Shirin Neshat Женщина вне мужчин

Давным давно, написав в подростковом возрасте о дипломатической миссии и упомянув Тегеран в рифмованных строках, позднее, едва научившись здороваться и прощаться на фарси, мне захотелось узнать многое о стране, считающейся в мировом пространстве закрытой.

История страны, изобилующая динамичной сменой политических интересов и амбиций, была прочитана. Гражданские потрясения, произошедшие за последние 50 лет, изучены. Осталось только задержать соскользнувший с калейдоскопа дат и событий взгляд на поэзии, традиционной музыке, живописи и кинематографе.

Если в поэзии предпочтение было отдано персидским поэтам Саади и Хафизу, в музыке  dj, не забывающим о связи с исторической родиной, в живописи - мозаике и миниатюрам 12-16 веков, то резкая смена настроений в кинематографе заставила задуматься.

Киноработы последователей чистого и наивного неореализма Аббаса Киаростами, Маджида Маджиди, Резы Миркарими и Мохсена Махмальбафа за последнее время отошли на второй план. В мире сдержанного и не терпящего подражания и голливудских уловок иранского кино появляются работы Асгара Фархади, Джафара Панахи и Ширин Нешат.

Они не могли пройти не замеченными ни кинокритиками, ни простым зрителем. Если Фархади и Панахи являются иранскими гражданами, то последний режиссёр, создаёт свои работы вдали от родины. Ширин Нешат родилась 26 марта 1957 года в иранском религиозном городе Казвин. После окончания католической школы, куда её определил "вестернизированный" отец, решила продолжить обучение в США в институте Беркли, но исламская революция 1979 года не позволила ей вернуться на родину.

И лишь в 1990 году она сможет перейти границу в поисках утраченного - мистической и погруженной в себя родины, чтобы встретить однообразие цветов на тегеранских улицах - белые стены, чёрные чадры. После этой поездки Ширин создаёт серию пронзительных фотографий "Женщины Аллаха" - осмысление положения женщины в закрытом исламском обществе. По её убеждению восточная женщина это не покорная раба. И мужчинам стоит посмотреть на женщин по другому. Возможно тогда чадра вековой замкнутости будет сорвана. Сорвана грубо сказано. Слегка приоткрыта для всеобщего обозрения. Не каждому будет дано понять, не каждому почувствовать. Но попытаться стоит. На многих фотографиях женщины изображены с оружием в руках. Это не призыв к боевым действиям, а попытка донести до зрителя, что религия и духовность неразрывно связаны с политикой и жестокостью. Что же подразумевают движения руками модели, показывающей результат таких взаимосвязанных отношений?

Восточная женщина с её тончайшей интуицией на страхи и опасность, врывающиеся в душу отовсюду, с её внутренним, скрытым не только от глаз посторонних, но и от близких и родных миром, оказывается зажатой между политикой и религией и в современных условиях всё больше и больше вовлекается в борьбу. Здесь нет славословия, разнузданности и распущенности, царящей ныне повсеместно и прикрывающейся восточными мотивами. Нет и зацикливания на социальном неравенстве. Только художественный взгляд, только повод для размышлений и выводов.

Вы скажете: смахивает на феминистический посыл. Ширин не скрывает этих тенденций. Набрасывая на сделанные фотографии сеточку из тщательно отобранных женских стихов, мастер визуальной поэзии улыбается: "I'm a secret".
И фотографии вторят ей в унисон: "I'm love" говорит эта композиция. Угадывается и поддержка и глубокое чувство привязанности.
Расписанные персидской вязью ладони женской души, едва успевшей познакомиться с воинственным мужским миром, осторожно раскрывают желание ребёнка: "I'm a wonder". Но стоит возникнуть опасности или страху - душа сворачивается, желание становится тайным, все чувства обостряются: "I'm a fight". 

Не менее загадочна фотосессия "Game of desire". Что в ней угадывается? То, что у каждого свой царь в голове или прослеживается связь с предыдущими поколениями или же так называемое кровное родство душ? 

Её работы обратят на себя внимание. Ведь до неё никому ещё не удавалось рассказать о тайном мире души восточной женщины. Один за другим её работы выставляются в лучших выставочных центрах и музеях. Позже она создаст "The book of kings". Серию фотоснимков таких же как она эмигрантов и диссидентов иранского происхождения. Несомненно, в них идёт речь о патриотизме и внутренней войне человека с противоречиями, существующими в повседневной жизни: несправедливость, одиночество, чувство борьбы, гены. На лицах и телах моделей Ширин оставляет записи из "Книги царей" (либо из древне и новоперсидской истории). На этой фотографии воссоздана убегающая от нас история двух враждующих сторон, выливающаяся в распри, убийство и как итог человеческого противостояния войну. Так Ширин оставляет записи на фотографиях. 

Почти в тот же период, в который были созданы "Women of Allah", она прибегнет к новому способу выражения творческой мысли - видеоинсталляциям. И всё о том же - о судьбе женщины."The Rapture" "Turbulent" "Soliloquy" В 2009 году Ширин обратится к полнометражному кинематографу.

Фильм "Женщины без мужчин" является откликом на печальные события, произошедшие в Иране летом 2009 года, когда оппозиция, в основном состоящая из молодых людей, использованных как толпу, как инструмент политических технологий, не согласных с результатами президентских выборов, вышла на уличные демонстрации. Автором романа является  Шахрнуш Парсипур, сыгравшая эпизодическую роль в фильме. За почти документально-фотографическую экранизацию романа Ширин получит серебряного медведя на Берлиннале. 
Фильм рассказывает о коротком периоде из жизни 4-х женщин в самый переломный момент судьбы их страны. Попытка национализации нефтедобычи премьером Моссадыком, попытка сбросить с себя британское влияние, попытка зажить свободно и для себя в своей стране выводит людей на уличные демонстрации. А в это время женщины из разных слоёв общества Мунис, Фахри, Зарин и Файзех, каждая со своими внутренними переживаниями, страхами, желаниями, надеждами, разочарованиями осмеливаются разорвать порочный круг лживых отношений в семье и в обществе. Осмеливаются очиститься и сбежать из мира мужчин, мира политики, мира военных. 

Ширин Нешат - мастер визуальной поэзии, фотохудожница, кинорежиссёр и просто женщина, уличённая в смелости рассказать о тёмных и светлых сторонах исторической родины, несмотря на все попытки быть вне мужчин (вне политики, вне дискуссий и споров о будущем страны) остаётся верна чистым восточным мотивам и своей слегка феминизированной позиции - если политика всё же коснулась женщину, то она должна мягко обрисовать контур и показать её не в неприглядном виде, а в том, в каком видится ей, женщине, однажды оставшейся без мужчин. Потому что все мужчины ушли на войну. 


Акмарал Бекенова

15:28: 19.01.2013 (from youvision.kz deleted for ...)


mersi madame Shirin Neshat baroye ashnaye bo pishkhonaron irani va daste shoma dard nakon-e  )



русская версия http://magazines.russ.ru/nz/2002/6/vasil.html 


Рецензии