Возвращаясь к Пушкину
Не вдаваясь в компиляцию, повторю за критиками, что творчество Пушкина дало толчок всем основным жанрам русской литературы от современного русского романа до русской эпиграммы, преобразовало литературный язык и т.д. И не беря здесь на себя ответственность разбирать заново факторы, позволяющие нам согласиться с Апполоном Григорьевым, остановлюсь на главных, по моему мнению, пафосных темах творчества Александра Сергеевича, делающих его и по сей день величайшим русским поэтом. Именно русским, потому что литературе других стран, в частности западных, свойственны другие основные доминанты идей, заложенных в художественных произведениях. И различие это корениться в разных исторических судьбах России и Зарубежья, в частности Запада.
По моему мнению, Пушкин сам выделил основные пафосные линии своего творчества в написанном незадолго до смерти стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...»:
Exegi monumentum*
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не заростет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
21 августа 1836
* Я воздвиг памятник (лат.)
Что же это за линии? Чем Пушкин будет вечно «любезен» русскому народу, читателям? Он прямо говорит об этом в своем стихотворении — завещании:
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.»
Итак, первое, что важно для поэта в его творчестве — это пробуждать в сердцах читателей «чувства добрые». Поэзия Пушкина делает это с удивительной силой. И это при том, что в произведениях Пушкина нет дидактики, нет морализаторства, в отличие от многих его великих последователей в русской литературе, таких как Лев Толстой и Достоевский. По проницательному взгляду Бурсова, если главная тема, жизненная задача для человека, героя Достоевского — самоутверждение, Толстого — самоусовершенствование, то для Пушкина важно самоосуществление человека в тех рамках и направлении, в какие дала ему его внутренняя генетическая природа. Поэтому Пушкин от своего имени, со свой писательской позиции никого не осуждает в своих произведениях, Будь то Мазепа или Швабрин. Осудить или не осудить злодея или «положительного» героя должна сама жизнь, как это и бывает на самом деле. И вот в рамках событий пушкинских произведений сама жизнь выносит правый суд. И именно жизнь устанавливает высшую справедливость, тем самым давая и читателю истинное представление о ней.
«Чувства добрые» пробуждает и гармоничность поэзии Пушкина, красота чувств и слов его произведений. Она гармонизирует тем самым не только «положительных» героев его стихов, особенно женские образы, но и душу читателя. И это при том, что взгляд Пушкина на всех героев и явления многогранен и часто противоречив, даже парадоксален. Разве не является примером это стихотворение:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Особая тема поэзии Пушкина, тема дружбы — тема истинного проявления добрых чувств. Известно, что в древности дружба мужчин ценилась гораздо выше любви между мужчиной и женщиной. И для Пушкина она то доброе чувство, в котором измена менее возможна, чем в любви, и поэтому оно так ценно. Вот пример стихотворения к другу:
И. И. Пущину
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Верность друзьям, своим принципам, просто близким людям, государству в лице справедливого государя и даже барину — это для поэта очень важное «доброе» чувство. Фазиль Искандер как-то мудро отметил, что главная тема повести Пушкина «Капитанская дочка» - верность, и поэтому одним из главных героев становится верный слуга Гринёва Савельич.
Итак, по Пушкину пробуждать добрые чувства — одна из главных задач литературы и в частности, поэзии. Разве это не актуальнейшая задача для искусства и сегодня? И так ли часто сегодняшние поэты старались или стараются их пробуждать? Есть такие поэты. Но их мало: А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Булат Окуджава... Кто-то еще из ныне здравствующих... Гораздо больше тех, кто не пробуждает. Конечно, по словам самого поэта "Предметом поэзии является сама поэзия". Темы её бесконечно многообразны. И всё же доминанты литературы определены тоже самим Пушкиным в его "Памятнике"...
Пушкин первый в русской поэзии «восславил» идею свободы. Это величайшая заслуга Пушкина. Он уловил дух и потребность времени после победы русских войск над Наполеоном, похода десятков тысяч людей в составе русских войск в Европу в начале девятнадцатого века и возникшего отчасти и в результате этого похода движения декабристов, многие из деятелей которого были друзьями Пушкина.
Навечно в русской поэзии будут звучать стихотворения Пушкина ода «Вольность», «К Чаадаеву»... Последнее стихотворение было написано еще до декабрьского восстания. В нем ликование и пьянящая мечта о свободе, лишащих Россию оков деспотизма и мертвечины. Свободе, которая раскроет для России путь к прогрессу, по крайней мере к тому состоянию гражданского общества, которое декабристы увидели на Западе, войдя туда в составе войск - победителей Наполеона.
К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Но и после разгрома Декабрьского восстания Пушкин остается долгое время верным своему идеалу. Не об этом ли свидетельствует стихотворение «Во глубине сибирских руд...», обращенное к сосланным в Сибирь друзьям-декабристам:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
В мрачное время царствования Николая Первого Пушкин оставался верен своему свободолюбию. Он только глубже переосмыслил происшедшее и саму идею свободы в условиях не свободы. Мысль о том, что художник не должен зависеть не только от властай предержащих, но и от «народа», то есть своих читателей, читающей публики, тоже впервые сформулирована Пушкиным. Таково стихотворение «Из Пиндемонти», одно из последних произведений. Пушкин дал его как перевод, чтобы обойти цензуру. На самом деле такого текста в оригиналах итальянского поэта нет. Это самостоятельное произведение Пушкина, в котором он отстаивает право на абсолютную свободу творчества художника:
Из Пиндемонти
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова*.
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь Божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права...
И в своих поздних стихотворения о свободе, как и в переписке, достаточно полемической, со своим опальным другом, объявленным николаевскими властями почти умалишенным, но дружбе с которым Пушкин остался верен, Чаадаевым, Александр Сергеевич не поступается своими принципами молодости, считая что , как сказал не очень давно наш премьер-министр, «Свобода лучше несвободы».
Подтверждением чему, в частности, служит увеличение к 2014 году благосостояния народа России по средним доходам на душу населения в сравнении с 70-ми, 80-ми годами прошлого века в 4 раза. Полные прилавки в магазинах, изобилие высококачественных товаров, наличие у половины семей качественных автомобилей, земельных участков, свободный отдых на классных курортах Черноморья, Средиземноморья и т.д. - не результат ли это полученной в 90-х годах свободы как в экономике, так и в частной жизни, которую в начале и середине нулевых удалось конвертировать в материальные блага? Да, это результат обретения страной и её креативными людьми той свободы, о которой мечтали лучшие люди России, в том числе и великий Пушкин.
«Милость к павшим призывал»... Пушкин не был правозащитником в современном понимании этого термина. Но милосердие он считал таким же необходимым государству и каждому человеку принципом и чувством, как и другие «добрые чувства, которые он пытался воскресить лирой.
Как ярко это показано в «Капитанской дочке»! Именно милосердие спасает Гринева и его невесту от смерти. Сначала милосердие проявляет сам Гринев, отдавая «заячий тулупчик» замерзшему Пугачеву. Потом «разбойник» Пугачев выступает орудием милосердия, втройне возвращая долг милосердия Гриневу и Маше. Наконец государство в лице Екатерины являет милосердие к этой паре. А сколько в других произведениях Пушкина примеров милосердия, которое должно, по его пониманию, определять жизнь общества, государства и людей. Почитайте еще раз всего Пушкина. Поищите сами эти примеры.
Итак, Пушкин, как писатель и поэт остается главным художественным и моральным ориентиром и критерием оценок в нашей литературе. И для читателей. И конечно, для литераторов. По крайней мере так должно быть. Отрицать это (а примеры такого умаления значения творчества Пушкина и его личности появились в наше время по тем или иным причинам) — значит не понимать сущность русской литературы,её предназначение для России и народа нашей страны.
21.06.2016 г.
Свидетельство о публикации №116062105253
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Правильно!!! Это главное... Я сорок лет эти стоки цитирую перед студентами!
Надо понимать смысл жизни и не отравлять ее другим! Хотя А.С. считал, что власть зря запрещает девок до 14 лет замуж выдавать! Надо с 12 выдавать!!! Чтобы скорее начинали "рабят" (маленьких рабов рожать!!! Спасибо за подборку! Изрядный труд! А ссылка, это для развлечения на досуге. Многие дамы бесятся, птому, что им такого не досталось в жизни...
http://www.stihi.ru/2015/12/06/11660
Владимир Лагунов 26.06.2016 11:54 Заявить о нарушении
Владимир Гоголицин 26.06.2016 12:04 Заявить о нарушении
Владимир Лагунов 26.06.2016 12:17 Заявить о нарушении
Я первый свой опыт в прозе опубликовал (см. сборник "Опыт прозы") не так давно. То "опасное лето", о котором в рассказе ведется речь, дало много разных впечатлений, но я почти всё отбросил ради одной темы - трагического скрещения судеб разных людей. Иначе бы с текстом не справился... Удач! С уважением, В.
Владимир Гоголицин 26.06.2016 18:06 Заявить о нарушении
Владимир Лагунов 26.06.2016 23:50 Заявить о нарушении