О поэзиии, поэтах и писании стихов
Поэзия.
Поэзия всегда была искусством, но по мере развития культуры она настолько глубоко вошла в жизнь каждого образованного человека, что теперь стихи пишет большинство современных людей, свои переживания люди стали выливать в стихах. А такое писание стихов превращает поэзию, говоря научным языком, в психотехническое и арттерапевтическое средство, без которого невозможно представить современного культурного человека, то есть поэзия становится высшей культурно-исторической психической функцией, такой же, как мышление или воображение – и то и другое есть творчество, которому человек учится, живя в современном обществе. По сути, для любого поэта древности поэзия была и искусством, и высшей психической функцией, для всех непоэтов поэзия была лишь искусством.
Можно сказать, что поэзия, исходно, будучи искусством, сегодня входит в жизнь людей настолько глубоко и прочно, что становится уже функцией нашей психики. И если с поэзией-искусством многое понятно и много об этом написано, то о поэзии, как высшей психической функции пишут мало.
Что же такое поэзия в качестве функции нашей духовной жизни?
Как мышление и воображение поэзия для пишущего человека превращается в психотехническое средство, с помощью которого человек сам для себя переживает, осмысляет, перерабатывает, превращает, заколдовывает и приручает свои эмоции, чувства, мысли и идеи. Как только это происходит, поэзия и простое писание стихов становятся атрибутом внутренней жизни человека. С этого момента пишущий может не только обращаться к великим образцам поэтического искусства, чтобы что-то прожить или пережить, но и сам становится творцом средств для подобных переживаний. С этого момента эстетическая сторона поэзии начинает служить пишущему. Теперь он не по воле случая: встретит или нет нужный ему стих, а по собственной воле сам произвольно и осознанно создаёт такие произведения, которые помогают в самопознании, саморазвитии, самореализации, самотерапии и т.д.
Поэт.
Но если для большинства людей происходит превращение поэзии из внешнего по отношению к ним искусства во внутреннее психотехническое средство, если писание стихов становится функцией человеческой психики, то встаёт вопрос о том, кого же называть настоящим поэтом? Из множества критериев звания поэт, таких как: регулярное профессиональное писание стихов, регулярное издание, участие в различных союзах и другие, самым важным и исчерпывающим критерием было и пока остаётся живущее в веках признание людьми. Стихи такого поэта могут откликаться у многих людей.
Есть, конечно и детская поэзия, но это особый жанр, в котором встречаются замечательные стихи у неизвестных, увы, поэтов. Есть профессионалы-юмористы, подражатели, породисты, есть поэты-одержимые какой-либо идеей и так далее - огромное число категорий, в которых мне не интересно разбираться.
Сегодня пишущих стихи, и пишущих очень талантливо, стало так много, что среди них найти настоящего поэта нелегко, просто потому что мы современники и нам с дистанции нашего времени трудно увидеть того самого настоящего поэта, которого будут помнить и читать потомки. Но увидеть поэтический дар, встретить стихи высокой поэтической пробы и даже того, кого потомки будут называть поэтом, можно. Кто из нас, пишущих сейчас стихи, станет признанным, читаемым и почитаемым поэтом через 20 или 100 лет? Решит время и люди. Да, многое зависит от случайностей, знакомств, напористости пишущего...
Стать поэтом, признанным при жизни, сегодня стало даже проще, чем прежде: к нашим услугам Интернет-издания, возможности рекламы, различные социальные сети и даже коммерческие проекты. И не секрет, что я сам некоторое время назад мечтал о том, чтобы стать настоящим признанным поэтом, которого будут читать в будущем, но шло время, и по мере писания стихов я понял, что желание стать признанным поэтом постепенно осталось в прошлом. Теперь для меня стало важным в поэзии то, что собственное писание стихов заменило мне психоналитиков и психиатров, позволило не только жить уже созданным кем-то поэтическим искусством, но и самому вкусить прелесть поэтического колдовства над словом, самому удалось испытать истому и экстаз поэтической магии со своей душой.
Многие мои стихи для меня – это магия заклинаний моих переживаний в словах и образах. В своих стихах я заклинаю жизнь и смерть, останавливаю время и проницаю его во всех направлениях, я сворачиваю и разворачиваю пространство, я созидаю новые миры и самого себя в них, в стихах я веду диалог с миром и людьми. Писание стихов стало для меня естественной потребностью и проявлением моей души (стало высшей психической функцией). А относить ли мои стихи к настоящей или любительской поэзии, к рифмоплётству или графоманству, для меня уже не важно. Да я публикую их здесь порой просто по инерции, порой из желания пообщаться, а возможно, они кому-то и пригодятся для чего-то, в чём-то помогут.
Да, в душе я поэт, а в поэзии дилетант. Да я не Пушкин, не Бальмонт, не Есенин, не Бродский, да, я неизвестный писатель стихов, но тайна и волшебство моего творчества остаётся и никуда не исчезают, несмотря на то, прикоснутся ли к нему миллионы и сотни миллионов или только десятки или сотни читателей стихиры. Ощущение волшебства, запечатлённого в моих стихах, ощущение себя творцом своей души и нового мира, ощущение проницающего время и пространство диалога с читателем и любимыми, осознание того волшебного превращения, которое произошло со мной самим благодаря писанию стихов – делают мою жизнь наполненной, интересной, осмысленной и счастливой. Конечно мне далеко в чисто эстетическом смысле до великих поэтов и многих моих современников (очень много людей пишут сегодня во много крат технически профессиональней, чем я). Но с помощью поэзии я познаю и созидаю себя, познаю и созидаю мир и людей вокруг себя. С помощью поэзии я вступаю в диалог с самим собой, другими людьми и миром. Благодаря писанию стихов я проживаю невероятные перевоплощения, я проживаю свою собой созданную и создаваемую постоянно жизнь: я сам себе сценарист, режиссёр, актёр, зритель и критик. Благодаря писанию стихов я лучше освоил свой родной русский язык, я стал чувствовать его по-другому, временами я сливался с языком и становился чистым Логосом, когда стихи лились сами собой, будто я читал их по написанному. При этом и поэзия классиков, и мои стихи, и стихи поэтов стихиры поднимали меня на вершины человеческого духа, делали меня лучше.
Вот такого волшебного превращения и такой фантастической жизни в поэзии я желаю всем людям земли, я мечтаю о том времени, когда поэзия станет высшей культурной психической функцией не только для многих культурных людей (таковых на стихире подавляющее большинство), но для всего человечества, когда поэтическое общение станет культурной нормой, внутренней потребностью и способностью.
Завершая эти размышления, хочу подчеркнуть важность для любого человека и мира в целом литературы в качестве искусства, в качестве культурной основы человека культурно-исторического. Мы не просто хомо сапиенсы, люди разумные, мы становимся таковыми, если усваиваем и осваиваем человеческую культуру, те самые высокие классические образцы искусства, мышления, воображения, творчества, которые вводят нас с помощью эстетики в этику, делают нас лучше, гуманнее, человечнее. Именно литература делает из человека разумного человека сопереживающего, человека этического. Читая великих писателей и поэтов, входя с ними в диалог, мы присваиваем себе всю совокупность исторического и культурного приращения человеческого в человечестве, то есть того этического в нас, что делает нас не просто мыслящими, но способными сопереживать другому, видеть в нём такую же великую ценность как и мы сами, и делает нас неспособными уничтожать ближнего своего и весь окружающий нас мир. Хорошая классическая литература делает нас исторически приобщёнными ко всему человечеству, налагает на нас высокую ответственность за звание Человека, за продолжение рода человеческого, свободного от разрушительного эгоизма, подлости и жестокости по отношению к людям и всему миру.
Закончить свои размышления хочу словами Иосифа Бродского при вручении Нобелевской премии: «Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения.».
Во всём мире это поняли, но увы не в России: у нас практически нет поэтических конкурсов, а если и есть, как здесь на стихире, то платные. Где наши меценаты и наше государство, которые организовывали бы бесплатные конкурсы для всех желающих?
Мне несколько раз приходили от администрации стихиры предложения поучаствовать в конкурсе на премию года здесь на стихире. И каждый раз меня останавливало одно: я должен был заплатить за это участие деньги: меня номинируют, но я же должен заплатить деньги, чтобы поучаствовать – это как-то странно и подозрительно. Вот эта коммерческая составляющая всегда отвращала меня, возникали сомнения, что хорошо ли участвовать за деньги в конкурсе. Я понимаю, что жюри и администрации нужно заплатить деньги за их работу, но возникало ощущение, что меня хотят сделать платным статистом-номинантом в уже решённом вопросе о премии. И вот это огорчало: поэзия превращалась в коммерцию, в бизнес-затею и переставала быть поэзией, потому что, на мой взгляд, нельзя торговать званием поэта, пусть и поэта года.
Сами эти коммерческие предложения участвовать в бизнес проектах раздражали меня, потому что я писал стихи, что называется, для души и просто для людей, а не для славы – меня же искушали сиюминутной славой номинанта и мышиной вознёй с выбором лучших стихов. А если у меня нет лучших, если все лучшие, если мне просто приятно писать стихи для себя, а не для конкурсов? Эти номинирования на премию за деньги разрушали саму первоначальную идею данного сайта, где каждый может бесплатно публиковаться, общаться с собратьями по перу, получать опыт от общения, чтения и писания стихов.
Надеюсь, что когда-нибудь и здесь на стихире и шире, в России, будут проводиться бесплатные конкурсы для всех желающих поэтов и писателей стихов, но именно желающих, я лично уже отжелал и просто пишу, потому что пишется и всегда писал, лишь когда душа того требовала.
Да, наверное, хорошо быть признанным поэтом (не пробовал, не знаю:-))), но и чувствовать себя поэтом в душе не менее приятная и полезная вещь.
Моё пожелание всем землянам: обрести поэзию в душе своей, создать в себе любовь, творить её как боги, любить жизнь и людей, становиться каждый день с каждой новой строчкой чуточку лучше: добрее, мудрее, осознаннее и ответственнее.
Я много думал о боге. Для меня он (я чувствовал его) есть только в нас и только тогда, когда мы любим других людей и мир в целом. Эта любовь в нас и есть бог. А поэзия и писание стихов и есть путеводная нить Ариадны к любви, что превращает нас в богов.
р.с.
Каждый в писание стихов вкладывает что-то своё, каждый надеется на что-то. Я писал стихи лишь тогда, когда в душе моей был подъём, экстаз, бунт, негодование, блаженство или великое просветление - в любом случае я испытывал радость и счастье от того, что писал то или иное стихотворение. Скажу честно я писал для себя - я просто не мог не писать. Уже самим тем, что стихи написаны, я вознаграждён вполне.
А по поводу жюри и номинаций на премию, скажу так: я знаю на стихире нескольких поэтов, чьи стихи мне нравятся, нравятся сотням других читателей, но почему-то эти поэты так и не прошли сито жюри: видимо чем-то не угодили, или просто потому, что дело это непрозрачное и коммерческое...
р.р.с.
И ещё такие начатки мыслей о поэзии и поэтах, а также и о писании стихов:
- Поэт и его призвание -- или -- поэт и его признание??? Это разные понятия, которые порой склеиваются в сознании пишущих и читающих за счёт того, что эти слова очень похожи внешне. Призвание может быть порождено абсолютно противоположными духовными и материальными началами в нас, а признание в наш век огромной информации может обойти настоящего поэта или простого писателя стихов, и напротив вознести на вершину известности сущую безделицу или красивый фантик.
- Быть поэтом -- или -- чувствовать себя поэтом? Опять же каждый подразумевает под словом "Поэт" свой смысл.
- Просто писать для себя, близких, возможно для других людей, при этом не чувствуя себя поэтом -- или -- писать для признания себя ПОЭТОМ?
- Писать к датам, событиям, посвящать великим, писать регулярно -- или -- писать лишь тогда, когда не писать не можешь?
- Писать, чтобы поделиться своим открытием с миром -- или -- писать для самоутверждения -- или -- писать, чтобы проповедовать миру и людям?
- Писать и публиковать -- или -- писать лишь для себя и узкого круга?
- Ощущать и осознавать себя поэтом, искать в себе и своих стихах признаки поэта и поэзии -- или -- плюнуть на всё и писать просто так, для удовольствия, не думая о званиях, определениях и регалиях?
В наше время писателей стихов, или неопоэтов, очень много и само понятие "поэт" в среде таких писателей замыливается и теряет свой первоначальный смысл. Но понятие "поэзии" остаётся ещё незамутнённым, просто потому что есть великие образцы. Мы живём в то время, когда стало меняться отношение к понятию поэт, просто когда так много людей, пишущих стихи, это понятие неизбежно будет претерпевать изменения.
Лично я не отношу себя к званию поэт, не претендую на какой-то серьёзный вклад в поэзию, не претендую на чьё либо признание, я всего лишь приближённый к поэзии и растворённый в ней писатель стихов. Поэзия и писание стихов стали для меня неким естественным условием моего существования, что-то наподобие утренней гимнастики, принятия душа, обязательного приёма пищи, чтения и общения с близкими. Поэзия стала привычкой и культурной функцией моего духовного существования, она как утренняя гимнастика настраивает мою душу, как крепкий чай бодрит, как сладкий мёд дарит наслаждение, как общение дарит радость. Хорошо ли это? Но это так и есть.
Свидетельство о публикации №116062002259
как разозлился на эту ехидну в 99 г так до сих пор никак не остановлюсь...
с улы нч!
Ник.Чарус 27.01.2017 20:06 Заявить о нарушении
Удачи вам, Ник.
Алексей Косенко 30.01.2017 23:04 Заявить о нарушении