Земляк из Тапиау или Легенда о Ловисе Коринте
Где звонкое слыша журчанье,
бдит замок над гладью речной,
о Ловисе воспоминанье
хранит его домик родной.
………………………………………..
У немцев тогда были: Pregel,
за пойменным лугом лесок,
да вставший на прегельском бреге
совсем небольшой городок…
Где домику памятным летом,
у Генриха Коринта сын,
родившийся только, приветом
был встречен звенящих рябин.
…Явившись на свет в раскалённый
июльский безветренный день,
когда человек изнурённый
старается спрятаться в тень.
Мальчонкой в родном Тапиау,
любуясь цветеньем садов,
не знал, что стяжает он славу,
рисуя античных богов;
под крышей отцовского дома
едва ли мог думать о том,
что кистью своей «Ecce homo»
он где-то напишет потом;
учащийся школы Кнайпхофа
никак не мог предполагать
того, что за триптих «Голгофа»
все станут его уважать.
2.
Любивший глядеть на закатов
багряного цвета костры,
когда лучезарный вожатый
спускался с небесной горы,
всегда он следил с восхищеньем,
с особенным блеском в глазах,
за ярким таким представленьем
в зардевшихся горних краях…
Но, как-то вечерней зарёю
привычно любуяся, он
нечаянно мыслью такою
был, правду сказать, потрясён:
«О, Боже! Когда живописцем
сегодня уже бы был я,
в картину мою мог жар-птицей
вписать это море огня!
С какой аккуратностью краски
сейчас бы я клал на холст мой,
чтоб вид дивной птицы из сказки
своей привлекал красотой!
…Но если во мне есть желанье
в грядущем картины писать,
то, значит, секрет их созданья
вполне я смогу разгадать!»
И был он в похвальном стремленьи
с любовью поддержан отцом,
что ради его обученья
продал этот маленький дом.
Покинув тогда Тапиау,
они переехали жить
в тот город, что Канта по праву,
как сына, не мог не любить.
И там, в академии местной,
учиться созданью картин,
ещё никому неизвестный,
стал Генриха Коринта сын.
3.
Он, знания чтоб приумножить
и опыт накапливать впрок,
решил обученье продолжить -
и в Мюнхен поехал в свой срок.
Нередко бывал за границей -
в Париж приезжал - и не раз,
у лучших из всех живописцев
всегда с прилежаньем учась.
Не попусту были старанья,
и вовсе не зря много сил
художник во имя признанья
в те годы свои положил!
Как Ловис отменно портреты,
а также пейзажи писал!
И, к слову, библейским сюжетам
он должную дань отдавал…
Вот снятье с орудья расправы,
с омытого кровью креста,
посланца небесной державы,
Мессии - Исуса Христа.
И зритель картины той скажет,
что видит в печальных глазах
трагичных её персонажей
на пару с отчаяньем – страх.
Написана эта картина
настолько искусно была,
что Генриха Коринта сыну
награду в свой срок принесла.
С тех пор и художник, сомнений
своих забывая злой груз,
почувствовать мог, что он – гений,
любимец божественных муз.
И кистию, мастерски, смело
он пишет всё больше работ -
и, надо сказать, что по делу
его популярность растёт!
Вот только шедевра с жар-птицей
средь сотен холстов не найдут,
в картине его в багрянице
на смерть человека ведут.
4.
Стяжавший известность и славу,
в далёкой столице не мог
забыть он про свой Тапиау,
где был его жизни исток.
За год до того, как в Берлине
престол мог народ сокрушить,
художник решение принял
родной городок навестить…
Куда он и прибыл с дарами -
с десяткою лучших работ,
что создал с большими трудами,
по делу снискавши почёт.
И с радостью в дар кирхе местной
он лучший свой труд преподнёс,
для многих довольно известный,
где в центре - распятый Христос.
И снова журчанью речному
умиленно Коринт внимал,
по улочкам, с детства знакомым,
здесь с модною тростью гулял.
…И те, кто ему попадали,
гуляя, навстречу тогда,
случалось и так, узнавали
его далеко не всегда.
5.
А Ловис спешил видеть: дворик
с рябиновым ярким кустом,
простой и приземистый домик,
где он родился летним днём.
Художнику очень хотелось
опять же ступить на порог
жилища, где детство он в целом
провёл без особых тревог,
где в первой своей акварели
весёлый весенний рассвет
писал, как он помнил, в апреле
подростком пятнадцати лет.
Каким было в сердце волненье!
Стучала в висках его кровь! -
В то самое в жизни мгновенье,
когда так случилось, что вновь
под крышу отцовского дома,
поклон положивши, вступил,
минутою позже родному,
сквозь слёзы, уже говорил:
«Пришёл я с тобою проститься,
пред тем как к привычным трудам
художника мне возвратиться,
вновь: к кисти, к мольберту, к холстам…
Уеду в Берлин, где, как должно,
я вновь за картины примусь -
и очень, родимый, возможно,
что больше сюда не вернусь.
Ведь, если на жизнь эту квоты
осталась лишь чуточка мне,
могу встретить смерть за работой,
в грядущем году, по весне.
Но пусть моё жаркое сердце
и Леты остудит вода,
меня не одни только немцы
не смогут забыть никогда!
И ты, и по этот день скромный,
где я появился на свет,
мой домик, всегда будешь помнить
меня, сколь ни минуло б лет».
«Прощай» - произнёс тихо Ловис,
закончивши свой монолог
на этом безрадостном слове,
и вышел тотчас за порог.
…И, с ним навсегда расставаясь,
домишко испытывал грусть,
и вслед ему гнулся, прощаясь,
рябины алеющий куст.
Прошло время вовсе немало -
считайте, уже целый век:
и речки всё блещет зерцало,
и помнится тот человек.
Есть в сотнях умов пониманье,
что здесь, рядом с нами, сейчас
о Коринте воспоминанье
хранит его домик для нас!
Пусть годы летят, будто птицы,
над русским навек городком! -
И будут гвардейцы гордиться
немецким своим земляком!
Свидетельство о публикации №116070106169