А. А. Блок
Поэт Владислав Ходасевич (фото) скажет: «Был Пушкин и был Блок… Всё остальное – между!» Марина Цветаева (фото), уже после его смерти, напишет о нём: «Больше, чем поэт: человек». Блок – это его стихи, а его стихи – это сам Блок.
А.А. Блок родился 16 (28) ноября 1880 года в Петербурге в дворянской семье. Его отец, Александр Львович Блок (фото), был юристом, профессором Варшавского университета. Мать, Александра Андреевна Бекетова (фото), была дочерью учёного ботаника Андрея Николаевича Бекетова (фото), ректора Петербургского университета, бабушка будущего поэта Елизавета Григорьевна Бекетова (фото) работала в сфере образования, а также сочиняла и занималась литературными переводами. Родители Блока разошлись накануне рождения сына. Мать и Александр поселились в доме деда. Сашура – так будущего поэта звали домашние – навсегда сохранил глубочайшую духовную привязанность к Александре Андреевне. Именно она первая заметила способности сына и многие годы была его единственным советчиком в литературе. Ей первой Александр показывал свои начальные творческие опыты, доверял её советам и вкусу. А сочинять, по его собственному признанию, он начал чуть ли не с пяти лет и даже издавал домашних рукописные журналы (общее семейное фото).
В сентябре 1889 года Александра Андреевна вышла замуж за поручика лейб-гвардии Гренадского полка Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух (фото). Она оставила родительскую семью и вместе с сыном переехала на казённую квартиру мужа на территории полка. В офицерском корпусе Гренадских казарм Блок прожил более шестнадцати лет.
У Александра началась жизнь на два дома, поскольку он был любимцем обеих семей. На лето мальчика обычно увозили в Шахматово, подмосковное родовое имение Бекетовых (фото усадьбы Шахматово).
В 1891 году Блок поступил в Введенскую гимназию Петербурга (фото гимназии). Учился средне – его раздражало многолюдье.
В мае 1897 года, после окончания предпоследнего класса гимназии, Александр вместе с матерью и тётей уехали на немецкий курорт Бад Наугейм. И здесь у молодого человека появилась возлюбленная. Звали её Ксения Михайловна Садовская (фото). Садовской было 37 лет, а Александру – семнадцать. Александр искренне влюбился и посвятил ей много стихов, вот одно из них:
Звучит стихотворение «Помнишь ли город тревожный…»
В 1898-1900 и 1897-1903 гг. Блок создаёт первые свои циклы первых своих стихов «Ante lucem» (лат. «До света») и «За гранью прошлых лет». Многие стихи, как уже было отмечено, были посвящены Ксении Садовской. В этот период появляется одно из известных его стихов «Гамаюн, птица вещая», написанный к картине художника Виктора Васнецова (фото):
Звучит стихотворение «Гамаюн, птица вещая»
В 1898 году будущий поэт поступил на юридический факультет Петербургского университета, на историко-филологическое отделение (фото университета). Тогда же произошла встреча Александра Александровича с его будущей женой – Любовью Дмитриевной Менделеевой (фото), дочерью великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева (фото), которая с первого взгляда произвела на юношу огромное впечатление.
Одним из ключевых событий в жизни Блока стало знакомство в 1901 году с творчеством философа и поэта, основателя русского символизма, Владимира Сергеевича Соловьёва (фото), скончавшегося в 1900 году. Под влиянием идеи этого мыслителя о мистической Вечной Женственности жили в начале XX столетия многие молодые люди России. Они воспевали образ прекрасной Дамы и своих подруг боготворили на расстоянии, не признавая плотских отношений. Прекрасная Дама нужна была им для поддержания духа и чувства молитвы.
Блока тоже захватила мысль о воплощении Идеала в земной действительности. Он уверовал в возможность соприкосновения идеального и реального миров. Ожидание грандиозного преображения всё теснее связывалось в его сознании с нисхождением на землю Вечной Женственности, Таинственной Девы:
Звучит стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы…»
После долгих раздумий Александр Александрович осознал, что для него такой Девой является Любовь Менделеева. Блок воспринял своё отношение к девушке как возвышенный «мистический роман». Он попросил руки возлюбленной 7 ноября 1902 года и получил согласие. Свадьба состоялась в августе 1903 года.
Первые годы нового столетия ознаменовались для поэта началом дружбы с Михаилом Сергеевичем Соловьёвым (фото) (младший брат Владимира Соловьёва) и его женой Ольгой Михайловной Соловьёвой (фото) (двоюродная сестра матери Блока), с Зинаидой Николаевной Гиппиус (фото) и Дмитрием Сергеевичем Мережковским (фото). Под их влиянием Александр Александрович увлёкся религиозно-общественными и эстетическими проблемами (фото обложки книги «Стихи о Прекрасной Даме»).
В журнале «Новый Путь», который возглавлял Мережковский, в 1903 году была опубликована первая подборка стихотворений Блока («Из посвящений»). В том же году в третьей книге альманаха «Северные цветы» вышел в свет его поэтический цикл «Стихи о Прекрасной Даме», созданных в основном в 1901-1902 гг., (заглавие было предложено Валерием Брюсовым). Вскоре выяснилось, что стихи «косноязычного декадента», как назвала Блока официальная пресса, показались понятными и близкими самым разным людям, бесконечно далёким от современной литературной среды. В их числе, например, старушка С.Г. Карелина, любившая творчество В.А. Жуковского, и сельские поповны, а некий старовер, собиратель древних икон, высказался совсем неожиданно: «В России сейчас один настоящий поэт: это – Блок!»
А в 1904-1905 гг. вышла в свет и первая книга Александра Блока – «Стихи о Прекрасной Даме»:
Звучит стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…»
Этим первым изданием поэт уже подвёл итог романтическому периоду своего творчества. В творчестве Блока начинался новый этап – реалистической поэзии. Но с этого периода Блок окончательно входит в круг поэтов-символистов (фото поэтов символистов), одновременно начиная искать свой путь в творчестве.
Произошло это под влиянием цепи трагических событий, как в личной судьбе поэта, так и всей России.
16 января 1903 года скончался от воспаления лёгких Михаил Соловьёв. Едва он закрыл глаза, его жена вышла в соседнюю комнату и застрелилась. Блок, который был очень близок с Соловьёвым, воспринял это как знаковую трагедию.
В стихах 1904-1906 годов поэт искал земные ценности взамен отвлечённых мечтаний юности. Это пора «Незнакомки» и просто встречной женщины, это мир «посетителя ночных ресторанов», мир «Нечаянной радости», так Блок назвал свой второй сборник стихов, вышедший в 1907 г. В него входило стихотворение «Незнакомка», сразу же полюбившееся всей России (фото обложки сборника стихов «Нечаянная радость»:
Звучит стихотворение «Незнакомка»
Книга «Нечаянная радость» была принята недавними единомышленниками поэта – Зинадой Гиппиус, Дмитрием Мережковским и Андреем Белым – как крамола. Они обвинили Блока в измене высоким идеалам юности, в отказе от благородной миссии поэта-теурга, призванного преобразить мир. Александр Александрович ответил на эту критику драмами, «Король на площади» и «Балаганчик»:
Видеофрагмент «Исторические хроники с Н. Сванидзе: 1906 г.: Александр Блок, реж. Н. Сванидзе, 2003).
Позднее Блок напишет драму из средневековой европейской жизни «Роза и крест» (фото обложки).
После Блок создаёт поэтические циклы «Снежная маска» (фото обложки) и «Фаина». Стихи воплощают в себе стихию, снежную вьюгу, за которой обновление, которого ждал и в которое верил поэт.
Звучит стихотворение «Снежное вино»
Поездка в Италию в апреле 1909 года стала для Александра Александровича знаковой. Стихотворения, созданные им во время этого путешествия, воплотились в цикле «Итальянские стихи», такие как, «Флоренция», «Девушка из Spoleto», «Равенна»:
Звучит стихотворение «Равенна»
В конце ноября 1909 года Блок, получив известие о безнадёжной болезни отца, отправился в Варшаву, но не застал его в живых (фото Варшавы). Итогом этой поездки и переживаний стала поэма «Возмездие», над которой Блок работал до конца жизни и которая, к сожалению, осталась незавершённой. Однако в ней поэт осваивал эпический жанр, планируя изобразить историю своей семьи Бекетовых, своего отца на историческом фоне всей России. Время, изображённое в поэме, начиналось с конца 70-х гг. XIX в., а должна была она заканчиваться 1914 годом. Но события, которые стали происходить в России, переключили внимание поэта на создание такой вещи, как поэма «Двенадцать», о которой мы поговорим позже.
В 1912 г. Блок создаёт свой, наверное, самый известный цикл стихов «Пляски смерти», с одним из самых известных стихотворений «Ночь улица, фонарь, аптека…». В городе Лейдене (Нидерланды) поставлен памятник этому произведению, небывалый случай в истории (фото):
Звучит стихотворение «Ночь, улица, фонарь…»
В 1913-1914 гг. поэт создаёт цикл «Кармен», который посвящает оперной певице Любови Александровне Андреевой-Дельмас (фото), исполнявшей главную партию в одноимённой опере Ж. Бизе. Также он посвятил ей поэму «Соловьиный сад»:
Звучит стихотворение «Среди поклонников Кармен…»
В 1914 году началась Первая мировая война. А в июле 1916 года Блок был призван в армию. До марта 1917 года поэт служил под Пинском табельщиком в инженерно-строительной дружине (военные фото). Вскоре после Февральской революции он был отпущен в отпуск. В Петрограде Александру Александровичу предложили редактировать стенографические отчёты Чрезвычайной следственной комиссии. Результатом этой необычной для Блока работы стала статья «Последние дни старого режима» (в расширенном варианте – книга «Последние дни имперской власти», 1921; (фото обложки)).
Стихов после 1916 года Блок почти не писал. Он только переиздавал созданные ранее произведения.
Социалистическую революцию поэт принял с воодушевлением, идеализируя её. Он обратился к своим читателям со статьёй «Интеллигенция и революция», в которой выступил с призывом «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!»
А в 1918 году почти за одну ночь была написана и почти сразу же опубликована поэма «Двенадцать», в которой революция освящена Иисусом Христом. (фото обложки поэмы). От поэта решительно отвернулись многие его друзья, в их числе З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский. Вокруг поэта и его поэмы разгорелись нешуточные споры, которые не прекращаются и по сей день. Сейчас мы посмотрим три фрагмента из трёх фильмов с разными точками зрения о поэме:
Видеофрагменты: «Монолог о Блоке»: автор сценария и ведущий
В.Я. Лакшин, 1980 г.; «Исторические хроники с Н. Сванидзе. 1906 г.: Александр Блок», реж. Н. Сванидзе, 2003; «Библейский сюжет: Александр Блок», реж. И. Калядин, 2006).
Поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» (создано тоже в 1918 году) стали началом итога поэтического творчества Блока:
Звучит стихотворение «Скифы»
(Фото А.А. Блока на фоне медного всадника). А затем у поэта начался тяжёлый духовный кризис, вызванный разочарованием революцией и переутомлением. Однако Блок сначала принял революцию с воодушевлением и надеждой, активно работая в новых большевистских учреждениях. Он являлся: членом коллегии учреждённого М. Горьким издательства «Всемирная литература», способствуя переизданию классиков мировой и отечественной литературы; председателем дирекции Большого драматического театра, членом редакционной коллегии при Петроградском отделе театров и зрелищ, членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, членом совета Дома искусств, председатель Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов, членом правления Петроградского отделения Всероссийского союза писателей. И каждое из этих званий приносит часы заседаний, горы рукописей, на которые Блок аккуратно пишет рецензии, хлопоты за людей, книги, пьесы. О своём ощущении от этого Блок заносит в дневник следующее: «…От председательствования в двух заседаниях от меня ничего не осталось (выпитость)». «Выпитость» – ёмкое, характерное слово.
И приходит разочарование. Блок не принимает новой экономической политики новой Советской России. По воспоминаниям С.М. Алянского приятеля поэта, Блок так об этом говорил:
– Когда шёл сейчас, на улицах из всех щелей, из подворотен, подъездов, магазинов – отовсюду выползали звуки омерзительной пошлости, какие-то отвратительные фокстроты и доморощенная цыганщина. Я думал, что эти звуки давно и навсегда ушли из нашей жизни, - они ещё живы… Мама, неужели всё это возвращается? Это страшно.
Для большевиков это был компромисс, экономически спасти страну от голода и разрухи, но для Блока, написавшего в «Двенадцати» «В белом венчике из роз – Впереди Иисус Христос», это было предательством той революции, которую он себе представлял, как спасительное обновление и очищение.
В феврале 1921 г. А.А. Блок выступил с речью о А.С. Пушкине в Пушкинском Доме, написав стихотворение «Пушкинскому Дому», в котором, воспевая А.С. Пушкина, масштабность его личности и поэзии, подводил итог и своему творчеству, чувствуя свой скорый уход, прощаясь с Петербургом и со страной:
Вот зачем в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.
Последняя прижизненная книга поэта с пьесой «Рамзес» (фото обложки), сцен из египетской жизни вышла в начале 1921 года:
Видеофрагмент «Исторические хроники с Н. Сванидзе: 1906. Александр Блок, реж. Н. Сванидзе, 2003).
(Фото на скамейке). В 1921 г. у 40-летнего Александра Александровича Блока врачами были обнаружены многие заболевания: астма, стенокардия, расстройство мозгового кровообращения, нервное расстройство, из-за недоедания, цинга. В апреле у него началось воспаление сердечных клапанов. В это время Блок, посетив Москву, сидя на скамейке, пишет в дневнике: «Сердце заняло полгруди» (фото на скамейке).
Видеофрагмент «Исторические хроники с Н. Сванидзе: 1906. Александр Блок, реж. Н. Сванидзе, 2003).
(Фото церкви Воскресения Христова). Нужно отметить, что Любовь Дмитриевна не оставляла поэта до конца его земных дней, как и он не ушёл и не оставил её вплоть до своей смерти. Любивший всю жизнь прогуливаться по Петербургу в одиночестве, в последние годы, он гулял по своим любимым местам с Любовью Дмитриевной, со своей единственной женой.
Да, Александра Александровича Блока не стало 7 августа 1921 г. После отпевания в церкви Воскресения Христова Александр Александрович Блок был похоронен на Смоленском кладбище Петербурга, позднее его прах перенесли на Волково кладбище.
На его могилу приходили и клали цветы сначала те, кто знал и любил его живым, а затем не знавшие его друзья, кого Блок предвидел в стихотворении «О, я хочу безумно жить…»:
Звучит стихотворение «О, хочу безумно жить…»
Александр Александрович Блок сказал новое слово в русской поэзии, выразил искания, противоречия своего времени, испытал и пережил это своей душой, выразив это в своём творчестве, в книгах своих стихов, всем сердцем желая обновления России и веря в него; и в тоже время именно он воспел уходящую эпоху в искусстве, которую потом назовут Серебряным веком. И в истории в целом. Поэтому его фигура масштабна, как пишет В.М. Улитин в своём эссе о Блоке «Ангел Божий русской поэзии»: «С него началась новая эпоха, и редко кто из поэтов не попадал под обаяние его поэзии. Напряжённая муза Блока по-ангельски возвещала трагедию XX века – «невиданные мятежи» и вместе с тем вселяла мощную энергию.
В.А. Солоухин в своём стихотворении «Три поэта» так сказал о Блоке:
Блок умер первым…
Он умер не от тифа, не от раны
(Небрит, прозрачен, впалые виски),
Но от того, что понял слишком рано…
Сказать точнее, просто от тоски.
Глядеть на всё. Ползут десятилетья.
Всё понимать. И помнить…
Россия. Блок…
Звучит стихотворение «Россия»
Действительно, Александр Александрович Блок – это поэзия, это Россия.
И для нас он поэт воспевший Россию, Её Душу, Женственность, печальную радость, радостную печаль; поэт книгами своих стихов, создавший неувядающий венок для Прекрасной Дамы:
Стихотворение Александру Блоку (фрагмент)
I
Вышел из подъезда,
Шёл первый снег,
Падала последняя листва.
Город, как тесто;
Из осени в зиму ковчег,
А снег, как мука.
И скоро зима
Замесит свой
Белоснежный слоёный пирог.
И, как солдаты, дома
Будут поддерживать строй
На плацдармах городских дорог.
II
А мне приснился Ушедший Поэт.
Во сне он сказал, что его до капли выпила власть;
И, что он не знал о свойстве возрождаться из пепла империй и царств...
Я проснулся, в комнату пробрался рассвет.
А Поэта ждала Прекрасная Дама, и Она Его дождалАсь.
У моих стихов приторно-горький вкус - они из разряда лекарств…
Список литературы:
1. Блок, А.А. Стихотворения и поэмы / Александр Блок. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с.
2. Еремин, В.Н. 100 великих поэтов / В.Н. Еремин. – М.: Вече, 2005. – 480 с.
3. Орлов, В.Н. Гамаюн: Жизнь Александра Блока / В.Н. Орлов. – Л.: Советский писатель, 1980. -726 с.
4. Орлов, В.Н. Поэт и город: Александр Блок и Петербург / В.Н. Орлов. –Л.: Лениздат, 1980. – 272 с.
5. Пьяных, М. Слушайте революцию: Поэзия А. Блока сов. эпохи / М. Пьяных. – М.: Просвещение, 1980. – 142 с.
6. Солоухин, В.А. Северные берёзы: Стихотворения / В.А. Солоухин. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 78 с.
7. Турков, А.М. Александр Блок: ЖЗЛ / А.М. Турков. – М.: Мол. гвардия, 1969. – 320 с.
8. / Улитин, В.М. Ангел Божий русской поэзии. / В. Улитин // Голос писателя. 2010.
Видеоматериалы:
1. «Монолог о Блоке»: автор сценария и ведущий В.Я. Лакшин, 1980.
2. «Исторические хроники с Н. Сванидзе. 1906 г.: Александр Блок» реж. Н.К. Сванидзе, 2003.
3. «Библейский сюжет: Александр Блок», реж. И. Калядин, 2006.
4. Видеоматериалы с сайта Utube
Январь-февраль 2016 года
Свидетельство о публикации №116061506334