От аварэ к югэн, в хайку и не только...

Кавабата Ясунари в своем эссе «Нетленная красота» («Хоробину би», 1969) отметил, что в японском языке понятия «печаль» и «красота» взаимосвязаны: красота печальна, а печаль красива.

Буддийское осознание недолговечности, бренности бытия не вызывает чувства горечи, а напротив, вносит особое очарование в постижение мира, постижение внутреннего косма. Это один из предметов любования, но не в западном восприятии слова, не «любование собой», а  понимание изменчивости и своего состояния и состояния природы, и все это приправленное не горьким и жгучим красным перцем, а чуточку лимонным – белым.

Кэнко-хоси в «Записках от скуки» замечал: « Если бы человеческая жизнь была вечной и не исчезала бы в один прекрасный день, подобно росе на равнине Адаси, и не рассеивалась бы, как дым над горой Торибэ, не было бы в ней столько скрытого очарования. В мире замечательно именно непостоянство».

Так появилось понятие – мудзё-но аварэ – прелесть непостоянства, изменчивости.
«Красота печали» – хиайби – считается одним из проявлений прекрасного. Переживание «красоты печали» наряду с «красотой взволнованности» – кандо:би –, с «красотой гармонии» – тёваби –, и «красотой изящества» – юби –, считается непременным условием для постижения моно-но аварэ, печального очарования вещей.

А Юмэмакура Баку писал: «Расскажу о странном человеке. Расскажу о человеке, похожем на плывущее по ветру облако в пустом ночном небе. Облако появилось во тьме, мгновение, другое – а оно уже изменилось, но эти изменения можно увидеть только если пристально вглядываться. Это должно быть то же самое облако, но кто поймёт, какой оно формы...»

У всего есть форма. У любой формы есть очертания. У любого очертания есть всплеск. У любого всплеска есть основа. У любой основы есть исток.

Под влиянием дзен-буддизма усилилось значение мгновения, обострились эмоции от понимания мига. Летящего с дикой яблоньки лепестка, увядания синенького лесного цветочка.

«Есть только миг между прошлым и будущим… (с)

Дзен переосмыслил аварэ до понимания сущности, истока, основы вещи, предмета (моно). В моно (вещь – не как предмет материальный, но вещью считается и человек и природа и все, что находится в жизненной взаимосвязи)  – усматривается не только неповторимость, но и скрытое, таинственное, непознаваемое начало – хоньи.

Так аварэ прогрессировало в таинственную, сокровенную, интуитивную, неявную суть всего. В то, что не стремится ярко и остро заявить о себе, то, что остаётся скрытым открываясь, невызывающе обращает к себе, в себя.
В – югэн.


А дальше было саби...


Рецензии