интернат

ИНТЕРНАТ

"Как сорванный лист на деревьях,
носило меня по земле... "
(Из стихотворения "Ангелу-хранителю")

Вот и закончилось мое детство. Что меня ждет впереди, я не знаю. Меня отправляют учиться в интернат. Мне II лет. Я никогда не уезжала из дома. Запуганная деревенская девочка с косичками, маленькая, часто болеющая, я горько плакала.
И вот я в городе нефтяников - Альметьевске. Незнакомые люди, несчастные дети, среди которых много детдомовских. Здесь мне предстоит прожить четыре долгих года. Домой я буду приезжать только на каникулы. Сколько я здесь проплакала в одиночестве, я так скучала по своим родителям, братишке и сестре, по своей бабушке.
Горе свело всех детей под общую крышу: здесь мы учились, жили в спальных корпусах, здесь мы познавали законы дружбы и братства. Судьбы у детей были разные. У кого умерла мать - отец зарезал ее на глазах у детей, кто-то остался без отца, а большая часть в нашем классе были детдомовские мальчики и девочки. Нас одевали всех одинаково, как цыплят; водили строем в кино, в баню. Городские дети обзывали нас и кидали в нас камнями и палками. Мы, конечно, очень обижались и плакали. Мальчишки из интерната всегда дрались с городскими. Учителя у нас были строгие. Дисциплина железная. Мы сами мыли полы в спальном корпусе, столовой, в школе; стирали белье, дежурили в столовой.
Утром нас будила воспитатель, вела на зарядку. Потом мы умывались, убирали в комнате и шли 'завтракать. Причем, все строем. После завтрака, строем шли на занятия в школу, потом обед, затем самоподготовка, полдник, уборка, ужин, отбой.
В свободное время мы ходили в библиотеку, на занятия в кружки, смотрели все вместе телевизор. Итак, каждый день, иногда к нам приезжали известные артисты, поэты. Помню встречу с поэтом Андреем Дементьевым и Героем Советского Союза летчиком -Валерием Девятаевым, который сбежал из плена на немецком самолете. Эти встречи остались на всю жизнь в моей памяти.
Андрей Дементьев - молодой, черноволосый, кудрявый нас всех очаровал. Сначала он читал свои стихи, затем мы читали свои.
Я читала 2 стихотворения: "Моя бабушка" и "Новые привычки".
Ему стихи понравились, он пожелал успеха в творчестве. Конечно, он
мне льстил, но для двенадцатилетней девочки его слова были, как награда!
Училась я с большим удовольствием, учителя у нас были прекрасные, увлеченные своей профессией. В самые первые дни в интернате надо мной смеялись все дети. Говорила я по-деревенски, растягивая слова. Ох, и наревелась я тогда.
У меня не было нелюбимых предметов, кроме физкультуры. Физкультуру я не любила, потому что у меня ничего не получалось. В деревне нам ее никто не преподавал, а здесь: прыжки в длину, высоту, лыжи, брусья, " кольца, бревно и т. д. Да! Незабываемые часы моей пытки. А смеху-то сколько! Потеха для всех. Падаю. Тону. Плачу.
Игра "Зарница" - увлекательная и интересная. Но для меня снова мучения: лыжи не слушаются, я задыхаюсь и отстаю... Если я получала четверку по физкультуре - это была радость для меня огромная! Все остальные предметы мне давались легко. Память у меня всегда была отличная. Устные предметы я никогда не учила, все запоминала слово в слово на уроке, готовила только письменные работы и много читала. Библиотека у нас была хорошая. Прочитанную книгу запоминала почти дословно. Страсть к литературе у меня осталась на всю жизнь, может поэтому я выбрала, свою вторую профессию - учитель русского языка и литературы.                Моей любимой учительницей была преподаватель ботаники - Марии Нестеровна. Она тоже меня любила. Я ходила к ней в гости домой, играла с ее маленькой дочкой.
На выходные и праздники в интернате оставалась я с детдомовскими ребятишками. Мне ехать домой далеко, а им некуда. Вот и коротали мы время вместе. Маленькие и большие, да дежурный воспитатель. Я жалела несчастных мальчишек и девчонок. У них не было никого. Их бросили мамы. Кого подкинули в детдом, кого оставили в больнице. Кукушата. Они цеплялись за жизнь и выжили, всем назло. Озлобленные и вечно голодные, обидчивые и легкоранимые. Мне не забыть ваши лица и ваши судьбы. Я помню вас по именам. На каникулы я возила к себе в деревню кого-нибудь из девочек. Чаще других это была моя подружка - Надя Садурдинова. Родители ее полюбили и привыкли к ней. Она тоже их любила. Мама у нее была живая, когда она закончила восемь классов, то мама нашлась. Были у нее и братишки, и сестренки, которые воспитывались в других детских домах. У многих"мамы" объявлялись к окончанию школы, писали письма, звали в гости "дорогого" сына или дочку. И они ехали к ним, и возвращались назад...
Не складывались отношения с "мамочками". А разве могло быть иначе? Гену Иванова "мама" родила, завернула в газету и бросила на улице в туалет... Ребенок чудом остался жив... Кто-то пошел в туалет и услышал его плач. Ручки и ножки у него были отморожены, его спасли, но зимой лицо, руки у него были цвета чернил. Одна история печальнее другой! К нам в школу привезли "гуттаперчивую" девочку, как мы ее все называли Казалось, что у нее нет костей. Если дотронешься до нее, она как бы переламывалась пополам. Пробыла она недолго в интернате, что-то было связано с ее умственными способностями, отправили "гуттаперчивую" девочку в другую школу.
- У тебя мама есть?
- Нет. Она умерла.
- А папа?
- Папа погиб на фронте.
Такие разговоры часто происходили в школе. И это в 1964 - 1966 годах, а не в сороковые - роковые. Несчастные дети! Как сложилась ваша судьба? Нашли Вы себе счастье или нет? Кто помог Вам в трудную минуту?
Очень жаль, что меня не было рядом с вами... Помните Надю Токмачеву?
Как я вас развлекала, читала вам книги, шила игрушки, мыла вас в бане? Утешала вас в горе. Я это помню. И не могу до сих пор слышать плач ребенка, видеть драчунов или обиженных девочек. Я спешу к ним на помощь. Это ваши глаза смотрят на меня из далекого прошлого.
Счастья Вам и вашим детям!


Рецензии