3. Две формы записи рифмованных стихов

Из ответов на вопросы читателей ТМА


Здравствуйте Алла! Я полностью на Вашей стороне. Мне нравится Ваша гражданская позиция и Ваша Творческая Мастерская, где многие начинающие авторы приобретают первые навыки стихосложения. Мне также нравятся Ваши рассуждения о чистоте русского языка. Только вот мне непонятна тенденция сложившаяся в последнее время, суть которой состоит в следующем: многие авторы, в том числе и именитые, стали после запятой начинать новую строку со строчной буквы. По моему мнению, это нарушает красоту строфы и является отступлением от канонов классики. Боже упаси, я никого не критикую, возможно я что-то упустил в новых правилах и хотел бы услышать Ваше мнение по этому вопросу. Если это не тот формат для объяснения тогда извините. С уважением Сергей.

Сергей Зябко   17.06.2016 08:11   •   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания


Есть два вполне законных способа записи рифмованных стихов:

1) Классическая, когда каждая строка до концевой рифмы рассматривается как отдельный стих (именно в этом смысле можно употреблять это слово СТИХ, а в остальных - "стихи" или "стихотворение"), и тогда каждый стих записывают с заглавной буквы независимо от того, идет ли он после точки или нет.

Например:

Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на парах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!

(А.С.Пушкин. "19 октября 1827г")

2) Современная, смысловая. Запись с делением на отдельные стихи сохраняется (строки - до концевой рифмы), но сама запись рассматривается теперь как предложение, и большая буква отмечает уже не начало строки, а начало предложения. Это более современная запись, она появилась и уместна в стихах -эпистолах, стихах монологах, имитирующих живую речь, где даже предложения могут разрываться и переноситься в другую строку. (В старинных твердых формах обычно каждая строка = законченное предложение или законченная мысль, там переносы недопустимы).

Например:

Ты уехал, а он остался – старый дом с голубым крыльцом –
и под сводами двух акаций, будто ангел, хранит жильцов.
Город, улица, дом, соседи, дворик, клумба, сарай, платан –
это место в любой беседе ты теперь называешь «там».
«Там» зарыт под сухой корягой чей-то детский бесценный клад,
«там» сугробы зимой залягут у старинных витых оград,
и в квартирах запахнет хвоей, и повесят шары на ель,
как положено стол накроют: сыр, шампанское, оливье…

Дом тобой навсегда оставлен. Но тебя не оставил он.
О разлуке, дороге дальней шепчет вечером патефон.
По субботам в окне чердачном реют флаги ночных рубах
тёти Софы, а это значит, дом в надёжных её руках.
Ты всегда беззаветно верил – он живой, он твоя родня.
То испуганно ахнут двери, то в трубе запоёт сквозняк,
то заноют к дождю ступени, то застонет чугун перил.
Дом обычно хранил степенность, но весной иногда хандрил.
 (Светлана Пешкова. "Где-то там…" )

Автор сам выбирает форму записи в зависимости от жанра, от стиля речи своего стихотворения, от его содержания - от того, на что он хочет обратить внимание, где читателю делать паузы, а где даже в конце строки желательно не останавливаться при чтении, чтобы не разрушать тему.

С уважением, Алла. 17.06.16.

 


Рецензии
Спасибо большое, Алла!
С интересом прочла. Тоже пишу вторым способом, современным, мне так удобнее. Есть ощущение, что в таком виде стихи читаются доступнее, проще.
С уважением,
Елена

Елена Транковская   13.11.2022 20:04     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.