2. Религиозное сознание...
А теперь я бы попросил вас сосредоточиться, поскольку речь пойдет о вещах, более чем серьезных.
Хотя мы подробно говорили о сознании в предыдущих работах («Человек в поисках себя», «Тайна жизни – старые проблемы и новые решения», «Терновый венец» эволюции»), но именно этот материал забывается быстрее всего. Итак, разговор пойдет о СОЗНАНИИ и одном из его видов – СОЗНАНИИ РЕЛИГИОЗНОМ.
В настоящее время общего определения сознания не существует, поскольку это динамическая, непрерывно меняющаяся структура, в одно и то же время объективная и субъективная, общая и индивидуальная, определяющаяся эволюцией наших представлений о мире, образе мира и общей картине мира.
СОЗНАНИЕ относится к немногим глобальным категориям, являющимся неотъемлемой частью биологии, философии, гносеологии, психологии, социологии, интеллектроники, информатики, теории систем, а в последнее время и физики. Общая концепция сознания выглядит следующим образом:
Сознание есть состояние психической жизни человека, выраженное в субъективной переживаемости событий внутреннего и внешнего мира, а также в осознании этих событий. Это способность идеального воспроизведения действительности, механизмы и формы такого воспроизведения на разных уровнях.
Сознание есть высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также формирования у него внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу. Это всеобщее свойство отношения человека и мира, характеризующее духовную активность человека.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.
Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, необходимое для его познания, а основной функцией эмоций - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям.
В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
В этих формулировках сознания отчетливо виден отход от классического материалистического толкования, однако сохраняется его краеугольный камень: «Присущее только человеку как общественно-историческому существу». При внимательном рассмотрении этого определения мы неизбежно наталкиваемся на две взаимосвязанные диалектические пары:
- ПСИХИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА - ДУХОВНАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА;
- ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ (РЕАЛЬНОСТЬ) – ВСЕОБЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И МИРА.
Перед нами типичная «незамкнутая система», обладающая эмерджентными свойствами (наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих её подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов; синоним — «системный эффект»), а, следовательно, обладающая способностью к бесконечной эволюции.
Между психическим и духовным не стоит знак равенства, в то же время эти качества являются не противоположными, а дополняющими друг друга.
Что же касается действительности (реальности), то за последние полвека она изменилась настолько, что вообще не может быть постулирована однозначно. Мы можем лишь определить, что действительность, как и сознание, есть всеобщее отношение человека и мира.
По мнению одного из ведущих отечественных психологов А.Н. Леонтьева, «современный образ мира включает свойственную физическому миру координатную метрику пространства-времени и квазиизмерение системы значений, воплощающих в себе результаты совокупной человеческой деятельности». Здесь мир выступает как многомерное не только физическое, но и психическое образование.
Следующий и, безусловно, революционный шаг в понимании сознания сделан Шри Ауробиндо в его теории супраментальной (духовной) эволюции человека:
«Сознание – это не только осознание себя и вещей, оно обладает также динамической и творческой активностью. Сознание – реальность, присутствующая в существе, даже когда оно бессознательно и не одушевлено.
Это основа, сама организующая себя. В форме сознание становится материальным объектом. Если сознание хочет освободиться, оно медленно эволюционирует из материи, проявляя себя как физическое, витальное, ментальное, психическое и супраментальное.
Сознание лежит в самой основе Универсума и само выбирает пути для проявления. Один путь – инволюционный – идет сверху вниз от высших духовных уровней к низшим. Другой путь – эволюционный – идет снизу вверх. Именно это движение сознания мы называем духовной эволюцией.
Творческий потенциал, воля и сила, проявляющиеся в сознании, делают его неотъемлемой частью Атмана - Духа, и одновременно частью Шакти – творческой энергии Божественного. Она проявляет себя работой Пракрити – Природы как силы, как души, действующей в материи и физическом мире».
Сознание, особым образом ориентированное и сконцентрированное, делает личность преимущественно физической, витальной, ментальной либо духовной. На практике каждая реально живущая личность обладает не чистым, а смешанным сознанием, например, физически-витальным, витально-ментальным, витально-психическим, ментально-духовным и т.д.
Все эти положения чрезвычайно важны, но для дальнейшего исследования необходимо еще указать на неразрывную диалектическую связь между Сознанием, Духом и Универсумом и точно такую же связь между Сознанием, Душой и Личностью. Они не находятся в антагонистических отношениях, скорее, Личность есть форма проявления Души, некий ее прообраз, облаченный в физическое, витальное, ментальное, психическое.
Важно подчеркнуть, что в определенном смысле Личность и Душа растут и развиваются одновременно – рост Души определяет рост Личности, и наоборот. Личность есть продукт физической, витальной ментальной индивидуальности, Душа – продукт индивидуальности духовной.
При совместной творческой деятельности Души и Личности рождается ДУХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ, не подвластная смерти и ориентированная на бесконечное совершенствование. Именно в этом и заключается часть эволюционного Замысла, эволюционной программы.
Душа и Личность в одно и то же биографическое время пребывают на разных уровнях развития, используя весь колоссальный спектр возможностей воплощения и проявления. Иногда роль ведущего принадлежит Личности, иногда – Душе.
Природе этого движения свойственна неторопливость, избирательность и основательность, особая «вдумчивость», никогда не упускающая ничего из достигнутого и не пропускающая выше ничего незавершенного, используя при этом все возможности реализации.
Но при некоторых тщательно подготовленных условиях становится возможной предельно быстрая «взрывообразная» эволюция с проживанием в одном «биографическом» воплощении множества как условно прошлых, так и условно будущих жизней. Так подготавливается «особый отряд эволюции», призванный ускорять поступательное движение всего человечества как в его «земном», так и «небесном» воплощениях.
***
Теперь, ознакомившись с общей концепцией сознания, мы можем вернуться назад, к сознанию религиозному, предшествующему сознанию духовному.
Для более правильного понимания этого феномена необходимо наполнить уже известную триаду: религиозное чувство, религиозная идея, религиозное сознание – психологическим компонентом, имеющим самое прямое отношение к теории познания. Познание включает в себя ощущение, восприятие, интерпретацию, действие и далее – представление о мире, образ мира и картину мира.
РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ – один из самых изученных и в то же время далеко не до конца расшифрованных феноменов. Основой его является субъективный жизненный опыт встреч с Высшей Реальностью и ее представителями, ощущение наличия безграничной тайны, невидимого порядка вещей в жизни всего сущего, и человека в первую очередь.
В религиозном сознании можно выделить два уровня: обыденный и концептуальный.
Обыденное религиозное сознание представляет собой совокупность образов, представлений, стереотипов, установок, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются отражением условий жизни людей в обычной обстановке.
На концептуальном уровне религиозное сознание выступает как специально разрабатываемая, систематизированная совокупность понятий, идей, принципов, концепций. Она включает в себя учение о Боге, мире и человеке, интерпретацию основных сфер общественной жизни в соответствии с принципами религиозного мировоззрения, религиозную философию. Религиозное сознание является основным элементом религии. Все остальные элементы по форме и по содержанию зависят от него.
Существует множество способов достижения состояния сознания, присущего религиозному опыту, и как всякий опыт, он может быть прямым и опосредованным, причем для стороннего невовлеченного наблюдателя он не только неактуален, но и непостижим. Ядром религиозного сознания является религиозный культ, главным итогом – религиозная картина мира, религиозное мышление и религиозная практика.
Будучи крайне сложным онтологическим феноменом, религиозное сознание в своем предельном смысле есть Сознание Космическое, которое практически недоступно обычному человеку. Однако и все условные его уровни не менее сложны и не могут быть адекватно выражены в мыслях, словах, образе.
Привычка человеческого разума к разделению всего и вся существенно искажает реальную картину мира, делая ее так называемой «договорной реальностью», доступной для осмысления и действия в соответствии с «пунктами договора». Практически же не существует четко очерченных и изолированных друг от друга «уровней». «планов», «сфер», как не существует ничего полностью замкнутого или полностью открытого.
Согласно концепции А.Н. Леонтьева, религиозное сознание не только отражает некую объективную реальность, но и способно создавать свою собственную действительность, «дочернюю» по отношению к «материнской».
Религиозный опыт далеко не всегда есть следствие упорного, методичного, восходящего от простого к сложному обучения с целью воспитания в человеке особых качеств с использованием специфических психотехник и духовных практик.
Нередки случаи, когда далекий от религии и церкви человек неожиданно для себя получает опыт такой невероятной мощи и истинности, что свести его к психопатологии или некой «одержимости» не удается. Для таких случаев существует термин МИСТИКА, МИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, МИСТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ, МИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Следует ли говорить, что христианская церковь относится к опыту подобного рода с неизменным недоверием и даже отрицанием? По мнению богословов, у «правильного» христианина, неуклонно следующего предначертанным путем и ведущего «правильную» же церковную и духовную жизнь (здесь эти два понятия трактуются как синонимы), никакой такой «мистики», ничего «этакого» быть не может и быть не должно.
Так ли это? Простого и однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку религиозное сознание – необычайно сложная структура, некая «переходная зона» полусвета – полутьмы, полузнания – полуневежества, полуистины – полузаблуждения. Оно есть только предтеча более объемного Универсального Духовного и Космического Сознания.
Доказать это положение достаточно легко. Для этого вернемся к понятию духовного опыта, который есть «субъективный жизненный опыт встреч с Высшей Реальностью и ее представителями, ощущение наличия безграничной тайны, невидимого порядка вещей в жизни всего сущего, и человека в первую очередь».
Не думаю, что отцы церкви согласились бы с таким определением, поскольку каждое из этих утверждений содержит в себе множество толкований и практически недоказуемо.
В основе христианского религиозного культа стоит грандиозная фигура Иисуса Христа – Сына Божьего и Сына Человеческого, Его жизнь, Его Слово и Его Истина. Истинно это или неистинно? Не то и не другое, потому что жизнь, сознание и их эволюция не содержат в себе столь жесткого разделения, о чем свидетельствует вся история религиозного и мистического опыта.
К тому же разве лишь одному религиозному опыту свойствен «опыт встреч с Высшей Реальностью и ее представителями, ощущение наличия безграничной тайны, невидимого порядка вещей в жизни всего сущего»?
А как быть с философией, искусством, многими научными прозрениями, опытом индо-азиатских учений и практик духовного постижения? Как быть с высоким одухотворенным разумом, который в ходе своего роста и развития НЕИЗБЕЖНО встречается с этой загадочной и таинственной Высшей Реальностью?
Христианская церковь уже в самом начале своего существования настоятельно советовала не путать «сердце» и «голову» христианства с его «телом», а сегодня настойчиво продвигает положение о том, что ее основные догматы не противоречат разуму и более того, привлечение разума в лоно церкви ныне только приветствуется на самых высоких уровнях церковной иерархии.
В практической деятельности мы постоянно имеем дело с двойственностью, привычкой мыслить оппозициями, где основой всего является индивидуальное и общее, Я и ОНИ, которое очень медленно и мучительно трансформируется в «МЫ» - неотъемлемую часть истинно духовного развития.
Итак, есть религия и человек религии, есть церковь и церковная паства, с великим трудом начинающая осознавать себя некой общностью, в которой индивидуальное Я должно быть если не растворено, то существенно трансформировано в МЫ.
Здесь мы встречаемся еще с одним видом сознания – СОЗНАНИЕМ МАССОВЫМ. Что это такое?
Прежде всего, это сознание значительной массы людей, объединенных по какому-то признаку: классу, слою, группе, тому или другому фактору национальной, религиозной или исторической общности.
Истоки массового сознания лежат в глубокой древности, в до-теоретическом миропонимании, основывающемся на сходном опыте однотипных человеческих структур.
Любой тип массового сознания возникает стихийно и одномоментно как результат стремления людей к упорядочиванию разнородного эмпирического материала и сведения всего его разнообраззия к простым и понятным моделям.
Обычно это – набор эмоционально-образных суждений о реальности и мироустройстве, о человеке и смысле его жизни, набор моделей поведения, реагирования на те или иные острые ситуации.
Возникшее как стихийное, массовое сознание в дальнейшем формируется, поддерживается и умело контролируется и направляется властными – административными, военными, религиозными и т.д. - структурами через средства массовой информации и при помощи систем так называемой масс-культуры.
Не следует воспринимать массовое сознание как нечто стадное, примитивное и неуправляемое. Это и не классическое «подсознательное» З.Фрейда, и не «бессознательное» более поздних психологических школ.
Наиболее близко к пониманию этого сложного феномена подошла современная энергоинформационная концепция с ее понятиями «Эгрегоров» и «Планетарного Разума», с точки зрения которой религиозное сознание есть одно из важнейших составляющих массового сознания.
Очень хорошо эта взаимосвязь прослеживается при анализе Священных Книг, из которых для нас, жителей России, Европы и США главной является Библия, составленная из Книг Ветхого и Нового Завета. Обращает на себя внимание их разная информационная емкость: Ветхий Завет по этому параметру превышает Новый Завет в 3,5 раз… Уже одно это заставляет о многом задуматься…
Следующая особенность заключается в том, что Библию невозможно просто исследовать, анализировать, изучать – она требует ПРОЖИВАНИЯ каждого из ее разделов, глав, фраз и даже отдельных слов.
Речь идет даже не об информационной или ценностной составляющей Библии – здесь все намного тоньше, удивительнее и неуловимее… Наиболее точными и подходящими определениями здесь будут понятия КАСАНИЕ, ПРИСУТСТВИЕ, ПОГРУЖЕНИЕ, ОТКРОВЕНИЕ…
Прямое непосредственное восприятие Библии ни с чем не может быть сравнимо – ни с восприятием «умных» философских работ, ни с воздействием «просто» поэзии, живописи, музыки, ваяния, потому что все это присутствует в ней изначально.
Останавливается время, неуловимо течет и изменяется пространство, блокируется дискурсивное мышление, остается лишь одно: ВОСПРИЯТИЕ СЛОВА… Не истории, не чего-то ушедшего безмерно далеко, не «снов детства человеческого», не его «преданий о днях далеких» - возникает почти абсолютное чувство «здесь и сейчас», ощущается предельная открытость, искренность, исповедальная правдивость каждого слова Книги Книг, далекого от любого искусственного, ролевого, «психологического»…
ЯЗЫК БИБЛИИ… О нем нужно говорить отдельно, настолько он представляет собой нечто совершенно особое, упорно сопротивляющееся любому, даже самому бережному лингвистическому анализу. Может быть, потому, что за Словом Библии мы чувствуем дыхание вечности и оно само есть вечность…
И это не просто «эмоционально-образные суждения» хотя бы потому, что эти самые «эмоции» и «образы» настолько заряжены и насыщены жизнью, что сами являются уже НЕ СЛОВОМ, но ЖИЗНЬЮ.
Все на пределе, все доведено до предела и зачастую настолько выходит за любые пределы, что невозможно воспринимать сказанное просто разумом… Плачи, пророчества, песни, проповеди, притчи, откровения – и все сразу, все тут же, без долгого предварительного обдумывания и рефлексии…
Похоже, что тогда ДЕЙСТВИТЕЛЬНО между Богом и Человеком не существовало такой огромной дистанции, какую мы ощущаем сегодня… Вопрошающий получал ответ почти немедленно, а Бог не считал для себя зазорным лично вести самые важные «уроки» с непосредственно вопрошающим или через избранных Им людей.
Он не уставал повторять многократно то, что считал нужным для человека, не оставляя ни попыток вернуть его на истинный путь, ни веры в возможность этого, и здесь главным является, пожалуй, не столько сам путь, сколько бесконечное терпение на этот путь Направляющего…
К этому времени практически исчерпала себя блистательная эпоха Древней Эллады с ее гениальными философами, учеными, историками, драматургами, поэтами, живописцами, скульпторами и музыкантами. Уже набирала свою мощь прагматическая реальная сила, воплотившаяся в духе Древнего Рима.
Постепенно уходили в прошлое Веды и Упанишады, на смену которым приходила высокая и отнюдь не чисто религиозная истина буддизма… Уже миновали времена друидов, уходили в свою Валгаллу потомки детей Асов во главе с Великим Одином… Уже сошли со сцены Лао-цзы и Конфуций, уже стали легендой Зороастр, Ормузд и Ариман и оставалось почти шестьсот лет до прихода к людям Аллаха и Его неистового пророка Магомета…
Таким был мир накануне заключения Нового Завета и рождения Иисуса. Заканчивалась эпоха магии и начиналась ЭПОХА ЧЕЛОВЕКА…
***
Иллюстрация: Игорь Анисифоров
Свидетельство о публикации №116070403535