9. Пробуждение

Многие допускают серьезную ошибку, считая поиск духовности средством решения жизненных проблем. Другие столь же серьезно ошибаются, полагая ее единственным признаком истинно эволюционного развития. Сегодня предпочтительнее говорить о целостности, гармонично развитой, обладающей высокой внутренней культурой личности.

Органичное единство личности – это цель, а не данное от природы состояние. Ее можно перед собой поставить, приближаться к ней и когда-либо достигнуть. В психологии этот процесс именуется самореализацией и имеет два различных аспекта. Они связаны между собой, но имеют разную природу и разные проявления.

Первый – это самоосуществление, т.е. психический рост Человека, его созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей. Второй – самопостижение, переживание и нахождение своего истинного «Я». Речь идет не о личностном «Я», а о Самости как о духовном ядре, его проекции на поле личности.

Самоосуществление и самореализация могут быть достигнуты на самых разных уровнях и не обязательно включать уровень духовный. Однако человек вполне может испытывать подлинно духовные переживания, не будучи хорошо центрированной и гармоничной личностью.

Духовное постижение и духовное пробуждение – это нечто иное, чем просто самопостижение. Они включают в себя осознание (восприятие) сверхсознательного  либо нисходящего в поле сознания, либо появляющегося в процессе восхождения. Здесь понятие «духовное» употребляется в самом широком значении, определяя не только религиозный опыт, но и любые состояния сознания, любые формы психологической деятельности, ценность и напряженность которых многократно превышают средний уровень человека.

Они могут иметь, например, этическую, эстетическую, философскую, мифологическую, героическую или гуманистическую ценность. В определенном смысле можно говорить о разных фазах или разных стадиях этого процесса, у разных людей протекающих по-разному.

Идея самопостижения стара, как мир, и была высказана на заре человеческого существования; она лежит в основе бинера «микрокосм» – «макрокосм»; ее лозунг – «Не познав себя, не познаешь мир». История духовного постижения более коротка, но и более сложна и трудна; достижение гармонии, единства Души и Разума, обретение Мудрости – лишь первый этап длительного Пути к Духу (Пребыванию в Духе).

Этот процесс очень редко протекает плавно, равномерно и спокойно. Чаще он дискретный, взрывообразный, протекает по типу цепной реакции с наличием духовных и трансперсональных кризов. Духовный криз более знаком, свойственен и понятен человечеству. Способы его разрешения хорошо известны как в религии, так и в психологии.

С кризом трансперсональным дело обстоит сложнее; в первом варианте это бережное, осторожное «касание Неба», во втором – катастрофа, обрушивание «Неба» в Человека или «пробивание им Неба» головой. В любом случае возникает хаос, невероятная мешанина из «осколков» самых разных реальностей, их истинном и ложном «отражении» в человеческом сознании.

До недавнего времени люди, тесно соприкоснувшиеся с мирами Иной Реальности, становились пациентами психиатрических клиник. Большинство «больших синдромов» или «психокомплексов» есть истинное проявление трансперсонального криза. Положение усугубляется тем, что человек XX века значительно утратил способность контакта с Божественным, что было обычной реальностью веков предыдущих.

Хаотичная и чудовищная путаница, порожденная средствами массовой информации при освещении религиозных и духовных истин, основ эзотеризма, оккультизма, «магии» различных видов, знахарства, а то и самых махровых языческих суеверий, породила столь же искаженное и неистинное восприятие.

Некое «наукообразие», приданное всему этому разнородному комплексу благодаря «энергоинформационному учению» лишь еще более запутало ситуацию. «Непроявленного не существует»; «проявленное» же столь неподобающим образом автоматически становится полем для многочисленных и весьма опасных катаклизмов в человеческом Разуме и Сознании.

Базой для них является самое банальное невежество, «всеядность» и отсутствие осознанной цели. Любой кризис, на каком бы он уровне не развивался, всегда имеет свою предысторию и законы собственного развития.

На «физическом» – это кризы при ряде заболеваний; на «разумном» – познавательные, мировоззренческие и научные, на витальном (жизненном) – возрастные, на социальном – государственные, политические, экономические, военные. Значительно сложнее проследить причины развития криза на психологическом и духовном поле. Мы можем определить лишь его первые признаки; определить же, что и как вошло в человека, не представляется возможным.

Биоэнергоинформатика вправе говорить об активации неких скрытых «программ»; религия – о естественном стремлении человека к Божественному, восточная традиция – о кармическом опыте и законе Кармы; супраментальная Йога – о закономерном этапе эволюции Души. Все это так, однако невозможность судить по «частям целого» о самом «целом» диктует необходимость эмпирического подхода к изучению этого сложнейшего феномена.

Опыт свидетельствует – все может служить поводом для начала процесса  - страдание, счастье, болезнь, клиническая смерть  и угроза смерти, утрата близкого человека, семейные, социальные и профессиональные катастрофы, «праведное» - и «греховное», любовь к миру  и ненависть к нему. Даже беременность и роды; даже такие страшные «зависимости», как наркомания, алкоголизм, неудержимая жажда смертельного риска или самоубийства.

Все это приводит к обескураживающему открытию – все, что выходит «за пределы»Человека, открывает ему путь в эти «пределы». Иное дело, ЧТО послужило ключом, а ЧТО– замком  и куда человек попадает, открыв этот «замОк». Обычное же, «правильное», до мелочей выверенное и сверенное с эталоном существование никогда к кризам не ведет. Рассказать о всех кризах и критических ситуациях невозможно; поэтому ограничимся анализом механизма кризиса духовного.

Приоритет в описании этого состояния принадлежит итальянскому психологу Р. Ассаджиоли. Очень коротко и сжато приведем основные положения его концепции. Для множества людей личностный психосинтез, становление гармоничным единством, является желанным и вполне удовлетворяющим достижением. Однако есть люди, для которых должно существовать другое решение, более высокий тип синтеза – духовный психосинтез.

Не пытаясь даже определить, в чем заключается сущность «духовного», примем положение о «сверхсознательном». Восприятие этой реальности у абсолютного большинства людей не задействовано. Однако «духовное» в человеке столь же существенно, как и «материальное». Можно лишь надеяться, что со временем будет создана наука о Самости, Высшем Духовном «Я», о ее энергиях, проявлениях и особой реальности существования. Рано или поздно, но наука возьмется за решение этой проблемы; сначала на материальной, чисто «энергетической основе», породив психофизику.

Духовные же (или высшие) состояния сознания, мистические и парапсихологические феномены еще долгое время будут оставаться тайной, загадкой Мироздания. В этом смысле знаменитый постулат Гегеля «Всё разумное действительно и все действительное разумно» вполне оправдан. Итак, карта нашего внутреннего мира человека может быть представлена следующим образом:

1. Низшее бессознательное (подсознательное).
2. Среднее подсознательное.
3. Высшее бессознательное (надсознательное).
4. Поле сознания.
5. Личностная Самость, Эго.
6. Высшая Самость, Духовное «Я».
7. Коллективное бессознательное.

В строго физическом смысле различные уровни «бессознательного» являются взаимно проникающими энергоинформационными полями и структурами, которые невозможно представить в трехмерной схеме. У людей со всесторонним самоосознанием и исключительными универсальными способностями эта структура выглядит иначе: Личностный центр (5) «Я» и его поле сознания находятся на границе «сознательного» и «бессознательного», частично сместивших в сферу «сверхсознательного» «надсознательного».

Третий вариант представляет собой случай, когда вследстие духовного криза (спонтанно), или в результате длительной напряженной духовной работы личностное сознание начинает «восходить», проецироваться вдоль основного вектора личности к уровню сверхсознательного, иногда очень близко приближаясь к духовному ядру, истинному духовному «Я». Возникают очаги психодуховной активности, проецирующие свое влияние из «сверхсознательного» в лично-сознательное (или поле сознания личностного «Я»).

Таким образом, возникает разнонаправленное движение – Восхождение – Нисхождение, поддерживающее жизнь образовавшихся очагов, сверхсознательного «Я» и личностного «Я». Это может быть один очаг, несколько, или множество. Они обязательно отличаются по «силе», внутреннему потенциалу и внутренней устойчивости; могут сливаться и распадаться. Все зависит от творческих и духовных сил человека, его запросов и его возможностей.

На представленной схеме в сфере «сверхсознательного» возникло множество находящихся на разных уровнях и обладающих различной «массой-энергией» (8) очагов, связанных с полем сознания и личностным «Я» прямой и обратной связью. 

На следующем этапе (если появилась объединяющая их сила, идея, концепция) происходит их синтез, объединение в одно целое. Степень их интеграции может быть различной – от полного слияния до «множества в едином». Такой очаг – уже целый мир, имеющий «полуавтономное  бытие».  «Личностное присутствие» в нем «Я» – обязательно и закономерно, иначе не существовало бы ни этого «внутреннего мира», ни восприятия его особой, «супрафизической реальности».

Таков общий принцип; внутренняя суть этой образовавшейся «микровселенной» состоит в слиянии «тонкого внутреннего «Я» (того, что в супраментальной йоге «центральным существом») и «тонкого физического» (мыслеформы в теософии и «информационно-энергетические субстанции в науке).

«Витальность» (жизненность) целиком зависит от «значимости для пары «Личностное Я» –  (Эго) и «Внутреннее Я»; эмоциональная окрашенность, условное сочетание «Добра и Зла» – преимущественно от «внутреннего Я»; память и объем знаний – от «Личностного Я».

Значительные успехи энергоинформационной теории, трансперсональной психологии и практики психосинтеза позволяли серьезно расширить границы схемы, предложенной Р. Ассаджиоли более полувека назад. Современная точка зрения позволяет предположить следующую последовательность событий, начиная с 4-го этапа:

Личностное «Я» начинает подниматься в сферу «сверхсознательного» (3), основной своей частью, оставаясь в сфере «Сознательного». К этому времени из разрозненных очагов (8) образовалась единая структура, органической частью которой становится проекция «Личностного Я» в его высшем проявлении, особое «Не – Я», личностный архетип, идеальных праобраз будущей личности.

Этот «супрафизический» внутренний мир практически соприкасается с бывшим миром личностного Я и его полем сознания. Останавливается, «застывает» на этой стадии процесс крайне редко. Это может свидетельствовать либо о крайне малом общем потенциале личности, либо об отсутствии знаний (и стремлений к их приобретению), либо о неумении выстраивать единый вектор личности.

Неправомерно также говорить об «уплотнении» или «утончении» внутреннего пространства, скорее, это его организация, внутри которой уже произошло зарождение новой жизни. Эта своеобразная «беременность» (как следствие «непорочного зачатия») уже не может быть прервана – она должна быть правильно «доношена» согласно особым же правилам. Далее  происходит дальнейшее усложнение и организация «внутреннего пространства».

Высшее, Духовное Я, Самость, изначально имеющее связь с Высшим, Всечеловеческим Духовным «Я» и слабую, ненадежную связь с Я-личностным, с некоторым удивлением обнаруживает «внутри себя» новую жизнь, стремящуюся к ней, как высшему центру всего «аурического яйца».

Все дальнейшее движение происходит уже под его контролем при прямом участии структур Всечеловеческого Высшего Я. Личностное «Я» входит в структуру 8, сливаясь с «надличностным «Я»; поле ее сознания благодаря соприкосновению с полем сознания зрелого внутреннего мира значительно расширяется, частично входя в высшее, духовное «Я».

На этом этапе происходит и еще одно очень важное событие – проявление невидимых (но ощущаемых ранее) кармических структур, расположенных на внутренней поверхности аурической сферы. Произошла их четкая дифференциация: импульсы от структур «низшего» и нижней части «среднего мира» (а, б) уже не влияют на общее движение; определяют его пограничные (в) и находящиеся в высшей сфере (г).

Образно говоря, внутри «яйца» начинает раздаваться «стук цыпленка», пытающегося выбраться наружу», на который «сбегаются» сущности» «надчеловеческого мира». (Коллективного надсознательного, Планетарного Разума, Общего энергоинформационного Поля – как вам будет угодно). От «частоты» же и «силы» «стука», общего его «содержания» будет зависеть, кто и зачем «прибежит», как и дальнейшая судьба вылупившегося «птенца».

Итак, процесс завершен… Образовалось не просто «двуединство» Личностного и Духовного «Я», а принципиально новая общность, составленная из них, созревшего, оформившегося внутреннего мира и «кармических структур». Что же она «увидит»? Очень и очень многое…

«Замкнутые миры» непробужденных «аурических яиц», обломки «скорлуп», сброшенные «оболочки» «Учителей» различных уровней; связанные между собой системы «супрафизических миров» и многое другое, о чем мы говорили в главах о «древнем» и «современном» знании, о реальностях Планетарного Разума и Психокосма…

Внимательных читатель обратит внимание на совпадение этой «психологической модели» с изложенным в главах о Каббале и Арканах Таро. Можем добавить, что биоэнергоинформатика также предлагает очень похожую схему, но там все происходит «в посмертии»… Психологическое же (точнее, психодуховное) видение предполагает проведение этой сложнейшей, не прекращающейся ни на секунду работы в течение жизни, ибо «в посмертии» такая задача решена быть не может.

Такой же точки зрения придерживается супраментальная йога, теософия и – в определенной мере – религия. Именно этот аспект имел в виду биоэнергоинформатик Д. Верищагин, говоря о необходимости сознательного пребывания Души в мирах посмертия.

Серьезные сомнения в правильности его подхода вызывают, в первую очередь, перенос тяжести проблемы исключительно на энергоинформационный аспект; во вторую – на концепцию «истинного желания», прочно удерживающую не Душу, а Эго в объятьях материального мира, и в третьих – неясность, непроработанность сути «Мировых течений» и совсем уже безличное, внеличное и абстрактное понимание «Бога, который есть Все».Это не Брахман, не Атман, не Нирвана, и тем более уж не Творец, скорее, Всебытие, ждать помощи от которого бесполезно.

В представленной вам схеме есть и еще одна важная деталь. На последней схеме отчетливо видно, что личностное «Я» и поле его сознания не уходят целиком в сферу сверхсознательного, позволяя Человеку активно трудиться в земной реальности. А вот его «желания», цели, ценности и приоритеты уже целиком зависят от высшей, духовной, «надсознательной сферы», определяя тактику и стратегию восхождения.

Здесь мы подходим к проблеме необходимости отчетливо и правильно понимать, что же такое есть «Духовное Я». Множество людей даже не подозревают о его существовании, будучи знакомыми лишь с «Альтер Эго» – «Внутренним Я».Наиболее верным будет представление о нем как о Дживва-Атмане, представителе Единого Духа  в Человеке.

Как уже говорилось многократно, термин «духовное» в большинстве случаев понимается как «религиозное» и «Божественное». Тогда итогом всего пути будет религия и Бог, а основными участниками земной драмы – Человек и его Душа. Когда же «Духовное» воспринимается как «порожденное Духом», «проявленное Духом», «содержащее Дух», проходя через религию и Бога к «Божественно-духовному». Здесь уже один шаг к трансформации «Духовного Я» в трансцендентное, трансперсональное, космическое «Я», к истине древней Каббалы и супраментальной Йоги.

На любом из этих направлений (а то и в самом начале процесса) могут возникать так называемые духовные (а в более глобальном смысле) – трансперсональные кризы. Как уже говорилось, они могут быть спонтанными и иметь множество причин; могут чередоваться, меняться местами, «сливаться», «распадаться», отражая реальность вовлеченных в процесс внутренних структур.

Духовный криз может иметь мифологические и архитепические составляющие, а трансперсональный, начавшийся с классических «космических проявлений» – вдруг превращаться в «духовный» где ведущим становятся темы Бога, Божественного, греховности, искупления и служения. Общие же черты и этапность кризов остаются при этом неизменными.

Приведем блестящее описание этого процесса, изложенного в классическом труде Р. Ассаджиоли «Психосинтез».

1. Кризис, предшествующий пробуждению.

Вследствие указанных выше (а иногда и не осознаваемых) причин обычный, нерелигиозный (или формально религиозный) человек начинает с удивлением осознавать неудовлетворенность миром и собой. Что-то неуловимо изменилось; недостает чего-то чрезвычайно важного; жизнь теряет всяческий смысл.

Индивид впервые начинает задумываться над «вечными вопросами» – Добре, Зле, Справедливости, Предназначении, Творце и Сотворении и т.д. Будучи встревоженными этим состоянием, люди отчаянно пытаются удержаться за ускользающую от них реальность, бросаются «во все тяжкие», с энтузиазмом погружаются в водоворот внешней деятельности, меняют место жительства, профессию, дом, семью. Часто этот период сопровождается запойным пьянством, тягой к наркотикам, поискам новых ощущений, запредельными, опасными для жизни эксцессами.

Состояние внутренней тревоги, неустойчивости становится все более мучительным, внутренней пустоты – невыносимым. Нередко присоединяются симптомы нравственного кризиса, просыпается совесть, а вместе с ней тяжкое чувство вины и раскаяния. Ощущение внутреннего распада и крушения могут приводить к навязчивым мыслям о самоуничтожении как единственном и оправданном выходе. Безусловно, такой тяжелый вариант кризиса нуждается в серьезном лечении, а иногда даже в принудительной госпитализации.

2. Кризис духовного пробуждения.

Раскрытие канала, связывающего личностное и духовное «Я» (могущее выступать под самыми различными масками, в первую очередь – «Духовного Учителя»), прилив радости, счастья, света и энергии нередко приносят буквально «чудесное исцеление».

Психические, невротические и даже физические симптомы страдания исчезают с поразительной быстротой; то, с чем медицина не могла справиться годами, ликвидируется за дни и недели. В таких случаях духовное пробуждение равнозначно исцелению. Однако нередко бывает и так, что личность еще не готова к подобным нагрузкам, не в силах усвоить нисходящие в нее свет и энергию. Может произойти и некое «смешение уровней», стирается грань между истиной и иллюзорной реальностью, частичной и общей истиной.

В этом случае вместо трансформации «Эго» происходит его разрастание, усиление, приводящее к серьезным нарушениям – искажениям восприятия, «снам наяву», принятию Духовного «Я» за высший источник, вершину, Сверхразум, а то за еще более экзотические структуры, навеянные научно-фантастической литературой.

С философской точки зрения происходит смешивание относительной и абсолютной Истины; с оккультной и теософской – «астрала» с «психическим миром»; с научной – «внутренней Вселенной» с физическим Космосом, с духовной – Души с Богом, проявления – с Творцом Проявленного. Требуется серьезная, а иногда и очень длительная работа, чтобы разделить эту «гремучую смесь»; часто случается и так, что разубедить человека в принятом им для себя видении бесполезно и даже опасно.

Очень осложняют ситуацию частые появления парапсихологических возможностей и феноменов – ясновидения, яснослышания, автоматического письма, стигматов различного вида и т.д. Человек абсолютно убежден в факте контакта с некими «мистическими» или «космическими» силами, а то и «космическими существами», нисколько не сомневаясь в авторитетности источника и безоговорочно ему подчиняясь.

Очень частым феноменом становится получение «посланий», «откровений». Они резко отличаются по своему качеству; иногда содержат поучения нравственного характера или содержат давно известную всем информацию. Относиться к подобной продукции необходимо крайне осторожно и всегда отвергать «послания», содержащие конкретные приказы, требования слепого подчинения или стремящиеся возвысить. Столь же осторожное отношение должно быть при утверждении особо важного характера выполняемой человеком миссии, возложенной на него
гипотетическими «высшими силами».

3. Реакции на духовное пробуждение.

Основными признаками гармоничного процесса являются чувство радости, счастья, полноты жизни и интеллектуального озарения. Прежняя личность с ее муками и страданиями исчезает, острые углы сглаживаются; появляется новый человек, преисполненный стремлением одарять, радовать, делиться только что обретенным богатством. Однако этому состоянию рано или поздно суждено прекратиться. Личностное «Я» преодолено лишь на время; очаги в сфере сверхсознательного еще слабы и неустойчивы.

Как и все во Вселенной, приливы Света, Энергии и Любви происходят циклически; за приливом неизбежно следует отлив. «Эго» опять поднимает голову; камни и мусор, скрытые высоким приливом, снова обнажаются. Возвращаются угрызения совести, ощущение несовершенства, тяжкие сомнения, пустота, ощущение своей ничтожности и заброшенности (вплоть до «космического одиночества»).

Низшие пристрастия, инстинкты и влечения оживают; человек, уверивший себя в полном исцелении, с ужасом убеждается в их живучести; последние же «набрасываются на него с удесятеренной силой, почуяв угрозу своему существованию.

Реакция может быть столь выраженной, что Человек полностью отказывается от пережитого духовного опыта, оценивает все произошедшее как «иллюзию», «наваждение», «игру воображения», «эмоциональное опьянение». Он становится желчным, едким, циничным, смеется над собой и другими, издеваясь над недавними идеалами, отрицая всё и вся, не веря ни в
кого и ни во что.

Мышление отличается механичностью, плотностью, узостью, «вязкостью», постоянным застреванием на «больных местах»; может возникнуть бред самообвинения и суицидные мысли. Человек не может вернуться ни к исходному, ни к недавно приобретенному состоянию. Все, что он пережил наяву, столь ярко, необычно и притягательно, что ничто в реальной жизни заменить его не в силах.

Тоска по «чудесному», «чистому и светлому» лишает покоя, сна, погружает в бездну отчаянья, не дает выполнять семейные и профессиональные обязанности. Весь симптомокомплекс приобретает вид тяжелой психической депрессии (в духовной практике такое состояние именуется «Богооставленностью»). Депрессия может иметь столь тяжелый характер и сопровождаться столь выраженными соматическими нарушениями, что необходимо немедленное и энергичное психотерапевтическое вмешательство. Сан Хуан де ла Крус так описывает эту «Ночь Души»:

«Душа пребывает во мраке, ибо была озарена светом более высоким, нежели она способна воспринять. Она страдает от своей нечистоты чрезвычайно, когда Божественный Свет озарит ее. И когда лучи Чистого Света озаряют Душу, чтобы изгнать нечистоту, она находит себя столь малой, грязной и ничтожной, что кажется – сам Господь восстал против нее, а она восстала против Господа».

Человек как бы чудесным образом взлетел к озаренной сиянием Вершине, Прекрасному Царству, узрел все его великолепие, Красоту, Гармонию – но был отвергнут  и низвергнут к ее подножью, во тьму и грязь. Через какое-то время он горестно осознает, что путь к вершине неимоверно труден; что он должен постепенно, шаг за шагом преодолевать подъем, что новые срывы неизбежны  и в то же время преодолимы. Здесь проходит черта, барьер; часть «павших» не находит в себе силы для нового восхождения, часть же его продолжает несмотря ни на что.

4. Фазы преображения личности.

Человек окончательно осознает свою истинную цель – самопостижение, обновление и становление. Поле, на котором развертывается все действо – это поле борьбы сверхсознательных сил с низшими силами. Проходит процесс пробуждения и развития высших духовных функций. Эта стадия наиболее богата событиями, чередованием «света» и «тьмы», подъемов и спадов, радости и печали, счастья и страдания.

Неизбежность страдания расценивается как необходимость для развития внутренней стойкости. Мнения благоприятно настроенных людей, родных и близких (не говоря уже о врачах) перестает иметь решающее значение. Зато многократно возрастает роль Наставника, Учителя, Гуру  или просветленных и знающих людей, способных оказать поддержку и уберечь от множества трудностей.

Это период коренного пересмотра пройденного пути, выход на иные рубежи, конец «детского» и»подросткового» этапа. Это стадия «гусеницы», превращающейся в «бабочку». Однако сам человек (как правило) не может создать себе «защитного кокона», обеспечивающего спокойное и уединенное пребывание в ожидании становления. Он остается в жизни и должен выполнять все ее требования.

Духовная работа напоминает проблему реконструкции многоярусного автобана в условиях непрерывного движения. Путь жесткого аскетизма здесь непригоден и никуда, кроме как к неврозам и росту напряженности, не ведет. Единственное решение находится на путях полной интеграции и нового синтеза личности. Активизация сверхсознательных функций и постижение духовного «Я» не только помогают этому процессу, но и являются его необходимым и непременным условием.

Иное затруднение возникает в случае притока сверхсознательных энергий и пробужденных ими интуитивных озарений и несоответствия сил самой личности. Не следует копить эти силы и эти прозрения в себе – подобная тактика чревата «трансперсональным взрывом», бунтом низшего подсознательного.

Лучше использовать их в творческом самовыражении, не заботясь об
эмоциональной окраске или «процентном содержании Истины». Впоследствии всегда будет время для анализа, уточнения и «расшифровки» всего написанного.

Любой, даже несовершенный, «смешанный» и хаотичный материал сам по себе является своеобразным магнитом, притягивающим новые озарения. Очень хорошо, когда эта сложнейшая работа проводится под наблюдением опытного Наставника; хуже, если обучение происходит «заочно».

И, наконец, есть возможность совершенствования под руководством «Духовного Учителя» в том смысле, о котором говорит Станислав Гроф. Последний путь самый сложный; здесь свои трудности, связанные с тем, что «внутренний Духовный Учитель», хоть и опережающий «Ученика» - неизбежно вынужден проходить те же стадии пробуждения и роста.

Кроме вышеописанных, есть еще и более мягкие, «щадящие», но не столь эффективные варианты, например, «пробуждение одной из сторон личности» или совершенствование в какой-либо узкой области. В восточной духовной традиции определяющим фактором считается кармический опыт, рост Души, постепенное освоение ею новых ступеней восхождения.

В абсолютно неготовое же поле не может снизойти ничто. Вот почему любое движение, любой выход за пределы общепризнанной реальности столь важен и столь необходим. Время, затраченное на период «пробуждения», не имеет значения и всегда индивидуально. На следующей стадии – «Восхождении» – его вообще не существует, ибо движение это соотносимо с Вечностью. Минимальной единицей измерения служат не годы, не десятилетия, не ограниченные достижения, а вся человеческая жизнь в целом – от самого начала до самого конца, открывающая начала уже новые…

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии