Ангел утешенья

                Но там и я свой след оставил,
                Там, ветру в дар, на тёмну ель
                Повесил звонкую свирель.
                А. С. Пушкин
   
             СКРОМНАЯ ОБИТЕЛЬ
               вместо предисловия

Благодатный летний солнцестой.
Тишина.Чуть слышно, кто-то спорит
За прозрачной резвою рекой.
Бабы на зиму корма готовят.
Аппетитно хрупает траву
Перед домом старая кобыла.
Тявканьем собака на юру
Невзначай хозяев разбудила.
Жарко в доме. Это не беда.
В погребе есть квас и простокваша.
Их к столу хозяюшке со льда
Принесла заботливо Наташа.

- У соседей что ли  погостить,
Посмотреть заезжего танцора?
Может быть, мне в сад к пруду сходить
Иль в Москву опять собраться споро?-
И хотя услышанный рассказ
Старому приказчику в заботу,
Всё сумеет сделать в самый раз
И сказать служанкам: «За работу!»
Но хозяин громко пожурил:
-Не Мишель, а чучело худое…
И приказчик голову склонил:
-Будем благодарны за такое…

        1 глава               
Жена моя, возвеселимся!
Настала радость и для нас.
И вот, хотя и ночи час,
Но утром мы в Москву помчимся.
Вернётся блудный сын домой,
Его охотно нянька встретит.
Перед надзором он в ответе,
Мы не берём его с собой!

Сергея Львовича взбесило.
Архипа, Прошку всполошил.
А из коляски выходил
Поэт. Над ним звезда светила.
Ах, Пушкин, Пушкин!
Милый Пушкин!
В далёкой северной глуши
Напишешь много. Что ж, пиши!
Ну а покуда ждут подушки.

Проснулся Пушкин очень рано,
Умылся свежею водой,
Тряхнул кудрявой головой.
Открыл резные створки рамы.
Пел соловей на все лады.
Легко и радостно поэту.
Он бросил дифирамбы лету,
Потом, подумав, закурил,
Пустил из трубки лёгкий дым.
И собеседников представил
Воображеньем, ввёл их в дом.
С друзьями говорил, с царём,
Потом он к брату речь отправил:
– Я знаю, мне она не ровня,
Но я люблю её. С ней рай.
Ах, братец Лёва, понимай
Мою любовь и жизнь сегодня.
Зачем о подлости внушаешь?
И, знаешь,
попусту не лай,
Стихи на прозу не меняй.
Дедов, дядьёв не вспоминаешь?
Вот ты скажи,
они какие?
О званиях совсем забыли,
Детей с дворовыми прижили,
И как сердечно их любили
Василий Львович и Вревские!..
Они что лбами были узки?
Не помнишь, как жилось им встарь?
Я сам себе судья и царь.–

И ну браниться по-французски:
– Ну и болван!
Ну и левретка!
Стихи пишу я все лишь ей,
Для Лейлы.
Нет её милей.
Она всех лучше,
не кокетка.
Мой милый друг, мой братец Лёва,
Вы наблюдаете за мной?
Воскрес я вольною душой
И знаю я свободы слово…
Запнулся. Как-то стало жарко.
Теперь пригрезилась она,
Ночь, звёзды, яркая луна.
И вывел слово он: «Цыганка».
Вокруг поля, деревни, рощи.
Не одинок. Соседи здесь.
Но, Александр, всё в вашу честь:
Любовь, Она… Чего же больше!
И, закатив штаны повыше,
Босым помчался по траве.
Потом в победном торжестве
Кота спугнул с амбарной крыши.
Зашёл в конюшню, на гумно,
Прогнал от погреба индюшку,
И зарядить пытался пушку...
Так не резвился он давно.
- Как я любим,-
по крайней мере,
Подумал он и счастлив был.
Москву, конечно, не забыл,
Но и не думал о карьере.
Другие были интересы.
Он жил в михайловском дому.
Не вспоминались здесь ему
Сны Кишинёва и Одессы.

         2 глава

Подарок Лейлы в день рожденья –
Рубашка в чудных кружевах.
На травку лёг, воскликнул: «Ах!
Помял её. Вот огорченье.
Судил себя за то мгновенье:
– Я кто? Разбойник или нет?
Я святотатец? Не поэт? –
Небесный ангел утешенья…
Он к дому шёл.
Припал к оконцу:
– Вставай-ка, милая. Пора!

Ушли подальше от двора,
Где за ручьём играло солнце,
Где волны весело бежали
В полях зелёного овса,
А рядом хвойные леса
Прохладу утра навевали.
Смотрел он в девичьи глаза,
Простор в них видел,
много сини,
А о себе подумал:
- Сильный.
Иду,
что царь или мурза...
Чего им ждать? Нет больше мочи.
Любовь, как бурная вода.
К нему прильнув, сказала:
– Да,
Тебя люблю я очень- очень.
С ней не паясничал нисколько.
Он так любил. Что за беда!
-Садись поближе, вот сюда,
Любимая,-
шептал тихонько.
.......
На берегу Маленца кони,
Дымы костров цыган и кнут.
Сюда вдвоём они идут.
Но и зачем их счастье гонит?
Цыган спросил:
– Чего вам, барин?
И Пушкин руку протянул,
На Лейлу ласково взглянул,
Сказав:
-Вам буду очень благодарен.
Послушать хочется мне песни,
Пришёл, чтоб в гости вас позвать,
А заодно и погадать
И должное воздать невесте.

А из шатра цыганка смело
– Кому, – спросила, – погадать?
Дай золотой,
иди гулять,
А это наше бабье дело.

Не забавляли Лейлу речи,
Настало время уходить.
Ужасно! Надо ли любить?
Промолвила:
-Бог вам навстречу.
К дороге тихо шли, молчали.
Спросил:
-Ты что, душа моя?-
Смотрела на него, моля
Свою святую, вся в печали.
– Тебя я недостойна, милый,–
Промолвила, махнув рукой.
– Зачем ты так, жизнёнок мой,
Небесный Ангел мой любимый?

И всё родители узнали.
– Позор! Убью! – отец кричал.
Когда же дом их засыпал,
И мать, и дочь в слезах шептали:
–Спаси, Заступница, помилуй,
Неповреждённой  жизни дай,
Мы умоляем, помогай!
Богата ты своею силой,
Учи прощать всех и любить,
К тебе поближе сердцем быть.
Смотря с иконы на молящих,
Молчала Дева Пресвятая.
Вот безразличная какая!
Ей дела нет до всех просящих.
А перед Пушкиным лампада
Зарёю алою горела,
Он  повторял:
-Моя ты, Лейла,
Моя любовь, моя услада!
Тревожно волновалось сердце!
Слова спешили за рукой
Стихи написаны. Легко.
Подумав, дописал:
"Младенцу."

Из рукописи А. С. Пушкина.

Дитя, не смею над тобой
Произносить благословенья.
Ты взором, мирною душой
Небесный ангел утешенья.
Да будут ясны дни твои,
Как милый взор твой ныне ясен.
Меж лучших жребиев земли
Да будет жребий твой прекрасен.*

*Стихотворение извлечено из черновой рукописи, черновой текст,
предшествующий этому восьмистишию, даёт основание считать,
что поэт говорит о своём незаконном ребёнке.

       3 глава
Цыган стреноженные кони,
Легка повозка, рядом дом,
И дым ложится               
над костром.
И ветер в небе тучку гонит.
Здесь  всё так просто и насущно:
В корзине хлеб, в реке вода.
Картошка, лук… Что за еда! –
И кнут всегда лежит
подручно.
В шатре усталые цыганки-
Они лишь ночью не гадают...
Собаки судорожно лают…
А перед Пушкиным 
лампадка,               
Пестреют новыми стихами
Листы бумаги,
как всегда.
Луна печальная видна-
И над полями, и лесами...

А по Тригорскому просёлку
Поэт уже несётся  вскачь.
Цыган за ним. Ну и ловкач!
Кнутом – бах, бах! – ему
вдогонку.
Забава Пушкину на радость.
Так удалась! Доволен он.
И, наклоняясь, шлёт поклон,
И вновь спешит устроить
шалость.
               
       4 глава
С бутылкой рома и стихами
Он разбудил Зизи, Аннет.
Весёлой шутке рад поэт,
И смех раздался за дверями.
Ночь пировали очень шумно.
Потом расселись кто куда.
Бальзам, наливки и вода
Могли подействовать бы дурно.
Но подошла Аннет к роялю,
И все услышали хорал.
Бах счастье жизни обещал -
Поэт сады представил Рая.
Тревожно вздрогнул, запылал,
Провёл перстами он над бровью.
Всех одарив
своей любовью,
Аннет, лаская, целовал.

Устали все. Пора по спальням.
Уснуть бы в ласковой тиши.-
И в зале ни одной души.
Постель и сон – одно желанье.
А на дворе уже светает.
Лучами разукрашен луг.
Заснул поэт, забыв подруг,
Под пенье птиц
во сне вздыхает.               
               
         5 глава

Аннет, волнуясь, ожидала.
С крыльца смотрела, с чердака.
Её усталая рука
Трубу подзорную держала.
Но Пушкин всё не появлялся.
Пирог, готовый в его честь,
Уже давно могли бы съесть,
Но он кухаркой охранялся.
Уж решено послать мальчишку,
Петрушку – верного гонца,
Чтоб  лихо мчался до крыльца
И в руки передал записку.
Но, Боже мой!
Рванулась рама.
И тут же - вихрем от дверей
Со связкой чёток-желудей
Вошёл монах, смотревший прямо.
На голове скуфья чернела,
Но всё равно узнала дева…
Уже смеялись справа, слева.
И не было другого дела.
Монах к хозяйке на коленях
Поклон отвесил до земли.
Черты лица её цвели,
 Глаза светились от веселья:
– Ну, экой, сударь, вы шалун.
Пора бы вам остепениться!
Уже пришла пора жениться,
А вы всё носитесь, как лунь.
– Ах, да, сударыня,Вы правы,
Сегодня же остепенюсь.
Апофеоз! Влюблюсь! Женюсь!
И изменю свои я нравы.

Схватив блондинку и шатенку
Под руки нежные, и он
Отбросил чёрный балахон,
Скуфью под мягкую банкетку.
И снова добрая наливка,
Сидр и настойки, сбитень вновь...
Закуска, музыка, любовь!
И с ним шатенка и блондинка.
– Подруженьки, люблю я вас,
Вы так красивы и тихи!
Аннет, читаю всем стихи,
Потом с тобой танцуем вальс.

Домой все провожали хором,
А он подумал про себя:
– О, как чудесно жить, любя
Леса, поля, дыша простором.
И чувств соседей добрый пламень
Останется в его душе,
И рук умелое туше,
И тень, и придорожный камень.
В нём будет жить,
как радость,
сила…
Так он поверил навсегда:
Деревня! Что там города?!
Как хорошо здесь и красиво!
Прекрасно жить на белом свете.
Такая тишь и благодать!
Об этом может он писать
И день, и ночь и на рассвете.

Легко писал он вирши многи.
О, эликсир души - село,
Оно утешило его.
Он весел - и смеются боги.
               
Примечание:
 Поэма "Ангел утешенья" повествует о жизни поэта после
 южной ссылки в его Михайловском, где он стал народным
 поэтом, провидцем души русского человека.
                (1824-1826 г.г.)





            


 


Рецензии
Уважаемая Лия Телегина, Вы можете не обращать внимание на мою критику: потому что я не люблю длинные поэтические тексты, во-первых, и чужие стихи, во-вторых. Плохие чужие стихи не люблю, потому что они плохие, хорошие чужие стихи не люблю, потому что они хорошие, но чужие. К тому же хорошие стихи дают мало материала для рецензий. Стихи настолько хорошие, что о них можно сказать что-то положительно содержательное попадаются крайне редко. Но и не о каждом плохом стихотворении можно написать интересную рецензию.
Что же касается вашей поэмы, то цельного впечатления о ней я не получил, поэтому высказываться о сюжете и других общих художественных достоинствах не могу. Простите, но мне ваши стихи было тяжело читать. Вначале, я отнес это целиком на свой счет, но подумав, я понял, что дело не только во мне. Ваши стихи написаны в основном короткими отрезками, отрезками четырехстопного ямба. Местами вы даже строку ямба разрываете точкой или ступенькой. Возьмем кусочек вашей поэмы:

Проснулся Пушкин очень рано – пауза, запятой нет, а должна быть! Но тут и точку можно поставить.
Умылся свежею водой, – пауза, стоит запятая, но допустима и точка.
Тряхнул кудрявой головой. – пауза, точка.
Открыл резные створки рамы. – пауза, точка
Пел соловей на все лады. – пауза, точка.
Легко и радостно поэту. – пауза, точка. Даже текстовый редактор советует запятую.
Он бросил дифирамбы лету, – пауза, запятая, но с натяжкой и точка допустима.
Потом, подумав, закурил, – пауза, запятая, но и точка допустима.
Пустил из трубки лёгкий дым. – пауза, точка, но логичней запятая, связывающая эту строку со следующей строй.
И собеседников представил – пауза, должна быть, как минимум запятая, но допустима и точка.
Воображеньем, ввёл их в дом. – пауза. точка, но логичней запятая.
С друзьями говорил, с царём, – запятая, но логичней точка
Потом он к брату речь отправил: – и так далее…

Ощущение, что текст разорван навязчивым четырехстопным ямбом, хотя как видите ямб тут, не совсем, причем. Смысловые паузы удлиняют ритмические и единый текст рвется.

– Я знаю, мне она не ровня,
Но я люблю её. С ней рай.
Ах, братец Лёва, понимай
Мою любовь и жизнь сегодня.
Зачем о подлости внушаешь?
И, знаешь, (здесь-то зачем текст рвать? И.З.)
попусту не лай,
Стихи на прозу не меняй.
Дедов, дядьёв не вспоминаешь?
Вот ты скажи,
они какие?
О званиях совсем забыли,
Детей с дворовыми прижили,
И как сердечно их любили
Василий Львович и Вревские!..
Они что лбами были узки?
Не помнишь, как жилось им встарь?
Я сам себе судья и царь.

Напишем это полупрозой:

Проснулся Пушкин очень рано, умылся свежею водой, тряхнул кудрявой головой, открыл резные створки рамы – пел соловей на все лады.
Легко и радостно поэту, он бросил дифирамбы лету, потом, подумав, закурил, пустил из трубки лёгкий дым.
И собеседников представил, воображеньем ввёл их в дом, с друзьями говорил, с царём.
Потом он к брату речь отправил: Я знаю, мне она не ровня, но я люблю её. С ней рай.
Ах, братец Лёва, понимай мою любовь и жизнь сегодня. Зачем о подлости внушаешь?
И, знаешь, попусту не лай, стихи на прозу не меняй.
Дедов, дядьёв не вспоминаешь? Вот ты скажи, они какие? О званиях совсем забыли,
Детей с дворовыми прижили, и как сердечно их любили Василий Львович и Вревские!..
Они что лбами были узки? Не помнишь, как жилось им встарь? Я сам себе судья и царь.

В таком виде текст воспринимается гораздо лучше, потому что поэма – жанр занимающий промежуточное положение между поэзией и прозой, это ритмизованная проза. Вы спросите: так что же мне, поэму, предлагаемой вами полупрозой писать? А как же Пушкин четырехстопным ямбом целого «Онегина» навалял. Так то Пушкин, он хитрый, он коротенькие строчки своих ямбов старался объединять в большие смысловые куски, которые никак иначе, как только цельно, восприниматься не могут! Ямбу их не разорвать! Это уже не стихи, это ритмизованная проза. К сожалению, ваша поэма написана в основном стихами, и это не комплимент.

Игорь Заремба   08.08.2021 14:55     Заявить о нарушении
Уважаемый Игорь Заремба, благодарна Вам за тот отрывок, что Вы прочитали. Не отрицаю, что пропустила запятую при однородных членах "проснулся - умылся". А дальше о возможности и допустимости могу иметь своё мнение. Есть правила синтаксиса и пунктуации. На них ориентацию держу. О полупрозе-полустихе знала, изучая "Слово о полку Игореве". Вам не хотелось читать много. Здесь никто не любит читать много. Каждый жаждет, чтобы его читали и хвалили. Мне последнее претит.
После прочтения Вашей немаленькой статьи я только могла догадываться о Вашей
специальности, поэтому и предложила своё... Извините за вторжение к Вам на страничку. С уважением

Лия Константиновна Телегина   08.08.2021 15:57   Заявить о нарушении
Уважаемая Лия Телегина, я на вас обиделся, вы мне сами предложили прочитать вашу поэму, и если вы думаете, что я прочитал кусочек поэмы, и его раскритиковал, а волшебные строки, которыми написана остальная часть поэмы остались вне моего внимания, то Вы ошибаетесь. Читал я вашу поэму, читал, например я указал на точку в середине строки, в данном отрывке ее нет… ой есть, но я тогда писал про точку, которую в начале поэмы видел, сейчас посмотрел, еще одну там увидел. И в середине поэмы есть. И вся ваша поэма, в основном, написана так же, как этот отрывок, т.е. короткими смысловыми отрезками размером со строчку ямба, а то и короче. Да есть исключения, но это именно исключения. Я пробежал Вашу поэму еще раз глазами, внимательно пробежал, все равно смысл сюжета от меня ускользал, я за ним и так и этак, со словами и без слов. Ключевой вопрос: кто такая Лейла? Цыганка? Чей дом сгорел? К кому ездил Пушкин в наряде монаха? К кокоткам? Или к молодым соседкам помещицам? Мне уже даже стало интересно. Изложите либретто вашей поэмы, краткий сюжет. Вы меня пригласили, представили на суд читателя свое произведение, вот я его и сужу, как умею. Вам претит, чтоб вас хвалили, я вас и не хвалю, какие претензии? А я вам сказал дело, в конце концов, даже стихотворения пишут смысловыми кусками объемом в четыре строки – катренами, четверостишиями. Я понимаю, что вам от моего совета писать, как Пушкин, ни жарко ни холодно, чтоб писать как Пушкин, надо талант иметь как у Пушкина. Но я что могу сделать? Неискренне Вас похвалить? «Извините за вторжение к Вам на страничку», тонкий намек на толстые обстоятельства, т.е. не покритикуй я вас, стали бы частым гостем. Скажешь правду – потеряешь дружбу, скатертью дорога.

Игорь Заремба   08.08.2021 21:34   Заявить о нарушении
Я предложила прочитать поэму не для критики. Хотелось убедиться, что Вы знаете факты жизни поэта после его южной ссылки в Михайловском. Ваше эссе, Игорь, - соображение по конкретному поводу, а именно: кому посвятил Пушкин стихи. О его отношении к Керн. У меня же рассказано о его отношении и развлечениях к соседям и
к священникам, почему я показала его в наряде монаха и увеселении с Зизи и Аннет. Анна приезжала в гости к тётке...
Мою поэму читали литераторы. Советы получала разные. Коротким предложениям учил
журналист, учёный, поэт, редактор жур."Президент". Возможно Вы его знаете. Это всё, чего я хотела от Вас. Плохо, что Вы читали ночью. Плохо, что на меня обиделись. Комплиментов не ждала. Продолжала разговор о Пушкине. Только и всего.
С уважением Лия Константиновна. У меня нет возможности писать ночью. Комп не в моей комнате.

Лия Константиновна Телегина   09.08.2021 00:07   Заявить о нарушении
Уважаемая Лия Телегина, я понимаю, что вы не хотели, чтобы я вас критиковал, а хотели, чтобы я вас похвалил. Надо было мои рецензии почитать. Я критик, хвалю в чрезвычайных случаях, а так ищу интересные недостатки, о которых можно написать интересные рецензии. Если б вы мне сказали: читай, но рецензий не пиши, если не понравится, то я бы и читать не стал. Я тут поэм не читаю, потому что трудозатраты не соизмеримы с результатом. А Вашу стал читать в благодарность за комплименты. Кривить душой не собирался, так далеко моя благодарность не простирается. Ваш консультант – редактор журнала «Президент», окончил Тульский политех по специальности ракетные двигатели. Это неподходящая кандидатура для консультирования. «Вы читали ночью. Плохо, что на меня обиделись.» Да как же не обижаться, когда Вы опять обижаете, намекая, что у меня ночью плохо голова работала, поэтому я и не смог оценить Ваше бессмертное творение!
Я Вам не совсем правильно осветил роль точки внутри строки, когда точка разбивает строку на два ЦЕЛЫХ куска это конечно плохо, но бывает это настолько редко, что это несущественно. Если же точка стоит внутри строки и куски строки с одной стороны являются частью предыдущей строки, а с другой стороны частью последующей строки это наоборот хорошо, разумеется только там, где автору нужна прозаизация текста. Потому что если собираешь длинное предложение (синтагму) из целых ямбических строк, на концах строчек, где рифмы, все равно потряхивает, если же вы присоединяете полстроки, да еще совпадающей по ритму ямба с последующей строкой, есть шанс преодолеть стык конца строки, где рифма, с разбегу. Возьмем начало Вашей поэмы:

Благодатный летний солнцестой.
Тишина.Чуть слышно, кто-то спорит
За прозрачной резвою рекой.

Вторая строка разделена точкой, и если начальный отрезок «Тишина» с предыдущей строкой не связан, конечный отрезок (который, к сожалению, длинноват) продолжается последующей строкой:

Чуть слышно, кто-то спОрит | за прозрАчной резвою рекой.

Это называется анжамбеман. Их три, у Вас «анжамбеман – наброс» Это хорошо, но есть нюанс, у Вас в верхней строке женская рифма – безударный слог в конце, в нижней строке в начале пиррихий – два безударных слога, плюс у ямба первый слог безударный, т.е. от ударного до ударного четыре безударных слога, и это вдобавок нарушение ритма ямба, в котором нечетное число безударных слогов! В такой «пропасти» безударных слогов пауза конца строки слышна очень отчетливо. Да, это высшая математика поэтики, но писать стихи сложно. Пушкин «Домик в Коломне»:

Мне стало грустно: на высокий дом
Глядел я косо. | Если в эту пору
Пожар его бы охватил кругом, |
То моему б озлобленному взору
Приятно было пламя. | Странным сном
Бывает сердце полно; | много вздору
Приходит нам на ум, | когда бредем
Одни или с товарищем вдвоем.

Я разделил текст на смысловые отрезки (предложения, синтагмы), только одна запятая в том единственном месте, где смысловая пауза пришлась на конец строки. И в шестой строке, где женская рифма: возникает разрыв ямба – четное число безударных слогов. У Пушкина шесть анжамбеманов: 1 – сброс, 2 – наброс,3 – сброс, 4,5 – двойной бросок.6 – наброс.

Мне стало грустно: на высокий дом глядел я косо.
Если в эту пору пожар его бы охватил кругом,
То моему б озлобленному взору приятно было пламя.
Странным сном бывает сердце полно;
Много вздору | приходит нам на ум,
Когда бредем одни или с товарищем вдвоем.

Что в итоге: Пушкин прозаизировал свой текст: разделил его на куски разной длины, рифму вообще закатал в асфальт, от поэзии остался только ритм ямба, разрывающийся только в одном месте.
Вот так писал поэмы Пушкин. С другой стороны писать поэмы в точности, как Пушкин, может и не нужно, один Пушкин есть, зачем второй. Но технические приемы кто мешает использовать?! Надо писать не как Пушкин, и на сайте Стихи ру, с оригинальностью все в порядке, 850000 поэтов, на Пушкина никто не похож. На Пастернака может, кто и смахивает, но это если смотреть сильно издалека. Засим откланиваюсь, была без радости любовь, разлука будет без печали. Критиковать вас больше не буду, но и читать тоже. Хотите, чтоб читал, предоставьте право на критику.

Игорь Заремба   10.08.2021 00:35   Заявить о нарушении
Игорь, у меня нет времени полемизировать.
Не хочу Вас оскорблять, но вспомнился
Вл. Высоцкий: "Жираф большой, ему видней".
Желаю успехов

Лия Константиновна Телегина   10.08.2021 12:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 45 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.