О стихотворении Н. Дика Задушевная Русь
часть простора земли с задушевным названием Русь.
Осуждать не спешу, что любому заблудшему двери
открывает в ночи.
И судить за грехи не берусь.
Просто верю в нее с непростой и особой судьбою,
обожаю смотреть на озерную тихую гладь,
заплетать на березах зеленые косы весною,
соловьям на рассвете с любимой своей подпевать.
Только здесь я дышу исцеляющим ветром свободы,
ощущаю поддержку надежных и верных друзей.
Никогда не посмею заморским причудам в угоду
изменить красоте васильковых российских полей.
От извечных забот отыщу незабвенное средство,
журавлиным крылом к завещанью отцов прикоснусь,
мудрость прежних веков передам молодым по наследству,
чтобы вечно жила задушевная светлая Русь"
Красивый поэтический текст, где ясно выражена Любовь лирического Я к своей Руси.
Привлекает внимание структура стихотворения с его особым четверостишием, два из которых представляют развернутое предложение - четвертое и второе; особое место отведено первому четверостишию, где четвертая строфа как бы разделяется на две строфы, и третье четверостишие представляет два самостоятельных предложения, занимающие каждое по две строфы.
Важно ли это для выражения Личного отношения Поэта к своей Руси?
Да! Очень важно! Первое четверостишие построено так, что все, эксплицитно выраженные идеи, реферируют к интеллективному понятию ЗНАТЬ?! А текст построен(первое четверостишие) в отрицательной форме!
"Не пытаюсь понять и аршином своим перемерить
часть простора земли с задушевным названием Русь. -
стихотворение открывается кажущимся "отрицанием", выраженным в первом лице, в настоящем времени: "НЕ ПЫТАЮСЬ" = НЕ ХОЧУ = НЕ ДЕЛАТЬ ЧТО? - "ПОНЯТЬ". Возникает логичный вопрос, действительно ли не пытается "понять" и "перемерить" - ЧТО "перемерить"? - " ЧАСТЬ" простора земли" - это слово вводящее идею партитивности, обретает смысл чего-то ОГРОМНОГО, - так инсинуируется идея НЕВОЗМОЖНОСТИ типа "не мочь" = я НЕ могу "перемерить часть ПРОСТОРА земли " - вот такой эвазивной (индеректной) формой выражения "обогатила" русский язык Мадам де Ля Файетт в ХVІІв., но здесь не встает вопрос о ЗЕМЛЕ,(имплицитно реферирующим к понятию иметь БОГАТСТВО! ), а о ПРОСТОРЕ!! " ПРОСТОР" (= воздух!?) - так Поэт создает "ВОЗДУШНУЮ" = МЕНТАЛЬНУЮ СИНЕКДОХУ, где ПРОСТОР земли есть СОДЕРЖАЩЕЕ, а сам Поэт и все грехи этого ПРОСТОРА есть СОДЕРЖИМОЕ земли с "задушевным названием Русь" - это эксплицитно выраженный Поэтом ОТКАЗ от понятия БОГАТСТВО и восприятие Руси как локативной идеи типа 3, как раз той, которая ХАРАКТЕРИЗУЕТ содержащее = РУССКИЙ НАРОД И ЕГО ОБЫЧАИ! ЕГО ДУШУ! Вот почему Поэт создает удивительную синекдоху - "ЗАДУШЕВНУЮ РУСЬ". Так слово "ПРОСТОР" оказывается ПРОСТОРОМ для РУССКОЙ ДУШИ
Осуждать не спешу, что любому заблудшему двери
открывает в ночи.-
вот он "ГРЕХ" "ЗАДУШЕВНОЙ Руси" - "любому заблудшему двери// открывает в ночи" = ГОСТЕПРИИМСТВО Русского народа.
И судить за грехи не берусь." -
вот почему Поэт преломляет последняя строфу - ему необходимо выразить свою модальную позицию - ОН НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СУДЬЕЙ ДУШЕВНОЙ СИНЕКДОХИ ="Задушевная Русь", т.к. ОН , - Поэт есть нераздельное оперативное СОДЕРЖИМОЕ СИНЕКДОХИ "ЗАДУШЕВНАЯ РУСЬ" -> СИНЕКДОХИ для ДУШИ!
Это удивительное ОТКРЫТИЕ Николая Дика. т.е. само название стихотворения априорно есть СИНЕКДОХА СОДЕРЖИМОГО = РУССКОЙ ЗАДУШЕВНОЙ ДУШИ!" Прекрасно!
Николай Дик этим началом ответил на самый важный вопрос, которым все так любят кокетничать: "Умом Россию не понять..." - как же ее понять, если ее содержимое редуцируется к чувственным и перцептивным понятиям, т.е. к ЕЕ Душе.
"Только здесь я дышу исцеляющим ветром свободы,
ощущаю поддержке надежных и верных друзей". -
эти две строфы представляют две аффирмативные тезы, которые интегрируются на базе трансмодальной и модальной связанности:
1. "...я дышу исцеляющим ветром свободы" - вот пример восприятия русской Душой понятия "СВОБОДА" = дышать исцеляющим = лечебным ветром, т.е. быть близким к природе, если даже не более сильное понятие = идея идентификации Я русской Души с русской природой, исцеляющим ветром;
2. " ощущаю поддержку надежных и верных друзей" - эта строфа вводит идею о субъективном, личном ДОЛГЕ типа "должным быть"(сильная модальная идея о личном долге) - каждый перед другим ДОЛЖЕН БЫТЬ надежным и верным.
Эти две аффирмативные тезы, выражающие особенность Я русской Души - трансмодальная и модальная оказываются ПРОТИВОПОСТАВЛЕННЫМИ другой тезе, чужой, интегрирующейся на идеи ПОДЧИНЕНИЯ = "Никогда не посмею заморским причудам в угоду // изменить красоте васильковых российский полей, т.е. противопоставляется МАТЕРИАЛЬНОЕ = "ЗАМОРСКИЕ ПРИЧУДЫ " несовместимые с тезой Я русской Души НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ, а перцептивное и чувственное = "изменить красоте ВАСИЛЬКОВЫХ РОССИЙСКИХ ПОЛЕЙ"
Очень оригинальный подход со стороны лирического Я.
Интересно отметить связанность между вторым и последним четверостишием.
2) "Просто верю в нее с непростой и особой судьбою,
обожаю смотреть на озерную тихую гладь,
заплетать на березах зеленые косы весною,
соловьям на рассвете с любимой своей подпевать."
4) "От извечных забот отыщу незабвенное средство,
журавлиным крылом к завещанью отцов прикоснусь,
мудрость прежних веков передам молодым по наследству,
чтобы вечно жила задушевная светлая Русь"
Эти два четверостишия связаны между собой на трансмодальном уровне и модальном. Дело в том, что второе четверостишие, начинающееся словами: "Просто верю в нее..." продолжается красивыми "зарисовками", что именно так влечет Поэта к воде, к березкам и эта трансмодальная связанность с выражением ЧУВСТВ вдруг переходит в решение Поэта-гражданина к идее о ДОЛГЕ - "к завещанью отцов прикоснусь, мудрость прежних веков передам молодым.....чтобы вечно жила задушевная светлая Русь."
Можно сказать, что подобный тип синекдохи, созданной в этом тексте Николаем Диком, раскрывает все "тайны" русского характера - ДУШЕВНОСТЬ!
Мой искренний поклон Николай Дику за этот поэтический ШЕДЕВР!
Лорина ТОДОРОВА - кандидат филологических наук, сотрудник Великотырновского Университета Свв. Кирилла и Мефодия (Болгария).
***
Свидетельство о публикации №116061603177