3. Современные исследования сознания
Психоделики выступают не только как катализаторы ментальных процессов – они активизируют предшествующие матрицы (потенциальности) человеческого разума. Психоделическое состояние – это ни в коей мере не «токсический психоз», как представлялось это раньше, а невероятное путешествие не только в собственное («внутреннее») «бессознательное» и «сверхсознательное», но и выход за пределы собственного сознания в трансперсональные области.
С 1954 года накоплен огромный опыт, огромный клинический материал, включающий анализ более чем 6000 случаев ЛСД-сеансов. Через них проходили как «нормальные» добровольцы, так и больные с неврозами, алкоголизмом и наркоманиями, психопатиями, онкологическими заболеваниями в неоперабельной стадии. Возраст колебался в пределах от 18 до 60 лет.
Через этот опыт прошли представители разных образовательных уровней, в том числе и психологи, психиатры, физики, философы, люди искусства (писатели, поэты, музыканты, художники), как представители всех существующих религий, так и убеждённые атеисты. Оказалось, что в психоделических сеансах испытываются драматические эпизоды самого разного рода с живостью, интенсивностью и полным ощущением реальности переживаемого. В результате иногда радикально менялись философские и религиозные взгляды, но во всех случаях способности интеллекта возрастали многократно во всех отношениях.
Психоделическое сознание несёт в себе многоуровневое и многомерное качество, сочетающее беспредельные возможности с характеристиками, присущими материальной «объективной реальности». «Образы», видимые участниками ЛСД-сеансов, находятся в постоянном динамическом движении, развёртывающимся в «многосерийную драму» неких событий и действий, настолько реально воспринимаемых, что и после прекращения сеанса (или сеансов) они оставляют абсолютную уверенность в том, что это действо было именно прожито, а не придумано или сконструировано.
Другой отличительной особенностью является трансцендирование пространства и времени, когда линейный континуум между микро- и макрокосмом, абсолютно обязательный в обычном состоянии, как бы «не принимается во внимание». Таким же образом трансцендируется линейность временных последовательностей – в одно и тоже «время» могут возникнуть сцены из различных исторических контекстов – например, танковая атака под Курском сочетается с лавиной татаро-монгольской конницы; человек может «физически» участвовать в Куликовской битве и одновременно – в битве при Марафоне; болезненный эпизод биологического
рождения и то, что представляется трагической памятью предыдущих воплощений, могут возникать одновременно как части одной переживаемой картины.
В этой ситуации у человека возникает нечто вроде выбора – потребность остановиться, переживая всё вместе, а затем – по отдельности, пока смысловая связь между этими эпизодами – вроде бы разрозненными – не становится абсолютно ясной. Огромное большинство исследователей заявляли, что переживание было похоже на «кино про себя», которое невозможно было остановить, пока «показывающий» не убеждался в том, что «смотрящий» всё понял, и понял правильно.
Иногда люди под воздействием ЛСД переживают различные «путешествия во времени», возвращаясь в иные исторические времена, проходя через «исторические петли», «выскакивая» из временного измерения вообще и вновь попадая в другую точку истории; они становятся способными воспринимать мифы, имеющие 4, 5 и больше измерений; возможна трансценденция различия между материей, энергией, пространством, временем и сознанием.
В этих универсальных и всеохватных состояниях ума уничтожается сама дихотомия между существованием и несуществованием; «форма» и «пустота» становятся эквивалентными. Часты переживания единства с другой личностью, группой, расой или всем человечеством; архетипические образы Матери, Отца, Сына, Учителя, Бога, Космического Человека или всеобщности жизни как космического явления. В целом при анализе содержания ЛСД-сеансов можно выделить 4 группы (типа) переживаний:
1) Абстрактные или эстетические переживания;
2) Психодинамические или биографические переживания, включающие в себя комплекс эмоционально значимых воспоминаний из разных периодов жизни и символических переживаний;
3) Перинатальные переживания, с которыми были связаны самые большие концептуальные проблемы. Они однозначно свидетельствуют, что человеческое бессознательное хранит память биологического рождения и серьёзной конфронтации со смертью. Этот переживаемый процесс смерти и нового рождения связан, как правило, с открытием внутренних духовных областей, независимо от расового, культурного, религиозного и образовательного фона. По-видимому, память о событиях рождения распространяется на ткани и клетки тела.
Сложнее объяснить другие аспекты смерти-возрождения, в первую очередь, символические образы, сопровождающие умирание и рождение, даже если соответствующие мифологические темы неизвестны индивиду. Это не только обычные иудейско-христианские символы, но и детали легенд об Изиде и Озирисе, Дионисе, Адонисе, Орфее, нордическом боге Бальдуре или их неизвестных вариантах из доколумбовской истории Америки.
4) Трансперсональные переживания. Эта категория бросает самый серьёзный вызов всей ньютоно-картезианской модели Вселенной. Общим знаменателем этой богатой и разветвлённой группы переживаний является колоссальное расширение сознания с выходом его за пределы Эго и трансценденцией времени и пространства.
Часто в этой группе переживаний открывается доступ к эзотерической информации об аспектах материального мира, далеко превосходящей общеобразовательную подготовку и специфические знания испытуемых в этой области. Многие из проходивших ЛСД-сеансы независимо друг от друга сообщали об интуитивном знании того, что сознание присуще не центральной нервной системе, присуще не только людям и животным, а есть первостепенная характеристика бытия, которую нельзя «свести к чему-то» или «извлечь откуда-то».
Другая важная группа включала телепатию, психодиагностику, ясновидение и ясно-слышание, опыт «выхода из тела», видение на расстоянии и другие паранормальные феномены, а также доступ к совершенно не имевшейся ранее информации через экстрасенсорные каналы. Существование трансперсональных переживаний попирает самые фундаментальные принципы материалистической науки, включая в себя одновременно события из макрокосма и микрокосма, из областей, недостижимых непосредственно человеческими чувствам или из периодов зарождения Солнечной системы, Земли, человечества и предшествующих ему рас.
Создаётся впечатление, что каждый из нас имеет скрытую информацию о всей Вселенной, о всём сущем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем частям этого сущего и, в некотором смысле, к общей информационной космической сети, являясь её элементами – и в то же время ограниченной и незначительной индивидуальной биологической сущностью. Теоретическая новизна этих наблюдений, достаточно впечатляющих сами по себе, ещё более выигрывает от того, что трансперсональный опыт точно отражает материальный мир и возникает в едином континууме.
Здесь следует упомянуть ещё один аспект этого опыта, включающий в себя видение или отождествление с архетипическими божествами, героями, демонами, а также мифологические сказочные эпизоды с нередким «переложением» их на современный лад.
Открытие архетипических и мифологических областей и сущностей – которые (по-видимому) обладают собственным существованием и собственной реальностью и не могут быть объяснены как производные материального мира – несёт в себе не только мощный вызов, но и является своеобразным «приглашением» в иные миры. Причиной подъёма тех или иных сюжетов трансперсональных переживаний почти обязательно является максимально напряжённая, эмоционально насыщенная и часто мучительная внутренняя тема, сочетающаяся с невероятными по степени своего влияния внешними событиями, как бы незримо связанными весьма специфическим и значимым образом с внутренней темой.
Жизнь индивида в этот период становится потрясающим собранием самых немыслимых совпадений и невероятностей – он может временно попасть в мир, управляемый не простой линейной причинной логикой, а чем-то совершенно иным. Описывались случаи, когда с людьми, имеющими потребность (осознаваемую или неосознаваемую) пережить опыт смерти-возрождения, в реальной жизни начинали происходить самые различные (иногда крайне опасные) события и ситуации. Можно подумать, что этим людям по каким-то причинам необходимо было пройти через опыт смерти – или умереть по-настоящему. В силу неясных причин им предоставляется право получить этот опыт (смерти-возрождения) на символическом плане, во внутренних архетипических или мифологических мирах.
Как правило, после полного завершения этого опыта почти все события и проблемы, составляющие до этого неразрешимую и опасную ситуацию, рассеивались каким-то почти мистическим путём. Когда юнговский архетип «всплывает» в сознании индивида, его основная тема тоже может стать явной и начать развёртываться в повседневной жизни. Человек может почувствовать пугающий наплыв элементов, связанных с этой темой; могут быть различные УФО-феномены, полтергейст, деперсонализация, скопление (или неожиданное появление) актуальных для него тем и ответов на вопросы в книгах, телепрограммах, письмах и т.д., не планировавшиеся до этого встречи с незнакомыми ранее людьми, оказывающиеся впоследствии поворотным моментом в судьбе, и прочие события и явления подобного рода.
Другие чрезвычайно интересные наблюдения были сделаны в опыте прежних (кармических) воплощений. Их проживание и разрешение от «кармических» завязок завершались не только огромным облегчением, но и совершенно изменяли всю дальнейшую жизнь испытуемых. Крайне интересны исследования изменений в мировоззрении людей, переживших в ЛСД-сеансах перинатальные и трансперсональные события, на протяжении длительного времени. Переживание двойного опыта смерти-возрождения в перинатальных переживаниях позволяет впервые увидеть и оценить полную картину реальности, определить общую стратегию личного существования в его неискажённом и истинном смысле.
Те, кто прошли полный опыт смерти-возрождения, подключаются к великим духовным источникам, начинают ценить не просто жизнь, а каждое её мгновение, обретая радость от самого процесса жизни. Хотя духовность теперь представляется значительной силой во Вселенной, феноменальный мир по-прежнему воспринимается материальным. Транс-индивидуальные переживания производят самые глубокие и фундаментальные изменения не только в психике, но и во всём существе человека, однако его мышление и обыденная жизнь (как биологического существа) всё ещё определяются в терминах плотной материи.
Но суть и истинные реалии внутреннего мира уже уносят его за пределы чисто физического существования. Оно приближается к образцам, открытым и доступным великим мистическим традициям. Вселенная предстаёт бесконечной сетью путешествия в Сознание, а индивид окончательно выходит за границы «Я» и «Эго», формы и пустоты, времени и Безвременья, детерминизма и свободы воли, существования и несуществования, жизни и смерти. Глубокие изменения сознания можно вызвать не только применением психоделиков, но и с помощью техник, воздействующих на дыхание в сочетании со специальной музыкой. К настоящему времени проведены десятки тысяч дыхательных сессий.
Психика содержит такие терапевтические и трансформирующие возможности, которые по своей величине не поддаются описанию никакой из традиционных методик психотерапии. Даже в сравнительно поверхностных необычных состояниях сознания эти механизмы значительно интенсифицируются по сравнению со словесными процедурами. В более глубоких состояниях появляются такие механизмы терапевтического изменения, которые ещё не обнаружены и не признаны в современной психиатрии и традиционной психотерапии.
Необычные состояния сознания, как правило, значительно изменяют отношение между сознательной и бессознательной динамикой психики. Они ослабляют психологические сопротивления. В этих состояниях обычно возникают подавлявшиеся воспоминания, при этом человек полностью переживает эмоционально значимые события прошлого в состоянии возрастной регрессии.
Проявление этого бессознательного содержания, которое иначе не было бы доступным, часто сопровождается значительными эмоциональными и интеллектуальными прозрениями относительно природы психосоматических, невротических и психопатологических симптомов, в том числе алкоголизма и наркоманий, что помогает полному и окончательному их излечению.
Происходят изменения в иерархии ценностей и жизненной стратегии. Эти изменения становятся более явными, устойчивыми и тонкими, когда человек эмпирически связывается с трансперсональным миром.
Если этап смерти-возрождения начинает процесс духовного раскрытия, трансперсональные переживания открывают и подтверждают самыми различными путями, что глубинная динамика человеческой психики в сущности своей духовна и что духовность является важнейшим измерением мироздания. Человек возвращается в жизнь обновлённым не только физически, но и духовно.
***
Иллюстрация из Интернета
Свидетельство о публикации №116062703541