Мятежный князь
и смелость умственного убожества, черпающая силу из своего
официального положения, из сознания, что она пользуется в
борьбе привилегированным оружием… (Карл Маркс)
Учил великий баснописец,
О зависти и о врагах,
О том, что дело — ох и ах!
Что недруги «куда ни взглянут,
Поднимут вечно лай;
А ты дорогою своей ступай:
Полают да отстанут» (1).
Когда ж те времена настанут?!
Эх, кабы те слова да Богу в уши
(Полают да отстанут...)
Пред Господом скорей предстанут,
Чем мучить ближних перестанут!
Увы, таких полным полно,
Что не отстанут ни за что,
Пока на свете есть другие...
Душой кристальные, лихие!
Кто в силах правду говорить,
Не пресмыкаться, не юлить,
Сказать, что истина трудна,
Причем не в золоте она...
Вот вам история одна:
Давным-давно в стране орлов,
Что жили вольно средь дворцов,
Случилась бойня... не на шутку,
Она была и вправду жуткой!
Среди армян жил царь Трдат (2),
Великий муж, священ, брадат,
Его любил и стар и млад,
И уважали все подряд!
Народу Бога он принес,
Христа восславил, превознес!
Когда же царь ушел к отцам,
В стране поднялся шум и гам!
Как жить? Кто будет нам отцом?
Трдат большим был мудрецом!
Замену где ему сыскать?
Судьбу свою кому отдать?
Пока в раздумьях был народ,
Из Рима весточка идет:
Трдата сын Хосров Котак (3)
Несет в Армению тесак!
И слышен топот колесниц,
И крик возниц, и стон блудниц,
То едет царствовать Хосров
Под предводительством бойцов!
Убогий люд признал диктат,
Повсюду римляне и смрад,
Да только некий нахарар (4)
Царю в присяге отказал!
Грядет раздор, хоть с Римом гладко,
В стране орлов царю не сладко (5):
Подняли бунт свои ж князья -
Хосров не будет у руля!
Подумали, потолковали,
Посыльных всюду разослали,
Мол, хоть Хосров Трдата сын,
Отца не стоит он седин!
Хосров, тщеславен и хитер,
Зовет смутьяна на ковер (6):
«Кто воду мутит? Как зовут?
Ко мне доставить в пять минут!»
Но не успел закрыть царь рта,
Возня поднялась у крыльца!
То во дворец зашел в парчах,
Кого искали второпях (7)!
Высок он был, плечист, опрятен,
Богат, силен и очень знатен!
В глаза царю он посмотрел,
Не поклонившись, прогремел:
«Меня искать, поверь, не надо,
Сюда пришел я без отряда,
Народа волю огласить,
Тебя покорно попросить:
Уйми своих заморских псов,
Не оскверняй закон отцов,
Велели строго старики:
Адат (8), как око береги!
И помни, нации кристалл,
Тебе отнюдь я не вассал!»
Слова те ранили царя —
Облился кровью без ножа!
И вот Котак (9), он же малыш,-
Был тот правитель коротыш, -
Решил свой норов показать,
Князю на место указать...
Котак метался, бесновался,
Найти решение пытался,
Ведь князь могуч, велик, умен,
Того гляди взойдет на трон!
Но не придумал ничего,
Как сокрушить весь род его —
Так царь, не выдержав позора,
Отряды двинул командора!
Тот был известный спарапет (10) ,
В меха и латы разодет!
Предвидя, что грядет конец,
Мятежный князь сказал: «Отец!
Неужто станешь кровь ты лить,
Детей и женщин изводить?»
Но спарапет, нахмурив брови,
Не стал ловить его на слове:
«Хосров не внял моим словам,
Не раз бросался я к ногам...
Твой замок древний окружен,
И жребий горький предрешен!
Ты воин знатный, уж поверь,
Не сосчитает он потерь!
Да только есть ли в этом толк?»
— И спарапет опять умолк.
Войска глазами князь обвел,
Но даже бровью не повел...
Пусть никакого нет спасенья,
Пускай потерпит пораженье!
Князь, зная, что уж обречен,
Воскликнул: «Не порабощен!
Уж лучше смерть принять в бою,
Чем жить в позоре за страну!
Моих бойцов от силы тыща,
А царских - эка вон толпища!
Не страшен и злодей Шапух (11),
Пока в груди урартский (12) дух!
Достойно встретим мы врага,
Нам смерть с рождения дана.
Поляжем все, и стар и млад —
Уж лучше ад, чем цезарь-град!»
И видя спарапет-мудрец,
Что князь отныне не жилец,
Сказал ему: «Ты знаешь, князь,
Хосров сюда идет боясь...
Приказ я царский исполняю,
Прошу тебя, князь, умоляю...
Оставь ты гордость свою, честь,
Твоих богатств не перечесть!
Хосров простит тебя, забудет,
И крови тут совсем не будет!»
Лишь усмехнулся князь в ответ:
«И впрямь, кто хочет быть отпет!
Тебя, Ваче (13), я уважаю,
И дел твоих не осуждаю...
Ты воин, это наш удел!
Чего ж от думы похудел?
Куда пришел? Аль заплутал?
Визиря ставку тут искал?..
Ты знал моих отцов, дедов,
Но нынче ты гонец... волков (14).
Да, я богат и очень знатен,
Возможно дерзок, неприятен,
Но знай, когда придет беда (15),
Меня вы вспомните тогда!
Готов я жизнь отдать в бою
За славну родину свою.
Во мне трепещет каждый атом
Арменией и Араратом!
А золото... То всё - порок,
Превыше чести только Бог!
Ну, всё! Ступай! Как ни верти,
Тебе придется в бой идти!
Скажи царю: Спокойно спи!
Мятежный князь вам шлет дары:
Детишек трупы, женщин кровь...
Не стоит большего Хосров!»
Вернулся бравый спарапет
В стан своей армии задет...
«Солдаты к бою!» - закричал
И меч из ножен он достал.
И кровь рекою полилась,
Когда уж зорька занялась.
И полегли и стар и млад:
И не зажег никто лампад...
И древний замок родовой
Разрушен римской был ордой.
Чуть не погас древнейший род,
Души не чаял в ком народ!
Прошли века, ушли во тьму
Все, кто вершили ту резню,
Но дело княжье с той поры
Живет всем злыдням вопреки!
Тем, кто душой своею низок,
Тем, кто делами бесу близок,
Всем, кто не ведая пути,
Готов на плаху принести:
Чужые жизни, честь, добро,
Лишь не лишиться б своего...
И помнит пусть любой тиран:
Мятежный князь — то не роман!
1. Басня Ивана Крылова «Прохожие и собаки»: Шли два приятеля вечернею порой и дельный разговор вели между собой, как вдруг из подворотни дворняжка тявкнула на них; за ней другая, там еще две-три, и вмиг со всех дворов собак сбежалося с полсотни. Один было уже прохожий камень взял. «И, полно, братец! - тут другой ему сказал, - собак ты не уймешь от лаю, лишь пуще всю раздразнишь стаю; пойдем вперед: я их натуру лучше знаю». И подлинно, прошли шагов десятков пять,собаки начали помалу затихать, и стало, наконец, совсем их не слыхать. Завистники, на что ни взглянут, подымут вечно лай; а ты себе своей дорогою ступай: полают, да отстанут.
2. Трдат Великий — царь Великой Армении, при котором христианство было провозглашено государственной религией страны.
3. Хосров II Котак — сын Трдата Великого. В отличие от своего отца Трдата Великого не отличался ни отвагой, ни мужеством. Был верным союзником Рима. С помощью римских легионов ему удалось одолеть других претендентов на престол, поддерживаемых персами, и стать царем Великой Армении.
4. Нахарары — представители крупных княжеских родов и наследственные правители гаваров (административная единица) в Великой Армении.
5. После смерти Трдата в Армении начались волнения, знатные нахарарские (княжеские) роды отказались подчиниться новому царю, не поддержав его проримскую политику.
6. Во избежание мятежей и заговоров Хосров Котак издал закон, согласно которому нахарарам запрещалось покидать царский дворец.
7. Упоминается один из князей не согласный с политикой, навязываемой Армении Римом.
8. Адат — это этнокультурные традиции, касающиеся различных сфер жизни. Показательно, что у армян адат со временем не трансформировался в обычную правовую систему, как у многих других этносов. Считается, что причиной этого послужило наличие у армян еще в древности судебников, охватывавших практически все сферы жизни и регулировавших общественные отношения на основе свода законов.
9. Прозвище Котак (короткий) Хосров получил за низкий рост.
10. Спарапет — древнеармянское воинское звание, а после почётный титул, обозначающее должность верховного главнокомандующего войском.
11. Персидский шахиншах, чьи кровопролитные войны с Римом за Армению и Месопотамию явились, пожалуй, центральным событием ближневосточной истории IV века.
12. Урарту — древнее государство в юго-западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция, северо-западный Иран и Нахичевань). Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII, как государства — с VIII века до н. э. Урарту занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии. Корни некоторых княжеских родов Великой Армении, согласно средневековому историку Мовсесу Хоренаци, восходили к урартийским племенным вождям.
13. При царе Хосрове спарапетом был Ваче Мамиконян.
14. У римлян волк являлся священным животным и олицетворял воинскую доблесть и бесстрашие, а его образ волка связывался с символикой войны. Увидеть волка перед военным походом почиталось за доброе знамение. Верования древних армян, в отличие от соседей, были связаны с поклонением львам и орлам (Равнины и горы Передней Азии некогда были покрыты густыми лесами, где вплоть до X века водились львы).
15. Политики союзничества с Римом держался и сын Хосрова Тиран. Персам удалось свергнуть Тирана, но власть осталась за его сыном, Аршаком, продолжавшим политику отца. Политика эта оказалась гибельной для Армении. При Аршаке произошла война римлян с персами, закончившаяся позорным для Рима миром. Рим уступил персам пять провинций империи и предоставил им на разгром верного союзника Рима — Армению. Это было начало конца для политической самостоятельности армян. Древнеримский историк, непосредственно участвовавший в войнах Рима с персами в середине IV века, Аммиан Марцеллин, писал: «...к условиям мира с персами римляне сделали прибавку «гибельную и нечестную» (exitiale et impium): не оказывать помощи армянскому царю, «всегдашнему верному другу римлян» (аamico nobis semper et fidus)».
Свидетельство о публикации №116070203024
Шон Маклех Патрик 02.07.2016 22:38 Заявить о нарушении