1. Душа и Дух...

Удивительно дело - будучи существом разумным, человек значительно чаще говорит о Душе  и Духе, чем о разуме. Это еще более странно, если согласиться с тем, что до сих пор нет общепринятого и узаконенного определения как того, так и другого. Говорят о Душе по-разному.

«То, что я есть на самом деле»; «То, что во мне самое лучшее»; «Мое второе Я»; «То, что не умирает».

Современная биоэнергоинформатика утверждает: «Душа есть эмоциональная составляющая энергоинформационной оболочки человека». Последнее определение очень близко к достаточно древнему: «Душа - это наши эмоции».

Отсюда происходят такие определения, как «чистая душа», «грязная душа», «жалкая душа». Издавна душа ассоциируется с сердцем и противопоставляется разуму: «Холодный разум и горячее сердце». Некоторые исследователи идут дальше, утверждая: «Душа есть проявление самых высоких человеческих эмоций и желаний».

Психологи о «душе» предпочитают не говорить, а в современной биоэнергоинформатике тоже нет единого мнения. Вот что пишет известный ученый, основатель системы ДЭИР (дальнейшее энергоинформационное развитие человека) Д. Верищагин:

«Душа - это не энергоинформационная сущность и не ее часть, это не чувства, эмоции или мысли. Скорее, это часть сознания. Сознание же - нематериальный феномен, определяющий нашу личность. Душа - это и определенный принцип, потенциальность, матрица, на которой выстроена вся наша энергоинформационная сущность, все наши «тонкие тела» и все их содержание. Душа - структура еще более тонкая, чем «тонкие тела». В ней записывается все, что с нами происходит в жизни.

Это не нечто абстрактное, застывшее и неизменное - душу можно и нужно развивать и совершенствовать. Если этого не делать, она не будет обладать собственным сознанием, осознавать себя. Осознающая себя, чувствующая и стремящаяся душа - принадлежность человека будущего. После смерти душа любого человека пребывает в Боге, ибо Бог есть Всё, однако  есть огромная разница между осознанным пребыванием в «Боге» - и бессознательным».

Это достаточно сложное определение максимально близко подходит к таковому в религиях и большинстве восточных религиозно-философских школ. Однако на ряд серьезных вопросов ответа нет. Что развивает и совершенствует Душу? Разум? Деятельность? Сознание? И, если Душа - часть сознания, то что оно есть само по себе? В каких соотношениях находятся Разум, Душа и Сознание? И если Душа - воплощенный принцип - то чего?

Душа «осознающая, чувствующая, стремящаяся»... Куда? «К Богу», - отвечает Д. Верищагин, немедленно добавляя при этом: «Который есть Все». Последнее заставляет всю концепцию «повиснуть в воздухе», не имея ни опоры, ни ориентира, ни цели. «Принцип» понимается как определенная программа, схема, матрица, по которой строится вся наша «энергоинформационная сущность».

Душа в «Боге», сознающая или не осознающая «себя». Тогда Бог - это Сознание? ЧЬЁ? И ЧТО же себя «осознает» - (или не осознает)?

«Душа» - нечто, «не Я»? Или Душа - это  все-таки «Я»? Но тогда - какое «Я»? «Развитое и усовершенствованное»...  «Да, но как же так: «Я» и Душа, которая не «Я» или какое-то иное «Я»?..

Продолжать можно до бесконечности, поскольку  «Душа» - это самая великая после «Бога» тайна, не подлежащая компетенции разума.

Во второй части было подробно рассмотрено восточное видение «нефизической» составляющей человека. Напомню лишь, что Дух, Душа и «психическое существо» - звенья одной цепи, различные проявления единой общности.

Душа - это принцип, но не «устройства», схемы, механизма, а «божественной эволюции», пролегающей через мир живой материи к животному человеку и сверхчеловеку (или Богочеловеку).

«Психическое существо» - «малая Душа», ребенок, личный Бог человека, данный ему лишь на эту единственную и неповторимую жизнь, воплощенную в Разуме и Теле.

Джива-Атман, высшая составляющая этого единства - часть Всемирного Духа, Вечная Свобода, единение с Высшей Сущностью (Богом, Творцом, Высшим Разумом, Божественной Личностью) - которая приносит освобождение.

Индивидуальный Дух, Джива-Атман, существует как бы «сам по себе», стоя над (но не «вне») материально-воплощенным человеком; он вне рождения и смерти.

В то же время это - живое существо (дух, поддерживающий человеческое существование), ведущий его от рождения к рождению, но не рождающийся сам. Это как бы «Анти-Харон», перевозящий Души, но не через Стикс - реку Смерти, а через Красную Реку - Реку Жизни. Он - часть Сознания-Истины, «выделенной» человеку, часть Божественной Сущности.

Путь глубокого самопостижения приводит сначала к «психическому существу» - Душе-ребенку, затем - к высшему духовному «Я» - истинной Душе, хранящей опыт всех воплощений, и наконец, к Соборной Душе человечества; далее - к Духу, Джива-Атману, а через него - к Духу (Сознанию) Вселенскому, Космическому.

В биоэнергоинформатике эта реальность именуется единым (общим) энергоинформационным полем, состоящим из трех уровней – человеческого, планетарного и космического.

При осознанном контакте центральное существо (Джива-Атман) проявляет волю, стремление, организует и контролирует движение человека к совершенству и высшим свершениям. Этот его аспект давно и хорошо знаком человеку.

«Дух человека», «Дух народа», «Дух Свободы», «Дух, побеждающий смерть» - обычные и понятные реалии человеческого существа. Однако, «Дух» крайне редко себя проявляет и так же, как и «Большая Душа», нам практически незнаком. Он у большинства из нас лишь «Наблюдатель», ждущий своего часа.

Однако понять и услышать его все же можно.Приведем подробное разъяснение. «Приходит время, когда Джива-Атман осознает себя в мире поверхностных врЕменных существ. Это схоже с ощущением себя в пустоте, с одиночеством, где все же ощущается присутствие огромной сущности, подобной ему.

Он постепенно начинает «оживать»,  «одушевляться», перестает быть лишь Вечным Наблюдателем. Для него начинает проявляться поле жизни, а не просто «зародыш жизни», с которым общение невозможно. Жизнь во всем ее многообразии начинает расти в Человеке Вечном через Человека Сегодняшнего, врЕменного.

До определенного этапа у Джива-Атмана нет никого, кто мог бы поделиться с ним Жизнью и Душой, точнее, слить их воедино. Лишь когда прекращается «мелькание» калейдоскопических врЕменных личностей (и даже еще не личностей, а существ, лишь становящихся личностью), ситуация меняется.

До-личности, не осознавшие себя Души, мелькают, возникая из бессознательного и снова уходя в бессознательное. Поэтому он может только наблюдать, ему не с кем говорить, не с кем со-чувствовать, со-переживать, соседствовать.

Есть функция, есть цель, есть предназначение, но их «носитель» еще не родился по-настоящему, он - лишь часть общего Поля Сознания.

Воссоединившись с Душой и Психическим Существом, он из Наблюдателя превращается в Учителя и Друга, а они втроем уже «подтягивают», развивают и формируют Жизнь, Разум и даже Тело, воплощая принцип Единого Неделимого и Вечного Человека.

Джива-Атман обладает огромными возможностями - ведь он связан не только с общностью всех центральных человеческих существ, но и с Высшим Существом вашей Вселенной». (Шри Ауробиндо).

***

Душа - это «Искра Божественного», нечто от Божественного, Хранитель эталона «по образу и подобию»; она ответственна за эволюцию человека в материальном мире. Вначале это - недифференцированная Сила - энергия, стремление. «Психическое Существо» - «ребенок Души Божественной», растущий, учащийся и переносящий опыт индивидуальной прожитой жизни.

Душа бессмертна и имеет опыт множества «психических существ», которые, в свою очередь, усваивают опыт «инструментальных частей» - ума, тела, жизни. И в то же время «Психические Существа» не умирают и не «засыпают» в Соборной Душе, они - ее «живая память», ее
«дети», ждущие следующего воплощения.

Но и «Большая Душа» не остается одной и той же, застывшей и не эволюционирующей. Достигнув необходимой зрелости и совершенства, она покидает «психический мир» и начинает восхождение к «Сверхдуше», к «Сверхсознанию».

Здесь она уже действует согласно своему праву на реализацию собственного мира, своей «малой Вселенной», праву утверждать свой принцип, свое видение, свою правоту и свой замысел.

А вот от Высших Структур Универсума зависит, получит ли она право на «эксперимент», на воплощение в жизнь задуманного и выстраданного или нет.

Таким образом, только осознав друг друга, объединившись, поняв единую задачу и общую цель, три высшие составляющие человека становятся способными к истинной эволюции.

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии