1. Каббала

Ни одна область знания не возникает на пустом месте, всегда есть  какая-либо база, точка отсчета, предтеча. Таковым является знание, носящее  звание сокровенного, или эзотерического. Человечество еще не может ни до конца понять его, ни объяснить сам факт его существования.
Основных гипотез  три:

1) Прямое получение этого знания от представителей высокоразвитых  внеземных цивилизаций;

2) Возможность прямого восприятия этого знания из некоего высшего  духовного источника (Бог, ангелы, Сверхразум; в сегодняшней транскрипции – Всеобщее поле сознания, вселенское энергоинформационное поле);

3) Передача знаний по эстафете от более древних рас более молодым. Однако при этом варианте возникает вопрос: как пришли к этому знанию сами древние  расы?

Каждая гипотеза имеет своих приверженцев и оппонентов, и ни одна не располагает достаточно убедительной доказательной базой. Не исключено, что в  определенной мере все они истинны. Объединяет же их следующее:

1) Признание существования высшего (неважно, какого конкретно) и низшего  (человеческого) уровней, между которыми возможен обмен  информацией.

2) Преемственность, т.е. возможность аккумуляции, хранения и передачи  знаний из поколения в поколение.

3) Принцип совершенствования знания, причем как методом анализа (вглубь),  так и методом синтеза (вверх и вширь).

4) Принцип неуничтожимости уже проявленного знания.

Традиционно принято считать самыми древними источниками мудрости Индию,  Древний Египет и Израиль. Все эти три зоны сформировались именно в такой  последовательности. Первичное эзотерическое знание имело характер прямого восприятия. Это как бы корни и ствол единого дерева, от которого произошли все основные ветви религиозных, духовных и эзотерических направлений.

Наиболее крупные из них именуются мировыми религиями, религиозно-философскими
системами, духовными учениями. При их анализе обращает на себя внимание  огромное количество совпадений, соответствий и перекрестов, позволяющих  увидеть единое ядро. В современном мире тяга к священному (сакральному) знанию древних явилась  следствием неудовлетворенности и пресыщенности всем поверхностным и  профаническим.

Сегодня в распоряжении человечества имеется масса канонической литературы по оккультизму, магии, теософии, антропософии, алхимии, йоге  (включая и ее современные разработки – Агни-йогу и супраментальную йогу), каббалистике, мистицизму. Последний в наше время претерпел серьезную  трансформацию и воспринимается большинством как нечто темное, «дьявольское», болезненно-искаженное. Эта тенденция особенно усилилась благодаря широкому 
распространению так называемой «черной фэнтези», зачастую нагромождающей один  ужас на еще больший ужас, одну нелепость на другую.

В истинном же смысле  мистика, мистицизм означает способность к прямому восприятию внефизического,  «нематериального» мира; далее же все зависит от самого человека, ибо спектр  восприятия колеблется от самого низшего до самого высокого уровня. В религии  этот спектр простирается от ада, дьявола и дьвольских миров до рая, Бога и миров божественных; в теософии и оккультизме – от низшего, астрального мира  до высшего духовного; в психологии – от низшего коллективного  бессознательного до высшего адсознательного; в супраментальной йоге – от  низшего человеческого через промежуточную (переходную) зону к Сверхразуму,  Высшему Разуму и Сознанию.

Способность человека к прямому восприятию как «вширь и вверх», так и «вглубь» определяет возникновение собственно предмета эзотерической дисциплины, ее целей, задач и средств их решения. Современный читатель неплохо знаком с его восточной ветвью и лишь понаслышке знает о западной. Именно этим диктуется необходимость изложения принципов двух древнейших источников мудрости – Арканов Таро и Каббалы, от которых произошло множество направлений и школ и к которым мы в этой книге не раз еще будем обращаться. Материалом для этой главы послужили работы таких известных исследователей,  как М.П. Холл, Д. Форчун, В.П. Шмаков, Н.П. Рудникова, Шри Ауробиндо и другие.

Хотя современный мир может знать миллион секретов, древний мир знал только  один – больший, чем весь миллион, потому что миллионы секретов рождают  смерть, несчастья, печаль, эгоизм, похоть, скупость, а  этот  один  большой  секрет – жизнь,  свет  и  истину. Придет время, когда секрет мудрости опять будет преобладающей в мире религиозной и философской потребностью. Настанет день, когда догмы  рухнут. Великая теологическая вавилонская башня  с ее смешением языков  была  построена из глины и извести. Из холодного пепла безжизненных вероучений  возникнут, однако, фениксоподобные древние Мистерии».

КАББАЛА. КНИГА ТВОРЕНИЯ.

Происхождение Каббалы является предметом значительных споров. Первые  Посвященные верили, что ее основы были преподаны Богом ангелам еще до падения человека. Ангелы позднее передали ее человеку Адаму с тем, чтобы падшее человечество смогло вернуть утраченное достоинство. После Адама другие ангелы  были посланы, чтобы обучить патриархов этой трудной науке. Все патриархи  составляют непрерывную цепь традиции.

Каббала включает три величайшие Книги – Книгу Творения, Книгу Величия и Книгу Откровения. Считается, что Книга Творения (Сефер Ецира) была написана  Авраамом; Книга Величия (Сефер Ха Зогар) – Симеоном бен Йокаем. Легенды  говорят о том, что Книга Зогар известна с Сотворения мира, а Симеон был первым из людей, кому позволено было ее записать. Книга Откровения  (Апокалипсис) приписывается св. Иоанну  Божественному; дата ее написания  неопределенна.

Каббала условно делится на пять разделов. Природная Каббала помогает в  исследовании  тайн Природы; Аналогическая Каббала устанавливает  взаимоотношения между всеми вещами в Природе; Созерцательная Каббала через  высшие уровни разума раскрывает тайны небесных сфер и созданий, существующих  в них; Астрологическая Каббала изучает силы, величины и действие Космоса и Земли; Магическая Каббала учит управлению силами Невидимого Мира.

В Сефер Ецира проявленная Вселенная не объясняется  Идеей Бога или Его Волей; она скорее раскрывает Бога через Его многообразное творчество. Ях, Царь Вселенной, начертал Свое Имя и сотворил Вселенную в 32 таинственных  шага мудрости тремя Серафимами: Числами, Буквами и Звуками.

Десять Сефирот (или десять свойств Невыразимого) и 22 буквы являются  Основанием Всех Вещей. Десять чисел (Сефирот) аналогичны десяти пальцам на  руках – пять против пяти. Между ними – Завет. В духовном мире это – Завет Голоса (Слово).

Десятка – это число из Ничего, от 1 до 0, начинающаяся из Ничего и уходящая в Ничто. Десять Невыразимых Качеств (Сефирот) имеют пять пар бесконечностей:

1. Бесконечные Начало и Конец;
2. Бесконечные Добро и Зло;
3. Бесконечные Высота и Глубина;
4. Бесконечные Восток и Запад;
5. Бесконечные Север и Юг.

Есть основные 22 буквы и звука. Первые элементы, или Матери (А, М, Sh), эманациями которых являются три Отца  – Прародителя – первозданные (духовные) Воздух, Вода и Огонь, от которых  произошли 7 планет (Небеса), ангелы и 12 наклонных точек Зодиака. Доказательством этого служат три свидетеля – Вселенная, Год и Человек. Сверху – Дракон, снизу – Мир, в середине – сердце Человека и во всем – Бог.

Огонь – сверху, Вода - снизу, дыхание Воздуха их уравновешивает. Дракон во Вселенной  - Царь на троне; небесные сферы – Цари в империи  Года; сердце Человека – Царь в битве.

Установлены противоположности:

- Добро против Зла и Зло против Добра;
- Добро идет от Добра, Зло – от Зла;
- Добро очищает Зло, а Зло – Добро;
- Добро сохраняется для Добра, Зло – для Зла.

Положительное состояние наполнено Добром, отрицательное – Злом; третье есть  равновесие. 7 разделена на 3 и 3; 1 между ними – равновесие. 12 пребывает в вечной борьбе: три – в любви; три – в ненависти; три – жизнь  дарующие; три – жизнь разрушающие. 3, что в Любви – сердце и 2 уха; 3, что в  Ненависти – печень, язык, желчный пузырь; 3, жизнь дарующие – 2 ноздри для воздуха и селезенка; 3, жизнь разрушающие – рот и два нижних отверстия человека.

Бог есть один над тремя; три – над семью; семь – над двенадцатью, и все они есть одно целое. Появление десяти сфер (Сефирот) из Ничего было подобно вспышке молнии или искре пламени, и были они без начала и конца. Слово Бога было в них, когда  они выходят из Него и когда они возвращаются к нему. Они мчатся по Его приказу, как вихрь, и простираются перед Его троном.

Десять Сефирот в конце своем связаны с их началом, а их начала связаны с  концами, и связаны они, как пламя с углями.

«0 число (10) сфер существования (Сефирот) из Ничего умолчи, замкни свои уста  и охрани свое сердце для размышления, а если откроешь рот, произнося слова, и направишь свое сердце к размышлению, управляй ими и вернись к молчанию. Ведь записано: «И все живые создания убежали и вернулись». И в этой мудрости и
состоял Завет нам».

Есть десять эманаций числа из Ничего:

1-я. Дух живого Элохима. Его Голос, его Дух, его Слово составляют Святой Дух.

2-я. Он сотворил воздух из духа, и в воздухе Он сотворил и установил двадцать  две буквы и звука. Три из них были основными, или «матерями»; семь были  двойными и двенадцать – простыми, но дух был первее и выше их всех.

3-я. Изначальную воду Он извлек из воздуха. Он образовал двадцать две буквы  и вылепил их из глины, сделав из них границу, поставил их, как стену, и  положил их, как оборонительный вал. И посыпал Он на них снег, и они стали  землей, потому как написано: «Ибо снегу Он говорит: будь на земле».

4-я. Огонь (Эфир) Он извлек из воды. Он сотворил и установил Трон Славы. Он  сделал Серафимов, Офанимов и Священных Живых Созданий как своих ангелов – помощников. И из этих трех Он образовал Свое окружение, ведь написано: «Кто сделал Своих духов – ангелов, тот управляет огненным пламенем».

5-я. Он выбрал три согласных из простых букв – тайна, относящаяся к трем  матерям, или первым элементам: воздуху, воде и огню (Эфиру). Он запечатал их  духом Своим и образовал из них Великое Имя, и тем самым запечатал вселенную в  шести направлениях. Он обратился вверх и запечатал его.

6-я. Он обратился вниз и запечатал бездну.

7-я. Он обратился вперед и запечатал Восток.

8-я. Он обратился назад и запечатал Запад.

9-я. Он обратился направо и запечатал Юг.

10-я. Он обратился налево и запечатал Север.

Таковы десять невыразимых сущностей из Ничего: из духа Живого Бога изошел  воздух, из воздуха – вода, из воды – огонь (эфир), из огня – высота и глубина, Восток и Запад, Север и Юг.

Он разместил двадцать две буквы в кольцо (сферу), подобно стене с 231  воротами, и повернул эту сферу вперед и назад. Повернутая вперед сфера  означает добро, повернутая обратно – зло. Отсюда следует, что есть двести  тридцать одно образование, или ворота, через которые являются буквы. Каждое  создание и каждый язык происходит от Одного Имени и комбинации его букв.

Он создал реальность из Ничего. Он вызвал несуществующие сущности к  существованию и высек огромные столбцы из неосязаемого воздуха. Произнося, Он творил создания и слова силой  Одного имени.

Первые три элемента (материнские буквы) напоминают весы, на одной чаше – добродетели, на другой – пороки, и язык уравновешивает их. Эти три Матери заключают в себе великую, удивительную и неизвестную тайну, запечатанную шестью крыльями: бинарными (активные и пассивные) воздухом, водой, огнем. Матери породили Отцов (прародителей), и те дали начало  поколениям.

Есть двадцать две буквы, которыми Я ЕСМЬ (УАН), Повелитель, Всемогущий и Вечный, устроил и создал тремя Серафимами (Числа, Буквы и Звуки) Свою  вселенную и сделал через них все живые существа и все то, что появится в  будущем.

Когда Патриарх Авраам постиг великие истины, размыслил над ними и понял их совершенно, тогда явился ему Творец Вселенной, назвал его своим  другом, поцеловал его в лоб и дал два завета: завет языка (духовный) и завет  материальный – и сказал ему: «Прежде, нежели Я образовал тебя в чреве  (материи), Я познал тебя (в духе)».

Авраам связал дух двадцати двух букв своим языком, и Бог открыл ему секреты  их. Бог позволил буквам раствориться в воде, Он сжег их на огне, развеял на  ветру. Он распределил их среди семи планет и отдал их двенадцати знакам  Зодиака.

ОСНОВЫ КАББАЛИСТИЧЕСКОЙ КОСМОГОНИИ.

Каббалисты воспринимали Верховное Божество как Непостижимый Принцип, который  может быть открыт только через процесс устранения всех его осознаваемых  атрибутов в определенном порядке. То, что при этом остается, когда каждая  познаваемая вещь устранена, есть АЙН СОФ, вечное состояние Бытия. Будучи  неопределяемым, Абсолют пронизывает все пространство. Абстрактное до степени  непостижимости АЙН СОФ есть ничем не ограниченное состояние всех вещей.

Субстанции, сущности и разумы проявляются из неуловимого АЙН СОФ, но сам  Абсолют лишен всякой субстанциональности, сущности и разумности, что может  быть уподоблено великому полю плодородной земли, на которой произрастают мириады растений различного цвета, формы, запаха, и все же корни их уходят в одну и ту же темную почву, которая однако, отличается от любой из форм, питаемой ею. «Растения» - это вселенные, боги, люди.

Все они питаются от АЙН СОФ и берут начало в его неопределимой сущности; все, имеющее души, дух и тело, разделяет эту сущность и обречено, подобно растениям, вернуться в темное основание - АЙН СОФ, единственно Бессмертное, откуда они пришли.

АЙН СОФ называется каббалистами Древнейшим из Древнейших.  Оно всегда  рассматривалось бесполым. Символом его был закрытый глаз. Природу АЙН СОФ  символизируют кругом, истинной эмблемой вечности. Этот  гипотетический круг  включает в себя безмерную область непостижимой жизни, а ограничивающая эту жизнь окружность есть абстрактная и неизмеримая бесконечность.

Бог есть не  только Центр, но также и Площадь. Централизация есть первый шаг к  ограничению. Следовательно, центры, образующиеся в субстанциях АЙН СОФ, конечны, потому что им суждено раствориться снова в Причине их самих, а вот АЙН СОФ бесконечно, потому что Оно является причиной всех вещей.

Круговая форма АЙН СОФ означает пространство, замкнутое внутри гипотетического кристального шара, вне которого нет ничего, даже вакуума. Внутри этого шара происходит возникновение и уничтожение. Каждый элемент и  принцип, который когда-либо используется в вечном процессе Космического  рождения, роста и распада, находится в прозрачной субстанции этой  внечувственной сферы.

Это Космическое Яйцо, которое не расколото до Великого дня «Будь с Нами», который есть конец Цикла Необходимости, когда все вещи  возвращаются в начало всех вещей. В процессе творения рассеянной жизни АЙН СОФ возвращается от периферии к  центру круга и устанавливает точку, которая есть первая манифестация Единого.

Когда Божественная Сущность таким образом возвращается от границы круга к  центру, она оставляет за собой Бездну, или, как каббалисты ее именуют, Великий Секрет. Таким образом, в АЙН СОФ устанавливается двойная сущность  там, где существовала только одна. Первая – это центральная точка, исходная  объективированная лучезарность вечной субъективированной жизни. Из этой  лучезарности посредством тьмы вокруг нее, получающейся за счет лишения форм жизни, сгущается к центру первая точка, или универсальный зародыш.

Универсальное АЙН СОФ, следовательно, больше не сияет в пространстве, а  скорее бросает свет на пространство из этой первой точки. Исаак Майер  описывает этот процесс таким образом:
«АЙН СОФ сначала заполняет ВСЕ и затем  творит в себе концентрацию, в результате чего получается Бездна, Глубина или  Пространство, Авеер Кадман или Изначальный Воздух, Азот, но в Каббале это не считается совершенной пустотой или вакуумом, совершенно пустым Пространством, но мыслится как Воды Хаотического Моря, в котором есть определенный уровень  Света, низшего по отношению ко всему, что сотворено (миры и иерархии)».

В секретном учении Каббалы говорится, что человеческое тело окружено похожей  на пузырь оболочкой, называемой Яйцом Ауры. Это причинная сфера человека. Она  имеет такое же отношение к психическому телу человека, как шар АЙН СОФ к сотворенной Им вселенной. На самом деле это Яйцо Ауры есть сфера АЙН СОФ сущности, называемой человеком. Следовательно, в этой ауре находится верховное сознание человека; эта аура распространяется во всех направлениях и  полностью объемлет его низшие тела.

Как сознание сведено в Космическом Яйце к центральной точке, которая затем называется Богом – Верховным Существом, так сознание Яйца Ауры человека сконцентрирована в точку сознания, называемую  высшее Я. Как вселенные в природе образуются из скрытых сил Космического 
Яйца, так и все, что используется человеком в его воплощениях через царства  Природы, выводится из скрытых сил внутри его Яйца Ауры.

Человек никогда не  выходит за пределы этого Яйца и остается в нем даже после смерти. Его  рождения, смерти и новые рождения случаются внутри Яйца, и оно не может быть  расколото до меньшего дня «Будь с Нами», когда человечество, подобно  вселенной, освобождается от Колеса Необходимости.

СИСТЕМА МИРОВ.

Эманации АЙН СОФ представляют сорок уровней вибраций, называемых каббалистами
«сферами». Внешняя граница круга есть внешняя граница пространства. Она объемлет площадь АЙН СОФ. Сама природа АЙН СОФ разделена на три части, представленные пространствами между соответствующими сферами.

I – АЙН, вакуум чистого духа;

II - АЙН СОФ, Беспредельное и Неограниченное;

III - АЙН СОФ АУР, Неограниченный Свет.

Нужно иметь в виду, что в начале Верховная Субстанция, АЙН, одна пронизывает  площадь круга, а внутренние круги еще не проявили себя. По мере того как  Божественная Сущность концентрирует Себя, кольца II и III становятся  постижимыми, ибо АЙН СОФ есть ограничение АЙН, а АЙН СОФ АУР, или Свет, есть  еще большее ограничение. Таким образом, природа Верховного Существа  рассматривается тройною, и из этой тройной природы силы и элементы творения были отражены в Бездну, оставшуюся от движения АЙН СОФ по направлению к своему центру.

Непрерывное движение АЙН СОФ к Своему центру результируется в точке в центре круга. Точка называется Богом, поскольку является высшей  индивидуализацией Вселенской Сущности. Относительно этого в Зогаре говорится: «Когда сокрытое Сокрытого желает раскрыть Себя, Оно сначала делает единственную точку; Бесконечность была полностью неизвестной и не рассеивала  никакого света, пока появление точки не пробило брешь». Имя этой точки «Аз ЕСМЬ», которая евреями именуется Эхейех. Каббалисты дают много имен этому пятну (точке). По этому поводу Кристиан Гинзберг пишет:

«Точка называется  первой короной, потому что она занимает высочайшее положение. Она называется  древнейшей потому что является первой эманацией. Она называется изначальной или неясной точкой. Она называется Белой Головой, Длинным Лицом – Макропрософусом – и непостижимой неуловимой высотой, потому что она управляет  всеми другими эманациями».

Каббалисты использовали букву Шин для обозначения тройственности первых трех  Сефирот. Центральный круг немного сверху над двумя другими – это первая  Сефира –Кетер, Белая Голова, Корона. Другие два круга представляют Хохму  (Отца) и Бинах (Мать). От союза Божественного Отца и Божественной Матери  получился мир и родились живые существа.

Три подобных пламени  буквы долгое  время использовались каббалистами для сокрытия этой Творящей Триады. Когда появляется белая сияющая точка, она именуется Кетер, что означает Корона, и от нее исходят девять великих шаров, которые расположены в форме дерева. Эти девять вместе с первой короной составляют первую систему Сефирот.

Эти десять  были первыми ограничениями десяти абстрактных точек внутри самой природы АЙН  СОФ. Сила АЙН СОФ не нисходит в эти шары, а скорее отражается в них, как свет Солнца отражается в планетах и Земле. Эти десять шаров называются сверкающими сапфирами.

Огромная область, оставленная АЙН СОФ при его удалении в центральную точку  Кетер, наполняется четырьмя концентрическими шарами, называемыми мирами или сферами, и свет десяти Сефирот отражается в каждом из них. Это приводит к образованию четырех символических деревьев, каждое из которых несет отражение десяти шаров Сефирот. 40 сфер творения из АЙН СОФ разделяются на четыре великие мировые цепи таким  образом:

От А1 до А10, Ацилут, Безграничный мир Божественных Имен.
От В1 до В10, Бриах, Архангельский Мир Творений, Созданий.
От С1 до С10, Ецира, Иерархический Мир Образований.
От Д1 до Д10, Ассиах, Стихийный Мир Субстанций.

Каждый из этих миров имеет десять сил или сфер – родительский шар и девять  других, которые выходят из него в виде эманаций; каждый шар порождается  предыдущим.

На плоскости Ацилут (А1 – А10), высшего и самого божественного из всех  сотворенных миров, не проявившее себя АЙН СОФ устанавливает свою первую  точку, или пятно в Божественном Море – трех сферах X. Эта точка  - А1 – содержит все создания внутри себя, но каббалисты рассматривали это первое божественное и незамутненное состояние точки, или первое проявление Бога, не как личность, а как божественное установление или основание.

Оно называется  Первой Короной, и от него отходят другие круги Мира Ацилут: А2, А3, А4, А5, А6, А7, А8, А9, А10. В этих нижних мирах круги являются разумами, планетами и элементами, но в первом из этих божественных миров они называются Кольцами Священных Имен.

От А10 исходит В1, Вторая Корона, и при этом устанавливается Мир Бриах. Десять эманаций от А1 до А10 называются основаниями всех созданий. Каббалисты  обозначают их как корни Дерева Жизни. Они расположили их в виде огромной  фигуры человека, Адама Кадмона, сделанного из огненного тумана (красная  грязь), прототипа Универсального Человека.

В Мире Ацилут силы Бога  манифестируются наиболее чисто. Эти десять сил являются чистыми и совершенными излучениями, не пускающимися в низшие миры и не принимающими там форму, но отражающимися в субстанциях низших сфер.

Из первого Мира Ацилут они отражаются во второй Мир Бриах. Поскольку отражение всегда теряет блеск  исходного света, десять излучений Мира Бриах теряют часть  своей бесконечной силы. Отражение всегда подобно отражаемой вещи, но слабее и меньше.

Во втором мире, от В1 до В10, порядок сфер тот же,  что и в мире Ацилут, но десять кругов света менее ярки и более ощутимы и именуются тут десятью Великими Духами – божественными созданиями, которые помогали в установлении  порядка и разума во вселенной. Из А10 рождается В1 и входит во все сферы, высшие по отношению к нему.

От В1 берут начало девять шаров – В2, В3, В4, В5, В6, В7, В8, В9, В10, которые составляют Мир Бриах. Эти десять более тонких подразделений на самом деле являются десятью силами Ацилут, отраженными в  субстанции Мира Бриах. В1 является правителем этого мира, потому что он включает все другие кольца своего мира, а также кольца третьего и четвертого миров, С и Д.

В Мире Бриах десять сфер света называются Архангелами Бриах. От В10 исходит С1, Третья Корона, и тем самым устанавливается Мир Ецира. Десять Архангелов Бриах рассматриваются великими духовными существами, чей  долг заключается в манифестировании десяти сил Великого Имени Бога, существующего в Мире Ацилут, который окружает и пронизывает весь мир творения.

Все вещи, проявившие себя в низших мирах, существуют сперва в нечувственных  кольцах верхних сфер, так что творение есть воистину процесс чувствования  нечувственного расширения его до различных вибрационных уровней. Десять шаров  силы Бриах, будучи сами отражениями, отражаются в третий Мир Ецира, где они еще больше ограничены в своем выражении и становятся духовным и невидимым Зодиаком, который находится за видимой лентой созвездий.

В этом третьем мире десять шаров исходного Мира Ацилут в огромной степени ограничены и затемнены, но они все еще бесконечно сильны в сравнении с состоянием субстанции, в которой обитает человек. В третьем мире, с С1 до С10, шары становятся иерархиями небесных созданий, называемых Хорами Ецира. И здесь все включено внутрь С1, силы, которая контролирует Мир Ецира, а также включает в себя и контролирует весь мир Д.

От С10 исходит Д1, Четвертая Корона, и Мир Ассиах устанавливается. Из Мира Ецира свет десяти сфер отражается в Мир Ассиах, наинизший из четырех Миров. Десять шаров исходного Мира Ацилут принимают форму физической материи, и результатом является звездная система. Мир Ассиах – это стихийный мир субстанции, куда сходит человечество со времени падения Адама. 

Сад Эдема есть три верхних Мира, а человек за грехи его облачен в одеяние из кожи  (тело) и изгнан в сферу субстанции. Все духовные силы верхних Миров А, В, С, когда они сталкиваются с элементами низшего мира Д, искажаются и извращаются, превращаясь в иерархии демонов, являющихся аналогами добрых духов в каждом из низших миров.

Во всех древних Мистериях материя считалась источником всякого зла, а дух – источником добра, потому что материя угнетает и ограничивает до такой степени, что часто человек чувствами своими не способен осознать  собственные божественные способности. Так как материя не позволяет  человечеству провозгласить свои божественные права по рождению, она  называется Врагом, силой зла. Четвертый мир Д есть мир солнечных систем, включающий все звездные системы Вселенной.

Существуют различные мнения относительно расположения шаров в этом последнем мире от Д1 до Д10. Правителем четвертого мира является Д1, называемый  Огненным небом. Другими он именуется Первым Двигателем или первым Движением. Из этого кружащегося огня проявляется материальный звездный Зодиак, в  противоположность невидимому духовному зодиаку Мира Ецира. От Зодиака Д2 отходят сферы планет в определенном порядке.

В Мире Ассиах находятся демоны и искусители. Они являются отражениями десяти  великих шаров Ацилут, но поскольку образы искажаются, причиной чего являются  основные субстанции Мира Ассиах, они становятся дьявольскими созданиями. Каббалисты называют их оболочками.

Человеческое тело, подобно Вселенной, рассматривается в качестве материального выражения десяти сфер света. Следовательно, человек назывался  Микрокосм – маленьким миром, построенным по образу великого Мира, частью  которого он является.

Каббалисты установили этого универсального человека головой в А1 и ногами в Д10, чем раскрывается его подлинная конституция. Он существует одновременно в четырех мирах, «видимым» из которых является лишь один – Мир Ассиах. Это и есть тот самый Великий человек Зогар.

Приписываемая Божеству человеческая форма является лишь образом его значения; Бог находится за пределами восприятия человеческого разума. Универсальное равновесие вещей достигается через баланс составляющих. Равновесие находится везде,  то же относится к центральной точке, где ожидает  своего разрешения баланс. Зогар есть генезис света; Сефир Ецира есть кладезь  мудрости. В нем содержатся абсолютные символы речи – числа и буквы. Каждая буква производит число, идею и форму, так что математика приложима к формам и идеям, даже к числам, благодаря точным пропорциям и совершенному соответствию.

Через учение Сефер Ецира человеческий ум проникает в истину и разум. Оно уподобляет всякий прогресс разума эволюции чисел. Зогар представляет абсолютную истину. Части и члены человеческого тела в  материальной плоскости имеют аналоги в иерархиях и разумах в высших мирах. Здесь опять действует закон взаимопроникновения. Хотя внутри человека  находится вся вселенная (43 сферы взаимосвязаны с Д10), он не подозревает об их существовании, потому что не может установить контроль над тем, что выше него или больше него. А вот все высшие сферы утверждают свой контроль над  ним, как это показывают его функции и деятельность. Если бы они не оказывали своего влияния, он был бы инертной массой субстанции.

Смерть есть просто  результат отключения жизненных импульсов высших колец от низшего тела. Контроль транссубстанциональных колец над их собственным материальным  отражением называется жизнью, и дух человека есть на самом деле имя, данное этому огромному средоточию разумных сущностей, которые сфокусированы на  субстанции через точку, называемую эго, устанавливаемую внутри их самих.

Х1 находится за пределами человеческого Аурического Яйца, и вся диаграмма  становится профилем конституции человека или же профилем Космической  конституции, если ее скорелировать со вселенной.

Секреты каббалистической школы учили человека, как взбираться по кольцам, развертывая свое сознание до тех пор, пока он не возвратится к АЙН СОФ. Этот процесс называется Пятьюдесятью Воротами Света.

От Бинах, второй Сефиры, исходят пятьдесят ворот разума. Ворота разделены на шесть порядков, из которых первых четыре имеют по десять подразделений, пять – девять и шестой – только одно: Бог, АЙН СОФ, Тот, Кого смертный глаз никогда не зрил. Пятидесятые ворота ведут от творения к Творящим Началам, и тот, кто прошел  через них, возвращается в неограниченное и недифференцированное состояние ВСЕГО. Лишь один Христос прошел через пятидесятые ворота.

Пятьдесят ворот открывают определенный эволюционный процесс; желающий достичь  высочайшей степени понимания должен последовательно пройти через все эти  порядки жизни, каждый из которых представляет ворота, проходя через которые  от низшего к высшему, дух находит в каждом более восприимчивом организме новые горизонты и возможности для самовыражения.

ДЕРЕВО СЕФИРОТ

Дерево Сефирот можно рассматривать как основу секретной доктрины, которая была душой и духом Хасидизма. Каббала есть бесценное наследство человечества, однако с каждым годом людей, понимающих ее принципы, остается все меньше и меньше. Дерево Сефирот состоит из десяти шаров лучистого великолепия, построенных в три вертикальные колонны и связанных 22-мя каналами, или  путями. Десять шаров называются Сефирот, которым приписаны числа от 1 до 10; колонны: справа – Милосердие, слева – Жестокость, между ними – Умеренность, как объединяющая их Сила. Они также представляют Мудрость, Силу и Красоту – тройственную поддержку Вселенной. 

22 канала соответствуют 22 буквам  еврейского алфавита; 10 чисел (1-10), скомбинированные с 22 буквами, составляют 32 – число Путей Мудрости Каббалы.

Четыре каббалистических Дерева Сефирот (четыре мира), описанные в предыдущем  разделе, позднее были скомбинированы в единую диаграмму, названную  Архетипическим, или Небесным Адамом. Именно этот Адам, а не земной человек, и  был описан в первых главах Книги Бытия.

Из субстанции этого Божественного Человека была образована Вселенная; в нем она пребывает и будет пребывать даже тогда, когда все сферы вернутся в первоначальное состояние. Божество никогда не рассматривалось как составная  часть Сефирот; сами Сефирот – лишь гипотетическая оболочка для определения пределов Творящей Сущности. Сефирот и свойства, им приписываемые, являются  просто символами Космической системы с множественностью ее частей.

В Сефер ха Зогар написано, что доктрина – лишь одежда, ее может видеть любой человек. Имеющие понимание видят разумный и философский закон; истинно мудрые – Высшую Духовную Истину. Никто не может войти в Дом Мудрости, не имея величайшей силы, самообладания, одухотворенного ума и абсолютно сбалансированных разума и души. Дерево Сефирот может быть изображено в виде человеческого тела, Адама  Кадмона, или Идеи Вселенной Сефирот.

ВСЕЛЕННАЯ

1. Кетер – Корона
2. Хохма – Мудрость
3. Бинах – Понимание
4. Хезед – Милосердие
5. Гебурах – Жестокость
6. Тиферет – Красота
7. Нецах – Победа
8. Ход – Слава
9. Есод –Основание
Малхут – Царство

ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ

Зодиак
Сатурн
Юпитер
Марс
Солнце
Венера
Меркурий
Луна

ЭЛЕМЕНТЫ

Кетер – голова; Мудрость и Понимание – правая и левая полусферы мозга;  Милосердие и Жестокость – правая и левая рука, активные работники; Красота – сердце; Победа и Слава – правая и левая нога, опоры мира; Основание – воспроизводящая система; Царство – обе ступни, или основание бытия. Основание и Царство – соответственно мужское и женское начало. У более поздних каббалистов применяется разделение Дерева Сефирот на пять  частей:

I. Макропрософус, или Великий Лик – термин, применяемый к Кетер, первому и  наиболее возвышенному из Сефирот, а также к девяти силам, или Сефирот, исходящим из Кетер.

II. Абба – Великий Отец; термин, приложимый к Универсальной Мудрости,  первый эманации Кетер; в то же время это – СЫН, ЛОТОС, или СЛОВО, рожденное  от союза Кетер и Бинах.

III. Айма, или Великая Мать, есть имя, под которым общеизвестна Бинах, или  третья Сефира. Это Святой Дух, из чьего тела происходят поколения. Будучи  третьим лицом Творящей Триады, она соответствует Иегове, или Демиургу.

IV. Микропрософус, или Малый Лик, состоит из шести Сефирот: Хесед, Гебурах, Тиферет, Нецах, Ход и Есод. Микропрософус часто называется Меньшим Адамом, или же Зауир Анпин, в то же время как Макропрософус, или Великий Лик – это  Высший Адам, он же Арих Анпин. Малый Лик символизируется шестиконечной  звездой, или наложенными треугольниками Сиона, или же шестью гранями куба. Она представляют направления севера, востока, юга, запада, верха и низа, а также шесть дней Творения.

V. Невеста Микропрософуса Малхут – квинтэссенция Сефирот, структура,  составленная из четырех элементов. Это божественная Ева, которая взята от  одной стороны Микропрософуса и соединяет могущество всего Каббалистического  Дерева в одной сфере, которая может быть названа человеком.

Тайны Сефирот говорят, что порядок Творения, или Божественная Молния, которая  зигзагом проходит через четыре мира, согласно иерархии божественных эманаций, таков: от АЙН СОФ, Ничто и Все, Вечная Безусловная Сила, происходит  Макропрософус, или Великий Лик, о котором написано:

«В Его черепе каждый день возникает тринадцать тысяч мириад миров, которые получают свое существование  от Него и поддерживаются Им».

Макропрософус, направленная воля АЙН СОФ, соответствующий Кетер, Короне Сефирот, из себя рождает девять меньших сфер, суммой и началом которых он является.

От Кетер происходят Хохма, Великий Отец, и Бинах, Великая Мать. Эти две  сущности называются Абба и Айма – мужчина и женщина, прототипы полов. Абба и Айма символизируют активность во вселенной и утверждаются в творящем мире  Бриах.

В Сефер ха Зогар написано:

«И, следовательно, все вещи утвердились в  равенстве мужского и женского, потому что если бы это было не так, то как бы вещи могли существовать? Это начало есть Отец всех вещей, Отец всех Ответов, и оба начала связаны друг с другом. Хохма, Мудрость, как Отец, и Бинах,  Понимание, как Мать».

Из объединения Божественного Отца и Божественной Матери получаются  Микропрософус, Малый Лик, который утверждается в Ецире, мире созидания.

Десятая Сефира, Малхут, Царство, утверждается в четвертом мире, Ассиах,  состоящий из всех высших сил, отраженных в элементах земной сферы.

Таким образом, Каббалистическое Дерево простирается через четыре мира, ветви которого находятся в материи, а корни – в Древнейшем из Древнейших,  Макропрософусе.

Часть каббалистов рассматривает Кетер как Отца, Бинах как Мать и Хохму (Мудрость) как Сына; в этом случае Мудрость, высшее качество Сына, становится  Творцом низших сфер.

Из-за близкого сходства Творящих Триад с христианской Троицей, поздние  каббалисты перестроили три первые Сефиры, добавив таинственную точку Даат – гипотетическую «Малую Сефиру». Она расположена на пересечении линий, связывающих Отца-Хохму и Мать-Бинах – Мудрость и Понимание – и вертикалью связывающую Кетер и Теферет (Красота).

Даат является чрезвычайно важным  элементом. Если Хохма (Отец) рассматривается как активная и разумная энергия  Кетер, а Бинах (Мать) – как восприимчивая и животворящая способность Кетер, то Даат становится мыслью, изреченным Словом, которая, будучи сотворенной  Отцом, «перетекает» в Мать. По другой линии (вертикаль) – от Кетер (голова) к Тиферет (Сердце, Красота, солнце), Даат предстает как Знание Сердца, Мысль и Слово Сердца.

Три вертикальные колонны поддерживают всю универсальную систему.

Центральная  колонна зиждется в Кетер, Вечности. Она проходит вниз, через гипотетическую
  Даат, Тиферет, Есод и упирается в твердое основание Малхут. Здесь  демонстрируется, как Божество манифестирует себя через эманацию полюсов из своей середины, оставаясь в тоже время свободным от иллюзии полярности.

Колонна справа, Яхин, имеет основание в Хохме, истоке Мудрости Бога; три шара  этой колонны имеют мужские свойства. Левая колонна именуется Воаз. Три ее  шара являются женскими воспринимающими силами, потому что имеют начало в Понимании, восприимчивой и материнской силе. Все три колонны окончательно соединяются в Малхут, где проявляются  все силы  высших миров.

Четыре шара центральной колонны раскрывают функции творящей силы в различных мирах.
Творящей силой первого мира является Воля, Божественная Причина; во втором сире – Даат, Слово, исходящее из Божественной мысли; в третьем  - Тиферет, Солнце, или точка между Богом и Природой; в  четвертом мире – сочетание мужского и женского начала, Есод и Малхут.
Соотношение между Священным Домом Бога и Вселенной самое прямое – Мир должен  быть Домом, или оболочкой этого Божества. Если бы современный научный мир  понял всю глубину философии древних, то признал бы их знание небесного Плана  вполне сравнимым с современной наукой.

1. Кетер (голова)
2. Хохма (Отец)
3. Бинах (Мать)
4. Хесед (Милосердие)
5. Гебурах  Жестокость)
6. Тиферет (Красота)
7. Нецах (Победа)
8. Ход (Слава)
9. Есод (Основание)
10. Малхут (Царство)
               
ДЕРЕВО ЖИЗНИ И 32 ПУТИ МУДРОСТИ КАББАЛИСТИЧЕСКОГО  ДЕРЕВА

2 – Z – Зодиак
3 – + - Сатурн
4 -  + - Юпитер
5 - > - Марс
6 - 0 - Солнце
7 - + - Венера
8 -  +   - Меркурий
9- ) - Луна

ЧЕТЫРЕ ДЕРЕВА СЕФИРОТ

Каждое дерево состоит из десяти кругов. Эти деревья раскрывают иерархию, контролирующую судьбу всех созданий. Они одни и те же во всех четырех мирах, но сила, заключенная в каждом из шаров, проявляет себя различным образом в зависимости от субстанции каждого мира, что и приводит к бесконечному разнообразию.

КАББАЛИСТИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К СОТВОРЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА:

Безнадежная путаница божественных принципов с аллегорическими фигурами, которые были созданы для представления первых в ограниченных умах  непосвященных, привела к самому ужасному искажению духовных истин. И пока  человек не распутает сеть почитаемых абсурдностей, в которых веками  запутывался его ум, и не освободит свои силы, нельзя считать, что Истина  вообще может быть открыта. Ветхий Завет, особенно Пятикнижие, содержит не только традиционную версию  происхождения мира и человека, но также и заключенные в нем секреты  египетских инициаторов Моисея о происхождении Богочеловека (инициированного)  и тайну его нового рождения.

Знакомство с тремя каббалистическими процессами, именуемыми Гематрия, Нотарикон и Темурах, позволяет открыть многие из тех глубочайших истин, которые принадлежат еврейской древней суперфизике. Под Гематрией имеется в виду не только замена букв цифрами как их
нумерологическими эквивалентами, но также и метод определения мистических  целей, ради которых было сооружено здание либо другой какой-либо объект. Гематрия включает также систему раскрытия тайного значения слова через анализ  размера и расположения различных букв.

Такая практика применялась евреями,  греками, позднее – исламскими суфиями. Книги Нового Завета, особенно,  приписываемые Св. Иоанну, содержат много примеров использования Гематрии, что дало основание Никифору Каллистию говорить, что Евангелие от Св. Иоанна было
найдено в пещере под Иерусалимским храмом и что книга эта была запрятана там  «задолго до христианской эры».

Существование интерполированного материала в Четвертом Евангелии подтверждает предположение о том, что работа сперва была написана без какого-либо упоминания человека по имени Иисус и что утверждения, приписываемые ему, были на самом деле мистическими утверждениями, принадлежащими персонифицированному Универсальному Разуму.

Остальные сочинения Иоанна – «Апостольские послания» и «Апокалипсис» - окружены  столь же большой тайной. Согласно Нотарикону, каждая буква слова может стать исходной буквой нового  слова, в результате чего один и тот же текст (или слово) может иметь  множество значений. Среди теологов сложилось мнение, что  принятые до сих пор переводы священных текстов весьма приблизительно отражают изначальный смысл  написанного.

Под общим названием Темурах сгруппировано несколько систем, в которых излагаются правила замены некоторых букв на другие или на их числовые «аналоги». Различные системы Темурах входят в наиболее сложные и запутанные построения Пятикнижия. Не исключено, что сегодняшняя Библия является намеренной попыткой запутать  непосвященного читателя и таким образом скрыть секреты Таннаим.

Христианский  мир никогда не обладал скрытыми свитками, содержащими секретные доктрины  Израиля. И если правы каббалисты в своем предположении, что потерянные книги  Моисеевых Мистерий были упрятаны внутрь Торы, тогда воистину Священное Писание представляет собой книги в книгах. В результате многочисленных правок, переделок, замены одного верданаа на другой Библия в настоящее время представляет собой текст, возраст которого не превышает 900 (!) лет, изобилующий ошибками, натяжками и сознательными искажениями.

В кругах просвещенных раввинов имеется мнение, что христианство никогда не понимало Ветхий Завет, который является исключительной собственностью  иудаизма. В начальной главе Книги Бытия говорится, что после создания Света и отделения  его от Тьмы, семь Элохим отделили воды, которые были над небесной  твердью и  под ней. Установив таким образом низшую вселенную в точности по образцу эзотерических учений индусов, египтян и греческих Мистерий, Элохим обратили  свое внимание на флору, фауну, а затем на человека.

«И сказал Бог: сотворим  человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по  образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил. И  благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте  землю…».

При рассмотрении странного использования местоимений в приведенной выше  цитате «наиболее совершенного примера английской литературы», когда  множественное число еврейского языка Элохим (Элохим еще и андрогинен)  переводится словом Бог единственного числа и не имеющим рода, открывающая  Книгу глава становится довольно бессмысленной. Быть может, боялись, что если слово перевести правильно как «мужские и женские творческие сущности», то христиане могли бы быть обвинены в поклонении богам при всех их заявлениях о монотеизме! Множественная форма местоимения Наш безошибочно говорит о пантеистической природе Божества.

Далее, андрогинная конституция Элохим (Бог) раскрывается в следующем дальше  отрывке, где говорится, что Он (Бог) создал человека по образу Своему, женщину и мужчину, или более точно, поскольку разделения полов еще не произошло, мужчину-женщину. Это - смертельный удар по столь долго почитаемой  концепции, что Бог является мужским существом. Элохим затем приказывает этим андрогинным существам «плодиться и размножаться». Заметьте, что еще не существует отдельно ни мужское, ни женское начало.

И, наконец, слово «наполняйте» (в английском переводе – replenish): приставка «re» обозначает «назад, к исходному состоянию» или  «повторение либо восстановление». Это определенно указывает на человечество, существовавшее еще до «сотворения человека», описанного в Книге Бытия. Вопрос этот не решен до сих пор. По одним утверждениям, он свидетельствует о  политеизме древних семитов, по другим – множественная форма слова Элохим
свидетельствует о множественности и универсальности свойств Божества. Такая же, если не бoльшая, сложность лежит в объяснении личности Адама. Неоплатоники считали его «Идеей человечества» - архетипом  истинного человека  (Genus homo).

Филон Иудейский рассматривал Адама как представление человеческого ума, который мог понять окружающие его вещи и тем самым дать им имена, но не мог осознать (и поэтому оставил непоименованной) тайну своей  собственной природы. Адам также уподобляется пифагорейской Монаде, которая, благодаря благодетельному состоянию совершенного единства, достойна обитания в сфере Эдема. Через процесс разделения Монада становится  дуадой, символом разногласия и  ослабления. Создание, таким образом сформированное, изгнано из своего  небесного дома.

Так двойственный человек был изгнан из Рая, который  принадлежит неразделенному творению, и у ворот был поставлен херувим со сверкающим мечом, чтобы охранять Причинный Мир. Следовательно, только после  восстановления единства внутри себя человек может вернуться к прежнему своему  духовному состоянию. Согласно Исарим, секретной доктрине Израиля, существовали четыре Адама,  каждый из которых обитал в одном из каббалистических миров.

Первый, или Божественный, Адам обитал в сфере Ацилут, и все духовные  и материальные возможности уже существовали внутри его природы.

Второй Адам принадлежал  сфере Бриах и был, подобно первому Адаму, андрогинным.

Третий Адам, опять-таки андрогинный, имел тело из света и обитал в сфере Ецира.

Четвертый Адам  был просто третьим Адамом после того, как тот пал в сферу Ассиах, когда  духовный человек облачился в животную оболочку. Четвертый Адам все еще
рассматривался как единый индивид, природа которого раздвоилась, и произошло два физических тела, одно из которых воплотилось в мужчину, а второе – в женщину.

Зогар говорит о двух ипостасях Адама: первый Адам – это божественное существо, которое, выступив из исходной высочайшей Тьмы, создает второго,  земного Адама, Адама по Его образу и подобию. Высший, или небесный, человек  был Причинной сферой с ее божественными возможностями, рассматривавшейся  как  одна гигантская личность; ее члены были основными элементами бытия. Этот Адам  символизировался двуликим существом: одно лицо смотрит на непосредственную  Причину себя, а другое лицо обращено к необъятному океану Космоса, в котором  оно потом растворится. Философски Адам представляет собой полную духовную природу человека – андрогинную и не подверженную распаду. Об этой полной природе человек имеет весьма малое понятие.

Точно так же, как дух содержит внутри себя  материю и является источником и конечным состоянием того, что именуется материей, так и Ева представляет низшую, или смертную часть, взятую от целого, или же  временное существование более полного духовного создания.
Будучи  представителем низшей части личности, Ева является также искусительницей,  которая, получив от Змея смертное знание, заставляет Адама погрузиться в трансоподобное состояние, в котором он не осознает своего более высокого «Я».

Когда Адам как будто пробуждается, он на самом деле погружен в сон, потому  что он больше не в духе, а в теле; внутри него произошло разделение: истинный  Адам остался в Раю, в то время как его меньшая часть, воплощенная в  материальном организме (Ева), скитается во мраке смертного существования.

Последователи Магомета, кажется, имели большее, нежели другие инициированные, ощущение истинной мистической природы понятия Рая, потому что они понимали, что до падения обиталищем человека была высшая сфера (ангельский мир), наполненная четырьмя мистическими потоками жизни.

Слово АДМ означает вид или расу, и только недостаток понимания приводит к мнению, что Адам означает индивидуального человека. Как Макрокосм Адам есть гигантский Демиург; как Микрокосм, он является основным произведением  Демиурга, и внутри природы Микрокосма Демиург установил все качества и силы, которыми Он сам обладал. Демиург, однако, не обладал бессмертием и, следовательно, не мог одарить им Адама. Согласно легенде, Демиург старался  держать человека в неведении о незавершенности его Делателя. Адам-человек, следовательно, разделяет качества и характеристики ангелов – слуг Демиурга.

Христианские гностики утверждали, что искупление человечества свершилось  через схождение Универсального Разума (Нус), который был великим духовным  существом, превосходящим Демиурга, и который, войдя в конституцию человека, даровал ему бессмертие сознания. Наряду с некоторыми философскими институтами Азии еврейские Мистерии  содержали странное учение о тенях Богов. Глядя в Бездну, Элохим видели свои  собственные тени, и от этих теней произошло низшее творение.

В Мистериях  Адаму приписывалась сила духовного возрождения. Вместо воспроизведения своих  физических порождающих процессов он испускает или, более  точно, отражает на  субстанции тень самого себя. Затем эта тень им одушевляется и становится  живым созданием. Эти тени продолжают существовать только до тех пор, пока существует исходная фигура. С исчезновением оригинала исчезают орды  отражений. В этом и состоит аллегория сотворения Евы из ребра Адама, потому  что Адам, представитель Идеи, отражается в материальной вселенной во множестве одушевленных отражений, которые коллективно означают Еву.

Согласно  другой теории, разделение полов имело место в архетипическом мире, поэтому  тени в низшем мире были разделены на два класса согласно порядку, установленному в Архетипе. Кажущееся непостижимым притяжение одного пола к другому Платон считал космическим стремлением к воссоединению разделенных половин этого архетипического существа.

Согласно Нотарикону, имя АДМ является инициалами имен Адам, Давид, Мессия – и  все эти три личности были одной душой в разные периоды. Поскольку эта душа  представляет Мировую Душу человечества, то Адам означает возникающую, «просыпающуюся» душу; Давид – развивающуюся, а Мессия – пробужденную и  устремленную. Такое состояние души (душ) именуется эпигенезис.

До сих пор весьма спорным остается вопрос, что собственно можно вывести из  разделения полов, как это символически изображено в Книге Бытия. Одна точка  зрения состоит в том, что человеческая душа была разделена на две половины  (мужскую и женскую) и что человек остается несовершенным созданием до тех пор, пока эти половины не воссоединятся через любовь.

Из этой доктрины  выросла чрезмерно эксплуатируемая концепция о «родственных душах», которые  должны продолжать поиски целые века, пока не найдут дополняющую  их часть
разделенной души. Современная концепция женитьбы до определенной степени основана на этом идеале.

Согласно другому учению, разделение полов произошло в результате подавления  одного из полюсов андрогинного существа, и жизненные энергии смогли быть направлены в сторону развития рациональных способностей. С этой точки зрения  человек до сих пор является андрогинным существом и духовно полон, но в  материальном мире женская часть мужской природы и мужская часть женской  природы неподвижны.

Через духовное развитие и познание, получаемые в Мистериях, скрытый элемент в каждой природе приобретает активность, и таким образом человеческое существо окончательно сохраняет половое равновесие. С  этой точки зрения, женитьба считается союзом, в котором два сформировавшихся  индивида проявляют полярные характеристики и пробуждают друг в друге скрытые  способности, помогая, таким образом, каждому достичь полного индивидуального завершения.

Более глубокие школы философии расценивают вторую точку зрения как более адекватную убеждению, что творение объемлет оба аспекта божественного свершения. Христианская церковь глубочайшим образом противится этой теории женитьбы, заявляя, что высочайшая степень духовности достигается только сохранением невинности, ибо продолжение человеческого рода увеличивает и продляет власть Демиурга.

Низший мир рассматривается как дьявольское творение с  целью вовлечения души в рабство, и поэтому помощь в привлечении душ на землю  считается преступлением.  Этот взгляд усиливался аллегорией Адама и Евы, чей  грех, ставший причиной падения человека, связан, по общему признанию, с таинством рождения.

Те гностики, которые практиковали более рациональный подход к этому вопросу, говорили, что само существование низших миров должно означать цель, которую имел в виду Верховный Творец. Сомневаться в Его суждениях значило бы впасть в смертельную ошибку.

Церковь, однако, самовольно приписала себе удивительное  право поправлять Бога в этом отношении, потому что там, где это было возможно, она практиковала целибат. В ритуальной драме падения человека, происходившей, возможно, от египтян, Адам, изгнанный из Садов Эдема, философски представляет человека, изгнанного из сферы Истины. Через невежество пал человек. Через мудрость получил он искупление.

Сад Эдема представляет Дом Мистерий (см. «Видение Еноха»), посреди которого росло Дерево Жизни и Дерево Познания Добра и Зла. Человек, изгнанный Адам, хочет выйти из внешнего Святилища (внешняя  вселенная) в Святая Святых, но перед ним поднимается страшное создание, чертящее сверкающим мечом широкий круг, через который «нет пути», и Адам не может переступить его. Херувим так обращается к ищущему выхода:

«Человек, из праха ты вышел и в  прах уйдешь . Ты был создан Строителем Форм, ты принадлежишь сфере формы, и дыхание, вдохнувшее в тебя душу, было дыханием формы, и, подобно пламени, оно угаснет. Большим, чем ты есть, ты быть не можешь. Ты обитатель внешнего мира, и тебе запрещено входить во внутренний круг».

И Адам отвечает Ему: «Много раз стоял я перед этим местом и просил дозволения войти в Дом Отца Моего, и ты всякий раз отказывал мне в этом и посылал меня снова скитаться во тьме. Истинно, что я вышел из праха и что мой Творец не дал мне бессмертия. Но ты не можешь больше отсылать меня во мрак, потому что, скитаясь там, я открыл, что Всемогущий предписал мне спасение, послав  наиболее Скрытого Тайного своего Единственного Сына, который взял на себя  мир, созданный Демиургом.

На элементах этого мира он был распят, и из Него пролилась кровь моего спасения. И Бог, войдя в свое создание, оживил его и установил путь, который ведет к Нему. Хотя мой Творец не дал мне бессмертия, бессмертие зиждется в каждой пылинке, из которой я состою, потому что до того, как был создан мир, и до того, как Демиург стал Регентом Природы, Внешняя Жизнь проявилась на лице Космоса. Это ее знак – Крест. Неужели ты  отказываешь войти мне, кто познал тайну самого себя?»

И голос ответил: «Тот, кто познал и осознал, ЕСТЬ! Узри!»

Осмотревшись вокруг, Адам обнаружил себя в залитом светом месте, посреди которого стоит дерево со свисающими с ветвей драгоценными камнями, увенчанное пламенем, обвитое змеем с диадемой из звезд. То был голос змея.

«Кто ты?» – спросил Адам.

«Я, - ответствовал змей, - Сатана низвергнутый; я Враг – Повелитель, который  против тебя и который призывает к твоему уничтожению перед Вечным Судом.

Я  стал твоим врагом с того самого дня, когда ты был создан; это я вводил тебя в искушение, это я доставил тебя в руки зла; это я оклеветал тебя; я все сделал для того, чтобы ты исчез.

Я страж Древа Познания, и я поклялся, что никто, кого я ввел в заблуждение, не вкусит его плодов».

И Адам ответствовал: «Многие века я был твоим слугой. В невежестве моем я  слушал твои слова, и это привело меня на стезю печали. Ты заронил в мой ум  мечту о власти, и борьба за обладание ею привела меня лишь к боли и печали.

Ты посеял во мне семена желания, и когда я взалкал вещей  из плоти, я получил  лишь агонию.

Ты послал мне ложных пророков и внушил ложные мысли, и, когда я
в мучительной борьбе осознал величие Истины, я понял, что твои законы ложны.

Я разделался с тобой навечно, о искусный Дух. Я устал от твоего мира иллюзий.

Я больше не тружусь в твоем неправедном винограднике. Прочь от меня,  искуситель, вместе со всем сонмом искушений. В исповедуемых тобой ненависти, эгоизме и страсти нет ни счастья, ни мира, ни добра, ни будущего.

Я отрицаю  твои ценности. Твое правление кончено во веки веков!».

И змей ответил: «Смотри, о Адам, природу Врага!». Змей исчез в сиянии лучей  света, и вместо него заступил ангел в сияющих одеждах с алыми крыльями, простертыми от одного края неба до другого.

Устрашенный и потрясенный Адам пал перед божественным созданием.

«Я Повелитель, который перед тобой, и я твое спасение, - продолжал голос, - ты ненавидел меня, но через века ты благословишь меня, потому что я вывел  тебя из сферы Демиурга.

Я повернул тебя против иллюзии мира, я отучил тебя от  желания, я пробудил в твоей душе бессмертие, свойственное мне. Следуй за мной, о Адам, потому что я – Путь. Жизнь и Истина!»…

Альберт Пайк, цитируя «Трансцендентальную магию»,  так говорит о важности  Каббалы:

«Проникая в Святыню Каббалы, исполняешься восхищением, видя столь логичную доктрину, столь простую и в то же время всеобъемлющую.  Необходимый  союз идей и знаков, освящение глубин реальности примитивными буквами, Триединство Слов, Букв и Чисел; философия простая, как алфавит, глубокая  и  бесконечная, как Слово; теоремы более полные и лучезарные, нежели  пифагорейские; теология столь фундаментальная, что ее принципы можно перечесть на пальцах.

«Бесконечность, которая умещается в ладошке младенца; десять цифр и двадцать две буквы, треугольник, квадрат и окружность – вот и все составляющие Каббалы. Они являются начальными принципами Слова – отражения того произнесенного Слова, которое сотворило мир!».

***

Иллюстрация из Интернета


Рецензии