Свет и тени
Черновик
Свет и тени, и зелени запах…
Город в мареве лёгком плывёт.
Беспощадное новое завтра
Отступило на сутки вперёд.
Шум утих в голове и округе.
В волнах ветра купается лес,
И плывут белоснежные струги
В голубом океане небес.
Нет в природе какой-либо спешки,
Этих алчных и рабских забот.
Мы же, люди, двуногие флешки,
И для каждой – страна или порт.
Хорошо, что однажды стирает
Время линию жизни твоей
И душа, наконец, выбирает
Между светом и царством теней.
14.06.2016 г.
Свидетельство о публикации №116061405065
-
Одиннадцатого августа – в Коктебеле – в двенадцать часов пополудни – скончался поэт Максимилиан Волошин.
Первое, что я почувствовала, прочтя эти строки, было, после естественного удара смерти – удовлетворенность: в полдень: в свой час.
Жизни ли? Не знаю. Поэту всегда пора и всегда рано умирать, и с возрастными годами жизни он связан меньше, чем с временами года и часами дня. Но, во всяком случае, в свой час суток и природы. В полдень, когда солнце в самом зените, то есть на самом темени, в час, когда тень побеждена телом, а тело растворено в теле мира – в свой час, в волошинский час.
И достоверно – в свой любимый час природы, ибо 11 августа (по-новому, то есть по-старому конец июля), – явно полдень года, самое сердце лета.
И достоверно – в самый свой час Коктебеля, из всех своих бессчетных обликов запечатлевающегося в нас в облике того солнца, которое как Бог глядит на тебя неустанно и на которое глядеть нельзя.
Эта печать коктебельского полдневного солнца – на лбу каждого, кто когда-нибудь подставил ему лоб. Солнца такого сильного, что загар от него не смывался никакими московскими зимами и земляничными мылами, и такого доброго, что, невзирая на все свои пятьдесят градусов – от первого дня до последнего дня – десятилетиями позволяло поэту сей двойной символ: высшей свободы от всего и высшего уважения: непокрытую голову. Как в храме.
Пишу и вижу: голова Зевеса на могучих плечах, а на дремучих, невероятного завива кудрях, узенький полынный веночек, насущная необходимость, принимаемая дураками за стилизацию, равно как его белый парусиновый балахон, о котором так долго и жарко спорили (особенно дамы), есть ли или нет под ним штаны.
Парусина, полынь, сандалии – что чище и вечнее, и почему человек не вправе предпочитать чистое (стирающееся, как парусина, и сменяющееся, но неизменное, как сандалии и полынь) – чистое и вечное – грязному (городскому) и случайному (модному)? И что убийственнее – городского и модного – на берегу моря, да еще такого моря, да еще на таком берегу! Моя формула одежды: то, что не красиво на ветру, есть уродливо. Волошинский балахон и полынный веночек были хороши на ветру.
-
Максимилиан Волошин был погребен на горе Кучук-Енишары (впоследствии получившей название Волошинской). На его могиле не поставили ни креста, ни памятника.
«Макс был неверующий и считал, что памятники уродуют природу, – поясняет Николай Чуковский…»
-
Из архива В. В. Быкова,
Отец Арсений
-
<Зевесова глава>
-
В 1924 г. в наш храм по окончании литургии вошел среднего роста коренастый человек с большой бородой, огромной шевелюрой, довольно широким лицом, лучистыми добрыми пытливыми глазами... Подойдя, сказал:
– Отец А.! Я к вам на разговор, где мы можем спокойно поговорить?
– Пройдемте, – и я провел его к скамье, стоявшей у одной из стен храма, предназначенной для престарелых прихожан. Мы сели, я взглянул в лицо пришедшего. Что-то знакомое проступало в его чертах, но я знал, что встреч с ним не было. Видел, что он не знает, с чего начать разговор, и несколько растерян. Решил помочь ему и неожиданно для себя сказал:
– Максимилиан Александрович! Я слушаю вас.
Он вздрогнул и, несколько волнуясь, спросил:
– Откуда вам известно мое имя?
Я не знал, что ответить, ибо имя возникло в моей голове внезапно, видимо по произволению Господа. Видя мое молчание, он начал свой рассказ…
<далее была исповедь>
С 1924 г. до самого моего первого ареста в 1927 г. Максимилиан Волошин приходил ко мне, когда приезжал в Москву, и наши отношения перешли в дружбу.
——
М. Волошин
-
Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.
В прохладных кельях, беленных известкой,
Вздыхает ветр, живет глухой раскат
Волны…
Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога…
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.
-
25 декабря 1926,
Коктебель
Марина Сергеева-Новоскольцева 11.01.2024 15:11 Заявить о нарушении
-
Метафизическая сущность гармонии теснейшим образом связана с христианским пониманием времени. Гармония – это кристаллизировавшаяся вечность, она вся в поперечном разрезе времени, в том разрезе времени, который знает только христианство. Все мистики энергично отвергают вечность во времени, принимая этот поперечный разрез, доступный только праведным, утверждая вечность как сердцевину времени: христианская вечность – это кантовская категория, рассеченная мечом серафима.
Осип Мандельштам
——
Время
-
Вне
море бушующее
.
…нетленная многомерная древняя стихийная Пра с волшебной палочкой изменчивости, с веретеном, проникающая, исполняющая собою всё* и посреди и вокруг котелка поражённого тлением пространства, кипящего на огне временного бытия;
божественный носитель информации;
*и всех и вся.
——
Вечность
-
Внутрь
море хрустальное, смешанное с огнём
.
…и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади и тд (с).
——
Се боле неправдою, зачат болезнь и роди беззаконие... (Пс. 7)
-
Неправдою болит земля. Во чреве сердца человеческого, приявшем дьявольское семя, младенцем зачинается болезнь... Стремление ума, уловленного лестью (ко страсти бессловесной) в ней утверждается и возрастает плотию мечтаний внутри, покуда не настанет срок родить просящееся чадо делом (греховным).
Соделанное беззаконие – дитя блуда, и будет требовать от своего родителя, подобно новорожденному, усердного служения себе.
М., ок. 1995 г.
Марина Сергеева-Новоскольцева 13.01.2024 17:37 Заявить о нарушении
Воанерг`ес
-
Каждый в своём направлении носятся огненными вихрями встают на дыбы и вновь собираются вместе сливаются в новом едином пространстве неведомого миру движения...
И смыслы их речей, подобно летящим, разветвляющимся молниям, текут одновременно по множеству путей.
Во время шествия своего они не оборачиваются, а идут каждое по направлению лица своего.
-
Колесница божественной славы
——
О. Э. Мандельштам
-
Люблю…
Люблю под сводами седыя тишины
Молебнов, панихид блужданье
И трогательный чин – ему же все должны, –
У Исаака отпеванье.
Люблю священника неторопливый шаг,
Широкий вынос плащаницы
И в ветхом неводе Генисаретский мрак
Великопостныя седмицы.
Ветхозаветный дым на теплых алтарях
И иерея возглас сирый,
Смиренник царственный – снег чистый на плечах
И одичалые порфиры.
Соборы вечные Софии и Петра,
Амбары воздуха и света,
Зернохранилища вселенского добра
И риги Нового Завета.
Не к вам влечется дух в годины тяжких бед,
Сюда влачится по ступеням
Широкопасмурным несчастья волчий след,
Ему ж вовеки не изменим:
Зане свободен раб, преодолевший страх,
И сохранилось свыше меры
В прохладных житницах в глубоких закромах
Зерно глубокой, полной веры.
1922 г.
Марина Сергеева-Новоскольцева 13.01.2024 22:56 Заявить о нарушении
Господь И. Х.
Марина Сергеева-Новоскольцева 14.01.2024 03:12 Заявить о нарушении
Неба дочь... / М.Ц./
Так.
Ни ростка не наруша!
Зов её – в сполохах солнечной Славы.
Пляс её – плеск расцветающей Жизни.
Ткань лепестков её –
В танце вселенских Молний.
Хокма Руах Элоhим.
Марина Сергеева-Новоскольцева 15.01.2024 07:47 Заявить о нарушении