В гостях у Феликса Гойхмана
Весь июнь хозяином нашей литературной гостиной будет поэт, прозаик, эссеист Феликс Гойхман, эксперт недавнего мартовского цикла нашего конкурса (http://www.stihi.ru/2016/04/10/4428 ).
Страница Феликса на Стихи.ру: http://www.stihi.ru/avtor/felixgoykhman
Чтобы вступить в беседу с Феликсом, необходимо открыть здесь отдельную рецензию, поместить в нее свое стихотворение, участвующее в июльском конкурсе БЛК (неважно, через номинацию или в отборах), и задать вопрос или предложить тему разговора.
Рубрика только для резидентов БЛК.
--------------------
Дорогие друзья, здравствуйте! Я рад, что меня пригласили в клуб в качестве хозяина гостиной. Что ж, попробуем поработать вместе. Стихами я занимаюсь давно и уже лет 15 пописываю критику. Я - человек, склонный к теоретизированию. Должно быть, поэтому за годы занятий литературой у меня выработались более или менее четкие представления о том, как и из чего растут стихи, и почему к чужому творчеству следует относиться как данности. Другими словами, я уверен, что творец всегда прав. Это не значит, что мне не видно 'системных' просчётов в конкретных порой не безукоризненных текстах, случаев недобросовестности автора или того, что он иногда не справляется с материалом. Все эти минусы в работе были возможны раньше, возможны они и сейчас, ибо всегда стихотворец способен убедить себя, что он - одинокий победитель, или выражаясь в старом стиле, непризнанный гений. И хотя у меня нет оснований в этом сомневаться, сомневаться в том, что каждое стихотворение, попадающееся мне на глаза - творческий подвиг, я так же уверен, что погрешности возможны и их почти всегда легко исправить. И последнее: в наше время, когда у общества появились другие игрушки, кроме поэзии, и поэт остался, наконец, наедине с самим собой, похоже, окончательно вступила в силу отчасти ироническая формула 'стихи пишутся для души'. В этих условиях в поэтическом творчестве не осталось решительно никакого смысла писать спустя рукава. В этом я уверен твёрдо.
Феликс Гойхман
Свидетельство о публикации №116063009374
Если можно, посмотрите моё стихо.., "строго сдвинув брови". Вы, как автор замечательных стихов, сами знаете насколько интересен читательский отзыв, тем более отзыв читателя - незаурядного критика))). Я очень рад Вашему явлению на страничке БЛК, да и не только я - судя по общему оживлению в зале после Ваших
"общеоздоравливающих" разборов.)))
Петрарка в Воклюзе
"...Следя с небес за мной, осиротелым,
она себя являет нежным другом,
вздыхая обо мне со мною вместе..."
Франческо Петрарка
Здесь, в пажитях земных и памяти зелёной,
позволь мне, словно дождь, надежды переждать;
в болящей тишине, сиротством просветлённой,
забыть о языке, не могущем не лгать.
Лишь воркованье вод, лишь волхованье ветра,
молитвенный прилив рассветной наготы
в душе взрастят опять немотство горных кедров
и музыку травы, пролитую в цветы.
Как упасти любовь: идёт слепым тараном
невежества орда и вероломства рать,
и зрячая алчба грозит, громя, нагрянуть,
чтоб, унижая жизнь, её детей карать?
Здесь, где поэзия тиранствует по праву
зачатья всех миров - мой кров не обобрать.
*Воклюз - местечко во Франции, где Франческо Петрарка, уединяясь в своём домике, писал "Canzoniere" возлюбленной - Лауре.
Алекс Шубин 01.08.2016 06:17 Заявить о нарушении
Феликс Гойхман 01.08.2016 06:57 Заявить о нарушении
Алекс Шубин 01.08.2016 07:53 Заявить о нарушении
Феликс Гойхман 01.08.2016 08:04 Заявить о нарушении
В общем, беседуйте, коллеги. Надеюсь, коллеги в редколлегии меня не осудят. А с Алекса бутылка - т.е. ударный труд на пользу БЛК в одном из следующих месяцев.))
Арабский Алфавит 01.08.2016 11:03 Заявить о нарушении
Алекс Шубин 01.08.2016 12:50 Заявить о нарушении
Для начала две мысли, ненароком пришедшие мне в голову во время первого прочтения. Прежде всего, самая простая: архаизмы. Архаизмы это - вещь коварная, особенно архаизмы в современном художественом тексте. Даже имея под рукой соответствующие довольно редкие в наше время справочники, трудно уразуметь их природу, как они себя ведут в различных синтагмах. Что до их литературного бытования, то есть их поведения на соответствущей, привычной им 'местности', в аутентичных текстах, то там проследить за ними ещё труднее. Конечно, прочитать эти тексты не составляет труда, труд составляет сделать пересадку, абсорбировать их. Тут главная опасность, чтобы архаизмы ненароком не стали анахронизмами. Так слово пажити, хоть и синонимично лугам и полям, требует управления, выраженного предлогом на, иногда по: на пажитях, по пажитям. Форма 'в пажитях' мне не попадалась. К тому же, и по современным нормам стечение мягкого с, в и п не приветствуется. Конечно, в обычных случаях, на это никто не обращает внимания. Но тут у нас диковинные экспонаты, которые не желают укореняться и произрастать где попало. С другой стороны, а люди не такие? Сколько всего требуется от индивидуума, чтобы его в несвойственной ему среде приняли на равных? Что-то обязательно будет не так. В этой связи вспоминается жена Лжедимитрия, Марина Мнишек. В то время Самозванец уже воцарился в Москве. Марина - московская царица, с польскими привычками. На Руси во время праздников молящиеся часто прикладывались к чудотворным иконам, Особенно, как Вы знаете, чтились лики Богородицы. Целовали оклад, самые истовые - руку. Марина, обнаружив это, решила подладиться. Во время очередного целавания, она подошла к иконе и поцеловала Богородицу в губы. Представляете, как это было воспринято окужающими? А тут еще и согласные стеклись, сплошной сьвп, одним словом. У Вас в этом стихе сравнительно много архаизмов: пажити, немотствует, упасти, тиранствует, алчба. Что-то пропустил? Вокруг них должна идти кропотливейшая работа. Поэт должен стать археологом, но не с лопатой, а с кисточкой. В целом, это Ваше поползновение понятно и вызывает сочувствие. Петрарка жил в 14 веке, использовать при приближении к его образу сугубо современную лексику, странно и не вполне правомочно. Другое дело, нахождение лексических параллелей между 14 веком в Италии и 14 веком в России. Чем тогда могла похвастаться русская литература, русский литературный язык. Если верить авторитетам, до Пушкина этого языка практически не было. Были, разумеется, исключения, но в большинстве случаев калькировались греческие, немецкие, французский и прочие образцы. Современному стихотворцу ориентироваться практически не на что. Это тоже не облегчает Вашу задачу.
Второе: релевантность. Петрарка сочинял свои канцоны и сонеты в память об ушедшей возлюбленной. Это основание для формы, не сонета, а плача и воспевания безвременно утраченного, внутреннего диалога с 'Лаурой'. В любом случае, чтобы сделать Ваше стихотворение по-настоящему злободневным, желательна параллель между переживаниями Петрарки и Вашими переживаниями. Именно параллель есть главный повод для написания такого рода стихотворения. Просто заявленная и реализованная тема, даже реализованная виртуозно, без этой параллели утратит львиную долю своего драматизма и будет выглядеть не слишком вразумительной иллюстрацией. По жанру из-за лексики, из-за строя Ваш текст - филофская лирика, но любопытно вот что: это обстоятельство ничего не меняет. Реального повода для написания нет. Дальше пажити, по умолчанию, всегда земные, а вот, память зеленеет не всегда. Это не мешало бы объяснить, в тексте. Вторая строка, возможно, самая важная из всех, поскольку именно тут возникает тема лирического визави. Именно, реальная, а не воображаемая возлюбленная позволит или НЕ позволит Вам, словно дождь, надежды переждать;|| в болящей тишине, сиротством просветлённой,|| забыть о языке, не могущем не лгать. Надо ощутить всю ирреальную власть утраченной любви, чтобы как следует прочувствовать эти строки, чтобы они начали что-то значить. То что я сейчас собираюсь сказать, следует выдолбить каленым железом на фронтоне современной поэзии: ни страсть, ни власть, ни страх, ни похоть сымитировать нельзя, а без этого - смысла нет. Казалось бы тут неплохо было бы поставить точку, но, чувствую, Вас эта моя точка не удовлетворит.
Ладно, займусь непосредственно текстом. Ирония заключена в том, что ткань стиха, его выделка, свидетельствует: его писал человек, понимающий в поэзии, и кое-что умеющий в этой области делать. Кто-то, быть может выберет другие строчки, но мне нравится вот эта:
Лишь воркованье вод, лишь волхованье ветра...
Тут есть все, и чувство языка, и актуальный, в смысле антропоморфный, ритм, и четкая артикулированность, и, что самое важное, смысл. Если бы на таком уровне было написано все стихотворение, архаизмы не понадобились бы. Чтобы понять это, достаточно прочесть следующую строчку,
молитвенный прилив рассветной наготы,
и следующую,
в душе взрастят опять немотство горных кедров,
и следующую
и музыку травы, пролитую в цветы.
Прилив наготы, взращенное немотство, пролитая музыка травы... Возможно, существует текст, в котором данные синтагмы будут выглядеть естественно и что-то значить, но, увы, не здесь. Следующая строфа, хоть и более прозрачна по смыслу, но тоже на передний план выходит не флейта, а рычание. Как упасти любовь, задается вопросом лирический герой. Но о какой любви речь, любви Петрарки, о которой, в общем-то, все написано, конкретной любви самого, героя, автора, или о какой-то пробирочной любви, столь же теоретической и отвлеченной, сколь отвлеченны рассветная нагота и зрячая алчба. Между прочим, если вы об алчности, Алекс, то это чувство слепое, сжигающее человека изнутри, и отравляющее все его существование. И потом, разве можно назвать зрячим чувство, для которого не существует мира, неуложимого в карман? Карман может быть зрячим, но не алчба.
И опять, здесь, где поэзия тиранствует по праву. Где это здесь, в Воклюзе или там, где находитесь Вы? Когда в 14 веке или сейчас? И вообще, что это, переложение сонета Петрарки или, собственно, лирическое стихотворение, ладно, философская лирика? Если второе, то где реальные переживания, где весомые слова, где сокровенные мысли? Если первое, то зачем, какой смысл? У меня на эти вопросы нет ответа. Может, у Вас найдётся? Если так, буду рад.
P.S. Освежил в памяти Ваши стихи и понял одну вещь, о себе. Когда-то я ставил во главу угла звероподобное фортисимо, было дело. Думал, маслом кашу не испортишь. В какой-то момент произошёл перелом. Я понял, что пионисимо передает фортисимо на все сто. Перевооружение мне далось не сразу, взяло время, и у Вас возьмёт. Я искренне желаю вам переоснаститься. Вы - поэт, тут нет вопроса, но пафосное рычание - это не голос поэзии, скорее, это голос - плаката.
В завершение мне хотелось бы подарить Вам стихотворение Юрия Кузнецова, поэта, который от первого перешёл ко второму и вернулся в первое. Это стихи из его периода, который я люблю больше всего.
* * *
Среди пыли, в рассохшемся доме
Одинокий хозяин живёт.
Раздражённо скрипят половицы,
А одна половица поёт.
Гром ударит ли с грозного неба,
Или лёгкая мышь прошмыгнёт, –
Раздражённо скрипят половицы,
А одна половица поёт.
Но когда молодую подругу
Проносил в сокровенную тьму,
Он прошёл по одной половице,
И весь путь она пела ему.
1971
Феликс Гойхман 02.08.2016 15:23 Заявить о нарушении
Здесь, где поэзия тиранствует по праву
зачатья всех миров - мой кров не обобрать.
Слово тиранствует - оно враждебно, особенно на фоне "невежества орды и вероломства рати". Поэзия, которая призвана защитить Ваш кров, не может в нем тиранствовать. Здесь ощущается несоответствие задачи и действия. По-моему, поэзия должна властвовать под этой крышей,защищая кров. Тиранствуя, она гнетет.
Не знаю, согласитесь ли Вы со мной, но у меня возникло трение с этим словом.
Сусанна Ланс 02.08.2016 15:38 Заявить о нарушении
Спасибо за столь искромётный отзыв с инкрустацией примерами антропоморфных ступеней развития.)))
Отдельная благодарность за сочувствие и понимание трудностей применения в подобных текстах архаизмов, но деваться мне было некуда, поскольку хотелось сказать не О ПЕТРАРКЕ(и использовать его имя и обстоятельства жизни, чтобы сказать о себе, своё - на фоне Петрарки)- а воссоздать прямую речь поэта в, как бы написанном им самим сонете. Конечно, я готовился, искал фонетику по первоисточникам и проч., конечно, думал о стиле, отвечающем теме..))
Да, но конкретнее - по замечаниям:
1)Использование выражения "в пажитях":
rvb.ru›Вяч›Критические издания›…/articlevol1.htm
И тусклый мак, что в пажитях эфира Расцвел луной. И благость темных вод Творит ...
sno.pro1.ru›lib/politicheskie_deyateli_…
.. .Мне равно не по душе — Силой править тирании, как и в пажитях родных Д ать ...
sno.pro1.ru›lib/lurie/lurie.pdf
.. .в пажитях родных Дать худым и благородным долю равную иметь. ... Дважды Геродот называет Гекатея по имени;
2)"в памяти зелёной" - в памяти живой, плодоносящей..
3)"Здесь, в пажитях земных и в памяти зелёной
позволь мне, словно дождь, надежды переждать.." - это прямое обращение к местечку Воклюз, а не к Лауре... Тем более далее идёт описание этого местечка
3)"молитвенный прилив рассветной наготы"- молитвенный прилив открытости, откровения...(чтоб не кувалдой по ксилофону)))
4)"немотство горных кедров" -высокое немотство(попробуйте найти синоним "архаизму" немотствовать - хранить полное молчание - в одно слово))
5)немотство такой высоты и даёт возможность ЛГ слышать музыку гармонии, музыку травы...
6)Релевантность. Об "идеальной и страстной" платонической любви Петрарки к Лауре мне говорить сложно, тем более - учитывая исторические свидетельства, что Лаура была предельно верна своему мужу, родила от него 11 детей и ни в какой форме не общалась с поэтом... А Петрарка не менее страстно "не платонически" относился и к другим женщинам и от них имел по меньшей мере 2 детей...
Думаю, что Петрарка, как художник, в своём ремесле был хладнокровным и расчётливым человеком и прекрасно воспользовался темой, так же, как и Овидий, который имел возможность "иммиграции" в Персию..., но стоически рассказывал и рассказывал о своих страдания в элегиях...
Ничего не помешало Петрарке собрать все сонеты в книжку и предоставить этот труд Папе, для получения приза - лаврового венка.. Поэтому я и не развивал в тексте тему страстной любви, а сосредоточился на её сохранении))) "в агрессивных условиях", вполне понятных и современному человеку, тем более художнику..
5)Алчба зряча(очень образована), расчётлива; обирая мир до нитки, она видит малую крошку и присваивает её себе, превращает всех вокруг в рабов, не терпя
никакой инициативы и таланта. Это земная супервласть.
6)Как уберечь любовь(жизнь сердца, человечность) в среде быта 14 века и практически идентичной среде20-21 века? Войти в тень более сильной среды,
веры, власти...
Абсолютная власть, способная остановить любую дурь века - это
Воля, сотворившая и ежесекундно творящая этот мир(и чей промысел нам не понять, ввиду...)- Это пока ещё милостивое для нас тиранство - имеет Имя, я же называю это живое воплощение сверххудожника - поэзией(куда деться от пафоса)))
Это второй текст-пояснение, первый был раз в 18 объёмней, но "зубное страдание" урезонило и отрезвило меня вовремя))) Спасибо за внимание и время..!
Алекс Шубин 04.08.2016 09:56 Заявить о нарушении
Отвечаю по пунктам.
1. По сути, указывая на пажити, как на потенциальную ошибку связи, я немного кривил душой, другими словами, хотел Вас шапками закидать. В результате сам получил шапкой по зеркалу души. Разумеется, я разглагольствовал не сотрясения воздуха ради. Мне хотелось указать Вам, на особенности работы с архаизмами. В том смысле, что лучше с ними не работать, поскольку они чертовски плохо приживаются на новых пажитях. Я хочу сказать, что нужно иметь абсолютный речевой слух. И тот нюанс, что меня хоть чуть-чуть покоробило от пажитей и немотств, говорит о том, что абсорбция прошла не особенно гладко. Помните, я написал, что архаизмы с лёгкостью превращаются в анохронизмы? Вот, где был ключ, а не в предлогах. Предлоги - мелочь, симптомы, болезнь называется иначе. Я не хочу утверждать, что стихи Ваши больны, я хочу, чтобы Вы отдавали себе отчёт, что тут лёгким движением руки королевская мантия превращается в элегантную голую задницу. Знаю, покойная Ахмадулина всю жизнь баловалась этим, но у неё был один маленький секрет: её поэзия: камерная, на грани пробирки, в которой могут ужиться и уживались все стили.
Дорожка - скатертью, богат крахмал порфироносной прачки, моих две тени по бокам, две хилых пристяжных в упряжке.
Вот так, в одной упряжке неточные консонансные рифмы, порфира и крахмал. У Вас так получится? Получится, если Вы - Ахмадулина!
2. Зелёная память. Я просил уточнения в тексте, а не за его рамками. В русской поэзии полно случаев волюнтаристкого колерования, далеко не всегда опосредованного в самих стихах, часто их опосредует человеческая память: пусть наводят грусть жёлтые дожди. Жёлтыми дожди могут быть из-за грязи в облаках, из-за цветовой аберрации в разноцветной среднерусской осени, фигурально, поскольку, жёлтый - цвет разлуки, и связанной с ней депрессухи. У зелёной памяти выбор поскромнее. Может быть, по-вашему, а может быть, юная память без опыта, память, у которой молоко на губах не обсохло. Скажу сразу, я бы от такой двусмысленной памяти отказался.
3. "Здесь, в пажитях земных и в памяти зелёной
позволь мне, словно дождь, надежды переждать.." - это прямое обращение к местечку Воклюз, а не к Лауре... Тем более далее идёт описание этогоместечка
Очень очень жаль, нет, не Лауру, на Лауру мне плевать. Очень жаль, что это - фигура речи. Впрочем, если бы Вы такое сказали своей возлюбленной, тоже было бы плохо. Ладно, анекдот Вам расскажу.
Попали на необитаемый остров трое мужчин: 20, 40 и 60 лет. 20 огляделся, и вдруг как закричит, на ходу стягивая штаны: пацаны, на соседнем острове козы!!! Ай-да, вплавь!
40 тоже осмотрелся и говорит: да, неплохо, но зачем же истерить? Давай без фанатизма. Сейчас сварганим плотик и поплывем.
60 тоже напряг зрение и говорит: плотик - это хорошо, но отсюда тоже отлично видно.
Эти три слова позволь, дождь, переждать дезавуирует Вас, делают шестидесятилетним перцем. Никаких пережиданий: вплавь, волоком, сломя голову. Так рассуждает молодость, чувствующая настолько остро, что нужно писать стихи. А переждать, хоть надежду, хоть что - это дело пенсионеров.
3)"молитвенный прилив рассветной наготы"- молитвенный прилив открытости, откровения...(чтоб не кувалдой по ксилофону)))
Открытость, откровение, нагота не приливают, приливает кровь, в крайнем случае, чувства, хоть молитвенные хоть рассветные, и не по умолчанию, поскольку, это уже и есть метафора: чувства прилили.
Молитвенный прилив эксгибиционистских чувств, звучит не очень, зато точно. Молитвенный прилив наготы, тоже звучит не очень, и совершенно не точно.
5. Немотство горных кедров. попробуйте найти синоним "архаизму" немотствовать - хранить полное молчание - в одно слово))
Алекс, кажется, я понял Вашу проблему. Вы похожи на ребёнка в игрушечном магазине. Перед Вами на прилавке горные кедры и их немотство - просто разбегаются глаза. Скажу по совести, я бы выбрал горные кедры. Кто такие, с чем едят. Обычные кедры знаю, с горными встречаюсь впервые, но признаюсь, и обычные кедры, как поэта меня соблазнили бы куда больше, чем их немотство. Взгляните у Пастернака, у него не кедры, у него банальные сосны, там хоть звук про немотство есть, хоть писк? Но там видим эти сосны, чувствуем их отвесность и волнование, при этом не они приковывают взгляд поэта. Взгляд поэта направлен внутрь себя и там он находит противовес кажущемуся бессмертию сосен - море. А у Вас, кто такие эти горные сосны, они как-то связаны с горными козлами, которых Ваш читатель тоже в глаза не видел? Задача, на самом деле, проста, сначала усадите нас под горные кедры, а потом мы, может быть поймём и про немотство. А так, три малопонятных слова подрят, и таких троиц, между прлчим , у Вас предостаточно.
5)немотство такой высоты и даёт возможность ЛГ слышать музыку гармонии, музыку травы...
Музыку гармонии даёт возможность слышать что угодно, Это дело настроя. Логика Ваша понятна: горы, величие и покой, кедры, то же самое, только живое. Но в искусстве количество в качество не переходит.
6)Релевантность. Об "идеальной и страстной" платонической любви Петрарки к Лауре мне говорить сложно... Поэтому я и не развивал в тексте тему страстной любви, а сосредоточился на её сохранении))) "в агрессивных условиях", вполне понятных и современному человеку, тем более художнику..
Алекс, дорогой, а говорить и не надо. Франческо, Лаура - это тени, они не подлежат разглядыванию, в отличие от горных кедров. Да, история бестрепетна и холодна, в основе многих событий древности, как и сейчас, кроется зубодробильный расчёт. Но тут же существует и романтическая версия: Петрарка, как и Данте, оплакивал свою платоническую возлюбленную. У Данте ведь тоже указаний на физическую близость нет, насколько я помню. Я вижу оппозицию так: существует красивая жизнеутверждающая легенда о Петрарке и Лауре и существует наша жизнь, пропитанная равнодушием и любовью, пропитанная враждебностью, существует новый поэт, для которого история возникновения канцон есть романтически осмысленная данность. Таким образом одно любовное переживание накладывается на другое любовное же переживание, и возникает культурное эхо, в Пушкинском духе. Вот, Вам переживание и сохранение в одном флаконе.
5)Алчба зряча(очень образована).
Ладно, Алекс, забирайте Вашу зрячую алчбу, не жалко, но задайте себе вопрос: с какого бодуна этот вьедливый господинчик примахался к архаизмам? Он что, против русской старины, вообще, против русского? Нет, Алекс, ко всему, что касается русской культуры, я отношусь с гигантским пиететом. Я пропитан этой культурой с ног до головы. Я не христианин, но даже ваши церковные праздники говорят мне гораздо больше, чем мои собственные национальные и религиозные праздники. Но именно поэтому моё отношение к этой культуре можно назвать не ревнивым, а ревностным. Видите, и я без архаизмов обойтись не могу. Повторюсь, прочитывая в Вашем тексте нечто подобное зрячей алчбе, я чувствую лёгкий приступ идеосинкрозии. Что-то не на месте, сигнализирует мне вторая сигнальная система, а что именно - это уже другой вопрос, зрячая алчба или нет, мне, пардон, без разницы. Важно, что Ваш посыл, сообщение, если и дошло до меня, то с большими искажениями. Откуда появилась эта чертова зрячая алчба, мне понятно. Это сродни знаменитой истории Маршака про мистера Твистера, бывшего министра. Помните? Там поэт накручивает на него жупел за жупелом, чтобы разорвать, растоптать, уничтожить всякую мысль о все человеческое связи. Не-ет, зрячая алчба - это глокая куздра, чудище обло и стозевно, и прочее, но поверьте, сейчас, на новом этапе развития побеждает обще человеческая связь, а не тотальное отрицание. Я говорю о культуре: наша сила в связи, а не в размежевании. Почему? Потому что, не судите и не судимы будете, и ещё потому что ничего человеческого, и недочеловеческого, и сверхчеловеческое нам не чуждо. Не знаю, видели ли Вы на моей страничке стихотворение Круги, оно написано лет 6-7 назад, мне тогда было около пятидесяти (я - 1958). Там передо мной встала задача описать серое, конформистское большинство, и поразмыслив хорошенько, я пришёл к тому, что его от себя мне невозможно отделить, и родился соответствующий образ:
Рабы золотой середины,
печали свои утолим
не словом, так хлебом единым,
не хлебом, так телом твоим.
В Кругах, ведь, тоже речь идёт о сохранении чувства, культуры, но чувства, которые испытывает мой лирический герой, как минимум, амбивалентны.
6)Как уберечь любовь(жизнь сердца, человечность) в среде быта 14 века и практически идентичной среде20-21 века? Войти в тень более сильной среды,
веры, власти...
Во-первых, кто сказал, чт нынешняя эпоха и эпоха, предшествовашшая Ренесансу 'практически идентичны. Вам не кажется, что это надо доказать? И потом, что тень Возрождения, это - тень более сильной среды - ещё одна красивая легенда. Оппозиция искусство и общество выглядела и была совершенно другой. Человечество Ойкумены вдруг осознало связь между текущим моментом и античностью. Это было не случайно, поскольку 'средневековье' воспринималось и воспринимается, как отрицание античности. При этом роль церкви была весьма двуспысленна. С одной стороны она возглавила движение на Восток (крестовые походы), с другой - способствовала возникновению в своих недрах неоплатонистких течений мысли (св. Августин и Фома Аквинский). Таким образом, именно церковь подготовила почву для Возрождения. Вот так, с одной стороны Сованарола, с другой святой Августин. Все это я пишу, чтобы подчеркнуть : век Возражения был не менее противоречив, чем наш век, но совсем не идентичен. Тут Вы погорячились. Да, гносеологическая роль слова сегодня пришла в упадок, но слово ещё живо, оно сопротивляется на макро историческом уровне, и мы - его адепты.
Это второй текст-пояснение, первый был раз в 18 объёмней, но "зубное страдание" урезонило и отрезвило меня вовремя))) Спасибо за внимание и время..!
Слава зубному страданию))) вспоминается Мойдодыр, а ещё вспоминается Карнеги. По его словам, в кайзеровской армии солдат, которому сослуживец нанес обиду, обязан был подать рапорт лишь на следующий день, в проивном случае его ожидала гауптвахта.
Спасибо и Вам за внимание, будем друзьями.
P.S. Да, совсем забыл. Я просил Вас пояснить мне смысл последних двух строф, а вместо этого Вы пояснили мне то, что я не просил.
С уважением
Феликс Гойхман 07.08.2016 00:30 Заявить о нарушении
Извините моё занудство, но я, совершенно потрясённый Вашим письмом от 07.08
впал в какую-то просветляющую прострацию, переписал стиш, максимально обойдя анахронизмы и сохраняя стиль "как если бы Петрарка". Сбил градус рычания, но, к сожалению, пока ещё не избавился от пафосного знамени.(то есть внял и внял))) и Ваше шикарночеловеческое благодарно услышано и укоренилось))):
Петрарка в Воклюзе
И здесь, и в памяти влюблённо-воспалённой
дождь безнадёжья дай мне переждать;
в болящей тишине, сиротством просветлённой,
забыть о языке, не могущем не лгать.
Лишь воркованье вод, лишь волхованье ветра,
молитвенный прилив и просинь высоты
в душе взрастят покой ширококрылых кедров
и музыку травы, пролитую в цветы.
Как упасти любовь: идёт слепым тараном
невежества орда и вероломства рать,
своим беспамятством в пыль обращая храмы,
где милосердный Дух учил не умирать.
Здесь, где поэзия господствует по праву
зачатья всех миров - мой кров не обобрать.
Рад, что собеседование уходило от чисто технических тем в исторические и психологические закрайки с Вашими, почти Библейскими былинами)))
Печалюсь, что, возможно, будете вспоминать общение со мной, как зубную боль)))
Спасибо за редкостную паузу-переосмысление и серьёзный разговор!
С уважением к Вашему присутствию:
Алекс Шубин 09.08.2016 17:40 Заявить о нарушении
Бога ради, о чем вы говорите! Я рад нашему знакомству и наслаждаюсь нашим общением. Представляю, насколько тяжело было Вам отказываться от прежних находок, типа немотство кедров и музыка травы, но это - неминуемой путь творчества: необходимость порой жестокого выбора. Жизнь одна и чертовски коротка, а стремление к совершенству требует от нас отсечения целых ломтей этой жизни. По слухам, Микеланджело говорил, что от мрамора нужно отсечь все лишнее. В данном же случае, мы отсекаем лишнее (кто сказал??!!) не от мрамора, а от себя, ибо что у нас есть кроме этой речи, этих слов? Я сожалею, что поневоле принудил Вас, сделать эту вивисекцию. Наберусь непотребства и скажу, что, если раньше для меня были более очевидны Ваши находки, то сейчас более очевидным стал Ваш замысел. Мне кажется, что это хорошо. Стихотворение стало прозрачным, в нем появились не подразумеваемые, не спрятанные за хитросплетением слов, а вышедшие почти наружу, как кровотоки в человеческом организме, связи. И это опять же, хорошо, потому что, что у нас есть, кроме слов? - Связь, именно возможность, связав эти слова, наиболее полно выразить себя. Удачи Вам, Алекс, и не пропадайте!
Феликс Гойхман 10.08.2016 10:12 Заявить о нарушении
Вам - почётную)))!
С уважением:
Алекс Шубин 10.08.2016 10:46 Заявить о нарушении
Успехов, Вам!
Сусанна Ланс 11.08.2016 22:36 Заявить о нарушении
Приношу извинения за - запоздалый ответ: почему-то нигде не высветился(?), набрёл на него случайно - заскучал по Вашему и Феликсову "живу-слову" и - радость-весть!)))
У Вашего и Феликсова слова необычайная кумулятивная-человечная способность проникновения... без разрушения)))
Спасибо Вам за эту созидающую силу))) Да воздастся Вам, Вашим потомкам и последователям!))) Привет Феликсу!
С нескрываемым уважением:
Алекс Шубин 26.08.2016 10:06 Заявить о нарушении
Сусанна Ланс 26.08.2016 19:53 Заявить о нарушении