Ещё раз о пародии

   Пародия неожиданно ясно и просто открывает поэту глаза на его стихи.
   Ошибка многих авторов: хорошая мысль, но выраженная не в той, в неудобной для понимания, для восприятия, иной раз даже в самой дикой форме, сразу теряет всю привлекательность и даёт зацепку пародисту, который мгновенно использует своё преимущество.
   Что же такое пародия? В Интернете я прочёл определение, что пародия – это «произведение-насмешка». Но лично мне такая формулировка не нравится, потому что в каждой насмешке обязательно присутствует издёвка, а то и унижение, в данном случае – автора стихотворения. Авторов же нужно любить. Поэтому лично для себя я трактую пародию не как «произведение-насмешку», а как «произведение-подшучивание», что носит более доброжелательный характер и не унижает автора стихов. Другие же современные пародисты идут именно по пути «Пародия – это произведение-насмешка» и, естественно, никуда не приходят, потому что этот путь ведёт в никуда. Они видят в этой формулировке лишь вторую её половину – насмешку, не видя первой – произведения. Видимо, считают, что, коль они что-то написали, кого-то высмеяли, так это уже, как само собой разумеющееся, и является произведением литературного жанра, то бишь пародией. Какая наивность.
   Очень важно осознать, что цель пародии – это учение, а не насмешка. Как директор школы является учителем над учителями, как дирижёр – музыкантом над музыкантами, так пародист должен являться поэтом над поэтами, именно в этом состоит его миссия. Он не должен кривляться и паясничать, а должен УЧИТЬ (хотя, в хорошем смысле, должен быть и клоуном, т.е., уметь делать ВСЁ). Вспомните, ведь Александр Иванов изначально был учителем черчения и начертательной геометрии, и поэтому каждая его пародия несёт ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ момент; юмор – лишь составляющая, но не основная, хотя и немаловажная часть пародии. А уж когда – довольно многие – пародисты начинают издеваться и глумиться над автором, это совсем никуда не годится. Это показывает лишь низкий уровень развития, дурной вкус и творческое бессилие этакого вот «пародиста». Говоря другими словами, «профнепригодность». Здесь очень много моментов как личностного, так и объективного характера жанра: какими качествами должен обладать сам пародист (опять же обращаемся к Иванову) и о чём до́лжно говориться в пародии. Лично я считаю пародию высоким и благородным жанром, а в наше время её низвели до того, что авторы стали ненавидеть пародистов вместо того, чтобы к ним прислушиваться.
   Как Иоганн Себастиан Бах до сих пор остаётся непревзойдённым и недосягаемым образцом в жанре полифонии, так Александр Иванов – в жанре пародии.


Рецензии
Приветствую, Алексей.
Действительно мои наблюдению над жанром пародии во многом совпадают и с вашим
"Ещё раз о... " и с диалогом в Анонсе. Однако не во всём.
В моём восприятии, сказанное "ещё кривей" по определению не "выйдет хорошо".
Для того чтобы "открыть глаза" автору на его стихотворение совсем не обязательно
над ним насмехаться, да и подшучивать тоже. Уже из самих современных пародий видно,
что об уровне автора исходника пародист думает в самую последнюю очередь, если
думает вообще. Это банальное самоутверждение за чужой счёт.
Мой же посыл прежде всего в том, чтобы пародист не столько учил, сколько учился сам!
При этом основной упор делается на такую составную часть пародийного жанра,
как имитация в качестве стилизации. Я бы сказал глубочайшей стилизации,
вплоть до семантических построений фраз, предложений в концепции и фабуле
произведения, включая художественные и фонетические тропы.
И тогда это становится весьма близким к поэзии ограничений, как части
комбинаторного стихосложения. Автору который относительно справится с подобной
стилизацией самому потом пригодятся эти навыки в работе уже над своими стихами.
При этом юмористической окраски этой имитации (стилизации) никто не отменяет.
Другое дело, что ЧЮ - ещё более субъективная область оценочного восприятия,
чем какая-либо другая. Это сравнение менталитетов, "картины мира", воспитания
и вообще систем определённых этических и эстетических ценностей.
А само стихосложение в такой оценке задвигается на самый дальний план,
либо вообще, практически, не оценивается.
Но собрать участников, которые приняли бы жёсткие правила пародии-стилизации
с фонетическими и концептуальными ограничениями, едва ли возможно.
Если интересно, вот здесь я наглядно подробно разобрал на практическом примере,
что имеется в виду: http://stihi.ru/comments.html?2020/05/22/1359
(вторая рецензия в ветке)
С уважением, Олег.

Гольгертс   15.06.2020 13:08     Заявить о нарушении
Прочёл, но для меня это всё чересчур сложно.
А вообще, если уж говорить о конкурсах пародий, то я не люблю, когда кто-то даёт мне некие строчки и предлагает на них написать пародию. Я всегда предпочитаю выбирать строчки сам. Потому что из всего, что было предложено, я так и не понял, на что тут можно написать пародию – в классическом её понимании. И ещё я для себя уяснил, что жанр пародии – сам по себе, а конкурсы пародий – сами по себе, и эти две линии нигде не пересекаются. Жанр пародии идёт прямой дорогой, а конкурсы пародий обретаются где-то в кювете, этакий пикничок-междусобойчик. Ничего общего конкурсы пародий с истинным жанром пародии не имеют, я это уже давно понял, поэтому весь этот сыр-бор с заданными (указанными, навязанными) строчками меня оставляет равнодушным. В своё время я просматривал итоги подобного конкурса и пришёл в ужас от результатов. Тот автор, которого я бы и первую десятку не пустил, занял 1 место. Соответственно, другие были ещё хуже. Причём доходит до абсурда, типа дополнительных баллов за самое оригинальное (необычное) название пародии. Это-то здесь при чём? Короче, написал для себя стишок:

СОВРЕМЕННАЯ ПАРОДИЯ

Пародия на сайте.
Такая – не впервой.
Читатели, читайте
Про орган половой.

Она – порнографична.
Вульгарен персонаж.
Оценки. Все – "отлично".
Восторг, ажиотаж.

А ценности в "шыдевре" –
Художественной – нет.
Куда уже дешевле?
Упадок, не расцвет.

Алексей Назаров 9   15.06.2020 15:06   Заявить о нарушении
Да что вы, и на конкурсе строчки или словосочетания выбирает сам пародист,
просто он их указывает перед текстом.
И, кстати, даже о половом члене можно написать НЕ пошло, даже вообще
не упоминая его прямо.
А что касается конкурсов, то не только "Конкурс пародий" - пикничок/междусобойчик,
а все поэтические конкурсы вообще! По крайней мере те, на которых участники
оценивают сами себя, в так называемом "Народном голосовании".

Гольгертс   15.06.2020 16:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.