Н1-3. 70-летию Победы

К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.

ПОМНИ СВОИХ ГЕРОЕВ! ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ,
ТЕПЕРЬ НАША ОЧЕРЕДЬ ИХ ЗАЩИЩАТЬ!

НЕ СМЕЮТ КРЫЛЬЯ ЧЁРНЫЕ
НАД РОДИНОЙ ЛЕТАТЬ,
ПОЛЯ ЕЁ ПРОСТОРНЫЕ
НЕ СМЕЕТ ВРАГ ТОПТАТЬ!
(Василий Лебедев-Кумач)


УХОДИТ ЦЕЛАЯ ЭПОХА, УХОДИТ ПОКОЛЕНИЕ, КОТОРОМУ
МЫ БЛАГОДАРНЫ ЗА ПОДВИГИ, СОВЕРШЁННЫЕ ВО ИМЯ
БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ.

ПОДВИГ ЭТОТ БУДЕТ В ПАМЯТИ ЖИТЬ
И В НАШИХ СЕРДЦАХ ГОРЕТЬ -
ТЕХ, КТО С ВРАГОМ БЫЛ ГОТОВ РАЗДЕЛИТЬ
ПОРОВНУ ТОЛЬКО СМЕРТЬ!

СТОЯТ ОБЕЛИСКИ ВОЙНЫ, СОЛДАТ ИМЕНА ПРОСЛАВЛЯЯ
МОГУЧЕЙ СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ - ПОБЕДОЙ 9 МАЯ!


    РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ
    Михаил Исаковский

...Да разве об этом расскажешь -
в какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
на женские плечи легла!

В то утро простился с тобою
твой муж, или брат, или сын,
и ты со своею судьбою
осталась один на один.

Один на один со слезами,
с несжатыми в поле хлебами
ты встретила эту войну.
И все - без конца и без счёта -
печали, труды и заботы
пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей,-
а надо повсюду поспеть;
одна ты и в доме, и в поле,
одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают всё ниже,
а громы грохочут всё ближе,
всё чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
и ты перед всею войною
сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив своё горе,
суровым путём трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
у той у далёкой черты
солдат согревали шинели,
что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме
советские воины в бой,
и рушились вражьи твердыни
от бомб, начинённых тобой.

За всё ты бралася без страха,
и, как в поговорке какой,
была ты и пряхой и ткахой,
умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала,-
да разве же всё перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла,
что будто б отлично живёшь.

Бойцы твои письма читали,
и там, на переднем краю,
они хорошо понимали
святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
и встретить готовый её,
как клятву шептал, как молитву,
далёкое имя твоё...


НАПОМИНАНИЕ О ПЕСНЕ
Под стихами указаны:
поэт, композитор, исполнители.
Песни можно прослушать на ютубе
по фамилии исполнителя и названию.


1) СМУГЛЯНКА

к/ф "В бой идут одни старики", 1974
(9.5.2009 - цветная версия), к/ст. им.
А.П.Довженко, реж. - Леонид Быков.

Как-то летом на рассвете заглянул в соседний сад,
там смуглянка-молдаванка собирает виноград.
Я краснею, я бледнею, захотелось вдруг сказать:
"Станем над рекою зорьки летние встречать".

Припев:
Раскудрявый клён зелёный, лист резной,
я влюблённый и смущённый пред тобой.
Клён зелёный да клён кудрявый,
да раскудрявый резной.

А смуглянка-молдаванка отвечала сразу в лад:
"Партизанский молдаванский собираем мы отряд.
Нынче рано партизаны дом покинули родной.
Ждёт меня дорога к партизанам в лес густой".

Припев:
Раскудрявый клён зелёный, лист резной,
здесь у клёна мы расстанемся с тобой.
Клён зелёный да клён кудрявый,
да раскудрявый, резной.

И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес ушла.
В том обиду я увидел, что с собой не позвала.
О смуглянке-молдаванке часто думал по ночам.
Вновь свою смуглянку я в отряде повстречал!

Припев:
Раскудрявый клён зелёный, лист резной,
здравствуй, парень, мой хороший, мой родной!
Клён зелёный да клён кудрявый,
да раскудрявый, резной!

Яков Шведов
Анатолий Новиков

Ансамбль им. А.В.Александрова (солисты -
Дмитрий Быков, Виктор Санин), Иосиф Кобзон,
София Ротару, Николай Басков, Вика Цыганова,
Влад Соколовский.


ПОПКОВ ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ (1.5.1922 - 6.2.2010) - лётчик-ас, УЧАСТНИК
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, командир звена 5-го ГИАП* 207-ой ИАД
3-го смешанного авиационного корпуса 17-й Воздушной армии Юго-Западного
фронта, командир эскадрильи 5-го ГИАП 11-й ГИАД** 2-го гвардейского штурмо-
вого авиакорпуса 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта, ДВАЖДЫ ГЕ-
РОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, генерал-лейтенант авиации с 1968 года. Почётный
гражданин нескольких городов России, Украины и дальнего зарубежья.
Окончил Чугуевскую (1941) и Балтийскую (1942) военно-авиационные школы. Член
КПСС с 1943 года. В действующей армии с 1942 года. К февралю 1945 года совершил
325 боевых вылетов, в 83 воздушных боях лично сбил 41 и в группе 1 самолёт про-
тивника. После войны продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно-возду-
шную академию, в 1964 - Военную академию Генштаба. Американцы включили его в
десятку сильнейших асов в мире.
Факты из биографии Попкова В.И. легли в основу к/ф "В бой идут одни старики".
Прообразы: комэск Титаренко ("Маэстро") и лейтенант Александров ("Кузнечик").

*ГИАП - гвардейский истребительный авиационный полк.
**ГИАД - гвардейская истребительная авиационная дивизия.


ЦИТАТА из к/ф "В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ":

АЛЕКСАНДРОВ-КУЗНЕЧИК:
- Вот люди, человечество, должны же когда-нибудь понять, что ненависть разруша-
ет. Созидает только любовь! Только любовь.
ТИТАРЕНКО-МАЭСТРО:
- Мы вот с Серёгой от Бреста до Сталинграда топали с любовью ... и от Сталингра-
да сюда, до Днепра, - с любовью. Я по этому маршруту смогу через 100 лет без
карты летать ... Потому что по всему маршруту могилы наших ребят из поющей...
И там не одна эскадрилья, там дивизия легла! А сколько ещё ... Вот в Берлине, на
самой высокой уцелевшей стене, я с огромной любовью напишу:
"РАЗВАЛИНАМИ РЕЙХСТАГА УДОВЛЕТВОРЁН!"


2) НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ

К/ф "Тишина", 1964, к/ст. "Мосфильм", реж. -
Владимир Басов, по одноимённому роману Юрия
Бондарева; главный приз 1-го Всесоюзного кино-
фестиваля (Ленинград, 1964 год).

Дымилась роща под горою,
а вместе с ней горел закат...
Нас оставалось только трое
из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
лежать осталось в темноте -
у незнакомого посёлка
на безымянной высоте.

Светилась, падая, ракета,
как догоревшая звезда...
Кто хоть однажды видел это,
тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
атаки яростные те -
у незнакомого посёлка
на безымянной высоте.

Над нами "мессеры" кружили,
и было видно, словно днём...
Но только крепче мы дружили
под перекрёстным артогнём.
И как бы трудно ни бывало,
ты верен был своей мечте -
у незнакомого посёлка
на безымянной высоте.

Мне часто снятся все ребята,
друзья моих военных дней,
землянка наша в три наката,
сосна, сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
стою на огненной черте -
у незнакомого посёлка
на безымянной высоте.

Михаил Матусовский
Вениамин Баснер

Лев Барашков (к/ф), Юрий Гуляев, Эдуард Хиль (1976),
Борис Штоколов, Юрий Богатиков, Иосиф Кобзон, Ренат
Ибрагимов, Виктор Рыбин, Сергей Мазаев, Дмитрий
Хворостовский, "Голубые береты", Александр Маршал,
"Город-312".


Песня "НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ" написана на основе реальных событий -
боя 18-ти советских солдат 8-й роты 718-го полка 139-й стрелковой дивизии
Западного фронта против 300 немецких солдат, подкреплённых танками, артил-
лерией и авиацией. В ночь на 14 сентября 1943 года группе из 18 бойцов была
поставлена задача овладеть высотой 224,1 у деревни Рубеженка (Калужская обл.),
обеспечивающей удобный выход к реке Десна. Группа, состоявшая из воинов-
сибиряков (все были родом из Новосибирска) под командованием младшего лей-
тенанта ЕВГЕНИЯ ПОРОШИНА, выполнила задачу и овладела высотой, но была
отсечена от основных сил 139-й сд превосходящими силами противника. Всю
ночь 18 солдат удерживали высоту, отбивая атаки немцев. К утру из состава
группы остались в живых лишь трое (по другим данным - лишь двое: рядовой
Герасим  Лапин был найден среди трупов наступающими бойцами своей дивизии,
а сержант Константин Власов был захвачен в плен фашистами, бежал из плена и
воевал в партизанском отряде. Герасим Лапин дошёл до Берлина).

Матусовский впервые услышал об этом бое во время службы в газете 2-го Белорус-
ского полка и вспомнил о нём, когда Басов попросил написать песню для кинофиль-
ма, не поражающую масштабностью и размахом событий и фокусирующую в себе
фронтовуювую судьбу двух главных героев картины.
На месте боя впоследствии был сооружён мемориал и открыт музей. С 2010 года в
Новосибирске реализуется проект под названием "На безымянной высоте": 18 достой-
ных девушек и юношей ежегодно отправляются к мемориалу, общаются с ветеранами,
посещают музеи, узнают подробности битвы.

ГЕРОИ:
старшие сержанты Даниил Денисов и Роман Закомолдин, младший лейтенант Евгений
Порошин, сержанты Борис Кигель, Константин Власов, Николай Даниленко, старшина
Пётр Панин, рядовые Александр Артамонов, Гавриил Воробьёв, Герасим Лапин,
Элюша Липовецер, Дмитрий Шляхов, Дмитрий Ярута, Емельян Белоконов, Иван Кули-
ков, Николай Голенкин, Пётр Романов, Татари Касабиев.

МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС  "БЕЗЫМЯННАЯ ВЫСОТА" на месте бывшей
деревни Рубеженка, что в 18 км от райцентра Бетлица, возведён на месте боя
18-ти героев-сибиряков за высоту с отметкой 224,1.


3) КАТЮША

Расцветали яблони и груши,
поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
на высокий берег, на крутой.

Выходила, песню заводила
про степного сизого орла,
про того, которого любила,
про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,
ты лети за ясным солнцем вслед
и бойцу на дальнем пограничье
от Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,
пусть услышит, как она поёт,
пусть он землю бережёт родную,
а любовь Катюша сбережёт.

Михаил Исаковский
Матвей Блантер

Впервые исполнила - В.Батищева с оркестром В.Кнушевицкого
(1938), Анна Герман, Тамара Синявская, Надежда Кадышева,
Дмитрий Хворостовский, Марина Девятова, Варвара, Елена
Ваенга, Татьяна Буланова, Таисия Повалий, Жасмин, "Челси",
сёстры Толмачёвы.


4) ГРУСТНЫЕ ИВЫ

ПОСВЯЩАЕТСЯ ПОГРАНИЧНИКАМ 41-го.

Грустные ивы склонились к пруду,
месяц плывёт над водой.
Там у границы стоял на посту
ночью боец молодой.
В грозную ночь он не спал, не дремал,
землю родную стерёг.
В чаще лесной он шаги услыхал
и с автоматом залёг.

Чёрные тени в тумане росли,
туча на небе темна ...
Первый снаряд разорвался вдали -
так начиналась война.
Трудно держаться бойцу одному,
трудно атаку отбить.
Вот и пришлось на рассвете ему
голову честно сложить.

Грустные ивы стоят у пруда,
месяц глядит с вышины ...
Сонному берегу шепчет вода
имя героя страны.
Вместе с победой спокойные дни
в эти вернулись края.
Ночью на тихой заставе огни
вновь зажигают друзья.

Александр Жаров
Матвей Блантер
Надежда Обухова, Владимир Бунчиков.


Рецензии
Спасибо, Изида, за замечательную подборку, за такую живую память о нашей героической истории.

С уважением,

Сергей Малахитов   23.06.2016 10:17     Заявить о нарушении
Это Вам, Сергей, спасибо за визит и отзыв. Я не считаю эти материалы
интересными для стихирян, за исключением нескольких человек. А когда
начинала, была уверена, что людям будет интересно вспомнить замечательную
поэзию советских песен и, как Вы правильно написали, "нашу героическую
историю". С уважением и благодарностью за память.

Изида Фант   23.06.2016 13:39   Заявить о нарушении
Из незыбываемого-3 мне особенно запомнилась и трогает душу песня "На безымянной высоте", кажется, так написать мог только непосредственный свидетель, а точнее - сам участник боя, рядовой солдат. Последний куплет настолько сильный, что слёзы наворачиваются. Вот, ведь как умели передать накал драматических переживаний поэты советской песни, Михаил Матусовский в данном случае.
Ещё раз спасибо!

Сергей Малахитов   23.06.2016 14:06   Заявить о нарушении
Нашёл историю того, как была написана эта песня:
"Поэт Михаил Матусовский не любил придумывать сюжеты для песен, он ищет их в реальных событиях, считая, что жизнь неизмеримо изобретательней любой фантазии. Работая во время Великой Отечественной войны во фронтовой газете, Матусовский писал стихи, очерки, информационные заметки. Подвиги были фронтовым бытом, и в блокнотах поэта сохранилось много фактов, не использованных в газете. О чем написать песню для фильма «Тишина»? Просматривая военные блокноты, поэт нашел запись о подвиге восемнадцати солдат на Безымянной высоте. Запись краткую. Высота была занята немцами, мешала продвижению наших войск. Подступы к ней казались неприступными. Восемнадцать солдат вызвались обойти высоту ночью с тыла и занять ее. Это были сибирские добровольцы, коммунисты. Бой продолжался до рассвета. Вызвав на себя огонь, смельчаки дрались до последнего патрона. Последняя радиограмма восемнадцати бойцов заканчивалась словами: «... принимаем бой». Утром высотой овладели советские войска, похоронив на ней погибших бойцов.

Еще в 1943 году Матусовский пытался написать поэму об этом фронтовом эпизоде, но поэма его не удовлетворила и где-то затерялась в архиве. Теперь поэт писал вновь о безымянном подвиге на Безымянной высоте, у незнакомого поселка. Песню-воспоминание о буднях войны, песню о долге, о совести. Стихи взволновали композитора. Но песня не получалась. Может быть, его сковывало величие темы — здесь нужна была, он понимал это, какая-то особая, безошибочно простая, суровая и трогательная мелодия; то, что находил он, казалось пресным и повторяло уже известное. Песня определенно не получалась. Два варианта режиссер отверг.

Композитора охватило отчаяние. Честно говоря, он должен был отказаться от сочинения музыки к фильму, который ему очень нравился игрой чудесных актеров, талантливой режиссурой В. Басова (вместе с В. Басовым он уже работал, создавая музыку к двухсерийному фильму «Битва в пути»).

Дело происходило в Москве, на студии «Мосфильм», где снималась картина. Удрученный композитор Баснер решил уехать в Ленинград. Вечерних поездов ожидать не хотелось: он купил билет на дневной экспресс, уходивший в полдень. Усевшись в кресло, Баснер приготовился проскучать шесть часов пути. На душе было скверно. Вагон сильно качало. Где-то плакал ребенок. Студенты бренчали на гитаре. Летняя духота не давала уснуть. На память вновь пришли стихи о Безымянной:

У незнакомого поселка
На Безымянной высоте...

Вдруг стихи «запелись». Сразу прояснилось начало фразы и «зацепило» следующую интонацию. По опыту он знал: главное — найти «зерно», потом не упустить, не снизить напряжения мелодии, развить ее. Закрыв глаза, чтобы не отвлечься, он повторял мотив, боялся его забыть. Часто случалось: удачные мелодии, возникшие в обстановке, где не было ни пера, ни бумаги, ни фортепиано, быстро забывались и потом он долго жалел о них.

Нет, здесь он не мог, не должен был упустить мелодию. Бумага? Перо? Где их взять? Да и неловко казалось приниматься в вагоне за запись. Он ехал и бормотал мотив. Звук за звуком. Повторял, что-то меняя. И так все шесть часов. Ехал и напевал, почти неслышно. Напевал и в метро, пока добирался домой, в конец Московского проспекта. Дома удивились его преждевременному возвращению. Ничего не объясняя, он вбежал в кабинет и быстро записал главное. Нужно было срочно возвращаться в Москву. С песней. До отхода «Красной стрелы» оставалось три часа.

Наутро композитор появился на «Мосфильме» веселый, спокойный, с новой песней. Обычно режиссеры избегали исполнения песни до выхода фильма на экран: хотелось, чтобы появление песни связывалось с фильмом. Удача песни воспринималась как удача фильма. С согласия В. Басова на сей раз сделали исключение: разрешили Льву Барашкову спеть «На Безымянной высоте» в концерте. Песня бисировалась.

После выхода фильма «Тишина» на экраны, песню запела вся страна — пожилые люди, для которых она звучала как волнующее, суровое воспоминание, и молодежь, для которой она стала олицетворением подвига их сверстников в годы войны.

Сергей Малахитов   23.06.2016 16:10   Заявить о нарушении
Сергей, огромное Вам спасибо за историю песни именно в рецензиях.
Я её читала, но в подборке стараюсь писать кратко, чтобы она была
"читабельной", не перегруженной информацией, но вызывающей интерес к теме.
Благодарю Вас за такой содержательный и интересный отзыв. Творческих Вам
успехов; рада, что Вы посетили мою страницу. С уважением.

Изида Фант   23.06.2016 16:27   Заявить о нарушении