По Мерабу...
Философские тексты, мысли, состояния имеют своеобразную природу, которая как бы защищает их от откровенно прагматического, утилитарного использования - они "открываются" по своей сути и по своему существу лишь тем, кто способен войти в них через свой собственный жизненный опыт. Такой опыт является как бы универсальным ключом к природе подобных феноменов. Нельзя просто так, напрямую, прочитать любое великое философское произведение и тут же стать великим философом, или тут же мыслить его великие мысли - это будут бесплодные усилия и толку от них будет мало. В любом философском тексте мы вычитываем прежде всего самих себя - отнюдь не великих людей, а чаще всего совершенно обычных с обычным опытом. Но даже наш малый опыт, который мы подключаем к таким текстам может нам многое дать и ощутимо помочь. Когда мы честны в своём чтении философского текста, этот текст превращается для нас в некоторую возможность или даже совокупность возможностей, внутри которых мы можем двинутся в своём мышлении. Пока мы находимся в пространстве этого текста мы заряжаемся энергией, индуцирующей в нас определённые толчки, сдвиги, импульсы, созвучия, последние же и являются самым необходимым "материалом" для совершения нами в последующем, самостоятельных актов мысли. Но для того, чтобы это произошло, мы должны войти в философский текст участливо - то есть с открытой душой, а не с желанием вызубрить. Наша душа сама при встрече с уплотнёнными структурами текста, а любой подлинный филофский текст это всегда уплотнённая структура по сравнению с обыденной жизнью, так вот наша душа сама резонируя с подобной структурой - будет "трепыхаться" и оживать всеми доступными ей способами. И не важно на какой именно уровень оживления она окажется способной, гораздо важнее, чтобы этот процесс вообще как таковой начался, потому что на самом деле он происходит в нашей жизни крайне редко - мы всегда не там, где мы... Мы смотрим фильмы и жуём поп-корн, мы читаем книги и думаем где проведём вечер. Отдаться чему-то по-настоящему, с душой, всецело - стало сегодня практически почти нереальной мечтой современного человека, по преимуществу он всегда пребывает в нескольких местах сразу - телом в одном месте, головой и чувствами в двух других. Но необходимым элементом подлинного участия в чём-либо, и в том числе в чтении философского текста, является человеческая собранность, о которой впервые и столь много говорили ещё древние греки и которой посвятил немало страниц своих размышлений Мераб Мамардашвили.
Даже в том случае, когда мы не собраны и мягко говоря, "размазаны" по миру и времени, когда мы слушаем в полуха, смотрим в полглаза, и отвечаем на "четверть головы" - мы всё равно участвуем, всё равно задействованы, мы никогда не можем оставаться абсолютно нейтральными и отчуждёнными к тому, что происходит с нами, (несмотря на множество предельных случаев, почти достигающих подобных удалённых от нас самих состояний, все они всё равно остаются на уровне "почти").
Но в чём же тогда проблема, если нашего участия, всегда и никоим образом нам не избежать? Стоит ли тогда вообще говорить о необходимости себя? А проблема заключается в том, и придётся это ещё и ещё раз повторить, что наше участие, проявляемое нами естественным образом, увы, частично. Между тем, от нас требуется наше полноценное участие. Другими словами говоря, от нас требуется такое состояние, какавое в обычном разговорном языке именуется максимализмом - "ты здесь, в этом - весь и целиком... или же тебя - нет". И обман в данном случае невозможен - потому что, если тебя нет здесь целиком просто ничего не выйдет. Ты не успел, не собрался, не проучаствовал - и никакой встречи не вышло - философский текст шёл тебе навстречу, а ты шёл навстречу к нему, но вы разминулись, прошли по касательной друг к другу, обдали друг друга встречным ветром и унеслись в различных направлениях.
Правда при этом вы могли сдать экзамен, курсовой, получить высший бал, похвастать перед друзьями, что прочитали обалденную книгу и достигнуть массы других положительных прагматичных результатов и эмоций, но то, о чём ведёт речь подлинная философия, не смогло случится с вами и как раз в силу того, что вашего участия как собранной неповторимой и незаместимой необходимости себя - не было.
© Copyright:
Марина Артюх, 2016
Свидетельство о публикации №116070203589
Рецензии