Не счесть алмазов в каменных пещерах-4... Диалоги
Имеющиеся в наличии изображения героев " Моцарта и Сальери" ( уличный музыкант не рассматривался) почти исключительно рисуют Сальери эдаким злодеем, а Моцарта, напротив, чуть ли не явлением ангела на Земле. Александр Сергеевич вполне бы мог так думать и такими описал этих персон в своей маленькой трагедии. Его герои и раньше , и позже имели склонность при их изображении обладать идеальными качествами " разных знаков" - Татьяны милый идеал, И Лизы в "Пиковой даме", и Марьи Ивановны Мироновой в "Капитанской дочке" (почти все женские образы у Пушкина прекрасны и возвышенны , не будем вспоминать злодеек в его сказках, это скорее исключение) и достаточный набор злодеев ( Пугачёв, Швабрин да и Евгений Онегин с Геманном, все заслуженно наказанные). Поэтому можно было предполагать такое разграничение и в его "Моцарте и Сальери". Вполне вероятно, что именно такими были многочисленные за почти два века постановки пьесы. Не знаю. Но вполне вероятно, что следуя законам театра, ищущего всегда, "где злой добрый и наоборот", могли быть и необычные решения, может быть, даже оправдывающие Сальери. По крайней мере, пытающиеся понять более глубинные мотивы, им руководящие, чем просто зависть. Хотелось бы и мне немного повернуть читателя (зрителя) от традиционного и уже поэтому банального восприятия ситуации в несколько иную сферу. Другого инструмента , кроме анализа произведения с точки зрения драматургических коллизий, у меня нет. Поведёт сам Автор. И Ему решать, позволительно это будет для меня или нет. Иногда авторы не пускают в свою святая святых таких экспериментаторов.
А пока предлагаю вашему вниманию раздумия моих потрясающих читателей, ещё раз подтверждающие мысль, заложенную в названии публикации :" не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полудённом"...
из глубин ума
и души добывают
лишь сокровища
...Вспомнилось свое обращение к теме "легкого дыхания" и зависти,где в цитате из "Моцарта и Сальери" приведена еще одна причина,определение зависти - когда мы считаем другого недостойным того,что он имеет (такой смысл изрекается словами Сальери ): http://www.stihi.ru/2012/03/04/7560
Анна Ченских
( http://www.stihi.ru/avtor/germinal )
Ты совершенно права, Сальери считал Моцарта недостойным своего таланта, тем оправдывая своё преступление.
...Очень интересно и правильно написано. Очень понравились рецензии в Твою поддержку. "Лёгкое дыхание" творца ( как пух Эола вдохновенье) требует дополнительного исследованияи - всё мало будет!
всегда в юности
дыханье лёгкое где
оно в старости)
КС
...И среди художников, и среди музыкантов разные тоже творцы бывают.))) Что уж так к поэтам... Просто нужно найти свое место в творчестве, чтобы сам был доволен собой. Зависть плохой советчик, да и таланта не прибавит.
Моцарт всегда останется Моцартом!
Мила Малинина
(http://www.stihi.ru/avtor/homeart)
душа молчит ни
одной мысли в голове
удручает что
вокруг столько талантов
как не позавидовать)
КС
Пушкину наверняка пришлось испытать на себе зависть всех оттенков
И белая и черная зависть зло, как черная и белая магия. Белая зависть ведет к подражательству - тем убивается на корню не раскрытый собственный талант и красота души.
------------------------
Не обделен ты
Перед другим талантом.
Будь самим собой.
Нас губят злая зависть,
слепое подражанье.
Нина Шендрик
(http://www.stihi.ru/avtor/ninanta)
Зависть всех оттенков - это интересно! необычно и Твоё отношение к белой зависти, которая всеми признаётся как явление положительное! я готова с Тобой согласиться, нужно об этом думать. Но не вполне убедительно, что это приводит к подражательству. В какой-то степени, даже невольно, мы всегда подражаем тем, кто что-то умеет. С младенчества. Без подражания нет освоения навыков, без подражания невозможно освоить ни одну профессию, а тем более профессию в искусстве. Подражание - это основа всему, начало, точка отсчёта. А потом уж свой личный (особый )путь в ТВОРЧЕСТВО.
КС
Согласна - без подражания ничему не научишься, но мы должны чувствовать себя учениками, а не завистниками.
Нина Шендрик
...Не согласна с предыдущим рецензентом, что "белая зависть" рождает подражание. Во-первых, никакой "белой зависти" не существует на самом деле. Мы просто не придумали другого краткого определения чувству, которое состоит из нескольких компонентов. Это своего рода похвала автору, в которой не заподозришь лести. И у независтливого человека, умеющего радоваться успехам других, не тягу к подражанию это вызывает, а тягу к собственному росту. Если человек сознательно подражает в творчестве - это графоман, я не говорю - плагиатор. Грош цена ему, ничего существенного не добьется... Остановлюсь на этом. Кто способен понять - поймет с полуслова, а кому это чуждо - не поймет, сколько ни говори. Стой, Танюша, на своей стезе, как стоишь. !
Татьяна Тетенькина
( http://www.stihi.ru/avtor/tetkis47 )
...душевные поиски интересны всегда. Не завидуют только святые. А ещё, как говорил доктор Хаус - все врут. Гениальный Моцарт, в силу своей гениальности, прекрасно знал, что Сальери на порядок ниже его самого. По-простому говоря, он (М.) от щедрот и с барского плеча подбадривал С., снисходительно похлопывая по плечу. Дружить нужно по достатку. Скажи М. пару критических замечаний С., глядишь, тот не был бы так уязвлён. Разозлён - да, но не унижен ласковым: мы с тобой - два гения.
...Поэт может не завидовать музыканту и наоборот, но поэт поэту - sorry! Иначе он просто не поэт. Другое дело, куда эта зависть приведёт: один - самосовершенствуется или просто знает своё место, а другой - яду в бокальчик сотоварищу. ...видишь какой я дала крен в трактовке темы!
Ольга Кристи
( http://www.stihi.ru/avtor/urel5555 )
... Как вы мне все помогаете! Такая у Тебя интересная трактовка, что просто чудо!!! Я б до этого наверняка не додумалась бы... как это замечательно! Я хотела Сальери оправдывать, а Ты на мою удачу Моцарта обвинила! так это же ПОТРЯСАЮЩАЯ НАХОДКА! ГЕНИИ, они, однако, сами виноваты? ...Пойду на кухню - водички попью для успокоения...
Кариатиды Сны
...Знаешь, я в детстве сначала хотела стать балериной, книгу прочла и загорелась... А потом захотела стать ботаником - так интересны были травы всякие - Пришвина начиталась... А потом хотела стать шофёром - чтоб мир повидать - ногами столько не обойти... А потом стала рассказывать подругам, что я вижу вокруг - крутили пальцем у виска - мой мир был совсем не такой, как у них...
И я замкнулась - не охота было слыть чокнутой...)
Я пыталась писать стихи в молодости, но старалась писать как великие поэты и у меня получалась откровенная чепуха... Когда я первый раз пришла на Лито и рассказала своё стихотворение про дом, который напротив, показав его живым свидетелем войны - мне сказали, что это рифмованная проза и мне никогда не написать ничего стоящего.
Я слушала стихи поэтов - такие разные, у каждого свои и поняла - нужно писать стихами свой мир - вот тот, немного чокнутый! - но своими словами... Писать, если не можешь промолчать... Или молчать, если пусто в душе...
С тех пор я и пишу свою ахинею, а настоящими стихами откровенно восторгаюсь - их уже так много в моём литературном дневнике!)))
Возможно кому-то они не понравятся, но я их искренне люблю!
А зависть... Что напрасно завидовать? - Бог талантами не разбрасывается!)))
Учусь потихоньку, но подражать боюсь - о том, чего не испытал - не напишешь искренне!)))
Вот и здесь написала только о себе!)))
Как я могу судить других, если сама несовершенна?
Соловей Заочник
( http://www.stihi.ru/avtor/vorobushka )
Благодарю Тебя за приоткрытие своей души... Со стороны она кажется не такой уязвимой, но и смотрится отлично! как лицом к лицу лица не увидать... тем более своего. Смотрю каждый день по частям в маленькое зеркало : глаз ? - мой! и нос мой, и губы... и морщинка моя, и родинка... а отодвинешь подальше - и не узнаёшь себя, когда всё вместе... И голос свой не знаешь... и походку твою люди узнают... а уж про недостатки и неприятные привычки - вообще всё блокируем! Вот и стихи свои прекрасные кто-то назовёт "ахинеей", но другим-то виднее!!!
А про Сальери? неужели это справедливо так распоряжаться талантами. Талант дан гуляке праздному, а не...
"... О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений - не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан -
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного? О Моцарт, Моцарт!..."
РАЗВЕ ЭТО СПРАВЕДЛИВО? И вот протест человека перед вечной несправедливостью Неба! Если на это всё посмотреть ТАК, то эта пьеса совсем не о завистнике.
Моцарт - это лишь повод для того, чтобы исправить что-то в этом несправедливейшем из миров. Сальери ДЕЙСТВИТЕЛЬНО жалко Моцарта, но по-другому нельзя. Имя его теперь навсегда будет с именем гения как пример установления справедливости на Земле.
КС
Свидетельство о публикации №116061306848
"...Но насколько верна эта гипотеза? Как ни парадоксально, но, несмотря на то, что рассказанная Форманом история – художественный вымысел, она может быть не лишена рационального зерна. По сути, правды в ней гораздо больше, чем можно подумать...
Не секрет, что Моцарт и Сальери соперничали на ниве сочинения музыки. Моцарт и его современники неоднократно упоминали о том, что Сальери, не скрываясь, открыто продвигает свои произведения для постановки в театрах, часто в ущерб сочинениям Моцарта..
Гипотеза о виновности Сальери целиком и полностью основана на легенде, что он якобы признался в совершенном злодеянии на смертном одре. В 1823 году, примерно 32 года спустя после смерти Моцарта, Сальери действительно предпринял попытку самоубийства, перерезав себе горло, но выжил и был помешен в клинику для душевнобольных...
Нет убедительных доказательств того, что Сальери когда-либо признавался в отравлении Моцарта...
Но существует – и это доказано – другой документ, письменное заявление двух слуг, круглосуточно ухаживающих за Сальери в последние два года его жизни, о том, что они никогда не слышали от него подобных признаний..."
Вопрос так и остаётся открытым!
Спасибо, Танюшка! Целую. Наташа.
Наталья Исаева Горецкая 21.06.2016 22:55 Заявить о нарушении
Кариатиды Сны 21.06.2016 23:45 Заявить о нарушении