104...

104
....
   
Не юбилейная дата-
сегодня имя по радио прозвучало.
Зашёл в интернет- об артисте подробней-
и удивился немало.
"Русским Гобеном"- назвал Товстоногов
мастера- театрала.
Не менее званиий признаний народных-
"Закадровичем"- страна узнавала!

Сыгранных рOлей-
больше чем лет, голос в душе- и поныне.
Вспомним же,
юности давней портрет:
его современники- тогда молодые!..
ИЗ ИНТЕРНЕТА

Главная > Новости газеты
Ефиму «Закадровичу» – 100
13 Апр 2012

http://televid.by/archives/2551

Влад Макаревич

В списке речичан, ставших благодаря своим таланту и способностям известным многим, это имя стоит особняком. Величина артистического дара у этого человека настолько огромна, что позволяет спустя десятилетия после его ухода из жизни подавляющему большинству людей на огромном постсоветском пространстве помнить, если даже не его самого, то его роли, его голос. 12 апреля 2012 года нашему знаменитому земляку народному артисту СССР, лауреату Государственной премии РСФСР Ефиму Захаровичу Копеляну исполнилось бы 100 лет. В 2006 году в нашей газете была опубликована большая статья о Копеляне. Спустя 7 лет, по мере накопления материала о Ефиме Захаровиче, одни факты и суждения, отраженные в той публикации, требуют уточнения, а некоторые – даже опровержения.

Родился Ефим Копелян 12 апреля 1912 года в семье Залмана (Захара) Давидовича и Маши Мордуховны Копелянов. Его отец был лесопромышленником (заготовка и переработка древесины в те времена были весьма распространенным занятием среди зажиточной части речицких евреев), а мать – домохозяйкой. В семье было шестеро детей и все – мальчики. Долгое время считалось, что Залман Копелян был богатым человеком, благодаря чему вся его большая семья и жила в достатке. Насчет достатка – это действительно так, а вот насчет богатства – не совсем. Семья Копелянов была обеспечена в первую очередь благодаря дедушке Ефима по материнской линии. Такое мнение в фильме, посвященном Ефиму Копеляну, вышедшему в цикле передач Леонида Филатова «Чтобы помнили», высказал старший брат актера известный петербургский художник Исаак Копелян. Именно дедушке принадлежали несколько домов в Речице, в одном из которых и поселилась семья молодоженов Копелянов. В фильме Исаак Залманович рассказывает, что с установлением в Речице советской власти, по крайней мере, два дома (они находились на месте нынешних «Оптики» и магазина «Товары для дома», прим. авт.) были национализированы. В том, что побольше, разместился детский сад, а в тот, что поменьше (в нем, собственно, и жила семья Копелянов) въехал секретарь местного райкома партии. Пришлось Копелянам идти на съемную квартиру.
Закончив в Речице школу, 17-летний Ефим перебирается к старшему брату в Ленинград. К тому времени Исаак работает художником в Западном Полиграфтресте, Ефим же идет токарем на знаменитый Путиловский завод, а затем поступает на архитектурный факультет Академии художеств. Но, в отличие от брата-художника, ему не суждено было пойти ни по архитектурной, ни по художественной стезе. Учась на втором курсе Академии, чтобы немного подзаработать, он принял участие в массовке, и не где-нибудь, а на сцене Большого драматического театра (БДТ). Этот эпизод и стал точкой отсчета в его блестящей артистической карьере.
Хотя первоначально она складывалась достаточно тяжело. Окончив в 1935 году студию при БДТ, он был принят в труппу театра. Его первой ролью на профессиональной сцене стала роль кинооператора Буркова в постановке «Не сдадимся», рассказывавшей об эпопее дрейфа Челюскина. Газеты хвалили спектакль, но о молодом актере Копеляне в них не было сказано ни слова. В течение нескольких лет он играл лишь эпизодические роли. Все изменилось с приходом в театр Георгия Александровича Товстоногова. Именно этот театральный режиссер раскрыл для зрителя талант Копеляна, задействовав его практически во всех своих спектаклях. Он играл как главные роли, так и второстепенные, его персонажи были и героическими, и комедийными.
Театральная карьера Копеляна складывалась весьма успешно, но он бы так и остался широко известным актером в узких театральных кругах, если бы не кино. Именно кинематограф сделал Копеляна тем, кем мы все его знаем. Его первая проба в кино состоялась еще во время обучения в студии при БДТ. В 1932 году в фильме Эдуарда Иогансона «Ошибка героя» он сыграл эпизодическую роль балалаечника. Следующий фильм с его участием – «Танкер «Дербент» вышел на экраны в 1940 году. А настоящий расцвет Копеляна-киноактера пришелся на 50-е годы. С 1952-го до самой своей смерти в 1975 году он снялся в 58 фильмах. Особенно запоминающимися для зрителей стали роли атамана Бурнаша («Неуловимые мстители», 1966г.), генерала Сергеева («Ошибка резидента», 1968г.), Саввы Морозова («Николай Бауман», 1968г.), купца Кафтанова («Вечный зов», 1973г.) и, конечно же, роль «внутреннего голоса» разведчика Штирлица в знаменитом телесериале «Семнадцать мгновений весны» (1973г). Именно за эту роль он был удостоен от коллег-актеров и кинозрителей отчества «Закадрович», а от власти – Государственной премии РСФСР.
Ефим Копелян и Людмила Макарова в одном из спектаклей БДТА что же личная жизнь актера? Перед самой войной Ефим Копелян женился на актрисе БДТ Людмиле Макаровой. В 1949 году у них родился сын Кирилл. Как и многие дети из актерских семей, Кирилл пошел по стопам родителей, закончив в 1972 году Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, работал в Ленинградском театре драмы и комедии. Учился он, кстати, вместе с Михаилом Боярским. В одном из интервью Людмила Макарова рассказала, что в середине 90-х Кирилл был избит до полусмерти, долгое время находился в коме, после длительного лечения ему была дана первая группа инвалидности. Умер в 2005 году.
Сам Ефим Захарович Копелян в начале 1975 года слег в больницу с инфарктом. После двухмесячного лечения он пошел на поправку и врачи даже обещали Людмиле Макаровой, что сразу после 8 марта его выпишут домой. Днем 6 марта супруга навестила его в больнице. Ефим Захарович погулял с ней по больничному дворику, проводил до автобусной остановки, чувствовал себя достаточно хорошо, но уже вечером случился второй инфаркт, от которого актер скончался. Похоронен Е.З.Копелян на Волковском кладбище Петербурга.
Родители Ефима Копеляна всю свою жизнь прожили в Речице. Его мать умерла в 1954 году в возрасте 76 лет. Учитывая, что она нигде не работала, занимаясь детьми, пенсия у Маши Мордуховны была мизерная, и до самых своих последних дней она была на иждивении у своего знаменитого сына. Отец Залман Давидович скончался в 1956 году в возрасте 82 лет. Похоронены родители Е.З.Копеляна в Речице на еврейском кладбище. В 2006 году в статье о Копеляне в «Т-и» автор утверждал, что могилы их не сохранились. Это не так. С помощью председателя речицкой еврейской общины Якова Плехова вашему корреспонденту удалось их отыскать. В общей ограде находятся два одинаковых скромных и требующих ремонта памятника, на изъеденных временем мраморных табличках которых с трудом можно прочесть написанное.
Не осталось в живых никого и из братьев актера. Двое – Абрам и Евгений – погибли в годы Великой Отечественной вой-ны, самый старший Михаил умер в 1984 году, младший Григорий – в 1936-м. Дольше всех прожил Исаак, умерший в 2001 году в возрасте 91 года.
А что же супруга Копеляна Людмила Иосифовна Макарова? А она живет и здравствует поныне! В прошлом году Макарова отметила свое 90-летие и, что самое удивительное, она до сих пор продолжает играть на сцене БДТ. Специально для нее был поставлен спектакль «Кошки-мышки», где по роли ее вывозят на сцену в кресле. Это дает возможность народной артистке снова и снова окунаться в волшебный мир театра, без которого Людмила Иосифовна жизни не мыслит.
Влад Макаревич
P.S. К юбилею актера в Речицком краеведческом музее 12 апреля открылась небольшая экспозиция, посвященная нашему знаменитому земляку. На ней представлены различные фотографии Е.З.Копеляна, в т.ч. один снимок, сделанный в Речице в 1930-м году. Есть фотография и отца актера З.Д.Копеляна, сделанная в Речице в 1954 году, когда Ефим Копелян приезжал на похороны своей матери. Интересен один экспонат экспозиции – пригласительный билет в БДТ на спектакль «Свои люди, сочтемся», в котором был занят Ефим Захарович. Билет датирован 1935 годом, и на его лицевой стороне в духе того времени в правом верхнем углу отпечатан лозунг «Кадры решают все» и подпись в скобках: Сталин. Зная, о чем в пьесе А.Н.Островского идет речь, абсолютно непонятно, какое отношение к ней имеет данный лозунг.
Экспозиция, посвященная Е.З.Копеляну, продлится до конца апреля.


Рецензии