Разговор критика с поэтом

Иосиф  Латман

                Все права остаются за  автором

 

 

РАЗГОВОР КРИТИКА С ПОЭТОМ   
            (Шутка??..)

 
Критик:

Всё забавляетесь стихом?,
Отбросив правила, законы?-
Почти… как без седла  верхом…
А как же… — Ваши панталоны?..

Ваш стих, простите, грубиян! -
Без тонкостей, необразован,-
Взгляните-ка: сплошной изъян -
Он, как мустанги, — не подкован.

Читать его, поверьте, — мука!

То ль дело: « Роза расцвела
На нежном облаке в ночи
При свете гаснущей свечи!
И лешего с ума свела!..».-

Свежо…. и никакого трюка!
Чистейший  ямб! — И целы брюки!

К тому же, при мерцанье плошек,
Узрите много тайн науки
Сложения слогов и строчек
С учётом ударений, пауз.

Скажу Вам, избегая кляуз:
Цезура – стержень… Рядом с ней,
Тоскуя, примостится дактиль,
А дале, глянь, и амфибрахий,
И, наконец, как кол, спондей… -

Враз творчества сомлеют страхи.

Поэт (дилетант):

Позвольте, Вас остановлю…
Зачем мне этот « берендей»?
Сейчас на том себя ловлю,
Что вышесказанное – чушь!

Наука, коротко, — прогноз.
Используя её законы,
Дожди предвидим или сушь,
Грядёт ли летом вдруг мороз,
В мундире зимнем при погонах,
Коснётся ль гор метеорит,
И задымят средь них вулканы,
Изменится ль движенье плит,
Похоронив все океаны?

А что даёт, скажите, знанье:
Гекзаметр сие иль нет?

Вот соловей! Совсем не пьяный,
А выдаёт такой « рулет!»,
Не зная что, зачем поёт. -
Он с Богом, видимо, — дуэт,
И ТОТ — мелодию ведёт.

Поймите суть! Стих – это песня!!!
Мелодию даёт Господь…

Но и слова — не  мыслей плоть!,
А если до конца быть честным:
То и они приходят Свыше -

Поэт – избранник, Небо слыша,
Самозабвенно пишет, пишет…

Какой тут ямб, ударник, дольник?
В сию минуту дай хоть стольник,-
Не отвлечётся ни на миг
Для будничных забав иль игр.

Хоть: «… меж детей ничтожных мира,*
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл»

А что орлу — людской закон?
Слова пустые. Дольний звон.
Ему – свободу подавай:
Захочет — в Ад, захочет в — Рай,

И никаких ему препон.-

А поэтический салон
И утончённые манеры -
Для барышень и кавалеров,
А не для истинных Поэтов. -

Они — движимы горним Светом!

Пример: Гомер, (…слепой певец!) -
Подсчитывал?.. по строкам?.. стопы??!..-
Он пел!!! Над ним витал венец
Наития, рождая тропы…

Критик:

Нет, нет! Теперь, позвольте, я!
Не признаю я дилетантства!
Сие – опасная стезя!
Поэзии святой пространство
Законом сведено в единство!

Пренебрегать им, – просто, свинство.

Простит, надеюсь, Бог меня
За прямоту (и даже –грубость).-
Меж нами, друг, увы, -стена!
Названье ей, быть может, — глупость
Хотя возможно и лукавство:

Вы не совсем чужды богатства
Теории… Оно – меж Вашими словами! -
Не путайте, дружок,  людей...

Поэт (дилетант):

Опять всё тот же « берендей»…
Скажу (но… только между нами):-

Издержки обученья в школе.

Увы, — не более того. -

Запомнил что-то поневоле,
Без приложения мозгов.

Но не о том веду я речь…
Гармония — присуща Миру!
Её — в веках дано беречь
Всевышнему, а не кумиру
Людьми придуманных забав!
И это, право, не секрет.-

Не  им вослед идёт поэт! -

Не мыслей  жертвенный полёт
Волной  Гармонии несёт
Поэта в океан страстей:
Любви, измен, пустых желаний,
Гордыни, радостей, страданий-
Незваных психики гостей…

И так в теченье тысяч лет!

Лишь тот, наверное, поэт,
Кто в упоенье сочиняет,
Гармонией не затрудняясь:-

Стих  сам бежит… Само собой
И соблюдаются законы…
И кнут не нужен… Мыслей рой,
Как и фантазии полёт,
Избегнув  ночи полусонны,
Как в шторм на море утлый плот:-
Плывёт во  тьме  под небесами,
Несясь стремглав над  рифом донным.

А теперь судите сами...-

Вот, к примеру, Гумилёв…

Был теории знаток!
«Анатомию стихов»
Знал буквально назубок…-

А великой поэтессой
Признана… его жена!..

Реквием её… — что месса
На алтарь водружена.

И, наверно, быть  не может
Времени… сужденья строже.

Критик:

Так зачем законов звоны??

Поэт (дилетант):-

Разговор о том — особый…

Скажем, некто,  "высшей пробы"
(Соблюдая "долгу" верность,
Словно дождь листве осенней),
На ночь почитав стихи,
Выявив закономерность
Бега строчек, ударений,
Рифм и прочей чепухи,

Тут же Мир оповестил:

Я, такой-то и такой-то
Выявил нежданный стиль,
Неизвестный нам до ныне.

И прошу Вас: успокойтесь!-
Новость никого не минет…
Я уже пишу статейку! -
Диссертации основу!
Видит Бог, — нашёл подкову!!-
Речь идёт не о копейке.

Я, конечно же, шучу. -
О науке лишь радею…
(О тщеславии — чуть-чуть:
Я далёк  от «берендея»!..)

И пошли по Миру круги:
Зависть, радость, даже ругань!,
Хоть, понятья не имея,
Сам  поэт-то тут при чём...-
Не расталкивал плечом
Недругов с досужей прессой,
Подавляя Славы  весом:

Де явил он новый  стиль,
Поразивший вдруг науку!-

Написал, что Бог послал…

Если бы знаком с ним был,
То немедля чисту руку
От  восторга бы пожал..

=====================
Так беседа продолжалась
Несколько ещё часов,
И в тела вонзались жала
Строк известных всем стихов.

Но не поняли друг друга!
И на том и разошлись…

Рад, что Каллиопы слуги
Под конец не подрались.
Июль 2011г.

*А.С. Пушкин


Рецензии
Мощно! Великолепно и в духе классики! Очень тонко и верно передан вечный спор критика с поэтом. Именно поэт дилетант так реагирует на критика в первую очередь....
Великолепная работа!От души!
С искренним уважением,

Алевтина Гусева   29.06.2016 07:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Алевтина!

Рад, что понравилось!

Данные сообщил по скайп-у.

Здоровья! Удачи!

Иосиф Латман   29.06.2016 15:12   Заявить о нарушении