Фрагмент 4. Топор

________________________

Любимой сказкой Буратино, точнее, маленького Алика, была сказка про топор. Этот образ всюду преследовал его. Бравый солдат, скупая старуха, все перипетии этой истории отходили на второй план, сжимались, блекли. Конечно, каша была вкусна, и масла в ней хватало. Но всё это было не важно. Топор. Алик никак не мог понять, как что-то может быть по-настоящему живо, пока есть этот топор.
Долгими часами он рассматривал единственную картинку, вглядывался, представлял, как берёт его из котла, вытягивает из тягучей жирной массы, медленно обтирает полотенцем, наконец подносит к лицу, и долго-долго смотрит в глубину, в своё отражение. Кормить кашей Алика было мучением, бабушка подносила ложку ко рту, но мальчик застывал, и иногда подолгу приходилось его тормошить. Так было.

_______________________

Интерес к топору, к его слегка закруглённой, с зазубринами кромке, к его матовой, но всё же отражающей поверхности, в школьные годы перерос в интерес к зеркалам. В некоторые дни старое зеркало в коридоре будто оживало, приглашая в гости. Алик, придя из школы, бросал ранец, доставал склеенный ещё в первом классе из двух белых листов формата А4 широкий обруч, плотно вдевал в него лицо, включал свет, и, прижимаясь к зеркалу, подолгу смотрел на отражение. Иногда губы сами собой шевелились, щёки и нос жили своей собственной жизнью, Алик смотрел. Будто волны проходили по поверхности лица от какого-то нездешнего ветра, Алик смотрел. Собственно, Алика-то там и не было, но что это было, Алик не знал. Знать не хотелось, только смотреть.

_________________________

Красота пугала его, в ней было что-то настолько окончательное, смертельное, что Алик цепенел. В такие мгновения простой кленовый лист казался безжалостным ножом, разрывающим сердце. Это не было чем-то придуманным. Скорее, придумано было всё остальное. Смерть стояла в центре, всегда в центре, а мир зябко ёжился по краям, каждое мгновенье, каждый миг словно распадаясь на хлопья холодного тумана.
Иногда смерть мира, его бесконечная мимолётность словно взрывалась, открывая невиданное сияние красоты, в такие часы Буратино любил бродить по старому парку, недалеко от дома.

_______________________

СЕГОДНЯ В ПАРКЕ


По всем приметам смерть недалеко,
За поворотом, в глубине аллеи
Она вдыхает воздух глубоко,
Любуется листочками. В апреле

Ребячливости ей не занимать,
И взор её лучист и беззаботен,
Не могут птицы песенку прервать,
Пока она их слушает. Уводит

С собой седую пару меж берёз,
Они к друг другу тянутся невольно,
И ветви клейких не стыдятся слёз,
Покачиваясь на ветру. О, сколько

Волшебных звонов по кустам сидит,
Земля вдыхает-выдыхает небо,
Один мотив, один простой мотив
Звучит тихонько. Всюду, то и дело,

Травинок малых робкий голосок,
Дрожащий от любви и изумленья,
Смерть осторожно ставит свой носок,
И шаг свой замедляет. На колени,

На землю опускается легко,
Любуется весенним первоцветом,
По всем приметам смерть недалеко,
По всем приметам, да, по всем приметам.

________________________

продолжение следует


Рецензии
Отлично, Игорь! Просто отлично! Как профессионал, приветствую талантливую вещь.

С уважением. Петр Шмаков.

Петр Шмаков   08.07.2019 21:25     Заявить о нарушении
Рад, Пётр, такому интересу! Я так и не смог соединить Фрагменты (их сейчас 14 штук) в нечто связное, и пока даже не представляю как это вообще возможно. Пусть пока повисят так, по отдельности.

Нашёл Вашу страничку на прозе.ру, прочёл только про Ленку и Иуду, это из романа, про который писали, да? Интересное прочтение библейской истории, неформальное и очень человеческое. Мой адрес iggol@mail.ru -- пришлите текст, который хотели. Единственно что, я очень тяжело читаю последние несколько лет: долго, с перерывами, это любых книг касается. То, что казалось раньше естественным, например -- читать книги, почти перестало работать, странно.

С уважением и благодарностью, Игорь

Рь Голод   08.07.2019 21:53   Заявить о нарушении
Отослал. Пожалуйста, подтвердите получение.
Интересно, что со мной та же история, я про чтение книг.
С моей точки зрения фрагменты эти совершенно не нуждаются в соединении. Я только три нашёл и прочитал. Очень понравились, равно и прозаическая и стихотворная часть. А где остальные? Прототип главной героини романа считала, что у поэтов надо читать в первую очередь прозу. Во всяком случае, Ваша проза стихам никак не уступает. Так что подумайте, может надо ей выход дать?

С уважением и интересом. Петр Шмаков.

Петр Шмаков   08.07.2019 22:39   Заявить о нарушении
Письма на почту пока не пришло (Вы вручную набрали адрес или скопировали? Лучше скопировать, чтобы 1 и l не спутать).
Теперь уж завтра посмотрю.

А все Фрагменты есть на моей страничке, чуть ниже, если интересно.

Рь Голод   08.07.2019 22:51   Заявить о нарушении
Вначале от руки написал и всё назад пришло. Теперь скопировал и снова послал. Пока не возвращается. Я боялся, что mail.ru подведёт. Краем уха слышал, что с ней проблемы, особенно с Америкой. Посмотрим. Если что, перешлю через своего друга в Москве. У него Gmail.
Все фрагменты прочитал. Хороши. Вы моё самое большое удивление за последние годы. Язык - Бог поэзии. Ваш поэтический язык впечатляет, с Богом поэзии Вы поладили. Если будет охота, гляньте на проза.ру мои стихотворения в прозе. Учитывая прозаические вставки, Вам они, вполне возможно, понравятся.
Если когда-нибудь выплыву, на что надежды немного, постараюсь Вас вытащить на всеобщее обозрение. Насколько я понимаю, Вы не печатаетесь. В русской поэзии, да и прозе, сейчас царит бардак и повальная графомания. Таково моё мизантропическое мнение.
Фрагменты, мне кажется, хороши без всякого насильственного об’единения.

Со все большим уважением. Петр Шмаков.

Петр Шмаков   09.07.2019 01:00   Заявить о нарушении
Меня в своё время отрезвила одна мысль, и я чувствую, что за ней правда. Молчание Музы куда глубже Её слов, и подлинные творцы никому не известны, они слиты с молчанием Музы, с Её сутью, а словами говорят совсем другие люди. И говорят эти люди лишь потому, что есть те, молчаливые творцы. Поэтому создание стихотворения (или рассказа) -- это, скорее, поражение, это признание своей никчемности. Мир велик, и поэзия лишь малая его часть. Нам даётся именно такое невеликое дело, и мы лишь хотим сделать это дело хорошо. Нам, собственно, ничего другого и не остаётся. Но в этом и есть потрясающая свобода -- делать то, что должно.

Рь Голод   09.07.2019 19:53   Заявить о нарушении
Вы интересно и необычно мыслите. Не знаю что и ответить. Никогда особенно не задумывался. Есть в творчестве огромный пласт неосознаваемого. Есть общечеловеческое ментальное поле. Есть визионеры, маги, да мало ли кто и что есть. И всё это конечно связано как-то за пределами поверхностного индивидуального сознания, всё это влияет на создаваемый образ. Я стараюсь особенно не задумываться, а делать то, что приносит радость. Какая-то искра в душе меня провоцирует на это дело. Моя проблема, что я по натуре не очень-то общительный человек. Многие годы я вообще ничего из написанного не показывал. Только пару лет назад я открыл страницы на стихи.ру и проза.ру. Открыл, потому что созданные стихи и проза буквально разрывали меня, требовали выхода, словно это не я, а какие-то самостоятельные существа, которые страдают взаперти и рвутся на свободу. Но именно в таком ракурсе, как Вы это излагаете, я не думал, просто не знаю.
Кстати, у меня стихотворение тоже начинается с невесть откуда взявшейся первой строчки, которая настойчиво требует продолжения.

С уважением. Петр Шмаков.

Петр Шмаков   10.07.2019 01:05   Заявить о нарушении
Ещё добавлю, что совершенно согласен с Вашей мыслью, что делать то, что должно - это потрясающая свобода. Свобода в том, чтобы жить по велению сердца. Это-то и есть то, что должно, и ощущается абсолютно ясно.

Петр Шмаков

Петр Шмаков   10.07.2019 01:13   Заявить о нарушении
Ещё я подумал, что возможно Вы имеете в виду известную мысль, что поэзия - это то, что остаётся в стихотворении, если из него убрать все слова. Вероятно, талант заключается в умении подобрать слова так, чтобы они не заслонили этот остаток. А вот откуда берётся этот самый бессловесный остаток - неизвестно. Может, он действительно передаётся от кого-то или чего-то, а может... Впрочем, рассуждать можно до бесконечности. Не исключено, что и остаток этот - от Искры Божьей, живущей в душе поэта. А слова нужны, чтобы он вышел к людям. Способность к творчеству не случайно называют «Даром». Потребность творчества - это потребность дарить.

Петр Шмаков

Петр Шмаков   10.07.2019 03:02   Заявить о нарушении
Да, это Вы хорошо сказали. Чем больше мы дарим, тем больше покоя и счастья. Увидеть, что тебе ничто не принадлежит, значит отдать всё с лёгким сердцем. В такой отдаче отсутствует выбор. Как говорил восточный философ: Свобода -- это отсутствие выбора. Кстати, именно он на вопрос о творчестве ответил: "Ничто, сделанное руками и умом человека, не является творчеством, единственное творчество -- огонь восприятия." Всё, что мы можем, -- позволить этому огню гореть, и пусть он сжигает в своём тигле всё, в том числе строки стихов. Только кажется, что огонь опирается на дрова, -- он их сжигает. Конечно, Вы правы -- дело не в словах, они лишь палец, указывающий на Луну, они лишь весенние льдинки, сквозь которые проваливаешься в воду жизни.

Интересно, что когда творческая свобода проявляется чуть более полно, то действительно отсутствует выбор, и все слова спонтанно встают на свои места. В таком безусильном стихотворении словно включён свет, там ясность и отсутствие выбора. Для меня классика, главным образом, это отсутствие выбора. Это высочайшая гармония. Интересно, что многие события нашей жизни являются такой классикой, но мы этого не осознаём, потому-что само осознание загрязняет эту безусильность и естественность, это доверие жизни.

Рь Голод   10.07.2019 15:45   Заявить о нарушении
Хорошо и добавить нечего. Все уже прдыдущ0ие читатели сказали.

Юрий Извеков Улан-Удэ   22.03.2023 08:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.