Нас не преследуют ни злоба, ни азарт...
Нас не преследуют ни злоба, ни азарт, ни
Всё, что другим срывает тормоза.
Но фильмы Формана, но музыка Маккартни,
Но Чаплина печальные глаза,
Но обжигающие строки Гумилёва,
Но женщины (тут вечная беда!),
Но магия созвучья, кадра, слова –
Они для нас, как воздух и вода!
Что мы без них?..
________________
* На фото – кинорежиссёр Сергей Зайцев, автор более
десяти документальных (неигровых) лент, отмеченных
высшими наградами российских и европейских
фестивалей, председатель киноклуба "Русский путь",
президент ежегодного международного кинофестиваля
"Русское зарубежье".
Фрагмент моего интервью с Сергеем Зайцевым "Кино длиною в жизнь", записанного в начале 2006 года:
– Могли бы вы сформулировать основную задачу кинодокументалиста, да и вообще человека, который снимает художественное кино? Вот историк скажет: для меня главное – объективность, воссоздание и осмысление конкретных фактов, того, что было на самом деле… Писатель, возможно, видит свою задачу иначе. А ради чего снимается фильм?
– Когда–то Ремарк сказал: «Жизнь слишком длинна для одной любви». Всё–таки не раз бывает в жизни любовь, и каждая женщина уносит кусочек твоего сердца… Вот и каждый фильм также уносит кусочек сердца своего автора, если он неформально сделан. Мне думается, что документальное кино, равно как и игровое кино – а и то, и другое кино – художественное! – должно обязательно уносить кусочек твоего сердца, а значит, рождать ту неповторимую эмоцию, ради которой всё кино и делается. Кино делается ради эмоции! Нельзя одним фильмом перевернуть мир, но эмоция, которую в душе зрителя ты вызвал своей картиной – дорогого стоит.
Конечно, можно всё это сформулировать и по–другому. Помню, одно из моих интервью вышло под заголовком: «Во всём разобраться, но не судить». То есть режиссёр – в частности, кинодокументалист – должен, конечно, и во всём разобраться, особенно, если его работа касается истории, и постараться не навязывать своих оценок… Но, главное, своим фильмом он должен вызвать у зрителей ту самую эмоцию.
– Кино всегда было связано с политикой, порой превращалось в орудие пропаганды… Готовы ли вы к тому, что и вам, возможно, придется снимать фильмы, чтобы поддерживать ими определенную идеологию? Или не снимать их и тогда уйти из кино…
– Какова будет эта идеология? – вот в чём вопрос. Если она – не агрессивно, конечно, не грубо – будет направлена на утверждение русской национальной идеи, то я стану работать в её русле, потому что считаю, наше национальное самосознание повышать просто необходимо. Ну, посмотрим правде в глаза: ведь о русских ноги сейчас вытирают, а русские спасибо за это говорят… Беда в том, что мы сами себе цену не знаем и по лености души не хотим её знать.
Полный текст этого интервью можно прочитать
в моём "Литературном дневнике" http://www.stihi.ru/diary/cornett/2014-12-27
Свидетельство о публикации №116061303956