Блиц-24 Тексты для оценки
Первый гром
Первый гром показался не страшным:
Где-то там далеко у границ.
Вот прикажет танкистам наш маршал -
Враг о мире запросит, пав ниц.
Пусть напал вероломно, бесчестно,
Не пуста у страны кобура!
Люди пели бравурные песни,
И мальчишки кричали: ура!
Разгромим, как от века бывало,
Как всегда. Супостат, подожди!
"На чужой территории, малой..." -
Как тогда обещали вожди.
Неприступна броня, танки быстры,
Парни верили в бодрый куплет:
Далеко не прорвутся фашисты.
И боялись - на фронт не успеть.
Кто бы знал, сколько крови прольется,
Сколько их не вернется с войны...
И стучали по рельсам колеса
И гудком отпевали двойным.*)
-------------------------
*) Два длинных гудка
подавались при отправлении поезда
-------------------------------------
2
Начало.
Двадцать второго июня — начало.
Утро, четыре часа.
Тени мужчин в тёмных окнах вокзала
И голоса, голоса.
Из репродуктора ветер разносит.
Подло... Напали... На нас...
Да мы придём, не наступит и осень.
Только не плачьте сейчас.
Каски, шинели, ряды самолётов.
Чёрная вакса сапог.
В землю ложится за ротою рота.
Что загрустил паренёк?
Свечи горячие не отогреют —
Души погибших солдат.
Красное знамя над Родиной реет.
В сердце грохочет набат.
Много ещё впереди километров,
Много расстрелянных вёрст.
Двадцать второе июня на свете.
Мир открывает погост.
---------------------------------
3
Лето, солнце, в школах выпускной -
Танцы, радость и большие планы,
И мечты, прекрасны и туманны…
Но назавтра грозною волной
Всех накрыла роковая весть:
«Враг под утро перешёл границу!»
Не могло такое и присниться -
На границе бой, потерь не счесть.
«Родина зовёт!» - Гремит набат.
Юноши, вчерашние мальчишки,
Сразу повзрослели как-то слишком
И пошли в огонь, в свинцовый ад.
Падали среди сожжённых трав,
Словно птицы, потерявши крылья,
Ни любви, ни счастья не узнав,
Чтобы мы теперь спокойно жили.
------------------------------------
4
"Развеян миф о непобедимости..."
(Из сводки информбюро)
Лето было не добрым,
Небеса пахли гарью.
Черт монетку подбросил:
Кто: они или мы?
Урожай был не собран,
Бабы в страхе гадали:
Что там будет под осень?
Как дожить до зимы?
Осень нас не щадила.
Оставались за нами
Лишь руины и пали.
Так случилось, увы.
Враг, свинячее рыло,
Мир топтал сапогами.
Ну а мы отступали,
И дошли до Москвы.
Но мы все же дождались
Генерала Мороза,
Из сибирских дивизий
Подмога пришла.
Заслужили мы жалость
У фортуны в час грозный.
Мы врагам горло грызли -
Спала с них мишура.
----------------------------------------
5
Лесная заимка. Кедровник окрест.
Тропинки, дорожки. Игольчатый лес.
Хозяин курчавый. Хоть сед, но не стар
Смолу собирает, чтоб вытопить вар.
Он засветло встал, чтоб к обеду поспеть-
Жена собрала немудреную снедь.
В разгаре июнь. Воскресенье. Жара.
И скоро домой собираться пора.
Присел на пенечке. Цигарку свернул.
Прислушался: странный доносится гул.
На небо взглянул: не идет ли гроза?
Нет – ясное небо. Он стал замерзать.
Тайга зашумела, как леший залез.
Совсем чудеса! Сотворить что ли крест?
Но призраком белым Устин, с бородой,
Домой не пришедший с времен Мировой.
Напротив стоит. Неподвижен и взгляд:
«Братуха, война! Снова «фрицы» шалят!
Я знаю, тебе не вернуться живым…»
Сказал и растаял, что в воздухе дым.
Очнулся Иван. Снова солнце калит,
И катится пот с черепаховых плит.
Хозяин не знает: то ль верить, то ль нет,
Что только полгода – на мир поглядеть.
------------------------------------------
6
Память о войне.
Навсегда в историю вошёл
День войны, трагедии и скорби.
О знамёнах цвета крови, шёлк,
Каждый, кто прошёл войну ту, помнит.
Нам живущим ныне не понять,
Не прочувствовать глубокой боли,
Сыновей теряющую мать...
Много судеб на войне смололи.
И в жестоких жерновах войны
Старики и дети погибали.
С горем и бедой обручены,
Но не стали для врагов рабами.
Защищали пядь родной земли,
Кто с мечом к нам - от меча погибнет.
Противостоять врагу смогли,
В день победный - знамя на Олимпе.
Взят Олимп победный - взят Рейстаг,
Гордо реет на вершине знамя.
Память о тех днях всегда жива,
И пусть каждый о войне той знает.
----------------------------------------
7
В бой!
В бой мы ринемся, зная -
Ждет кровавая каша.
С нами красное знамя,
С нами партия наша.
Тонны вражеской стали
Станут кучей навозной -
Наши танки раздавят,
Разнесут бомбовозы.
Артиллерия грянет,
Жизнь врагов заберет.
Вождь-вегетарианец
Приказал нам - "вперед!"
------------------------------------
8
А мессеров они не ждали –
Была июньская пора.
Экзамены, потом медали,
Аплодисменты и «ура».
Звонок последний, самый-самый,
И шумною гурьбой – на мост.
Она пришла, конечно, с мамой,
И он портфель ее не нес.
Мальчишка, худенький очкарик.
Отец смеялся: «Агроном…»
А стих был так высокопарен,
И Пушкин зарождался в нем.
А мессеры уже летели,
Бомбили крепости, мосты…
Он повзрослел за две недели-
Был страшен мир и так постыл.
---------------------------------------
=======================================
Дополнительно: правила оценивания стихов.
В этом туре предусмотрены 4 оценки + спецоценка.
1). от 0 до 5. За попадание в тему
0 - ставится за стих явно не в тему, или за стих, где тема хоть и упомянута, но чисто формально, никак не включаясь в сюжет.
1 - тема упомянута вскользь
2-3 - тема, хотя и не главенствует, но является важной частью сюжета
4-5 - тема является основой стиха.
2) художественные достоинства стиха
Примечание: стих, получивший 0 или 1 по первому пункту не может быть оценен выше чем на 3 по этой графе.
Внимание: в простановке этих оценок учитываем требование осутствия стеба и "ржаки" как основного компонента стиха..
3) оценка от 1 до 5 - за техническое исполнение.
Не включаем в эту оценку знаки препинания и опечатки.
Оцениваем владение именно СТИХОТВОРНОЙ техникой (размер, рифмовка, строфика, звучание, итд).
4) оценка от 1 до 5 - за композицию, стилистику и грамотность стиха. Здесь оценивается связность и естественность авторской речи, знание предмета изложения, правильный выбор лексики, читаемость образов, отсутствие немотивированных перескоков и отклонений, итп.
Убедительная просьба - пропущенные знаки препинания и опечатки, хотя можно и отмечать в обзоре, как основания для оценки не использовать. Оцениваем поэтические умения, а не владение клавиатурой.
5) Для данного тура вводится СПЕЦОЦЕНКА
от 1 до 5 - за отсутствие грамматически однородных рифм. То есть нельзя рифмовать существительное с существительным (независимо от числа и падежа) например наряды-снаряда. Глагол с глаголом, прилагательное с прилагательным, наречие с наречием итд.
За полное отсутствие ГО рифм - выставляем 5
За сплошь однородную рифмовку - 1
В промежуточном случае оцениваем относительное количество и качество ГО рифм и выставляем оценку от 2 до 4
Примечания
1. если затрудняетесь с той или иной оценкой - ставьте по умолчанию 4
2. низшие и высшие оценки по пунктам 3 и 4 должны быть содержательно мотивированы (во время публикации обзоров), Даже если Вы обзоры не пишете.
Давайте избавляться от молчаливой имхи и учиться мотивировать.
Просьба к участникам, не путать оценки между собой и не натягивать (или опускать) одно за счет другого.
К сожалению, приходится это напоминать, так как нередко оценки выставляются как попало и нередко натягиваются под "общее впечатление".
Конкурс учебный - и одна из его задач - научиться читать стихи не глазами "мимо пробегающего", а взглядом грамотного ремесленника. Для этого и предусмотрено несколько разных оценок. Давайте учиться разбираться в деталяэх, а не ограничиваться одним "общим впечатлением". И для нас и для участников куда полезнее знать - в чем их сила и слабость, где недоработали, а в чем - удачно.
Просьба, для исключения ошибок при обработке СТРОГО соблюдать форму оценочных листов, обязательно разделяя оценки запятыми (а не точками, тире итп):
стих 1, 3, 4, 5, 4, 4
стих 2, 1, 2, 4, 5, 3
стих 3, 2, 5, 3, 3, 1
....
итд.
Своему стиху - выставляем нули: стих 24, 0, 0, 0, 0, 0
Не включаем никаких посторонних слов, знаков и комментариев.Комментарии (можно вместе с оценками, но оценки высылать отдельно по указанной форме) - размещаем отдельно.
Оценки выслать ведущему до 15-00 восресенья.
Комментарии разрешается публиковать после 15-00 воскресенья, или по сигналу ведущего (если все проголосуют раньше).
-----------------
п.с.
Напоминаю текст любого письма следует начинать своим конкурсным ником
И адресом авторской страницы (куда переводить стихобаллы).
п.п.с.
Просьба к авторам - проверьте - не пропущен ли Ваш стих, или какие-то строки в нем. В случае накладок - сообщите по почте ведущему
Свидетельство о публикации №116062505802
-----------------------------
Стих1 - без комментариев
-----------------------------
Стих2
Увы, стих написан без знания темы.
В 4 часа никто ничего еще не знал.
И из репродуктора ничего не разносилось.
Объявление было сделано Молотовым только в полдень 22 числа.
И слов "подло" "на нас" ветер не мог разносить. Ибо не было этих слов в тексте.
Черная вакса - а разве белая была? Да и зачем это здесь? До войны ваксой не пользовались?
Две строчки поражают нелепым сочетанием.
"В землю ложится за ротою рота.
Что загрустил паренёк?"
- ну да: и чего он,дурачок загрустил-то? Подумаешь, за ротою рота гибнет.
Отогревание душ "горячими" свечами - ну надо же читать, то что написано...
Какие свечи на фронте - моторные что ли?
"Красное знамя над Родиной реет." - бессмыслица в данном месте - оно начало реять в 1917, а не в 1941.
"В сердце грохочет набат." - развесистая клюква.
Концовка косноязычна:
"Двадцать второе июня на свете.
Мир открывает погост."
-что за открытие погоста?
И при чем тут мир?
Мир воевал с Гитлером начиная с 1939.
Увы, увы, автор просто отделался от темы самоизобретенной неуклюжей трескотней.
И техническое задание - провалено.
-------------
Стих 3
"мечты прекрасны и туманны" - забавно сказано.
"Не могло такое и присниться " - ага, только предвоенные фильмы были набиты "если завтра война...."
"потерь не счесть" - вот этого в сообщении не было. Наоборот, весьма оптимистичные обещания.
"Гремит набат." - да какой набат, когда церкви почти все позакрывали?
"Сразу повзрослели как-то слишком" - водянистая коряга.
"Словно птицы, потерявши крылья,"- ? какие еще крылья у мальчишек? И интересно, как теряют крылья птицы, а то сравнение не читается.
Концовка - набор затасканных штампов.
Мнеяется схема рифмовки, но для концовки - дрпустимо.
набат-ад
--------------------
Стих 4 - без комментариев
---------------------
Стих 5
Разве вар "вытапливают" из смолы?
Его изготавливают из другой "смолы", которую не собирают...
В тайге услышать гул в начале войны - ?
"Он стал замерзать." - это в самый длинный летний день?
Отношение к теме - не очень прямое.
Немудрящий стих на самой простой - смежной рифмовке.
ГО рифм нет.
------------------------
Стих 6
Стих не о начале войны, а о войне вообще.
Сравнение Рейхстага с Олимпом - нелепость.
Стих неуклюж.
"О знамёнах цвета крови, шёлк,"
И бессмыслица - что знамена цвет поменяли? После и до войны были другими?
Почему не понять сыновей теряющую мать - аллах ведает. Нынче что, люди бессмертными стали?
"И в жестоких жерновах войны
Старики и дети погибали.
С горем и бедой обручены,
Но не стали для врагов рабами."
- мало того, что неуклюжая трескотня, еще и неверно.
Миллионы людей были сделаны рабами...
"Защищали пядь родной земли," - наверное все же не пядь. и не старики и дети.
Концовка нелепа
"Память о тех днях всегда жива,
И пусть каждый о войне той знает."
Если всегда жива - то на автомате - знает.
И последняя строка - увы, горькая ирония - люди пишут, ни черта толком не зная, наворачивая кучи штампованной трескотни, да еще неуклюже.
--------------------------
Стих 7 Для понимания этого стиха надо знать, что знамя у фашистов - тоже было красное. А партия была - "социалистическая" и "рабочая"
А Гитлер был вегетарианцем.
Это - начало с другой стороны.
Про навоз помимо чисто внешнего ржавого вида, ржавые лепешки, есть и некий намек - во время боя многие необстрелянные солдаты со страха обделывались. Это собственно, можно найти еще в победных записях фараонов (типа колесницы брошены обоср...нными). Но в современных произведениях про войну - ни про наших ни про чужих солдат писать такое не принято.
------------------------------
Стих 8
"Она пришла, конечно, с мамой,
И он портфель ее не нес."
-портфель мамы?
И на кой черт вообще было тащить портфели на это мероприятие?
"Отец смеялся: «Агроном…»
А стих был так высокопарен,
И Пушкин зарождался в нем."
- какой стих, откуда он тут нарисовался?
И Пушкин зарождался в стихе? Или в отце?
Концовка какая-то неуклюжая:
"Он повзрослел за две недели-
Был страшен мир и так постыл."
Для постылости две недели маловато.
--------------------------------
Дамы и господа - спецоценка - это спецоценка. Давайте не придумывать собственные правила взамен заданных.
Кому не нравится качество рифмовки - для этого есть техническая оценка.
Кому шибко нравится стих - есть оценка за худ. впечатление.
Ну сколько можно призывать к строгому выполнению объявленных условий?
А общее впечатление - увы, унылое. Авторы ни черта не знают, и подменяют знание темы набором где-то подхваченных суперзатасканных штампов. Или изложением "левых" вещей.
Общее (у кого больше у кого меньше) косноязычие - ну можно отнести на счет сложности задания. Требование строго неоднородной рифмовки, видимо, сильно напрягает авторов.
Потеряшечка 27.06.2016 03:17 Заявить о нарушении
У стиха № 2 - каждый катрен это как бы новая страница, ведь автор не пишет, что объявление было сделано в 4 часа. В первом только мужские голоса. А где происходит действие? Это вполне возможно и приграничные зоны... А уже потом вся Россия. А свечи, я полагаю, автор имел в виду поминальные. Паренек загрустил.. А чего, радоваться надо, что и он, возможно... Кстати, папа рассказывал, что люди уже про войну большей частью знали - в полдень только официальное подтверждение.
№ 3 "Мечты прекрасны и туманны" - почему забавно? - Прекрасны - весь мир перед тобой. Туманны - А ты еще не знаешь, в какую сторону отправишься, не определился еще со целью.
"Словно птицы, потерявши крылья", - чем плохо? Нужно было написать" словно ящерица, потерявши хвост"? чтобы сравнение прочиталось? Здесь все-таки не прямое, а переносное значение.
По пятому. А вы видели, как варят из смолы вар? Я видела. И даже сама этот вар как жвачку жевала. Папа постоянно лодку этим варом смолил. И еще, почему Вы решили, что гул военный? Об этом не сказано. Природа изменилась перед приходом с того света Устина и ничего более - тайга зашумела, похолодало значит, да и предчувствие чего-то необычного, вот и стал герой замерзать... И почему не очень прямое? Надо было с танками или Брестскую крепость? Али Гитлера- вегетарианца?
А рифмовка мне, наоборот, нравится. Такая же простая,как и мой герой. Именно на таких Русь держалась и держится.
Стих № 7. Вот если бы у меня не возникли вопросы по поводу вегетарианства вождей...Интересно, сколько бы несведущих это стихо ввело бы в заблуждение?
У меня все равно оно не стыкуется с Гитлером. Достаточно вспомнить, что Германия по плану "Барбаросса" думала завоевать СССР в течение 2 -2,5 месяцев. Они с такой легкостью завоевали другие страны, что думали, что Россия с ее почти невооруженной армией - это семечки. Так что какая уж тут кровавая каша, о которой пишете. "С нами красное знамя" - да знамена у немецкой армии были красного цвета,достаточно вспомнить детское немецкое стихотворение Привожу лишь перевод "Красное знамя, радостные люди, играет оркестр и т.д" Но при Гитлере знамена назывались несколько иначе - Блутфане в переводе - знамя крови. Пояснение прочла по второму катрену и все равно не согласна. Вы употребили глагол "станут", следовательно, превратятся. Да и сколько же гадить на тонны-то надо? И последнее, неужели все в армии знали о пристрастиях Гитлера к овощам да макаронам? Сомнительно.
И по № 8
Она пришла, конечно, с мамой,
И он портфель ее не нес. - главные герои в предложении - она и он, значит и портфель ее. А не нес, потому что закончилась школьная пора и уже выпускной.
Мальчишка, худенький очкарик.
Отец смеялся: «Агроном…»
А стих был так высокопарен,
И Пушкин зарождался в нем.- Стихи читали все,и мальчик, влюбленный юноша в том числе. И Пушкин зарождался именно в стихе, а потом немного в юноше, потому что все влюбленные - немного поэты. А разве отец был на выпускном? Это лишь девочка с мамой. Отец просто смеялся выражая свою мечту, чтобы его сын, медалист,стал уважаемым человеком на селе или деревне, а в то время самая престижная в сельской местности - это агроном.
Он повзрослел за две недели-
Был страшен мир и так постыл. Для постылости иногда и дня хватает, даже часа.
Татьяна Шорохова 3 27.06.2016 12:07 Заявить о нарушении
Есть древнее правило композиции - единство времени единство места, единство действия.
И без причин эти правила не должны нарушаться.
Если в первом Вашем стихе это выдержано, то здесь винегрет.
По стиху 7 - а он так и был задуман - чтобы заставить читателя напрячь мозги и поинтересоваться.
Кровавая каша - вовсе не обязательно из своих тел.
Вы можете сколь угодно придумывать оправдания, но факт есть факт - люди ни фига не знают. И хуже того, поленились заглянуть хотя бы в вики, прежде чем начинать ваять свои шедевры.
И напихивают в стихи вторичные застасканные штампы вроде совпадения выпускной гулянки с началом войны.
Что касается Вашего непонимания стилистики - пичалька.
Если до Вас не доходит, что
"В землю ложится за ротою рота.
Что загрустил паренёк?"
- уместно только в стебе, то я умолкаю.
Как и с зарождением Пушкина.
Я понимаю, стихотворная форма накладывает ограничения и заставляет корежить речь.
Но оправдание таких стилистических коряг -?!
Потеряшечка 27.06.2016 17:45 Заявить о нарушении
"Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война."
в июне 1941 он тоже думал а вот Молотов выступил в 10 часов.
По моему стихи это не историческое исследование это художественное произведение. Я не думаю что Тёркин был на самом деле, возможно существовал прототип. Конечно есть много недочётов и в моём стихотворение и в других, но рассматривать стихи как точное изложение фактов странная вещь. Тем более когда стихотворение пишется в режиме блица.
Андрей Николаевич Степанов 27.06.2016 18:21 Заявить о нарушении