Мои открытия
Аз, Буки, Веди,
Глаголь, Добро, Земля…
Что это? Ответьте! –
Старина моя.
Князь на битву едет,
Оседлав коня…
Что это? Ответьте! –
Старина моя.
«Писано се в Лето…
Правду сохраня»…
Что это? Ответьте! –
Старина моя.
С книгой до рассвета
Не рассталась я.
Что за книга эта?
Что? – ИСТОРИЯ.
Я ЕДУ В ШКОЛЬНОМ АВТОБУСЕ
СВЕТОФОР
Зелёный свет – чудесный свет:
Он шлёт всем радостный привет.
И потому-то с давних пор
Он открывает СВЕТОФОР.
А жёлтый – жизнью тёртый,
Поэтому нетвёрдый.
Он замер, удивлённый,
Что: красный иль зелёный?
Коль красный – свет опасный,
И спорить с ним напрасно!
Он говорит всем твёрдо:
Ожидайте жёлтый.
А жёлтый в изумленье:
Ведь говорит молва,
Что вечное движенье –
«Зелёная волна».
И вот приходит ей черёд.
Зелёный – цвет надежды.
Вперёд, друзья мои, вперёд!
И всё идёт как прежде…
Я СОЧИНЯЮ…
над цветком летал ЖУчОК.
То – «жу-жу», а то - молчок.
Дождик сбил его с цветка,
Опрокинул дождь жука…
Лучик-друг сквозь облака
Обсушил жучку бока –
Вновь отправился в полёт
Наш крылатый ЖУЖЖЕЛЁТ.
P. S. Это я придумал слово «ЖУЖЖЕЛЁТ»! Здорово, правда?!
Оно похоже сразу и на самолёт, и на вертолёт, который жужжит.
Учительница сказала, что такие вновь придуманные слова называются неологизмами. Мне это понравилось, и я стал придумывать их много (да, если честно, и ребята помогали).
Так у нас получился словарик наших неологизмов:
Копатка = «лопата», всехняя = «общая», подсказник = «решебник»,
прилужился = «упал в лужу», клацалка = «пульт телевизора».
ПОПРОБУЙ И ТЫ ПРИДУМАТЬ НОВЫЕ СЛОВА!
Я СМОТРЮ В ОКНО…
УТРОМ
Распахни в весну оконце,
Непоседа-ветерок:
Мало снега, много солнца,
И журчащий ручеёк.
Ветви вербы, словно руки
Тронут клавиши весны,
И чарующие звуки
Разобьют в осколки сны!
ДНЁМ
На кла-ви-шах листь-ев,
Как на ро-я-ле,
Дож-дик ве-сен-ний
Гам-му сы-грал.
Струи-шалуньи
Под зонтик загнали
Всех, кто по улице
Важно шагал.
И играть стал с ними дождик
В прятки, бабки, догонялки,
А потом – в пятнашки, салки
И затеял чехарду!
По улицам – реки!
Зонты – паруса,
А люди как яхты
В большую регату.
Повсюду весёлые
Их голоса,
Ведь взрослые – ДЕТИ,
Дождю очень рады.
И играет с ними дождик
В кошки-мышки, гонки, галки,
И в «лягушки-приседалки»,
И в другую ерунду!
ВЕЧЕРОМ
Дождь в окно стучится,
Словно он обижен,
Что живёт он в туче,
Ну, а я – под крышей.
Дождь стучит в окошко
И зовёт куда-то,
Где нас дразнит солнце
Яблоком заката.
Птицы улетают,
Птицам не сидится:
Под дождём холодным
Можно простудиться.
Дождь прошёл, и звёзды
Ярко засияли,
Словно они вечно
Под дождём стояли.
Я ИГРАЮ С ДРУЗЬЯМИ…
«ПРЯТКИ»
Сначала надо посчитаться.
Например:
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой,
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!
Или:
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана:
Буду резать, буду бить –
Всё равно тебе водить!
Или:
Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки:
Раз, два, три… Это, верно, будешь ты!
Считающий, указывая на игроков в кругу, повторяет считалку до тех пор, пока не останется один игрок. Он и будет водящий.
Водящий, закрыв лицо ладошками, становится лицом к стене (забору или шкафу) и, давая возможность игрокам спрятаться, считает вслух до оговоренного числа.
Например:
Разбежались все друзья,
Никого не вижу я.
Раз, два, три, четыре, пять -
Всё, иду я их искать!
Или:
Раз, два, три – зашуршали камыши.
Есть четыре, пять и шесть –
Всем на дерево не влезть.
Досчитал до десяти
И могу искать пойти.
Когда водящий отходит от кона (места, где он считал), игроки стараются выбежать из своего укрытия и отметиться, похлопывая ладошкой по стене: «Сам(а) за себя!». Если их опередит водящий, это делает он, но при этом кричит имя нерасторопного игрока.
Игра проходит азартно и весело.
«САЛКИ (ПЯТНАШКИ, ДОГОНЯЛКИ)»
Посчитайтесь. После счёта - все врассыпную, а водящий будет вас догонять, стараясь лёгким хлопком «запятнать» или «осалить». Нужна сноровка, чтобы ловко увернуться.
Кто ему первый под руку попался, тот становиться новым водящим.
Игра пролетает практически без остановки, в быстром ритме.
«БАБКИ»
Игра подобна «САЛКАМ», только у водящего в руках небольшой (теннисный, резиновый или пластиковый) мяч. Им он и старается осалить зазевавшегося игрока.
Игроки имеют право ловить мяч в подол юбки или рубахи или руками. В этом случае у игрока, поймавшего мяч, появляется «охранная грамотка» (т.е. возможность остаться в игре при очередном «осаливании»).
«ГАЛКИ» («ЛЯГУШКИ»)
Водящий гоняется за игроками, а те в случае опасности могут дать себе передышку, выкрикнув: «За одним не гонка – человек не пятитонка!» или, взмахнув руками, как птица, подпрыгнуть на что-то повыше земли («Галки») или резко присесть, уперев руки в колени, и попрыгать по земле в позе лягушки («Лягушки»).
Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Всем смешно.
«ЧЕХАРДА»
Игроки перепрыгивают друг через друга, причём перепрыгнувший становится очередным препятствием (или опорой) для других.
«ГОНКИ»
Игроки, выстроившись на старте, по команде или свистку бегут наперегонки к финишу.
«КОШКИ-МЫШКИ»
Игроки, взявшись за руки, образуют круг -«норку». Там живёт «мышка», которую «кошка» мечтает поймать. «Норка» оберегает свою хозяйку от кошки: то не впуская её, то не выпуская. А та в свою очередь старается во что бы то ни стало схватить мышку. Когда это случится, выбирают новых водящих (причём, победительница назначает новую «кошку», а проигравшая «мышка» - новую мышку).
P.S. Можно продолжить игру, просто поменявшись ролями.
Я РАЗМЫШЛЯЮ…
У КОГО КАКОЙ ПОЧЕРК?
СТРОИТЕЛЯ почерк узнаешь ты сразу.
Вся улица – строчка,
Квартал - это фраза.
И пишет на площади крана стрела,
Вот первые буквы - большие дома.
Свой почерк у ТОКАРЯ, вот посмотри:
Заданий за смену не два и не три,
Но, строчка точила красива, ровна.
Её высшим баллом оценит страна.
О почерке ЛЁТЧИКА скажет полёт.
Не руку поднимет, а ввысь самолёт.
Доска его небо, а след меловой,
Что хочешь, напишет нам над головой.
САДОВНИКА строчки – любимые дочки:
Они, как принцессы, в нарядах всегда.
В зелёной тетрадке всё в полном порядке,
И красные буквы не портят труда!
РЫБАЦКИЕ сети как в клетку тетрадь,
Но в ней только рыбою можно писать.
Вписалась в те клеточки рыба судак –
Доволен тетрадкой своею рыбак.
Особенный почерк имеет ШВЕЯ,
У ней, что ни строчка, то строчка своя.
Отстрочит, пристрочит и выстрочит в срок!
Швея на «отлично» свой знает урок!
В машине что главное? - Сердце-мотор.
Свой почерк вожденья имеет ШОФЁР.
По трассе, проспекту и по бездорожью,
Лишь правила зная, проехать возможно.
Кто после работы играет в футбол,
Оценку «отлично» получит за … гол,
А плюс – за «подсказку» поставят в придачу:
За помощь товарищу – за передачу.
Хирург, терапевт, окулист и дантист...
Названий ВРАЧЕБНЫХ ПРОФЕССИЙ - на лист.
И в каждой – изюминка есть не одна.
Особенный почерк представит она.
Пуанты и шлейфы, балетные пачки…
Прыжки, фуэте и другие задачки
Статистка с солисткой решают успешно,
Но почерк у ПРИМЫ особый, конечно.
Над почерком в МУЗЫКЕ нужно работать.
Семь нот как семья. И о них вся забота:
По-своему их композиторы любят,
Своё - музыкант рассказать хочет людям.
А почерк ПИСАТЕЛЯ стилем зовётся.
У каждого автора свой стиль найдётся.
Прочтёшь иль послушаешь – с первых же строк
Узнаешь, писал кто: Маршак или Блок.
Я УЧУ МАТЕМАТИКУ…
1. Отлично знают ученики и ученицы
Любой пример из умножения ……… (таблицы)!
2. Примеры решить помогла нам удача,
И, может, нетрудною будет ………(задача)!
3. Ты даже в книгу не смотри –
Число разрядов в каждом классе ……….(три)!
4. Подскажу тебе, (можешь не страдать):
Если «больше НА ….» - значит, …….(НАБавлять )!
5. Теперь я больше не страдаю,
По букве действие узнаю,
И в объясненье сам я ринусь:
«Коль Меньше На …», то значит ……(МиНус)!
6. Не посчитай себе за труд:
16 килограммов - это ………………. (пуд)!
7. И сразу ясность в мыслях обнаружена:
Чего – нибудь 12 - это ………………(дюжина)!
8. Ещё одну внесём мы явность,
Что результат вычитания - ………… (разность)!
9. Ответ простой, не сохни думой, -
Зовётся результат сложенья ……………(суммой)!
10. Определенье простое и ясное,
Что результат деления - …………….(частное)!
11. И в этом вопросе простое решение:
Что результат умножения? ………….(Произведение)!
12. Хоть испиши в примерах всю страницу,
Число разделишь на себя, получишь - …….(единицу)!
13. Всем издавна учебники грозят:
«Запомните! На нуль делить ………..(нельзя)!»
14. Вы запомните, друзья, что на нуль делить …….(нельзя)!
15. Знает этот секрет весь мир:
Чтобы верно отметить угол,
Надо всем применять ……….. (транспортир)!
16. А ведь и я не знал когда – то,
Что адрес точек на луче - ……….. (координаты)!
17. Чтоб это знать, не надо быть доцентом ,
Что часть от СТА зовут ………….. (процентом)!
18. Проценты разделить попробуй,
И ты переведёшь проценты в…………….(дроби)!
19. Дробь перемножь на 100 (смести акценты),
И ты переведёшь всю дробь ……….(в проценты)!
20. «Законы математики – по правилам грамматики!»
Чтоб времени не тратить вам впустую,
В дроби правильно поставьте ……….(запятую)!
21. Тверди во время сна и бодрого подъёма:
«Длину на ширину, на высоту – вот формула …… (объёма)!
22. Вам легче формулы и не найти:
На скорость время перемножь – вот формула ………….(пути)!
23. Сбрось ты раздумий бремя
(Что позабыл, не вернуть),
Скорость умножишь на время –
Сразу узнаешь ………….(путь)!
24. Это правило отлично знаем мы с тобой:
От числа его ж отнимешь и получишь…………(ноль)!
25. Нужное правило – верная тропка:
Первым мы делаем действие …………………(в скобках)!
26. А вдруг всё без скобок,
Тогда не будь робок!
Ответы запишешь в тетрадку,
Как выполнишь действия все ……………….(по порядку)!
27. Но запомни первое движенье:
Что сначала …………………………(умноженье и деленье)!
А потом уже без причитания
И …………….(сложение) и ………………..(вычитание)!
28. Девять, семь и пять умножай на пять:
5х5 = 25, 7х5 = 35, 9х5 = 45.
29. Таблицу учим мы на шесть -
Для нас и там подсказка есть:
6х4 = 24, 6х6 = 36, 6х8 = 48.
30. Математика нам не мачеха.
Захотим её познать - будем делать всё на ять!
Я ЛИСТАЮ КАЛЕНДАРЬ…
ОСЕНЬЮ
В ветках берёзы запуталось солнце…
В борьбе с нею, силы потратив свои,
Пожгло её листья, поблёкнув само…
Это – ОСЕНЬ.
Огромные лужи как чьи-то глаза
На мокрой, утрами седою земле…
Лист клёна в них кружит,
как солнечный блик…
Это ОСЕНЬ.
ЗИМОЙ
На улице глаза от снега режет,
Стройней и выше кажутся дома.
Об осени мы вспоминаем реже –
Всех радует ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА.
Она, как в сказке, окна расписала,
Посеребрила рощи и леса,
Речную гладь хрустальным льдом сковала
(Когда ещё увидишь чудеса?),
Сосульки поразвесила на крышах,
Лёд привела в порядок на катке,
Наст подготовила, чтоб ребятне на лыжах
Промчаться на звенящем ветерке.
ВЕСНОЙ
Выйди утром ранним в яблоневый сад
И вдохни всей грудью БЕЛЫЙ АРОМАТ.
Капельки-росинки
На цветах дрожат…
В беленьких косынках
Яблоньки стоят.
Бледно-голубая неба синева,
Словно цветом яблонь вся разведена.
ЛЕТОМ
Одно солнце в небе,
а другое – в луже.
В небе – во всё небо,
в луже – во всю лужу!
Черпаю я солнца
в тёплую ладошку,
И оно стекает,
тая понемножку,
СОЛНЕЧНЫЕ СТРУИ
падают сквозь пальцы
И в комочек солнца
стынут на асфальте…
Я КРУЧУ ГЛОБУС
1. Назовите мне страну, где гуляют кенгуру. /Австралия/
2. Самая маленькая страна цифрой на карте и то не видна.
Меньше всех из разных стран – государство … /Ватикан/
3. Нет страны огромней в мире! Называется … /Россия/
4. Назови в один момент самую большую страну-континент. /Австралия/
5. Есть материк НИЧЕЙ. Он под эгидой
Учёных разных стран. Зовётся … /Антарктидой/
6. Если к рифмам уже ты привык,
Назови самый маленький материк. /Австралия/
7. Целая часть света плюс от другой ещё большой процент –
А вместе это будет самый большой материк (континент)./Евразия/
8. Есть озеркИ, что можно осушить бокалом,
А глубочайшее Земля зовёт … /Байкалом/
9. Самое большое озеро – море … /Каспийское/
Самый большой полуостров – земля … /Аравийская/
10. С детства ты знаешь, что есть Лапландия,
А самый большой остров мира? /Гренландия/
11. Будем знать и мы теперь отныне –
Название самой большой пустыни! /Сахара/
12. Из всех пустынь засушливою самой
Учёные признали… /Атакаму/
13. И смельчак ответит, и трусиха:
Самый большой океан на Земле – … /Тихий/
14. Этот пролив по параллелям сушу разделяет,
По меридианам – два океана соединяет. /Берингов пролив: разделяет
Чукотку – Аляску, а соединяет Северный Ледовитый + Тихий океаны/
1
15. Теперь о реках расскажи скорей!
Самая большая река в Австралии? – …/Муррей/
16. И в Африке знаешь (не трать много сил!) –
Это река фараонов, это Большой … /Нил/
17. А это знают в школах и в гимназиях:
Янцзы – самая большая река …/Азии/
18. Не секрет для мальчика и любой девчонки:
Самая длинная в мире – река Америки … /Амазонка/
19. А про Европу и не думай долго:
Там главная река – река России, … /Волга/
20. Средь активных вулканов Земли – вулкан-макси,
Эквадорский … /Котопакси/
21. Гора Джомолунгма – на границе двух стран,
Своей её считают и Китай, и … /Непал/.
Но у этой «восьмитысячницы» и другое имя есть,
Что высочайшей горе планеты в память оставил Джордж … /Эверест/
22. На островах Юго-Восточной Азии (не на реке Замбези!)
Ботаники нашли цветок-гигант … /раффлезию/
23. Ты знаешь сам, секрет я не открою:
Самое высокое дерево мира? /Секвойя/
24. Зоологами всем секрет открыт:
Животное-гигант не зверь, а …/кит/
25. Её не положишь в карман!
Самая большая ящерица на Земле – … /Варан/
26. У птиц небесного да и земного яруса
Бесспорное первенство – у нелетающего …/страуса/
27. Воспользуйтесь подсказкой (чтоб не влипли!),
Что птица-кроха на Земле – … /колибри/
28. Есть единственный мост на Земле:
Под поездом – судно плывет по воде,
Над поездом – поток машин бежит,
А над машиной – самолёт летит.
Подсказка: в Америке мост-чемпион,
Такая идея студентам по росту!
Весь мир знает город студентов … /Бостон/
29.Высоту струи фонтана и не видно:
312 метров – фонтан … /Джидда/
30.Наверное, любой ответить рад:
Какой самый высокий … водопад? /Анхель/
31. В какой части света (вопрос потрудней!)
Живёт рекордное число людей? /В Азии/
32. Не нужно даже объяснять на пальцах,
Берёт количеством какой народ? – …/китайцы/
33. У разных стран узор на флагах разный,
И цвет любой, но всё же лидер – … /красный/
34. У Франции и у России флаг – бело- красно- … /синий/
Два триколора, так сказать. В чём же отличье? Надо знать!
35. Сколько б земель людьми не было пройдено,
Самая лучшая – это … /родина/!
Я СОСТАВЛЯЮ КРОССВОРД
//кроссворд//
ПО ГОРИЗОНТАЛИ: ;
1. «В машине что главное?»
3. Какого цвета тетрадка у садовника?
7. Во что я черпала солнце из лужицы?
9. «И сразу ясность в мыслях обнаружена: чего-нибудь 12 – это…»
10. Какую книгу я читала?
13. «О почерке летчика скажет полет.
Не руку поднимет, а ввысь…»
14. Кто «отстрочит, пристрочит и выстрочит в срок»?
15. Оно нас дразнит «яблоком заката».
16. Квартал – это для строителя…
18. Игра, в которой водящий «осаливает» игроков.
20. Если упал на землю, то «приземлился», а если – в лужу, то…
22. «Ветви… словно руки, тронут клавиши весны».
23. Игра, в которой перепрыгивают через согнутые спины игроков.
24.«Вписалась в клеточки рыба…доволен тетрадкой своею рыбак».
25. Что подготовила зима ребятне с лыжами?
26. Что привела в порядок зима на катке?
27. Как иначе называют свой почерк писатели и поэты?
29. Какого цвета аромат можно вдохнуть весной в яблоневом саду?
30. Кто из врачей лечит глаза?
31. Какую оценку получит футболист за гол?
П ; 1. Композитор сочиняет музыку, а исполняет ее…
О ; 2. Он сыграл гамму на клавишах листьев, как на рояле.
В 4. «Вы запомните, друзья, что на нуль делить…»
Е 5. «Не посчитай себе за труд: 16 килограммов – это…»
Р 6. Какое слово-неологизм придумано для жужжащего жука?
Т 8. На что похожи зонты в стихотворении «Весенняя чехарда»?
И 11. Три цвета: красный, желтый, зеленый – это один…
К 12. Когда «огромные лужи, как чьи-то глаза,
А на мокрой, утрами седою земле»?
Л 17. «Распахни в весну оконце, непоседа-…»
И 19. Кто сидел на золотом крыльце в считалочке?
20. Как называются балетные туфли?
21. Кто не боится «красных букв в своих зеленых тетрадках»?
28. Какой инструмент создает красивые ровные «строчки»
в руках токаря?
29. Осенью лист клёна в лужах кружит, как солнечный ...
Я СОСТАВЛЯЮ КРОССВОРД
//ответы//
«БИЗНЕС-ПЛАН» КНИЖКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Стихи познавательного характера для дошкольников.
2. Описание детских игр (подвижных народных и настольных).
3. Стихи для младших школьников (математика в рифмовках).
4. Описание интеллектуальных игр («Буриме», «Кузовок», «Репортаж»),
развивающих мышление и речь.
5. Кроссворд по ключевым словам из стихов, направленный на развитие
«липкого» внимания у детей.
P.S. Все стихи проиллюстрированы детскими (или стилизованными под
детские) рисунками.
Свидетельство о публикации №116070609399