Об амбициях, таланте и их взаимосвязи

     Странное дело. Как правило, чем амбициозней человек - тем он бездарнее. Как только он начинает писать что-то стоящее, подучась, амбициозность слетает с него, как пыль с красивой шкатулки, которую удосужились-таки притащить из кладовки в дом. Чем лучше он начинает писать, тем меньше он желает славы(признание и слава вещи таки разные), тем меньше он жаждет напиться из колодца масс, который он не держит больше за чистую реку. Сердце, вытащенное наружу, не жаждет аплодисментов - оно жаждет понимания.
     Но интересно, в чём же тут дело. Может, он начинает понимать, как слишком высока цена: таланта всегда мало, нужно сорок раз мучаться, переписывая, а потом истязать себя шлифованием слов, и даже если среди них встречаются алмазы, они тоже требуют кропотливой шлифовки, где наждаком становится помимо труда и сердце, даже труд сердца, если можно так выразиться, что куда труднее физического. Плюс есть ещё один момент: амбиции мешают, даже запрещают видеть несостоятельность своих текстов, требующих не только огранки алмаза и труда, но часто и более глубокого осмысления и самокопания, что наш "гений" обычно терпеть не может, или просто ленится.
     С другой стороны, есть и здоровый аспект амбиций, когда они подстегивают пишущего корпеть над своими работами; и всё же эти амбиции всегда куда скромнее и лишены тех претензий, которые мешают жить нашему "уже состоявшемуся гению", пускающему слюни возле памятника Пушкину. Более того, у человека здравомыслящего это уже не столько амбиции, сколько жажда понимания и признания(не славы!). Выходит, амбиции видоизменяются в зависимости от духовного развития человека, а без него невозможно появление состоятельных текстов. Круг замыкается.
     Конечно, гениальность - товар штучный, но ведь и просто талант - алмаз, согласитесь, когда каждое слово несёт в себе отпечаток сердца пишущего. Этого почти невозможно добиться "нахрапом", напором, рекламой. Только труд сердца, вдумчивость, шлифовка, каждой мысли, когда вы стараетесь уловить каждый оттенок значения того или иного слова, каждого слова.
   Кстати, в процессе обработки алмаза теряется большая часть веса камня - и тогда получится бриллиант. Словам должно быть тесно. Не должно быть ничего случайного, как и в шикарном атласном платье на вечере не должны быть видны швы. Как в сценке "Уральских пельменей", где бабушка, наряжающая внука в старомодную дедушкину одежку, говорит ему о том, что девчонки оценят-де его ум, но он отвечает вполне разумно: "С такой одёжкой не дойдёт до ума-то..."
     Ну и не забываем, что алмазы достают из-под земли. Помните, у Анны Андреевны:
"Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда..." Это я к тому, что и из ужасного качества вашего стихотворения тоже можно сделать читаемое и даже западающее в душу. Вопрос лишь в том, насколько вам это(не слава, а именно это!) нужно, и сколько вы готовы в это вложить, и чем пожертвовать. Будем верить, что "дорогу осилит идущий", но эта дорога больно многого спросит с идущего. И ничего не обещает ему взамен.


Рецензии
Александр, Вы верно понимаете негативный оттенок слова "амбиции".
Если говорить о требованиях к себе, то это - дело совести, таланта, характера.
Труд эффективен, когда производителен, а поэтический, когда востребован.
Хотя бы по прошествии времени.
Тут и должна наступить ясность.
Со сказанным Вами я согласен полностью!
Благодарю Вас!
Интерес публикация вызвала!
С уважением, Александр.

Александр Михайлович Токарев   28.06.2016 16:04     Заявить о нарушении
Александр, мне всегда очень нравилась ваша мудрость. Вот и здесь вы всё расставили по полочкам, чётко, взвешенно, и не растекаясь по древу. Благодарю вас. Точно так. С уважением, ваш тёзка.

Александр Ивин 3   29.06.2016 15:12   Заявить о нарушении