Часть I - Два взгляда на Человека и Вселенную

Мы - ДЕТИ КОСМОСА, и  наш  родимый Дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитыми в одном,
Что в каждой точке  мир – весь  мир - сосредоточен.               
И жизнь, повсюду жизнь в материи самой,
В глубинах вещества от края и до края
Торжественно течёт в борьбе с великой тьмой
Страдает и горит, нигде не умолкая.

А Л. Чижевский

Вселенная… Манящая тайна, не имеющая начала и конца, времени и пространства...  Есть лишь горизонты, есть лишь неведомое… И стоит сделать хотя бы шаг вперёд,  как они отодвигаются, тают – и даже то, что представлялось уже познанным, знакомым, изученным, таковым быть перестаёт. Более того, из безмерной глубины веков возвращаются знания, предвидения, концепции, требующие нового  осмысления и задающие новые загадки самим фактом своего существования.

Иммануил Кант сказал когда-то: «Есть всего две вещи, поражающие нас: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас». А до него эту фразу произносили тысячи раз в течение многих тысячелетий, когда человек начинал  сознавать фундаментальную проблему взаимодействия себя и Вселенной, микрокосма  и макрокосма…

В человеке природа сконцентрировала в максимально сжатом виде наиболее важные  свои потенции, основные принципы развёртывания жизни на физическом, витальном, ментальном и духовном уровнях.

Жизнь и Космос нерасторжимы. Жизнь – не просто порождение Вселенной, но и её предназначение, её цель; без неё она ничто. Жизнь есть непрерывный процесс реализации, проходящий через множество этапов – от образования праматерии до биологического и разумного. Столь же бесчисленны должны быть и формы жизни, и формы разума.

На сегодняшний день мы можем реально судить лишь об одной форме жизни – белково - нуклеиновой, и об одной форме разума – разуме человека. Однако это абсолютно не означает отсутствия во Вселенной иных форм жизни и разума.

Человек постоянно стремился к небу – чувствами, мыслью, разумом, сознанием; в  наше время – с помощью воздухоплавания, космических летательных аппаратов,  зондов, орбитальных станций.

Но что есть небо? Только ли физическая вселенная, только ли материя, порождающая физическую жизнь? И что есть законы вселенной? Вечны и неизменны ли они? Что отражают, какую реальность? И есть ли она, эта единая всеобщая реальность? Существуют ли «разные уровни» законов для «разных миров» необъятных просторов Вселенной? Сказанным «Вопросы к Небу» (так называлась поэма китайского поэта Цюй Юаня)  далеко не исчерпываются – они неисчерпаемы.

Путей познания мира множество: разумно-логический, научный, религиозный, мистический, поэтический, духовный. Каждый из них имеет своё поле действия и своё направление – прошлое, настоящее, будущее; имеет и безусловный  прикладной аспект, ибо знание невоплощённое, нереализованное – ничто. В целом  всё это объединяется в едином понятии космизма. Это не знание, не наука, не религия, а вопрос непосредственного, лично-сопричастного отношения человека к космосу, ощущение нераздельности, связанности с ним. Это высшее качество человеческого сознания, которое можно было бы назвать вселенскостью.

Человек и Небо… И три вещи, объединяющие их: жизнь как процесс, сознание как  познающее начало и разум как организующая структура (форма) этого единого и  неделимого феномена.

Странные трансформации претерпели наши представления о физической Вселенной в  ХХ веке… Мы были бы вправе говорить о революциях, но каждая из них, разрушая  прежнее, строит новое. Так было до сих пор. Появлялись новые гипотезы,  теории, концепции. Они воплощались в жизнь, развивая научно-технический  прогресс и тем самым облегчая человеческую жизнь. Наука и научный метод познания были признаны единственно верными.

Несовершенство человека, шаткость его морально-этической базы, отставание политической организации общества от новых, усложняющихся на глазах проблем бытия откладывались как бы «на потом»; полное (или почти полное) незнание человеком самого себя также не смущало: убеждение, что научно-технический прогресс решит все проблемы человечества, было главенствующим.

Однако очень быстро и для непосвящённых  практически незаметно процесс  познания перешёл на новую интуитивную ступень, а уровень мышления столь резко изменился, столь абстрагировался, что плавное течение науки приобрело даже не волнообразный, а взрывообразный характер.

Кроме того, возникло нечто вроде цепной реакции, затронувшей даже области, традиционно
изолированные (или считавшие себя таковыми) от основного потока физического поиска. Остановимся только на самом фундаментальном – проблеме пространства, времени и энергии. Уже для учёных конца ХIX века тайны мироздания зачастую перемещались из  природно-наблюдательной сферы в абстрактно-математическую плоскость. Сотням  первопроходцев науки казалось, что объективная гармония мира и многообразие  Вселенной постигаются в первую очередь через математическую теорию, красоту вычислений и архитектурную стройность формул.

В ХХ веке эта теоретическая драма (если не трагедия) усугубилась до крайнего предела; между наблюдаемой Вселенной и описывающей её теорией появились нестыковки и конфликты. Теоретики всё более поддавались искушению подогнать природу под математические абстракции, объявив мироздание таким и только таким, каким оно представлялось очередному всплеску математического воображения. Ньютон (по словам Лагранжа) был счастливейшим из людей, потому что знал: существует только одна Вселенная и он, Ньютон, раз и навсегда установил её законы.

Современных же космологов и физиков по аналогии можно назвать несчастнейшими  из людей, поскольку уже сейчас существует более двух десятков противоречащих  друг другу моделей Вселенной, и число их продолжает расти.

***

Математика – «игра» особого рода. Её характернейшая черта – свободное  манипулирование понятиями и абстракциями, сцепление их в конструкции любой  степени сложности. От игры мысли и воображения реальный космос не меняется – он живёт и развивается по своим собственным законам. Любая формула или  понятие «на входе» и «на выходе» не может дать больше, чем заключено в  составляющих её понятиях. Уже в силу этого нет и не может быть никаких формул, описывающих всё неисчерпаемое богатство природы и космоса.

Любые положения, теории, формулы отражают лишь определённые аспекты и грани бесконечного мира и присущие ему совершенно конкретные связи и отношения – например, положение о пространственной кривизне, которая якобы присуща объективной Вселенной. На самом деле эта категория есть не характеристика материального мира, а результат отношения пространственных геометрических величин, причём сложного и многоступенчатого отношения, первоначальным элементом которого выступает условное понятие бесконечно малой величины.

Та же история и с понятием многомерных пространств – они существуют постольку,поскольку существуют различные пространственные отношения между материальными вещами и процессами. Неевклидова геометрия допускает построение модели с любым числом измерений; число таких моделей неограниченно и, следовательно,все рассуждения о «пространстве» вообще лишены смысла. Ни двух-, ни трёх-,четырёх- и т.д. мерность не тождественны реальной пространственной протяжённости, а отображают строго определённые аспекты объективных отношений, в которых те могут находиться. В зависимости от того, как соединены в сфере мышления (т.е. отражены, восприняты нами) те или иные отношения (не только пространственные и временные), получается то или иное многомерное пространство.

Мы могли бы сказать, что материальный мир – один-единственный, а всё остальное – уже чисто наше «внутреннее  производство, своеобразный параллельный мир наших мыслей, идей, представлений. Не будучи связан жёсткой физической причинностью, он-то как раз и будет абсолютно многомерен; кроме того, психический мир (миры) обладает своей энергетикой и, безусловно, способностью получения, обмена и рождения информации. Но это возможно лишь при признании «материального мира» и «материи» чем-то раз и навсегда данным, застывшим и управляемым вечными «одномерными» законами.

Однако современная физика и космогония отказались от такой трактовки материи; более того – такого «объективно существующего» субстрата попросту не существует. Есть постоянно изменяющиеся состояния и отношения времени, пространства и энергии, находящиеся в постоянном движении. Более того, мы не можем представить их существование по отдельности, и каждое из триады Пространство-Время-Энергия не обладает абсолютной стабильностью и единством – они взаимно проницаемы и взаимопревращаемы. Материя и материальный мир – лишь одно из многочисленных состояний бытия с определёнными и достаточно устойчивыми характеристиками.

Динамика этих отношений порождает определённые «сцепления», именуемые нами «информацией». И, наконец, есть единая база, огромная матрица, на которой и развёртывается весь бесконечный процесс. Эта база – единый Космос, Космическое всеединство – охватывающая и содержащая в себе всё и вся, Абсолют, То, Сат-Чит-Ананда, Дух, Вселенское поле сознания.

Уже говорилось о несводимости бесконечного к какой-либо единой формуле, идее, концепции; современная попытка ввести понятие «энергоинформационного поля» имеет смысл как определённая модель для решения определённых задач, но не более. Попытка придать этому частному факту характер первоосновы попросту  бессмысленна, т.к. и энергия, и информация всегда вторичны по отношению к тому, что их порождает. При таком и именно таком видении мы и получаем одновременно единое, состоящее из множества, и множество, являющееся единым – «многомерные временно-пространственные миры» (точнее, многомерность соотношений основных составляющих) в человеке (микрокосме) и вне человека (макрокосме).

В то же время и то, и другое, будучи фиксированными в определённой мерности восприятия, таковыми не являются; и первая, и вторая системы неразделимы и включены в общий динамический процесс. Всё дело именно в восприятии; будучи «трёхмерными» и двигаясь в общей структуре «трёхмерной» Вселенной, мы имеем дело с реальностью и законами трёхмерности.

Совсем иная картина взаимоотношений возникает при освоении человеком способности реально воспринимать хотя бы четырёхмерность, не говоря уже о том, чтобы перевести себя как организованную систему в «другое измерение», где властвуют иные законы, отличные от законов трёхмерной реальности. Об этом мы поговорим более подробно в следующем разделе, пока же сошлёмся на мнение знаменитого американского учёного – физика, математика и космолога Мориса Клайна. В своей книге «Математика: утрата определённости» он пишет:

«Науки, использующие математику, никогда не имели, не имеют и не могут иметь дело с объективной реальностью, а только с искусственной реальностью математических формул и символов. Мы не можем сказать ничего как о природе Космоса самой по себе, так и о её законах и механизме действия. Искажённая и стиснутая клеткой математических описаний «Вселенная» – это научная виртуальная реальность, по которой мы можем путешествовать бесконечно долго без малейшей надежды на выход из замкнутого круга искусственных построений».

Сказанное касается не только математики; нечто похожее происходит и в  современной физике. Время и пространство – понятия неразделимые. Определений, как и теорий времени – великое множество; для начала выделим два диаметрально противоположных подхода. Представителем первого с полным правом можно считать русского учёного М.С. Алексеева, ныне намертво забытого. В 1896 г. он опубликовал капитальную  работу под названием «Трансцендентально-кинетическая теория времени», где  чётко прослеживаются основные идеи теории относительности (опубликованной А. Эйнштейном в 1913 г.).

По Алексееву, линейного движения времени не существует; изолированное время – не более, чем иллюзия. Есть абсолютное единство прошлого, настоящего и будущего; они не фикция, а «реальнейшая реальность». Время есть непрерывно меняющиеся соотношения внутри безграничной системы; каждое определённое сочетание порождает особый мир, продолжающий существовать или, точнее, перетекать, трансформироваться, меняться местами. Это не однонаправленный поток бытия, а, скорее, бесконечный калейдоскоп  вероятностей.

*** 

Другой, кардинально противоположной точки зрения придерживался теоретик - космолог и астроном, учёный с мировым именем Н.А. Козырев (1908-1986 гг.). Он считал время материальной субстанцией. В то время как для точных наук,  использующих математический аппарат, время имеет «геометрическое свойство», т.е. свойство пространственной арены, на которой разыгрываются события мира, для «неточных» наук имеют значение другие свойства этого феномена. Таковыми Н.А. Козырев считал плотность и направленность. «Время» активно участвует в развитии событий; овладев законами «времени», возможно влиять из одного процесса (состояния бытия) на другой.

Во многом ещё не познанная, но явно существующая связь феномена времени с другим – феноменом сил притяжения (или всемирным гравитационным полем) делает возможным переход не только «из одного состояния времени в другое», но и космические путешествия вне тяготения и ограничения скоростью света. Учёный считал время основополагающей структурой мироздания (соответственно универсальному полю Сознания), свободной от ограничения скорости прохождения сигнала и осуществляющей прямую мгновенную связь с любым объектом Космоса, живым или неживым, разумным или неразумным.

Время – неотъемлемое свойство и одновременно – структура мироздания; оно напрямую связано как с материальными объектами, так и с процессами, происходящими в них. Есть и ещё одна – удивительная для учёного-космолога – сторона его видения: «Наблюдая звёзды в небе, мы видим проявление не разрушительных сил природы, а проявление творческих сил, приходящих в мир через Время. Солнце и звёзды  необходимы для осуществления гармонии жизни и смерти, и в этом, вероятно,  главное назначение звёзд во Вселенной». Эта фраза буквально воспроизводит сказанное Платоном 2,5 тысячи лет назад: «Звёзды назначены участвовать в устроении времени, однако и время участвует в устроении звёзд».

Интересной и очень перспективной является концепция, предложенная проф. А.И. Вейником, который выделяет не менее 10 уровней Вселенной, причём три из них находятся «ниже» традиционно изучаемых уровней физической материи, а семь - «выше». Теория «хронального» (временнОго) вещества, разработанная А.И. Вейником, предполагает существование вокруг Земли особого рода «хронального поля» – хроносферы, имеющей космическую природу. Хрональными качествами наделены и многие физические процессы (кроме тонких и сверхтонких хронально-матричных объектов и процессов).

Основой любых временных процессов являются мельчайшие частицы – хроно, или хрононы. Они и обеспечивают временную ритмику живой и неживой природы, обладая самостоятельно меняющейся скоростью (от минимальной до во много раз превышающей световую). В понимании времени существует множество других подходов: оно определяется  и как периодичность, и как «чистая длительность», и как последовательность  событий, и как динамическое пространство, и как непрерывно рождающееся  настоящее.

Самым неожиданным и очень оригинальным из всех подходов  является концепция, сформулированная русским философом и богословом А. Введенским в начале ХХ века, который предложил следующее определение: «Реально существует лишь настоящее, и само время есть не что иное, как  передающее себя из мгновения в мгновение вечно возрождающееся настоящее».

На сегодняшний день мы должны признать, что не существует такого единого и устойчивого феномена, как время. Мы можем наблюдать, анализировать и объяснять лишь отдельные фрагменты фундаментального свойства Вселенной, по-разному проявляющего себя на разных уровнях не только физической, но и «нефизической» Вселенной.

Признание за ним, как основной, какой-либо «главенствующей черты» невозможно. Здесь проявляется та же закономерность,как и в случае с «материей», где законы физики больших тел не совпадают с законами квантовой физики, а от деления на «частицы» и «волны» давно отказались. Реальность времени будет зависеть исключительно от реальности системы (и составляющих её элементов), в которой оно себя проявляет.

*** 

Точно так же и «реагенты» – воспринимающие эту временную реальность – будут вести себя по-разному. «Время» физических, психических и духовных процессов и пространства, в которых оно действует – это различные проявления общего для всех фактора, и перенесение законов физического, «хронального времени», или «времени галактического» на область человеческих психических процессов недопустимо. Именно это утверждает холотропический подход к восприятию мира,о котором свидетельствуют современные исследования сознания и, в первую очередь, трансперсональная психология.

Здесь очень важно не путать сопряжённые реальности; так, временному содержанию человеческого сознания будет соответствовать содержание всеобщего поля сознания, а физическому – материальному – человеческому телу – физическое содержание земного «поля времени». Точно так же понятия человеческой души, духа будут соответствовать понятиям Космического Духа и Соборной Души, а память реинкарнационная, «инсайты» в разных областях человеческого знания – информационно-энергетическому компоненту всеобщего поля сознания, а не самому «энергоинформационному полю».

Есть и практический аспект этого различия:используя реальность физического времени и пространства, мы можем совершать путешествия во времени и пространстве физически – самостоятельно и при помощи различных механизмов. Используя реальность времени «нефизического» и всеобщего поля сознания, мы можем путешествовать в любые «времена и миры» – такие же реальные, как и физические. При этом человеку не нужны никакие «механические костыли», он не ограничен жёсткими рамками физического времени и пространства, гравитацией, температурой, наличием пригодного для дыхания воздуха и необходимого для обеспечения жизнедеятельности физического тела питания.

Опыт трансперсональных переживаний десятков тысяч людей убедительно свидетельствует об этом. Академик В.И. Вернадский ввёл в науку понятия «живого» и «косного» вещества, «жизненного времени». Решая великую загадку «вчера-сегодня-завтра» как целостного, всеобъемлющего и всепронизывающего вселенского явления, учёный совершенно закономерно увязывал её с решением другой, не менее важной загадки: «Время – Пространство, охваченное жизнью». При таком видении время определяется как динамическое, текучее пространство развёртывания жизненных процессов, по-разному протекающих в сфере живого и косного (неживого) вещества.

Можно ли управлять временем? Здесь всё зависит от того, что мы считаем  временем, в какой системе отношений его воспринимаем, на каком уровне (по Вейнику) пытаемся это управление осуществить и в какой структуре  пространства. Для этого необходимо различать «событие» – т.е. определённые временные соотношения – и длительность существования материальных субъектов этих отношений (на который они не обязательно оказывают непосредственное влияние).

Например, протекание химической реакции во времени обусловлено конкретными химическими законами, связанными с химической формой движения; замедляя (охлаждая) или ускоряя (подогревая) реактивы, мы в действительности изменяем не время, а протяжённость во времени данной химической реакции – для её компонентов «время их жизни» или «время рождения нового соединения» действительно изменилось, для экспериментатора же время протекало обычно, не медленнее и не быстрее. Точно также ускорение скорости вращения Земли вокруг Солнца не заставит часы работать быстрее, а ускорение хода часов не изменит течения времени на планете Земля.

Результаты многих современных экспериментов, пытающихся изменить течение времени и его направление, объясняются не реальным временным ускорением, замедлением или направленностью в прошлое (будущее), а соотношениями механических составляющих самого эксперимента.

Утверждение о том, что в процессе анабиоза или глубокого транса «время замедляется» столь же неверно – на самом деле имеет место резкое замедление физических процессов жизнедеятельности организма на всех его уровнях: физическом, биохимическом, электрохимическом.

Совсем иная картина возникает тогда, когда мы говорим о времени в реальности  психического мира, или о так называемом субъективном времени. Это тоже  своеобразная «реакция», но ведают ею не физические или химические, а  психические законы, имеет место не физическая или химическая, а психическая  форма движения, протекающая в совершенно ином пространственно-временном континууме.

Изменяя каким-либо образом составляющие этого процесса, человек действительно способен ускорить, замедлить или остановить, повернуть вспять или направить в будущее своё субъективное время, являющееся частью объективного «поля времени»; эта власть позволяет человеку выходить не только за его пределы, но и за пределы физического трёхмерного пространства. Как космически-природное существо, человек является частью природы и Вселенной; его временно-пространственные характеристики сродни тем, которыми  обладает любое материальное тело.

Однако человек не есть чисто материальное образование. Его структура неизмеримо сложнее, тоньше, содержит огромное число уровней существования и неразрывно связана с жизнью Вселенной. Продолжительность жизни, отведённой физическому – «материальному» и социальному – человеку, безусловно, конечна и ограничена; она неизбежно распадается на цепи взаимоотношений, порождающих понятия прошлого, настоящего  и будущего.

Пока мы не имеем реальных оснований говорить о «жизни вне материи», мы будем проецировать своё личное восприятие материального мира и физической Вселенной на истинную реальность Космоса, не имеющую ни пространственных, ни временных границ, а любые вехи, границы и точки отсчёта могут быть отнесены лишь к определённым, познанным нами граням мироздания.

Самой абстрактной из всех абстракций в системе современного теоретического  знания выступает понятие «отношение», положенное в саму основу релятивистской  теории. Относительность – универсальное свойство материального мира, проистекающее из космического всеединства, всеобщее и неотъемлемое свойство природы. Однако в реальных ситуациях относительность изучается в виде совершенно определённых отношений между определёнными вещами и системами.

В бесконечно развивающейся Вселенной относительность проявляется в форме  многообразных отношений: физических, химических, биологических, социальных, информационных, космических и т.д. Отношения, в которые может вступать любой объект, неисчерпаемы. В процессе познания неизбежно приходится отсекать какое-то их количество, искусственно вычленяя те, которые необходимы для исследования конкретной проблемы.

Отношений «вообще» не существует; это либо материальные, либо нематериальные (идеальные) отношения. Они могут быть изолированными и взаимосвязанными, внешними и внутренними, двучленными и многочленными, прерывными и непрерывными и т.д. Отношения не изменяют основной сути субъекта этих отношений, хотя, разумеется, обусловливают его свойства, функции или деятельность. Ещё Лейбниц говорил: «Может произойти перемена отношений без перемены в субъекте. Человек, являющийся сегодня отцом, завтра перестаёт им быть, т.к. его сын умер, но он не перестаёт быть тем же человеком, что и до смерти сына».

Любые внешние отношения будут таковыми лишь до определённого предела – всегда есть надсистема, где они выступают уже как внутренние. Предельно общей для всех системой выступает Вселенная как единое целое.

Проблема заключается в следующем: представляют ли собой отношения нечто  вечное, статичное, единообразное и совершенно очевидное или же, как и всё в  мире, они связаны определёнными закономерностями внутри одной системы, подчиняясь уже иным закономерностям внутри большей системы?  Какова взаимосвязь систем и есть ли определённый стержень, некое особое  фундаментальное отношение для всех типов и систем взаимоотношений? Рассмотрим пример физических отношений. Они получают строгое математическое  описание и выражаются на языке цифр и формул.

Подобная структура формулы – всего лишь результат знакового выражения, в то время как сами объективные  отношения могут быть не только внешними, но и внутренними. Та же ситуация происходит при применении любой знаковой системы и, прежде всего, слова.

Слово – универсальный символ для определения любых отношений и в то же время  – самая абстрактная реальность, часто лишь искажающая истинность восприятия. Чем бедней язык, чем менее он способен к установлению максимального  количества связей (знание тоже в конечном итоге кодируется или словесным, или словесно-цифровым кодом) – тем беднее отражённый мир, тем он неистинней. Чем  он более абстрактен, научен, вторично символизирован, тем более абстрактной и виртуальной становится реальность, тем более усложнёнными и неистинными  предстают и система отношений в мире, и сам мир.

Для человека это – очень серьёзная проблема; он может научиться устанавливать максимальное количество отношений прямым путём, не прибегая к помощи аппарата мышления, но для передачи этого знания другим он вынужден прибегать к тем или иным знаковым системам. Таким образом, с точки зрения теории относительности мы живём в мире искусственных отношений, не отражающих объективную реальность мира и Космоса.

В релятивистской теории и во всех её интерпретациях абстрактно не только представление об отношениях, но и носителях таких отношений. Даже если в математических формулах и присутствует такой конкретный физический феномен,  как свет, он понимается изолированно и односторонне: рассматривается лишь одно из его свойств – скорость. При этом не учитывается, что же есть свет и что есть скорость – свет предстаёт в виде неких «лучей», перемещающихся в механических системах отсчёта, без учёта влияния электромагнитных,гравитационных и прочих полей, а также звёздных и галактических миров в целом.

Скорость – важнейшая характеристика движения материальных объектов, однако  свет не может быть расценен как объект чисто материальный; скорость, выражая  отношение пространства к времени, как самостоятельная субстанция в природе не  существует – реально наличествуют лишь движущиеся тела и объекты. Тем не менее, абсолютная световая константа «скорости» выступает в качестве  самостоятельно довлеющей величины. Действительность же такова, что каждое движущееся тело находится в неисчерпаемых «разноскоростных» отношениях с  бесчисленным множеством объектов.

Скорость не является уникальной характеристикой материальных тел; постоянство скорости света – это полный абсурд, условность, несостоятельность, могущая быть применена лишь в строго ограниченных пределах. Не случайно принцип «максимальной» и «постоянной» скорости света ныне отвергнут самими же сторонниками релятивистской теории.

Претендуя на истину в последней инстанции, в главных своих положениях она  также опирается на одностороннее истолкование понятий времени, пространства,  бесконечности и Вселенной. Знаменитые формулы, вытекающие из преобразования Лоренца, описывают не истинную космическую реальность, а реальность виртуальную, очерченную миром формул.

Из них следует, что при больших скоростях временные промежутки в движущихся системах по сравнению с «неподвижными» растягиваются, а течение времени «замедляется». Этот эффект распространяется на все без исключения вещи и существа, находящиеся внутри движущейся системы-отсчёта.

«Время» в релятивистских теориях выведено из соотношения двух разных несопоставимых реальностей – скоростей механической и световой, так что вывод о «замедлении времени» не может быть правомочным. Такое соотношение реальных физических процессов способно выступить в роли своеобразных часов, фиксирующих именно «отношение» – длительность
определённых событий, но не само время и уж тем более не биологические и  социальные процессы. Что истинно для одной группы отношений, то неистинно для  другой.

Так, например, совершенно неоднозначно влияют друг на друга внешне изолированные отношения и внутренние связи. Для более чёткой ориентации в этом безграничном океане отношений необходимо отыскать систему, в составе  которой «внешнее» будет выступать как «внутреннее».

Наиболее надёжной до сих пор считается триада, где отражена как бы в горизонтальной плоскости система отношений, которую мы изучаем: ниже – «внутренние», по отношению к которым первые являются «наружными», выше – «наружные», по отношению к которым и первые, и вторые являются «внутренними».

Практически все духовные и эзотерические системы основаны на принципе первичной триады. Далее ситуация бесконечно усложняется, и чем большее число  систем мы вводим в процесс познания, тем более искажаются видение и  восприятие.

На сегодняшний день человеческое сознание способно воспринимать не только трёхмерные, но и многомерные отношения, но воспроизведение их через «биокомпьютер» разума практически невозможно. Именно в этом и лежит противоречие между мистическим и рационалистическим восприятием, между духовным и научным методами познания. Реалии, свободно воспринимаемые высокодуховными людьми, мистиками, «экстрасенсами», не могут быть переданы ими другим, а научные методы совершенно непригодны для доказательства и опровержения первых.

Истинная ценность релятивистской теории заключается в определении «вероятностной Вселенной», одновременно существующей и несуществующей, единой  и множественной, постижимой и непостижимой, единственно реальной и состоящей  из множества реальностей. Может ли человеческий биокомпьютер улучшить свои качества? Согласно данным биоинформатики, количество бит информации,обрабатываемой одновременно, составляет определённую величину и колеблется в значительных пределах. При этом качество и мерность восприятия не зависят напрямую от количества информации: человек может обладать огромным количеством информации и в то же время не выйти за пределы обычного трёхмерного восприятия – и наоборот.

Речь идёт не просто об одномоментном массиве обрабатываемой информации – необходимо ещё резко увеличить способность восприятия сознания и способность установления новых связей и отношений как по горизонтали, так и по вертикали. Должен произойти своеобразный качественный скачок; наиболее понятной аналогией здесь будет внезапный переход «от квадрата к кубу», как это мы имеем в случае перехода от двухмерного восприятия к трёхмерному. Уже сейчас часть людей обладает подобной способностью, но это скорее исключение из общего правила.

Даже такой, взятый изолированно показатель, как одновременный массив  обрабатываемой информации, по подсчётам учёных должен быть увеличен на три  порядка, т.е. в тысячу раз! Возможно ли такое? На этот вопрос ответ скорее положительный, чем отрицательный. Иное дело, что наука пока не может предложить методов и средств для такого огромного эволюционного прорыва. Самое корректное сравнение подобного разума будущего с настоящим – это  сравнение арифмометра с новейшим компьютером. Однако потенциальность  человеческого разума очень высока, и подобный рост его возможностей – дело не  очень далёкого будущего; вся история его эволюции, особенно в течение  последнего столетия, свидетельствует об этом.

Теперь поговорим о теории «Большого Взрыва». В её рамках отрицается вечность и бесконечность Вселенной, т.к. она имела начало во времени и за срок около 20 миллиардов лет успела «расшириться» на некоторое расстояние. Что находится за радиусом «расширяющейся Вселенной» – тема, запретная для обсуждения.

Мироздание возникло из некой «точки сингулярности»; откуда она взялась и что лежит за её пределами – сторонники этой гипотезы предпочитают умалчивать. Астрофизик, лауреат Нобелевской премии Х. Альвен относит это предположение к  разряду классических математических мифов, несмотря на буквально фанатическую  веру в неё учёных и не учёных. Сегодня практически нет ни одного человека, не знакомого с «Большим Взрывом»; он лёг в основу множества вторичных и третичных гипотез, концепций, теорий; даже религии используют, и не без успеха, этот миф для физического доказательства «идеи Творца». Х. Альвен утверждает:

«Эта космологическая теория представляет собой верх абсурда. Похоже на то, что в теперешней интеллектуальной атмосфере огромным преимуществом теории «Большого Взрыва» служит то, что она является оскорблением не только научного, но и здравого смысла. Когда учёные сражаются против бессмыслицы и суеверий вне «храмов науки», неплохо было бы вспомнить, что в этих стенах слишком часто культивируется ещё худшая бессмыслица».

Основные аргументы создателей данной концепции таковы: «Вселенная представляет собой именно это, ибо это вытекает из математических формул». Пресловутая «сингулярность» получается чисто математическим путём, а затем  проецируется на космическую реальность. Идеалом релятивистской космогонии  являются предельно абстрактные модели, опирающиеся на столь же абстрактный и  предельно сложный математический аппарат.

«Отцом» теории «Большого Взрыва» является С. Хокинг. Обосновывая начало Вселенной во времени и исходя из поведения световых конусов в общей теории относительности (которая так же абстрактна и относительна), он чисто математическим путём показал, что происходит с звездой под действием собственных сил гравитации. Всё её вещество будет сжато в «нулевом объёме» и «нулевом пространстве»; плотность и кривизна пространства-времени станут бесконечными. Так происходит  формирование «сингулярности». Перенеся этот процесс на Вселенную в целом, С.Хокинг изменил (опять-таки чисто математически) направление времени на обратное («(+1)» на «(-1)») – и сжатие перешло в расширение. В дальнейшем (1965г.) эта теория только уточнялась в деталях, сохранив основной принцип.

Вся теория целиком и полностью рождена «на кончике пера»; абсолютно никаких  физических доказательств её правоты не существует. Специалисты по квантовой физике давно начали задавать неудобные, бестактные и  даже кощунственные вопросы, казавшиеся почти метафизическими, на что учёные  «противоположного лагеря» давали столь же метафизические ответы. В частности, на вопрос: что будет со Вселенной, когда она завершит эволюцию, предписанную ей математической теорией и «расширится до бесконечности», – С. Хокинг отвечает просто: «Она опять станет сингулярностью, но как бы вывернутой  наоборот». «Сингулярность может отсутствовать лишь в том случае, если  представить себе развитие Вселенной в «мнимом времени». Очень хорошо сказал о подобном М. Волошин:

«Мы, возводя соборы космогоний,
Не внешний в них отображаем мир,
А только груды нашего незнанья».

Гипотетические расчёты возраста «расширяющейся» Вселенной вступают в  противоречие и оказываются несовместимыми с данными других наук, в частности, астрохимии. Возраст Земли составляет не менее 10 млрд. лет; некоторых звёзд – 30-40 млрд. лет; в 1983г. открыт квазар, свет от которого идёт до земного наблюдателя более 60 млрд. лет! Как это совместить с возрастом Вселенной в 15-20 млрд. лет?

Интересно другое: когда сам С. Хокинг в 80-х годах пытался внести серьёзные коррективы в теорию, он не встретил никакой поддержки в кругу бывших единомышленников! Классический парадокс научного мира, который узурпировал себе право принимать или не принимать даже самые безукоризненные математические выкладки.

Подобная методология чревата полным беспределом. Астрофизик У. Кауфман («Космические рубежи теории относительности») так, например, описывает путешествие космонавта, нырнувшего во «вращающуюся», или «заряженную чёрную  дыру»: «Немного постранствовав там, он обнаружит Вселенную, являющуюся его же  собственной, только на 10 минут моложе по времени. Войдя в эту более раннюю  Вселенную, он обнаружит, что всё обстоит так, как было за 10 минут до его  отправления. Он даже может встретить самого себя и рассказать себе, как  славно он путешествовал, а затем вдвоём с самим собой он сможет снова  повторить тот же полёт».

Да, это не С. Лем с его «Путешествиями И. Тихого» и не К. Саймак с его «Кольцом вокруг Солнца», а учёный-астрофизик с мировым именем! Обоснование подобной возможности проделано Р. Пенроузом с помощью «преобразования Кэрра» (преобразование эллипсоидных координат вокруг вращающейся «чёрной дыры»). Таким образом, мы имеем дело с классическим случаем виртуальной (мнимой) реальности, где некий «математический» человек с «математической планеты Земля» путешествует в «математической» Вселенной. И это – справедливое утверждение: в «мнимой реальности» возможно и не такое! Просто не следует путать «математические мифы» с физической Вселенной.

Попытки практического осмысления таких допущений наталкиваются в научном мире  на далеко не научное противодействие. Прежде всего ошеломляет темп  распространения этой информации – на Западе конференции, посвящённые модели  «Большого Взрыва», проводятся в среднем раз в месяц; в учебниках она  излагается как доказанная раз и навсегда и единственно возможная.

Существует  жесточайшая цензура – опубликовать альтернативные гипотезы и теории  практически невозможно; финансовая поддержка иных направлений не осуществляется. Так, известнейшему американскому астроному, лауреату Нобелевской премии Х. Арпу было отказано в использовании самых современных обсерваторий, поскольку его целью была проверка данных, полностью противоречащих теории «Большого Взрыва». Вообще, математических теорий Вселенной – множество, и они столь же равноправно и научно безукоризненно описывают вполне определённую совокупность объективных природных отношений.

Классическим примером может служит «фридмон» – модель, согласно которой  Вселенная может оказаться микроскопической частицей, содержащей в себе целую  Вселенную с её галактиками, мирами, звёздными системами и человечествами. Вывод о макро-микроскопическом строении подобного «фридмона» базируется на  строгом и оригинальном математическом расчёте: действительно, существуют  отношения, при которых бесконечно большое переходит в бесконечно малое.

Подобные примеры можно приводить и приводить. Бессмысленно отрицать важность  теоретической смелости, научного предвидения, непредвзятости и даже  воображения, без которых развитие познания невозможно. Задача в ином – как  среди этого «теоретического произвола и вседозволенности» выбрать верное  направление, основной вектор, не уводящий нас от решения важнейших проблем человеческой эволюции, строительства общества, экологических задач, технологического прогресса. В мире и природе нет ничего строго изолированного; выводы «чисто теоретической» науки обусловливают прогресс «прикладной», практический.

Трагедия современной науки в том, что она – вольно или невольно – взяла на себя роль верховного судии и вершителя прогресса и эволюции человечества, а человечество делегировало ей это право. Приняв на плечи величайшую ответственность, наука не освободилась от  свойственных человеку (в том числе и человеку науки) недостатков.

Пока  человек остаётся земным существом, живущим по физическим законам Земли в  системе трёхмерного пространства и линейного времени, он не имеет права  переносить виртуальные построения в реальность материальной Вселенной, в  которой он пребывает. В этом и заключается суть рационалистического научного мышления.

В отличие от него, невежество (незнание) всегда имеет два компонента. Первый – это «низшее незнание», необразованность, неразвитость разума; для него свойственны как недоверие ко всему, что выходит за пределы его понимания, так и (в определённых случаях) абсолютное доверие к тому, что ему недоступно. В последнем случае «носителем истины» для него является Авторитет – реально существующая или мифическая личность. Однако и в этом случае Авторитет может  быть низвергнут в мгновение ока, если он не оправдывает ожидания уверовавшего  в него.

Именно в этом качестве воспринимается низшим невежеством Учёный – перед ним преклоняются, не имея возможности понять или проверить истинность его утверждений, но с той же легкостью могут повергнуть его ниц, предпочитая  верить шарлатанам и носителям любой фантастической или «духовной» идеи, если  они обещают лёгкое и «доступное» достижение желаемого (здоровья; овладения «оккультными силами»; возвращения при помощи «магии» любимого человека и т.п.).

Особенно показательно это в современной России, где эпоха «коммунистического научного материализма» сменилась политическим, морально-этическим и нравственным невежеством. Не обладая ни научным, ни психологическим, ни философским, ни духовным знанием, человек пытается искать это знание где угодно, но всегда за пределами человека, а не в нём самом. Такая же закономерность наблюдается и на противоположном полюсе «высшего  незнания».

Получив (или присвоив) право именоваться "Учёным, Обладающим  Знанием", накопив достаточное количество информации для ментальной игры, человек начинает считать себя вправе «судить и миловать», сделав своей базой  не то, что не познано, а то, что известно. Основным свойством «высшего невежества» становится патологическая страсть объяснять, доказывать (или отвергать всё, не укладывающееся в его парадигму), а методом этого процесса является взятие недоказанной первичной предпосылки для доказательства и построения основной теории; всё же, что не воспринимается «субъектом познания», объявляется неистинным для «объекта познания».

Здесь очень к месту вспомнить слова великого Конфуция, жившего более 2,5 тысяч лет назад: «Знать, что мы знаем то, что знаем и не знаем того, что не знаем – это и есть истинное знание». От научного мышления, от науки в целом никто не требует объяснения «всего и  вся».

Истинная задача науки – быть хранителем здравого смысла,целесообразности, этапности постижения, являться гарантом неприменения  сомнительного сознания, гарантом целостности и гармоничности строительства  великого храма науки и философии как равноправных и взаимодополняющих  составных частей единого Гнозиса. Единая философия и наука Макро-  и Микрокосма, Вселенной и Человека имеет  очень древнюю историю. Наиболее ярким представителем этого направления  познания в начале ХХ века стал философ и теолог отец Павел Флоренский. В  своём труде «Макрокосм и микрокосм» он пишет:

«Человек как часть природы в  соответствии с математической теорией множеств равноедин со всем целым. Человек в мире, но человек столь же сложен, как и мир. Человек – часть  Космоса, он сумма мира, сокращённый его конспект, по которому проще и доступней осуществлять любые познавательные акты, осмысливать природу  Вселенной и её законы. Физический космос и его смысловое содержание  составляют единый символ. Человек – одновременно материальное и одухотворенно  чувствующее существо – имеет дело с единственной, но высшей Реальностью-Символом, которая есть Космос и Всеобщее Бытие».

«Мнимость и иллюзорность духовных построений, как это утверждает физическая  наука, столь же реальны, как и материально-чувственный мир. Тонкая Вселенная, «Вселенная мнимостей», имеет свою законную нишу в объективной Вселенной, откуда она непосредственно действует на человека, побуждая его к тем или иным  движениям».

В знаменитых трактатах «Мнимости в геометрии» и «Обратная перспектива»  (1922г.) Отец Флоренский обосновал концепцию прямого воздействия на человека  Высшего Смыслосодержащего Начала, заложенного во Вселенной. Здесь он впервые  высказал предположение об особой субстанции – «тонкой одухотворённой  материи», через которую (посредством которой) Смыслосодержащее Начало  оказывает воздействие на всё живое в Космосе.

В своём «Завещании», обращаясь  прежде всего к детям, он пишет: «Почаще смотрите на звёзды… Когда на душе  будет плохо, а в сердце – нехорошо – смотрите на звёзды… Когда грустно, когда  мир вас обидел, когда что-либо не будет удаваться, когда придёт душевная буря  – выйдите на воздух и останьтесь наедине с Небом. Тогда душа успокоится».

Эти же идеи нашли своё воплощение в трудах С.Н. Булгакова, Н.А. Морозова, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского. Идеи космизма, родоначальником которого по праву считаются русские учёные, философы, просветители, теологи – неотъемлемая часть духовной идеи, основным  содержанием которой является научение человека всему человеческому,  организация его целенаправленного эволюционного развития, выход человека за  пределы жёстко материальной структуры.

Любое незнание, невежество есть и тормоз, и двигатель. По очереди отрицая  друг друга, они дают продвижение по тернистому и бесконечному пути  человеческого познания. Знаменитый философ М. Монтень сказал об этом так: «Есть основание утверждать, что невежество бывает двоякого рода: одно, безграмотное – предшествует науке, другое, чванное – следует за ней. Этот  второй вид невежества так же создаётся и порождается наукой, как первый  разрушается и уничтожается ею».

Космос – неисчерпаемый источник света, энергии, чудесных превращений, круговорота жизни и смерти. Современная физика и космология ввели в научный  оборот множество новых понятий без установления их точного соответствия с  объективной реальностью. Зато простые и имеющие всеобщую значимость явления  совершенно игнорируются и не объясняются.

Ответа на вопросы: «Что такое  свет?» Огонь (Пламя)? Тьма?» – невозможно отыскать ни в каких справочниках,  учебниках и энциклопедиях. Химия и физика дают описание процесса горения,  ядерной и термоядерной реакции – т.е. отвечают на вопрос: «Как?», но не  вопрос: «Что?»

Таинство огненной стихии лучше всего демонстрируется нисхождением Благодатного Огня накануне Святой Пасхи в Храме Гробе Господня в Иерусалиме. В присутствии тысяч молящихся, на священном камне, где покоилось тело  Спасителя, вспыхивает Нерукотворный Огонь. Это тот самый случай, когда  человеку не дано понять физическую сущность наблюдаемого явления.

Однако  наука категорически не приемлет ничего необъяснимого. Первое её утверждение:
 «Шарлатанство» – ныне выглядит более наукообразно: «Концентрированное  энергетически-волевое воздействие с явлением самовозгорания». В лучшем случае  здесь мы имеем объяснение процесса, но не сути, где огонь выступает  посредником между людьми и недосягаемым для обычного сознания миром, в  который науке вход пока закрыт.

Скрытый в глубинах человека механизм взаимосвязи Микрокосма и Макрокосма  существует изначально, но тормозится обратным механизмом самосохранения. Есть  некая запретная «огненная черта» в изучении себя, Космоса, Вселенной,  переступить которую человек пока не может. «Прямой контакт» – вещь крайне  редкая; познание осуществляется символически, включая чувственные и мысленные абстракции  наряду со словом, цифрой, звуком, образом.

Поэт, мудрец, йог,  каббалист, учёный описывают одну и ту же объективную реальность в разных  символических системах. Реальность, или Истина, остаётся одной и той же; её  подмена совершается тогда, когда в спор вступают символические системы,  apriori частичные, неполноценные и искажённые; возникают ложные проекции  единого; проходя через наше восприятие, они «узакониваются» – и зачастую становятся противоположными.

Отсюда и рождается феномен «низшей истины низшей  реальности». Говоря «об одном и том же», мы, в сущности, говорим о разном; практическим следствием этого является совершенно реальный и различный путь  нашего продвижения, личной и общественной эволюции с множеством тупиков и ложных путей.

Известный историк науки А.Ф. Лосев сформулировал это так: «Всякое познание, всякая наука сопровождается и питается мифологией, черпая  из неё свои исходные интуиции. Современная наука столь же мифологична, сколь  научна всякая мифология».

Понятие Огня – типичный тому пример. Нет ни единой религии, где бы он не  фигурировал в том или ином обличьи; в этом смысле он уступает лишь символу  Солнца, но и последнее – его порождение. Похоже, что именно огонь является  связующей стихией между Макро- и Микрокосмом. Агни (Огонь) – главная  составляющая ведической мифологии индусов и соответствует Духу Святому  христианства; в то же время Агни – Божественная Воля; активная исполнительная  сила Истины-Сознания, универсальное творческое начало человека.

Непреодолимую методологическую трудность обнаруживает и проблема Тьмы. Ночное  небо в большей своей пространственной части представляет собой именно тьму, а не свет. В древней восточной философии тьма считалась самостоятельной  субстанцией, а не «состоянием отсутствия света». Тьма являлась первоначалом;  всё многообразие мира произошло от союза Ночи и Мрака, которым предшествовал  Хаос.

Свет, весь видимый и невидимый мир – порождение Тьмы; «Тьма» в данном  контексте – это глубинное, последнее основание Природы, «последняя  бесконечность», объемлющая мир. Она – местопребывание Первосуществ, в  которой нет ни границ, ни дна, ни опоры». Эта концепция была предложена  Платоном и позднее разработана неоплатоником Проклом.

В «Археопагиках»  говорится о сущности «таинственного мрака», «излучении тьмы» и о сверхъестественной «тёмной лучистой энергии». Автор описывает нечто, до сих  пор не получившее внятного физического истолкования: «Этот мрак светит в  самой мрачной тьме, превосходя всякую ясность и, оставаясь во всяческой  непроницаемости, непостижимости и незримости, наполняет прекраснейшим блеском  умы, пленённые его очами».

Гегелевская «Философия природы» также утверждала, что тьма обладает самостоятельным, независимым от света существованием, а материя есть по существу максимальное сгущение и уплотнение тьмы.

В Каббале (книга «Сияние Зогар») говорится: «Тьма – это чёрный огонь, сильный цветом. Есть красный огонь, сильный видимостью; жёлтый огонь, сильный формой и жаром; есть белый огонь, заключающий в себе всё. Тьма же – наисильнейший огонь, сияющая тьма, и именно он обуял Хаос. Тьма – это есть огонь, но огонь  не есть тьма, кроме того случая, когда он охватывает Хаос».

Современные физические представления о единстве Макро- и Микрокосма во многом  опираются на торсионную гипотезу Мироздания. Торсионные (скрученные) поля  связывают воедино все уровни природной иерархии, в том числе и человеческий. Информационное поле Вселенной замкнуто на человеческое сознание и работает по  торсионным законам, т.е. по принципу скрученной спирали (точнее, спиралей,  т.к. они бывают разных видов). В трёхмерном изображении их принято называть  «улитками», скрученными в разном направлении.

Идея эта не нова; философы-диалектики всех времён в один голос утверждали,  что Вселенная, природа, история, род людской и отдельные индивиды развиваются  по спирали. Спираль – один из древнейших символов, встречающийся практически  во всех культурах и у всех народов. Возникают вопросы: связана ли галографически-торсионная модель Вселенной с  субстанциональным характером Тьмы? Одинаковы ли скорости галактического света  и галактической тьмы? Может ли скорость тьмы быть мгновенной?

Главный теоретик и разработчик торсионно-вакуумной модели Космоса Т.И. Шипов  утверждает следующее: «Представляется перспективным увязывание физического вакуума – источника и носителя торсионных полей, «Абсолютное Ничто, которое  есть Абсолютное Всё» – с Космической Тьмой как самостоятельной объективной  реальностью».

Все части Космоса взаимодействуют как единое целое, каждая содержит свою  информацию, которая через определённых «носителей» (природа которых ещё не  познана) становится общим достоянием. В современной физике и космологии  изучаются отдельные частицы, волны, поля, но в их инструментарии практически  нет методов, позволяющих понять целое.

Исключение составляет теория множеств,  но и в ней возможно представить лишь взаимоотношения отдельных частей, но не  законов функционирования целого. Общее всегда больше, чем механическая сумма  частностей. «В применении к человеку общностью (целостностью) является именно космическая  среда во всём её многообразии.

Первый уровень – это само человечество и сумма  технологии (техносфера).

Второй (планетарный) – биосфера и ноосфера.

Третий  (космический) состоит из трёх подуровней: взаимодействие человека и  человечества с планетарным информационным полем; прямое взаимодействие  человека с космическим  энергоинформационным полем; и  триада Космическое  энергоинформационное поле - Ноосфера (планетарное энергоинформационное поле)  - Человек.

Практически ничего современная наука не может сказать о глубинных неизведанных силах второго и третьего уровня, обеспечивающих мышление, сознание, информационно-генетическую преемственность поколений, приём и передачу информации в пределах целостных систем внутри «информационного банка  Вселенной», эволюционное движение человека и способы его корректировки». (Т.И. Шипов).

Имеющие место попытки в последние 10-15 лет построить модели Планетарного и  Космического Разумов встречают серьёзные трудности, т.к. мы не знаем  фундаментальных принципов построения собственно человеческого разума и сознания; получающаяся «механо-математическая» модель скорее описывает  возможную структуру, но не суть.

Точно так же, несмотря на абсолютную реальность света и тьмы, мы не имеем  ясного физического понимания этих феноменов. Тьма, например, это не только  «космическое далеко» и «прибежище ночи» – уже под ногами, в глубине земли  царит абсолютная тьма, да и внутри человека отнюдь не «царство света».

А сон – «свет» это или «тьма»? Или не то и не другое? Тем не менее, мы убеждены  абсолютно, чуть ли не на «молекулярном уровне», что человек – дитя Света, Тьма – его злейший враг и величайшая опасность.

А что же в Космосе? Космическое пространство наполнено мириадами летящих отовсюду фотонов, их энергия многократно превышает суммарную световую энергию всех звёзд и галактик за всё время их существования, однако в Космосе не становится  светлее от этого – фотоны не светятся сами по себе и невидимы.

Свет – это реакция, возникающая при взаимодействии с вещественной средой и сетчаткой  глаза. Тогда что же такое свет вообще? Не тьма ли – фундаментальная физическая субстанция, не сводимая к «пустому пространству, лишённому света»? Или тьма – это особая форма движения материи, её исконно-первичное состояние, а в ряде случаев – и носитель света? Не она ли – истинный аккумулятор информационного поля Вселенной?

Все религии утверждают: «Вначале была Тьма, и Дух носился над нею». Потом  было Слово, и Слово это было: «Да будет Свет!» Здесь мы чётко видим  субстанционные начала (Тьма, Дух, Свет), катализатор процесса (Слово) и  Нечто, это Слово произнесшее.

Не зря учёные говорят: «Самое тёмное в науке – это свет!» Чем больше возрастает наше знание, тем больше у него точек соприкосновения с океаном  абсолютного незнания. Даже очень перспективная торсионная теория вакуума, теория единого информационного поля – не более, чем теории, описывающие часть целого, так что до решения загадки Тьмы, Духа, Света, Слова науке ещё очень и очень далеко.

Что там говорить, мы нечётко представляем себе и структуру  самого фотона. Согласно тороидальной модели, он представляет собой кольцо (бублик), обладающее переменной скоростью – что даёт возможность объяснения  многих световых явлений и преодоления некоторых противоречий и тупиков,  возникших на пути развития физики, астрономии, космогонии.

Это лишь первый  шаг к пониманию фундаментальной роли света и тьмы в развитии универсума и социума. Ещё в начале ХХ века выдающийся физик Н.И. Умов сформулировал первые  положения энергетизма. По Умову, Вселенная есть «вечное настоящее»; то же  касается Земли и человека. В этом «вечном настоящем» непрерывно происходит смена всеобщих отношений энергии и информации; эти изменения и порождают субъективное ощущение времени.

Человек – сын Неба (Космоса) и светозарного  эфира, океана лучистой энергии. «Материальное» в человеке – это особым  образом организованная «более плотная энергия», существующая по законам, отличным от законов «светозарного эфира»; его будущее – неизбежный переход в энергетическую («лучезарную») фазу существования.

Впервые в истории (за три десятилетия до полной разработки теории относительности) он предложил безукоризненный математический аппарат для обоснования взаимодействия массы и энергии как взаимообусловливающих и переходящих друг в друга основных реальностей вечной Вселенной.

К.Э. Циолковский пошёл ещё дальше – он не только провозгласил космически-световое бытие человека основой его существования и развития, но и заложил основы этических принципов космофилософии пребывания человечества во всемирном содружестве. По Циолковскому, Вселенная (и человечество как её часть) проходит четыре  стадии развития:

1. Эра рождения (материальная);
2. Эра становления (материально-световая, разумная);
3. Эра расцвета (информационно-энергетическая, сознательно-духовная);
4. Эра конечная (всеобщая, лучистая).

На последней стадии развития все вещество (материя) во Вселенной перейдёт в  лучистую энергию; все разумные формы Космоса объединятся в единое целое, а  человечество превратится в особое «лучистое человечество». Завершающим этапом  станет формирование новых материи, вещества и материальных структур под  руководством Высшего Разума и Высшего Сознания Космоса, вобравшем в себя все  разумы и сознания живой материи. Так начнётся новый виток развития Вселенной. Каждая эра продолжается от 1-2х (первая эра) до сотен (четвёртая эра) миллиардов лет. Микрокосм станет Макрокосмом – но сколько же ещё времени ему  предстоит решать земные и околоземные проблемы!

А каковы реалии дня сегодняшнего? Можем ли мы утверждать, что Космический  Разум существует как реальность? Осторожное научное видение предпочитает на  данном этапе познания говорить о менее сложном феномене – едином  энергоинформационном поле Вселенной; среди психологов принят другой термин – Всеобщее поле сознания. Вот лишь некоторые высказывания на эту тему:

«Вселенная столь величественна, что трудно допустить, что она совокупно не  есть единый Соборный Разум, ощущающий существование миллиардов живых существ  самых разнообразных форм и видов жизни на всех пригодных планетах, звёздах и межзвёздном пространстве. Звёзды и галактики – «нейроны» этого мозга; энергоинформационное поле – его «сознание», а мы – всего лишь «клеточные структуры», составляющие его тело». Эти слова принадлежат Самуэлю Краму, американскому учёному-космологу и философу.

Завершим эту главу мнением всемирно известного учёного, основателя трансперсональной психологии Станислава Грофа: «Я рассматриваю сознание и психологию человека как выражение и отражение Космического Разума и  Космического Сознания, пронизывающего всю Вселенную и всю Жизнь. Мы не просто  высокоразвитые животные со встроенными в мозг «биологическими компьютерами»,  мы ещё и являемся неограниченными полями сознания, превосходящими время, пространство, материю и линейную причинность.

В результате наблюдений за  тысячами людей, переживавших необычные состояния сознания, я пришёл к выводу, что наше индивидуальное сознание напрямую соединяет нас не только с окружающей средой и различными периодами нашего прошлого, но и с событиями,  находящимися далеко за пределами восприятия наших физических чувств, уходящими в другие исторические эпохи, в природу и в Космос».

*** 

Иллюстрация: Жозефина Уолл


Рецензии