По скрипучей поднимешься лестнице

 ПО СКРИПУЧЕЙ ПОДНИМЕШЬСЯ ЛЕСТНИЦЕ,
 по И. А. Бунину
 
 По скрипучей поднимешься лестнице:
 Спит красавица на чердаке...
 У неё в темноте ноги светятся
 И колечко на правой руке.

 Хлябь нырнула в трубу водосточную,
 Приоткрытая фортка дрожит,
 И на кожицу нежно-молочную
 Стайка лёгких мурашек летит.

 Что прикажете делать теперича?
 Я стою, как тупой истукан...
 От какого она королевича
 Убежала в чердачный капкан?

 Ведь чердак – это даже не горенка.
 Как проникла? Какого рожна?!
 Завтра надо бы выругать дворника,
 А пока сам пойду в сторожа.

 Что-то речь у меня архаичная,
 Обомшел я в медвежьем углу...
 Бьётся жилка у ней надключичная,
 И мобильничек вдрызг на полу.
 
 23.06.2016 г.
 
 


Рецензии
Веницейской жизни, мрачной и бесплодной,

Для меня значение светло.

Вот она глядит с улыбкою холодной

В голубое дряхлое стекло…

О. Мандельштам

-

Б. Пастернак в Венеции

-

Я глядел на это зрелище глубже и более расплывчато, нежели это выразят теперь мои формулировки. Я не старался осознать увиденное в том направленьи, в каком его сейчас истолкую. Но впечатления сами отложились у меня сходным образом в течение лет, и в своём сжатом заключении я не удалюсь от правды.



Я увидел, какое наблюдение первым поражает живописный инстинкт. Как вдруг постигается, каково становится видимому, когда его начинают видеть. Будучи запримечена, природа расступается послушным простором повести, и в этом состоянии её, как сонную, тихо вносят на полотно. Надо видеть Карпаччио и Беллини, чтобы понять, что такое изображение.



Я узнал далее, какой синкретизм сопутствует расцвету мастерства, когда при достигнутом тождестве художника и живописной стихии становится невозможным сказать, кто из троих и в чью пользу проявляет себя всего деятельнее на полотне – исполнитель, исполненное или предмет исполнения. Именно благодаря этой путанице мыслимы недоразуменья, при которых время, позируя художнику, может вообразить, будто подымает его до своего преходящего величья. Надо видеть Веронеза и Тициана, чтобы понять, что такое искусство.



Наконец, недостаточно оценив эти впечатления в то время, я узнал, как мало нужно гению для того, чтоб взорваться.



Кругом – львиные морды, всюду мерещащиеся, сующиеся во все интимности, все обнюхивающие, – львиные пасти, тайно сглатывающие у себя в берлоге за жизнью жизнь. Кругом львиный рык мнимого бессмертья, мыслимого без смеху только потому, что всё бессмертное у него в руках и взято на крепкий львиный повод. Все это чувствуют, все это терпят. Для того чтобы ощутить только это, не требуется гениальности: это видят и терпят все. Но раз это терпят сообща, значит, в этом зверинце должно быть и нечто такое, чего не чувствует и не видит никто.



Это и есть та капля, которая переполняет чашу терпения гения. Кто поверит? Тождество изображённого, изобразителя и предмета изображения, или шире: равнодушие к непосредственной истине, вот что приводит его в ярость. Точно это пощёчина, данная в его лице человечеству. И в его холсты входит буря, очищающая хаос мастерства определяющими ударами страсти. Надо видеть Микеланджело Венеции – Тинторетто, чтобы понять, что такое гений, то есть художник.



–



Однако в те дни я не входил в эти тонкости. Тогда, в Венеции, и ещё сильнее во Флоренции, или, чтобы быть окончательно точным, в ближайшие после путешествия зимы в Москве мне приходили в голову другие, более специальные мысли.



Главное, что выносит всякий от встречи с итальянским искусством, – это ощущение осязательного единства нашей культуры, в чём бы он его ни видел и как бы ни называл.



Как много, например, говорилось о язычестве гуманистов и как по-разному, – как о течении законном и незаконном. И правда, столкновение веры в воскресенье с веком Возрождения – явление необычайное и для всей европейской образованности центральное. Кто также не замечал анахронизма, часто безнравственного, в трактовках канонических тем всех этих "Введений", "Вознесений", "Бракосочетаний в Кане" и Тайных вечерь" с их разнузданно великосветской роскошью?



И вот именно в этом несоответствии сказалась мне тысячелетняя особенность нашей культуры.



Италия кристаллизовала для меня то, чем мы бессознательно дышим с колыбели. Её живопись сама доделала для меня то, что я должен был по её поводу додумать, и пока я днями переходил из собрания в собрание, она выбросила к моим ногам готовое, до конца выварившееся в краске наблюдение.



Я понял, что, к примеру, Библия есть не столько книга с твёрдым текстом, сколько записная тетрадь человечества, и что таково всё вековечное. Что оно жизненно не тогда, когда оно обязательно, а когда оно восприимчиво ко всем уподоблениям, которыми на него озираются исходящие века. Я понял, что история культуры есть цепь уравнений в образах, попарно связывающих очередное неизвестное с известным, причём этим известным, постоянным для всего ряда, является легенда, заложенная в основание традиции, неизвестным же, каждый раз новым – актуальный момент текущей культуры.



Вот чем я тогда интересовался, вот что тогда понимал и любил.



Я любил живую суть исторической символики, иначе говоря, тот инстинкт, с помощью которого мы, как ласточки саланганы, построили мир, – огромное гнездо, слепленное из земли и неба, жизни и смерти и двух времён, наличного и отсутствующего. Я понимал, что ему мешает развалиться сила сцепления, заключающаяся в сквозной образности всех его частиц.



Но я был молод и не знал, что это не охватывает судьбы гения и его природы. Я не знал, что его существо покоится в опыте реальной биографии, а не в символике, образно преломленной. Я не знал, что, в отличие от примитивов, его корни лежат в грубой непосредственности нравственного чутья. Замечательна одна его особенность. Хотя все вспышки нравственного аффекта разыгрываются внутри культуры, бунтовщику всегда кажется, что его бунт прокатывается на улице, за её оградой. Я не знал, что долговечнейшие образы оставляет иконоборец в тех редких случаях, когда он рождается не с пустыми руками.



Когда папа Юлий Второй выразил неудовольствие по поводу колористической бедности сикстинского плафона, то в применении к потолку, изображающему создание мира с полагающимися фигурами, Микеланджело, оправдываясь, заметил: "В те времена в золото не рядились. Особы, здесь изображенные, были людьми небогатыми".



Вот громоподобный и младенческий язык этого типа.



Предела культуры достигает человек, таящий в себе укрощённого Савонаролу. Неукрощённый Савонарола разрушает её.

Марина Сергеева-Новоскольцева   19.12.2024 10:32     Заявить о нарушении
Морской мятеж

-

Приедается все.
Лишь тебе не дано примелькаться.
Дни проходят,
И годы проходят,
И тысячи, тысячи лет.
В белой рьяности волн,
Прячась
В белую пряность акаций
Может, ты-то их,
Море,
И сводишь, и сводишь на нет.

Ты на куче сетей.
Ты курлычешь,
Как ключ, балагуря,
И, как прядь за ушком,
Чуть щекочет струя за кормой.
Ты в гостях у детей.
Но какою неслыханной бурей
Отзываешься ты,
Когда даль тебя кличет домой!..

-

На днях здесь [рядом] Мамонтовы играли в четыре руки симфонию Бетховена, хорошо играли. Собиралась гроза. Знаете, в четвертой (или третьей) части этой симфонии есть длинный период, который идет все crescendo (весь оркестр) до апогея диссонанса – доминанты, до кульминационного пункта, где искусство требует поворота назад, вниз. Этот кульминационный пункт берется fortissimo (постепенно вырастая из могучего crescendo). И вот в этот момент прокатился первый гром, глухой, но ужасный, одновременно с аккордом всего оркестра. Это невозможно передать. Это было то, о чем я говорил, гений в форме искусства заключил брак с красотой стихии.



Ну, всего лучшего.
Ваш Боря)



День прошел.

На заре,

Облачась в дымовую завесу,

Крикнул в рупор матросам матрос:

– выбирай якоря! –

Голос в облаке смолк.

Броненосец пошел на Одессу,

По суровому кряжу

Оранжевым крапом

Горя.

-

(с)

Валерий Новоскольцев   20.12.2024 23:09   Заявить о нарушении
Какие))
Что ни казнь у них – то малина…
(с)

-

Для keychain:

Хур арвгӕрон йӕ фӕстаг тын фӕрсудзы,
Ӕмӕ… (ос.)
Michelangelo (ит.)

-

Другие слова – не в этот раз.
Диа…

– Это для тех, которые доказывают, что меня (у меня) нету (М)). Ну-с, итак…
– Они едва самого меня – ich bin ich? – не свели с ума, доказывая мне, что нету меня (W).
Нету.

-

Будем, т. ск., лечить неподобное
(неподобным).
Итак, ну-с…
Учение о нусе как мироустрояющем принципе было сформулировано Анаксагором-(с)

-

Ясный, зимний полдень... Мороз крепок, трещит)
и тд.;
с. дня будет интересная история.

М

Марина Сергеева-Новоскольцева   21.12.2024 18:47   Заявить о нарушении
Помилуйте, это не я; это А. Чехов – шуточка.

Марина Сергеева-Новоскольцева   21.12.2024 18:51   Заявить о нарушении
Б. Пастернак

Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе

Расшиблась весенним дождём обо всех,

Но люди в брелоках высоко брюзгливы

И вежливо жалят, как змеи в овсе)

-

О наднациональном и национальном

-

Меня умиляет, когда нек-е израильтяне, будучи обычными
(ну, оч.))
грешными людьми, отделяют себя
(куда-то там)),
называя всех остальных людей – лицом Исава.

-

Повторим

-

Ну-с, во-первых,
по плоти…

И Исав, и Иаков – семя патриарха Сима, семя Авраама (внуки); родные братья.

Исав имел три жены; две были хананеянки (с. Хама); третья – дочь Измаила (сс. Сима и Хама).

-

Причём здесь иные народы? – например, семя Иафета, по преимуществу…
Вы (дорогие Израиль и Исав) – реальные родственники по плоти, со всеми вытекающими.

-

Во-вторых,
по обетованию…

-

Св. Феофан
Толкование на слово пр. Малахии

Господь говорит:

«Не брат ли, говорит, Иакову Исав? – но Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».

Словом: возненавидел, – означается неизбрание, отвержение, исключение из обетования.
Осязательнее нельзя представить, как один избран к наследию обетования, а другой отлучен от него…

Сам Бог сие делает.
Следовательно, то, чтобы наследниками обетования были

не все рожденные от отцов, приявших обетование, –

находится в порядках Божественного о людях промышления. «Не на естество обращает внимание Бог, но взыскует единой добродетели» (блаженный Феодорит)».

-

На заметку

.

«Если Едом скажет: «мы разорены, но мы восстановим разрушенное», то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда» (Малахия, 1:4).

.

К слову

Не имя (Исав) употребляет здесь Господь, но прозвище…

– Чи чи чи пи! (Мих. З-в))

Едом, сын едомский – это тот, кто, подобно революционному кр. дракону и детям его, пренебрегает, иногда даже гнушается, высоким (великим, вечным) ради чего-либо несущественного, сиюминутного, земного; Исав, допустим, продал своё первородство ради минутного утешения едой – чечевичной похлёбкой – голоден был.

Пренебрегающий – возносит неподобное, ставит идола.

Отсюда,
любой кумиропоклонник – последователь, то бишь «сын едомский»;

для кого-то кумир – это к-л человек или
реальный, а м. б. воображаемый –
бог, ангел, демон;
м. б. животное, вещь и т.д.,

для кого-то – это власть,
для кого-то – время, день-ги,
для кого-то – чрево и/или ниже, пища,
для кого-то – слава (земная), для кого-то – труд, для кого-то – лень
и т.д.;

для кого-то – всё это вместе взятое.
Похоть плоти, похоть очей,
гордость житейская (с)


Некоторые тов-щи умудряются (пытаются) и к Богу подобным образом относ`иться…

.

Получите по -щам, т. ск.:

Дорогие тов., тув. и пр. создания!
Господь Бог – не «Статуя Свободы», не В. Ленин со товарищи, не Фр. Меркьюри, не Бродский, Пушкин, Чикомекоуатль и пр.)

.

Иногда выйдет пред человеки на сцену, на амвон или ещё куда

к-н фрукт,

а человеки кланяются ему, говоря:
«кто подобен зверю сему?»
(Откровение, 13:4).

.

Апостол Павел говорит: идол в мире – ничто. Скажу больше: ничто в мире – не идол.

Идола творит больной дух, извращающий достоинство и цель, произвольно забывающий о последствиях бытия всякой вещи под солнцем.

Бог именует идолов мерзостью, а душу, творящую их – прелюбодейной.

.

Для разумных

.

Идолом может стать и добродетель, если человек, приобретающий её, в существе своего сердца имеет иную цель, кроме единения с Богом.

Идолом может стать и желание или мечтание о единении с Богом, если цель забывшей о своём достоинстве души есть удовлетворение сластолюбия или гордыни.

Последствия – плоды. И по плодам их узнавайте их.

-

Бог говорит к семени Своему:

«Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я Отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое и тд.» (Малахия, 1:6)

-

Пить (сикеры) надо меньше. Пост.
Всем)

Марина Сергеева-Новоскольцева   23.12.2024 16:38   Заявить о нарушении
Для тех, кто знает (историю быт., гл. 25-29)

-

Бог нелицеприятен.
Бог поражает лицеприятие.

Доброе желание никогда (у Бога) не забыто; дурное наказывается подобным ему.

-

Бытие, 25:28

Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.

-

Мечом промысла Божия

поражено пристрастие Исаака (к Исаву) по плоти через душевное пристрастие Ревекки (к Иакову).
Запинающий получает благословение запинаемого.

Лицеприятие одного поражено лицеприятием другой.

Почему поражается лицеприятие отца – Исаака?
Потому что это пристрастие – по плоти; любовь сердца не должна устремляться за любовью по плоти.
Бог поражает такое стремление в первую очередь.

-

Иаков

-

Однако, и купля Иакова, и хитрость Ревекки не остаются безнаказанными…

Хорошо чтить славу дара (Иаков), желать святыни благословения, но нехорошо завидовать, пытаться отнимать, обманывать и лукаво имитировать…)

Доброе желание никогда (у Бога) не забыто; дурное наказывается подобным ему.
У Лавана ведь тоже были свои резоны… ;))

-

Исав

-

Плохо пренебрегать даром Бога (Исав), хорошо – обнять, простив, брата (Иакова) через много лет…

Доброе желание никогда (у Бога) не забыто; дурное наказывается подобным ему.

-

От Исава произошёл вел. праведник – царственный Иов…

-

«И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла………»
Иов 1:8

-

В Славянской Библии к книге Иова имеется следующее добавление:

«Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь.

О нем толкуется в Сирской книге, что жил он в земле Авситидийской на пределах Идумеи и Аравии: прежде же было имя ему Иовав.
Взяв жену Аравитянку, родил сына, которому имя Еннон.

Происходил он от отца Зарефа, сынов Исавовых сын, матери же Воссоры, так что был он пятым от Авраама».

-

Всяк от своих дел осудится и оправдится (с).

-

Не дело детей судить родителей, прародителей; дело детей – усвоить уроки их жизни.

Марина Сергеева-Новоскольцева   23.12.2024 17:53   Заявить о нарушении
Внешнее есть лишь отображение внутрьсокровенного.

-

– Как совмещается милосердие Бога, гармония и ад? Почему есть ад?
– Чёрный список и тп. знаете что такое и почему?
Бан.

.

Пра-льно, чтобы не мешать интеллигентным людям нормально общаться)

.

От образа возвышайтесь созерцанием к Первообразу.



Думаете, это Господь вас забанил, умные вы люди… ? –
не-а, это вы от Него бежите во тьму своих собственных тщ-х чёрных сп.,
гармония несносна для вас…
Бежите вы в адский огонь своих неудовлетворимых ж.
Чёртова страсть (любая) – бочка без дна.

-

Се́яхом бо се́мена жития́ своево́льнаго, и жне́м те́рния скорбе́й (с).

-

Повторим

-

Ты, не имеющий где сокрыться и всё вместе наполняющий славою Твоею! Ведь Ты никогда ни от кого не скрывался, но мы, не желая придти к Тебе, сами скрываемся от Тебя (Св. Симеон Новый Богослов).

-

Валерий Новоскольцев

-

И ЗНАТЬ, И ЖДАТЬ

И знать, и ждать – пока откроют ПУТЬ
(До времени безгласен и бесславен)
И юный Иоанн падёт на грудь,
Где Иоанн Креститель обезглавлен.

Быть плотником, работать допоздна,
Смотреть на старших братьев отстранённо –
Пока она придёт, ТВОЯ ВЕСНА,
Чтоб в мир войти, в котором всё серьёзно.

Бог не играет с нами в поддавки
И не лишает нас земных объятий.
За поцелуем следуют плевки,
За клятвами – проклятия распятий.

И вот теперь, когда отменено
Всё ветхое, что изолгалось грубо,
Вода не превращается в вино,
Но в горький уксус, чтоб смочились губы.

Когда Крестом подводится черта,
Не всякое потом воскреснет слово.
За смертью наступает полнота,
К которой мы, ребята, не готовы.

Марина Сергеева-Новоскольцева   25.12.2024 22:39   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.