Особенности национальной ностальгии
Тем более – если речь идёт о таком управдоме, как Ай-Яй. Кто такой Ай-Яй, спросите Вы? Знакомому с крымскими топонимами уху сразу послышится что-то очень знакомое, и оно (ухо) – не ошибётся, поскольку фильм «Дикари» (автор сценария и режиссёр Виктор Шамиров, кинокомпания «Киноплан», РФ, 2006 год) был снят в том числе и на мысе Айя в Крыму. А управдома (управстоянкой, так будет точнее) Ай-Яйя играет Гоша Куценко – лысый и, как всегда, чертовски обаятельный.
Помните ли Вы пионерские лагеря, друзья мои? Наверное, помните. И, конечно же, нам всем (ну – почти всем) время от времени хочется в них вернуться. Герои этого кино взяли, и – вернулись. И возвращаются каждый год, некоторые – на протяжении вот уже 25 лет.
Ласковое и всегда очень особенное (чем особенное – неведомо, но это так) крымское солнце, прозрачнейшее море, кудрявые горы, прячущиеся в кружевной тени тропки, выводящие нас на небольшой пригорок, поворот, и – вот перед нами залитая счастьем, ароматным потом, и смехом друзей полянка, на которой взрослые люди пытаются убежать из судьбы, жизненных обстоятельств, одиночества, убежать туда, где всегда светит солнце, где тебе всегда рады, где всегда много водки, ночного купания с красивыми и ласковыми подругами, мягкого прибоя, крупной гальки, и даже иногда попадающиеся на берегу крупные Гальки не портят эту идиллию, а скорее украшают её.
И, конечно же, кроме всего прочего, украшает её и память о главном советском кино «про дикарей» - «Три плюс два», снятом тоже в Крыму на 43 года и на целую эпоху раньше. Те «дикари-шестидесятники» были настроены скорее романтически, наши же «дикари-нулёвки» настроены скорее сексуально-алкогольно, однако есть у них и неизбывно общее, а именно – нежелание разговаривать на отдыхе на «темы, связанные с работой и карьерой».
И ещё одно связывает эти эпохи – стройотрядовская брезентовая куртка-штормовка Ай-Яйя, которую он как надел на себя однажды летом 1981 года, так и продолжает ходить в ней летом 2006 года.
Авторы фильма чрезвычайно удачно избежали политических коннотаций, связанных с Крымом образца 2006 года, мы видим на экране просто счастливое место, населённое счастливыми людьми, вне каких бы то ни было привязок к странам, политическим режимам и границам. В этом – несомненная удача фильма.
Перед нами – фотография последних счастливых беззаботных тучных постсоветских лет, о кризисе 2008 года никто ещё не подозревает, и слава Богу. И о том, что актёр Алексей Горбунов окажется в 2014 году по другую сторону баррикад – никто не подозревает тоже. И это замечательно.
Кроме крупных Галек, это счастливое кино про счастливых людей украшают – прекрасная, ярчайшая и точнейшая операторская работа, которая даёт почувствовать зрителю каждый сантиметр крымского пляжа и крымского солнца, и замечательная песня, набегающая, как прибой, и так же навсегда запоминающаяся.
Приятного просмотра полутора часов – да, пионерски наивного, но – счастья!
Свидетельство о публикации №116062507231