Экспертный обзор. Светлана Алексеева. Май-2016
ДИАНА РЫЖАКОВА «Сука-любовь»
http://www.stihi.ru/2016/04/20/7039 отборочный тур
Она приходит когда не ждёшь,
Когда по сценарию мелкий дождь,
Сокольники, крестики-нолики.
Потом антракт, остывает чай,
- Чего не хватает-то? И отчаянно
Молишься, молишься вечности,
Особенно истово вечером.
А тут с порога тебе:- Ага!-
Носок резинового сапога,
- А я тебя разве трогала?
А ты сияешь, как медный таз,
Эмаль голубая потрескалась,
Какие открытые раны,
- Ты что-ли сегодня пьяный?
Шершавые руки, пот горчит,
Голодный, обветренный рот: - Молчи!-
И крылья под белой майкой,
Под логотипом Найка.
Шутит, а мне совсем не до шуток,
Лицо опасно для жизни,
Стекаю по улицам мутной жижей,
В ней тонут старые миражи -
Легковоспламеняющиеся,
Многотоннажные баржи.
А на миру и смерть красна,
И как-то сама собой пишется
Самая ритмичная,
Самая головокружительная
Во вселенной весна.
Стихотворение, как ощущение. Порой столь же нелогичное, как чувство в нём раскрываемое. Внутренний поэт переживает самые сладкие минуты своих влюбленностей, а внутренний прагматик уверяет, что медные тазы эмалью не покрывают, частица «ли» пишется отдельно, но радуется позитиву финала.
ЮРИЙ РЕХТЕР «Когда влюблён»
http://www.stihi.ru/2016/03/17/11516 отборочный тур
Когда влюблён - становишься иным,
Лишь этим чувством сыт и обеспечен,
И ощущаешь кожею спины,
Как космос опускается на плечи,
Столетиями принятый уклад
И торжество взорвавшейся сверхновой,
Ударов сердца гулкий камнепад
И нежностью обёрнутое слово.
Тот, кто не ощутил любовных струн,
Он - пария, убогий и гонимый,
А время - злой и беспощадный гунн,
Над ним всесильно и неумолимо.
Создатель любящих благословил,
Неторопливо годы их листая,
Хоть возраст не спасает от любви,
Зато любовь от возраста спасает.
Хрестоматийное стихотворение с афористичным финалом. Не ощутила я в нём живости чувств, скорее похоже на мемуары давно и взаимно любящего человека, весьма этим обстоятельством довольного. Таким я увидела литературного героя, речь не об авторе, конечно. С некоторыми утверждениями, данными как догмы, тянет поспорить. Внутренний поэт ощущает приверженность к классическому стилю, а внутренний прагматик пытается разобраться в анатомии ощущений (определённые знания в области строения человеческого тела активно ему мешают).
МАРСЭР «вольные»
http://www.stihi.ru/2016/04/16/11034 отборочный тур
мы мерно врастали в чужой городок.
забвенно сплетаясь в один черенок,
впиваясь губами и пальцами ног
в родные уступы друг друга,
мы грезили о безмятежном бытье
в мещанском раю шантеле-пуатье.
забыв, что рождались не там и не те –
сливались с опрятной округой.
когда же сквозь настежь закрытую дверь
в набухшие гены сочился апрель,
ты преображалась:
– не помни, не верь,
но нам не снести эти крыши.
держись за запястье, толкайся на три
туда, где закатное небо горит,
в ванильные доки плывут корабли
и вольные – волею дышат...
Картина штрихами, с хорошим простором для размышлений: что же осталось за рамками холста. Логичное с парадоксальным смешаны в правильных, на мой вкус, пропорциях и приятны для чтения и ощущения стихотворения. Внутренний поэт опьянен простором и волей. Внутренний прагматик размышляет, чем еще можно впиться в уступы близкого человека, и как выглядят набухшие гены.
НИКОЛАЙ ЛОСИНСКИЙ «Сатиновая руда»
http://www.stihi.ru/2015/09/10/10038 отборочный тур
Ну что мне дом, - пустые рукава
Холодных коридоров. Настежь куртка, -
Бегом во двор, где сохнет в рост трава
И вязнет в лужах пасмурное утро.
И день такой, что тени не найти,
Зайдешься трубным кашлем бездорожья,
Прижмешься к дерматиновой груди
Разбитой двери, покрываясь дрожью,
И понесешься скакуном, да вспять,
Колдобины всей жизни воскрешая.
Качает мама детскую кровать,
Уныло про волчонка напевая.
Хмельной отец за стенкою шумит,
В буфете ищет нищую заначку.
Сжимаю под подушкой малахит,
Мать привезла с Урала, «на удачу».
В причуды я не верил, повзрослев,
Жизнь замесил свою как можно круче,
Оставив в прошлом детство, словно блеф,
Предав родных и дом подобно Дуче.
Но вот душа, как быть с душой, поди
Попробуй обойти стыдливо с тылу, -
Сатиновой рудой живет в груди,
Ни разу не стреляя подло в спину.
Уткнусь в чужое пыльное пальто,
В туман зеленый провалюсь, от сглаза.
Отринутое временем гнездо...
Ну что мне дом, где не был я ни разу.
С первых же строк прониклась благодарностью к автору за то, что слово «утро» рифмуется не с «перламутра», а с такой замечательной курткой!) стихи про детство и лето – моя слабость, грешна-каюсь. Внутренний поэт наслаждается ретроспективой самого настоящего честного, не рафинированного и полного уникальных ощущений детства. Внутренний прагматик по мелочи придирается к отдельным рифмам и фонике и не может смириться с логикой последней сроки. Ну как же так «ни разу не был»? получается, что придумал всё, а так достоверно было...
ИРИНА ВАЛЕРИНА «О боги, боги»
http://www.stihi.ru/2016/05/11/9130 отборочный тур для резидентов
Когда над домом вечный свет разлит,
а из кустов шиповных льются трели,
выходит бог из тёмной параллели
и говорит о тёмном, говорит,
что мало веры, что одна вина
не делится уже на миллиарды,
что хочется порою выпить йаду,
а может, йоду – так болит спина
держать весь плоский мир в ближайших планах.
И сын – незаживающая рана –
под сердцем саднит: как, на чью войну,
за что, зачем, кому и чем воздастся,
за то, что сынку – умника, красавца –
распяли в ту холодную весну
промеж бесправьем и разгулом «наших».
Потом он плачет и руками машет,
а может, регулирует поток
архангелов, гремящих на восток.
Потом молчит. Но плачет соловей
за блудных дочерей и сыновей,
за матерей слепых и за отцов,
уже не разбирающих основ.
А после бог встаёт в свой малый рост,
трёт горький рот: сейчас, один вопрос.
Толкает небо: «Спишь ты, что ли, бог?!».
Так завершив свой краткий монолог,
скрывается во тьме подъездной щели.
Нисходит тишина и гладит ели.
И вслед за этим бог второй идёт
по облачным подогнанным ступеням,
бормочет: «Вот же старый идиот,
поднимет раньше срока, взбутетенит!
И нет бы подождал! Я что, юнец,
лететь на всякий зов и, наконец,
стоять за каждым первым чахлой тенью?
Да как вы задолбали, в самом деле!
Хотели воли? Жрите! Кто я вам:
хозяин, нянька? Равные права
всегда у сильных вырастут жирнее.
Делите сами. Я устал. Я стар
пророчить в несгораемых кустах
и отводить ножи от детских шеек.
Ваш мир сродни набитому трамваю.
Я обилетить, бля, не успеваю!».
А третий бог, застывший над листом,
держащий сонмы буквенных букашек
на острие, в который раз не скажет,
что видится в туманности густой,
а лишь стряхнёт орду летящих букв
на поле смыслов, что давно обрыдли.
Заглянет в опустевший зев клепсидры –
и скинет пепел с новых светлых брюк.
Эпическая и поэтическая теология. Понравилось переосмысление библейской троицы и такой человеческий подход к божественной сути. Игра слов, новые идиомы, живая речь, не без иронии, стёба и аллюзий – приятно читать и слушать. Внутренний прагматик уважительно поражен смелостью автора в религиозных вопросах. Внутренний поэт ощущает близость к святому духу)
МАРИНА ЧИРКОВА «бабье лето»
http://www.stihi.ru/2016/01/01/3564 отборочный тур для резидентов
в горьких вьюнах, пижмах,
головках чертополоха
лечь и молчать: вышит
выше, вишнёвей вдоха,
вырезан из ржавых
крыш жестяных, горячих —
кровным листом каштана...
(шёлковая иначе,
спряденная чужими,
сотканная вслепую
жилка, тропа ли в глине,
трещины тень?..) разуюсь:
розы густой бронзы,
мята глухих, мягких...
просто молчать. возле.
ежа, репей, мятлик...
----
нечаянная но закрой глаза
и весь собравшись на кромке губ
о как ты будешь ловить меня
и ждать во тьме чтобы вновь и вдруг
как вздрогнешь трогая где трава
уколы кончиков мокрый ворс
хвоинок спутанных стрекоза
блесной зависнет слезясь насквозь
чешуйка рыбья не сколупнуть
поймал русалку терпи обняв
нежнейшей судорогою рук
и ног впивайся а вот слова
в которых знаю почти что груб
и небо навзничь легко легло
наждак загара волос овсюг
а мне нечаянно так тепло
----
где ночные-чёрные волосы твои
жесткая неглаженная лебеда
если потеряюсь только не прогони
летнее ли ворохом и чехарда
порох тёплых тропок звон семян-узелков
пальцы разнимаю едва да едва
шёпотом в макушку выдыхать мотыльков
где слова не сломаны о слова
Чудесные звукопись и образность. Обволакивает, будоражит, создает реальность, отдельную от суетного и бытового. А где-то на краешке моего читательского сознания- ощущение дежавю и желание перечитать/перепрожить.
Внутренний прагматик всё хочет уловить и расставить запятые) и немного – сплести из растрепанных прядей подобие сюжета. Внутренний поэт плывёт по строкам и ритмам и наслаждается.
ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ «Всё пройдёт»
http://www.stihi.ru/2015/01/30/9814 отборочный тур для резидентов
Всё пройдёт, пройдёт и это – то, что мелочью постылой
раскатилось по карману – звона много, толку мало,
что последнею монетой тонет в вязком слое ила
на немытом дне стакана – "что упало, то пропало",
то, что аистом на крыше начинало не однажды
вить гнездо по всем уставам – но закончить не сумело,
потому что раньше мыши свили гнёзда в дырке каждой,
и уже король трехглавый из норы выходит смело,
то, что падает на кухне каплей-молотом из крана
посреди бессонной ночи, разрывая перепонки,
что в мозгу саркомой пухнет от инъекции обмана
и плацентой кровоточит нерождённого ребёнка,
что на глянце старых фото проступает рыжим цветом,
а виски пятнает потом – всё пройдёт, пройдёт и это.
А когда пройдёт всё это, тот, кто властвует над телом
и за миром наблюдает через глаз твоих бойницы,
тот, кто за тебя в ответе, приручивший между делом,
пригубит остатки чая, сокрушённо покривится –
блин, остыл совсем, да ладно, всё равно конец программы, –
соберёт в контейнер чипы, шторки век твоих опустит,
выйдет в коридор прохладный, тиснет сенсор пиктограммы,
заменив на надпись типа «Тест окончен», и без грусти
обесточит установку, опечатав личным кодом,
и отправится на отдых, чтобы завтра с новой сменой,
проскользнув без остановки по зеркальным переходам,
кликнуть Enter в новых родах на другом конце Вселенной.
Любопытный взгляд на мироустройство. Также интересно построение стихотворения в двух частях, практически самостоятельных, но дающих объемное видение древней идиомы. Внутренний поэт впечатлен переходом в первой части от мышино-щелкунчиковых мотивов к натуралистически-анатомическим картинам. Нравится, как выдержан стиль во второй части. Внутренний прагматик порой морщится, распутывая конструкции особо навороченных инверсий.
ЛЁША ИСХАКОВ «От мая...»
http://www.stihi.ru/2015/05/09/6756 отборочный тур для резидентов
От самого мая до мая
протискиваться сквозь грозы, ломая
приобретённую ложность своих суставов.
Смотреть с точки зрения вниз, иногда устало
прижавшись щекой к застеколью родного края
Раскачивать маятник с амплитудой -
"от мая до мая"
Сновать в лабиринте с маневренностью трамвая,
тактильным слоном аккуратничать в лавке с посудой,
торчать в котловане жилья как забитая свая
В сезон, огрубевшие лица с себя сдирая,
отчаянно корчиться, пережидать в "Кагоре"
трансличностный переход. Там, где чуть живая
вода, собирать маяки на заброшенном море
от мая до самого мая.
Игра слов и настроений, на меня действует! Как будто целую жизнь прожила в этих строках. Возможно, кто-то разглядит за ними что-то своё другое, а автор вообще имел в виду третье. Но в этом и мастерство: обозначить горизонты, а читатель сам заполнит их тем, что ему близко. Внутренний прагматик предпочёл бы сакральному «Кагору» сухонькое. Внутренний поэт прикипел к грозам, маятникам и маякам мая.
СИБИРСКИЙ ВОЛК «Потрошение рыбы»
http://www.stihi.ru/2015/03/22/8603 отборочный тур для резидентов
Рыбу потрошим ли сон ли
покитайский нам толкуют..
глухари или поэты
с водочкой своей токуют
посредине пепелища,
с букварём как буратины,
носятся [почти стрекозы]
на краях у драной льдины,
у ворованного края
по щелям, по водным порам,
смысл впотьмы не различая
и почти что не готовы
к потрохам нерыбным, к водке,
к лодке смертной у причала -
и на утро вряд ли вспомнят
что им чайка прокричала,
как их муза потрошила
в мойке кухонной под краном,
и лицо потом зашила,
чтобы внутрь смотрела рана,
чтобы этот покитайский
изучали и молчали,
чтобы водочка и воды
рваной чайкою кивали.
Непростое. Порадовал покитайский, есть чувство, что я его и без словаря поняла бы) А вот в образах, смыслах и символах запутываюсь. Внутренний поэт напуган музой. И не очень понимает, по какому закону повляются рифмы, и почему «на утро» раздельно. Внутренний прагматик уже прикидывает на чем/ком бы потренироваться зашивать лица, раною внутрь. Боюсь, что без водочки не обойтись. Простите за непонимание, автор!
KOUKKET «Санторини» (в составе цикла «Санторини»)
http://www.stihi.ru/2014/09/30/6129 отборочный тур для резидентов (квота Наиля Мелиханова)
Ночь над маленьким городом,
сохнут тарелки, кружки.
Набиты любовным шепотом
гостиничные подушки.
И чтобы сквозь окна синие
лучше услышать море,
построились в ровную линию
комнаты в коридоре.
Не объемное, но емкое. И зримое, и ощутимое. Воображение (при чтении этих строк) не только мгновенно рисует картинку, но и тут же анимирует ее и начинает получать удовольствие от атмосферы курортной разнеженности и предвкушения необычайного. А в воздухе такой отчетливый запах йода)
Внутренний прагматик жалобно вопрошает: почему не сушат чашки и блюдца? Внутренний поэт рвётся бежать за билетами.
АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «мёд зачерпни порежь имбирь наполни чашку чаем»
http://www.stihi.ru/2016/04/14/4776 отборочный тур для резидентов (квота Алекса Трудлера)
мёд зачерпни порежь имбирь наполни чашку чаем
и вспоминай по одному умолкнувшие дни
смотри за шторой свет звенит апрелев и отчаян
в опрелый сердолик стекла как в озеро нырни
и наблюдай за домом сад за садом перекрёсток
как блёстки рыбьей чешуи бликуют фонари
и свет уводит беглый след в бесчисленные вёрсты
и прорастает глубиной немыслимой внутри
и речь лелеет города и вновь дробит на слоги
вороний кра лиловый льво и неокрепший ми
гулит плотнеет глубина и обрастает словом
как полноводная река ручьями-дочерьми
произнеси и будет день очередной немолчный
разбег земли задребезжит стеклом заговорит
о чашке чая с имбирём медовой и молочной
о бликах дальних фонарей и алтарях внутри
Неожиданные эпитеты, переливчатое звучание, ощущение простора в отдельно взятой жизни, и память, что «вначале было слово». Проще говоря, мне понравилось. Внутренний прагматик мелко придирается к «слоги-словом». Внутренний поэт следует закольцовке, вспоминает, ныряет и хочется обязательно что-нибудь произнести.
ЕЛЕНА ТАГАНОВА «Живая»
http://www.stihi.ru/2015/08/17/3795 отборочный тур для резидентов (квота Руслана Рафикова)
Все в порядке, милый. Ты думал, что я живая.
Что хожу в кино и Хит FM подпеваю,
что родить не прочь, что жду твоего звонка.
Но в моем саду зарыта сторожевая -
я семь раз ее переехала на трамвае,
а теперь копаю ямки ее щенкам:
Одноглазому - удобрять молодой крыжовник,
Колченожке - гнить, пионами окруженной,
а Плешивец бросит кости под ту сирень.
Как закончу рыть - возьми меня, милый, в жены.
Заживем - и будет все у нас через жопу:
борщ, пеленки, грядки, прочая дребедень.
***
Хороша. Семь пядей во лбу, да не в зуб ногой -
хоть бычки туши о ее миокард нагой,
а глаза кричат: вложись - возвращу сторицей!
И казалось бы - вариант-то недорогой,
увези ее не в Ниццу, так в Уренгой,
ну а там - не лавацца, так кренделя с корицей...
Тридцать три несчастья, семь безответных бед, -
не пали ее, Google, сколько ей лет в обед,
что наскучил минет, что ужневтерпеж ребенка...
...и укутана грелка в штопаный бабкин плед,
и фрамуга скрипит-свистит журавлю вослед,
и стекло дребезжит его джипарю вдогонку...
***
Все ни к черту, отче. А что до сих пор живая -
то порода вьючная, выправка гужевая
(вот последний мой грош становится на ребро).
Я в кредит по всем пустырям вколотила сваи -
и окрест тех мест в гумилевском кружу трамвае
да волну нагоняю на корабле Рембо.
Семь потов - не потоп, покуда семь шкур на откуп,
и семь верст - не околица, коли идиотка...
Ты расти, моя сныть, до самых седьмых небес!
Все в порядке, мама. Но в брют я не верю. Вот как
расквитаемся с рождеством - перейду на водку...
Полощи мне уши, да в рюмку мою не лезь.
Я не уверена, что мне нравится это стихотворение: я читаю и перечитываю его с интересом, потому что оно живое, настоящее, потому что литературная героиня, по воле и с попустительства автора, умная, начитанная, ироничная, не предстает шаблонной или лицемерной, не набивается в друзья, а видится без прикрас и макияжа на душе. Но не хорошо от этих строк уже на моей душе, мутно-муторно. «Эмоционально воздействует, значит – поэзия» – встречала такие высказывания, соглашусь) Внутренний поэт отмечает умелую игру слов и пословиц, ловкое вплетение современного сленга и отчетливые метки времени/современности. Рифмовку и рифмы смакует) Внутренний прагматик не всегда доволен фоникой, например: «и семь верст - не околица, коли идиотка...» в это зияющее «колИИИдиотка» по ритму и фонике просится «коли ты идиотка», но нельзя, потому что «Ты расти» в следующей строке. При очередном проговаривании удается найти вариант с паузой, а не растягиванием.
БЭЗИЛ СМИТ «Выходишь покурить в обледенелый»
http://www.stihi.ru/2016/03/03/2697 номинатор Сергей Беленко
Выходишь покурить в обледенелый
ночной подъезд – и кажется, что вся
проходит жизнь перед глазами, белый
кружится снег, куда-то унося –
в воспоминанья и еще подале,
в такой же вечер новогодний, где
во тьме вот так же фонари дрожали
и таял снег в светящейся воде,
и белым мотыльком, сложившим крылья,
спала подруга школьная над той
счастливой пустотой, в которой плыл я,
переполняясь этой пустотой,
и я хотел толкнуть ее тихонько,
и объяснить ей что-то: Новый год,
такое счастье… «Ты послушай только…»
Но не будил, и рвался мысли ход.
Мы спали, спали. Спали, спали, спали.
И, сонные, еще не понимали,
как хорошо, что все это прошло…
Торгуют продуктовые палатки.
Пар изо рта... и холод на площадке…
И лифт гремит по шахте тяжело.
Амбажеман на переносе, но уловить смысл это не мешает, а добавляет напевности. Отчетливо видится картина новогодья, его волшебства с привкусом ностальгии. Настроение, уловленное красиво и без слащавости. Внутренний поэт очарован белым мотыльком, дремлющим на грани пустоты и озябшего шумящего города. Внутренний прагматик намекает, что «спали» столько раз подряд это слишком много, либо довольно мало, хотя не исключено, что количественно отражает число проведенных вместе ночей.
ВЕРОНИКА СЕНЬКИНА «Дочери»
http://www.stihi.ru/2010/10/10/8466 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Я приду к тебе в девять, брошу пальто на стул,
и перчатки, и шарф, и шляпу свою, и сумку.
Не вникая в суть дела, сразу тебя спасу
мятным чаем, лукавым взглядом, дурацкой шуткой.
Буду врать тебе, как синоптики, что к утру
солнце вылезет из-за туч приумыто-свежим,
что я буду всегда с тобой и что не умру
никогда-никогда, какой бы февраль ни снежил.
Буду гладить тебя по спутанным волосам,
целовать тебя в бестолковые две макушки,
убеждать, что, по сути, алые паруса –
это просто литературные безделушки.
А в реальности – полотняней всё и грубей,
но устойчивей и прочнее, чем в детских сказках.
Ты поверь мне, я – о-очень стреляный воробей,
Несмеяна моя влюблённая, Златовласка…
Доброе стихотворение, близкое. Может быть, немного наивное, но маме можно – вот так с набега, с прописными истинами, бравадой и бесконечной любовью. Внутренний поэт, в последнее время напрягавшийся от алопарусных отсылок (хотя сама далеко не без греха), отмечает, что здесь они пришлись очень кстати. И еще очень привлекательны детали в этом стихотворении, благодаря им видится многое, оставшееся за кадром. Внутренний прагматик размышляет: вводные обороты и уточнения призваны ли передать неловкость матери взрослого дитя, или так просто)
ВЛАДИМИР ПЛЮЩИКОВ «Город медленно падал в осень»
http://www.stihi.ru/2005/09/08-1547 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
Город медленно падал в осень.
Погружался по шпили в листья.
И трамваи, как чудо-лоси,
Потрусили по шкурам лисьим.
Их рога потянулись в небо,
Как на юг потянулись стаи.
Я с ладони кормлю вас хлебом,
Номерные мои трамваи.
Зачарованный листопадом,
Я по желтой бреду аллее.
Обогрел бы деревья взглядом.
Обогрел бы...
Да взгляд не греет.
Зачарованная и зябкая трамвайная осень, довольно беспокойная, несмотря на заявленную в первой строке медленность. Интересен эффект масштабирования: маленький город в массиве листвы, лосино-лисья ворсистость (лис, кстати, жалко… одни шкуры остались), взгляд от самых рельсов ввысь, куда устремляются токоприемники и стаи, перспектива осенней аллеи, зябкой и безнадежной. Внутренний поэт любит шпили, прикормленные трамваи и осень. Странное воображение Внутреннего прагматика рисует «чудо-лося» похожим на ездового лосяру - короля эльфов Трандуила из третьей части фильма «Хоббит», и нагло хихикает. И из рифм только «осень-лоси» показалась интересной.
БОШЕТУНМАЙ «За порогом»
http://www.stihi.ru/2016/05/14/8245 номинатор альманах «Буквица»
Выходишь на порог - сдувает ветер
и куртки раздувает в пузыри.
Один лишь ветер на промозглом свете,
и больше ничего. Кусок зари
отколот от предгорий, полысевших
за пару дней на белизну снегов.
Мой дом стоит среди степи, как леший
на льду, прислушиваясь к шорохам шагов
Он смотрит на следы, как на картины
в писании священном, и пурга
ему рисует: здесь прошли машины,
а здесь - два полысевших башмака.
Полсигареты слизывает ветер,
и половину слов срывает с губ,
чтоб их никто не встретил, не ответил
(в моей деревне был построен клуб
на удивленье просто: просто сбили
с церквушки купол, выкрасили пол,
иконы вынесли, кресты с дверей свинтили
и праздновали так, что поп ушёл)
А жадный ветер всё свистит да курит
мою цигарку (на краю села
стояла хата на колене курьем
и в ней с полковником красавица жила.
К ним постучались вечером, спросили
хозяина - она им через дверь
сказала, что хозяин на кобыле
поехал за травой (а мы теперь
живём в том доме, то есть раньше жили
пока не переехали)... так вот -
они сквозь дверь три раза прострелили
красавицын беременный живот).
(А ветер ведь предсказывали утром
румяна облаков и сквозняки
в зелёных шторах, и в саду безлюдном,
и чёрные вороны у реки
и допоздна читалось накануне
не зря: как раз затем, чтоб нынче встать
унылым, словно ветер в новолунье
и выйти на порог, и не узнать
следов растаявшего солнца на сугробах,
и не узнать оттаявшей весны
которую февраль купил на пробу,
как покупают летом кочаны
цветной капусты у соседки справа,
но чтобы не платить, плюются зло
пошамав плотно, вкусно - мол, отрава
и та печалится - опять не повезло)
(А я уже собрался каркать лето,
траву степную, ирисы, а тут
приходится делиться сигаретой
с промозглым ветром, ждать, когда сотрут
мои следы на скрюченной дороге
мой пепел и его промокший снег.
Выходишь, спотыкаясь на пороге,
за дверь, и всякий раз из тёплых век
душа срывается под плоские, до стона
безвкусные черты гудронных крыш,
и чувствуешь, как дом простыл от звона
разбитых стёкол, и почти кричишь
на крашеном полу равнины стылой,
запившей горькую с остывшею весной
как тот полковник, что грустил над милой,
к двери дырявой прислонившись головой.)
Пляшущая стопность сначала спотыкает, потом я привыкла. Со знаками препинания тоже сложно. Я принимаю полное отсутствие, но с выборочным нужно как-то бороться, корректора найти, может быть. Мне стихотворение показалось довольно сумбурным: многочисленные отступления, смена времен года, и слабо выраженная общая сюжетная линия. Внутренний поэт считает истории про церковь и красавицу и даже капусту удачными, но практически (особенно первая) не играющими в оправе остального текста. Образы интересные, но зачастую не укладываются ни в логику, ни в картинку. Внутренний прагматик отмечает слишком дружное полысение предгорий и башмаков, слабость последней рифмы даже на общем фоне. Если автору интересно, могу подробнее.
АННА ПОПОВА «Странница»
http://www.stihi.ru/2016/05/11/9192 номинатор альманах «Буквица»
…И она говорит – негромко, почти стихами:
«Ты уже не живёшь. Ты маешься, выдыхая
то вину, то ненависть, то унынье,
а умеешь – даль и слова цветные…»
Я вдохнула и собралась… подобрать эпитет.
И застыла. Её все обходят,
никто не видит,
вон, ещё один обошёл.
А она говорит: «Просто дай мне руку,
и твоё добро – от меня – потечёт по кругу…
и не сразу, но всё будет хорошо…»
Я подумала: психопатка в одёжках грязных.
В наше время хватает всяких-разных-заразных!
Люди, психов с непсихами соразмерьте…
Я встречала её и позже. Смотрела вслед.
С интервалами в десять лет.
И всегда – после чьей-то смерти…
Кто-то видел её. И, словно от прокажённой,
отстранялся: мол, не поймут ни мужья, ни жёны,
ни родители, ни друзья, ни кот на балконе,
уходи! И дай мне пожить спокойно.
И однажды я поняла… Что она болела,
что она пожалела –
сначала себя, а потом других пожалела.
У неё равны и «первые», и «вторые»,
у нее линялый плащ прикрывает крылья.
И она прозревает в ужасной смуте:
если плащ откинуть и развернуть их,
ослепить поярче и помощнее,
то, конечно, люди пойдут за нею.
Пойдут за крылатым шоу,
картинкой дешёвой,
обожаемой, ненавистной.
Побегут с восторженным гвалтом, свистом,
вознесут превыше дворцов и храмов,
обкорнают крылья до алых шрамов,
насуют не мятых полтинников и десяток,
а завалят валютой, визжа, спеша.
И она это знает.
И знает, что ей нельзя так.
Ходит по морю,
по миру,
по руинам её душа…
Хороший баланс горнего и дольнего в этом стихотворении. Понравилось. Внутренний прагматик размышляет об избранности и на тему «вот усилить бы финал!». Внутренний поэт наслаждается рифмами, аллегориями и просто не прочь еще раз перечитать.
ЕЛЕНА ИТЕЛЬСОН «Прелюдия»
http://www.stihi.ru/2011/02/13/10111 квота Инги Сташевска за редактирование отборочного тура
Прелюдия. Ты тем и хороша,
Что можешь ты при людях исполняться.
При-страстие. Наполнить челн ковша.
При-знание. Оно должно сбываться.
При-звание. То,от чего уйдя,
При-манку щедрости мы получаем.
Пред-чувствие. Наклонный холм дождя.
При-косновенье. Чувство улетает.
Пре-зренье тех, кто "сделал" эту жизнь,
Лишь для себя все выправив лекала.
При-манка дней. Мой птицелов, держись!
Пере-смотри всё с самого начала.
Пере-играй. "Ненужного" прости.
А "нужному" скажи: "Не по пути".
Пере-смотри. Не обижай мгновенья.
Прелюдия. Аккорд. Стихотворенье.
Любопытный генезис стихотворчества. Но не боле. Выделение всех «пре», «при» и «пере» не показалось нужным. Зачем? Возможно, я не разгадала какой-то ребус, но не прониклась я поэзией и философией этих строк. Внутренний поэт оценил «наклонный холм дождя». Внутренний прагматик боится его представить, не одобряет грамматические рифмы и был бы не против, если б ему разъяснили символы и образы.
. НИКОЛАЙ БИЦЮК «Добытчик»
http://www.stihi.ru/2016/05/03/10055 квота ГР за редактирование отборочного тура
Ловим рыбу в пруду, я поймал судака,
Но судак не вписался в структуру садка
И уплыл понося рыболова,
Непутевым тупицей и сленгом бродяг
Проживающих в зоне корней и коряг.
Я вернулся домой без улова.
Собирались на зайцев, попался секач,
Егерь Ваня, в нирване, уносится вскачь,
Но кричит: "Вени, види и вичи."
Жаль, на всех не хватило дрожащих осин,
Я сидел под кустом и пощады просил
И вернулся домой без добычи.
Мы совковой лопатой убили ежа,
Возле мусорных баков, у стен гаража,
Еж окурок тащил и огрызок.
А потом рассуждали под водку и квас,
Уничтоженный хищник - почти дикобраз.
Понимая - поступок был низок.
Что поделаешь, если в космический век
Заменяет улов замороженный хек,
А орлов - расчлененные куры,
Тесть вчера притащил нехорошую весть,
Закрывают палату под номером шесть,
Где ништяк, натощак, процедуры.
От шутки к иронии и тому самому «смеху сквозь слёзы». Вот вроде бы без глубинных философий, а наводит на размышления стих. И за палату обидно) Внутренний поэт радуется динамичным картинам охоты и рифмам. Внутренний прагматик хочет отловить несколько недостающих запятых.
БОРИС КУТЕНКОВ «И вот мне приснилось, что нет украинской войны...»
http://www.stihi.ru/2014/12/23/10718 номинатор Ильдар Харисов
И вот мне приснилось, что нет украинской войны;
она - тишина, отступающий сбой хромосомный,
и горькая смертная музыка льётся, как смех,
из песенных скважин и жизненных прочих прорех.
И вот мне приснилось: ни доллара нет, ни страны,
а есть этот ужас двоящейся песни, есть голос
роящийся, к свету стремящийся, как неофит,
и в спрошенном слове острее и строже болит.
Но если ты встретишь меня во внезапной беде -
спроси обо всём, но не спрашивай больше об этом:
я голосом буду чужим - и везде, и нигде, -
твоя колыбельная смерть, окружённая светом;
как лёгкая лодка, шататься на длинных волнах,
как белое золото, плавиться в лёгких руках,
вниманьем твоим, Вифлеемом твоим, Назаретом, -
но нет, не твоим ожиданием жив.
... и вновь часовщик достаёт из контекста земного,
и вертит, и ставит на место тревожное слово,
ни прежней загадки не выдав,
ни новой в себе не сложив.
Связь первой строки с остальным текстом для меня не очевидна, на этом месте могла бы быть «На холмах Грузии лежит ночная мгла» или «Bсё равно ты не слышишь, все равно не услышишь ни слова». В данном же случае все остальные строки приходится как-то примерять к этой первой: это хроники? это осмысление? это параллель? Читается хорошо, ибо написано мастерски. Но вот эти загадки) Внутренний поэт ощущает очарование смертельной музыки и близость разгадки. Внутренний прагматик уже всё сказал в первой части отзыва.
БОНГАРД ДРУИДОВ ЧАЙКИН АНДРЕЙ «числительно знаменательная потеха ли»
http://www.stihi.ru/2011/09/27/9342 квота ГР за редактирование отборочного тура
(Стихотворение не может быть воспроизведено в обзоре, поскольку на авторской странице представлено в виде картинки - ГР БЛК)
Экспериментальная поэзь близка моему сердцу. Славная форма, этакая поэтическая лента Мёбиуса. Внутренний поэт уверяет: Я б так не смог! Внутренний прагматик вопрошает: это о чем? Сказка про белого бычка в оригинальном авторском исполнении.
ОЛЬГА ВЕДЁХИНА «Девушка едет в метро...»
http://www.stihi.ru/2015/04/10/5778 квота ГР за редактирование отборочного тура
Девушка едет в метро.
Переезжает вброд
всю ширину Невы.
Лютиковое облако вокруг её головы,
в пальцах конспект.
Остановка «Невский проспект».
Сейчас она застегнёт пальто,
исчезнет шеи пионовый лепесток,
ключи от рая в форме ключиц,
тату в виде стайки взлетающих птиц,
цепочка, впадающая в персидский залив -
от слова «перси», которое отчего-то забыв,
мы потеряли в языковой дороге,
заменив холодным и строгим
«грудь»,
в котором слышится «грусть»,
только звону больше. Грудь –
это глыба камня, колодезный холод;
слово «грудь», как молот,
который выронила рука,
падает с языка.
Как потеряли мы эту замшу персика,
как отказаться посмели… Перси
исходят теплом овечьим, амброзией и нектаром,
дышат опарой,
сотканы из тычиночного вещества…
Двери сомкнулись,
девушка вышла,
в вагоне витают утерянные слова.
Дорожная зарисовка. Дороги уже не те, как и слова. А зарисовка очаровательная. Внутренний прагматик удивлен, что смесь овечьего тепла, амброзии, нектара и опары не кажется ему разнородной. И считает, что в слове «грусть» больше шипения, а не звона. Внутренний поэт размышляет о судьбе очей и ланит, и немного о девушках)
СЕРГЕЙ КУДАЕВ «Ты мне сказала...»
http://www.stihi.ru/2016/03/08/281 номинатор Любовь Левитина
Ты мне сказала:
Слушай, но возможно ли -
Мы вместе
день и ночь,
и так - всегда?
Нам стоит с этим быть
поосторожнее:
Любовь уйдет,
как талая вода.
И ты исчезла,
легкая, цветущая,
В шипучем шуме
майского дождя.
А я гадал,
в окне зависнув тучею -
О чем ты умолчала,
уходя?
Коротко и о главном. О том, про то, о чём умолчала. Стихотворение вне времени и эпохи. Внутренний поэт уверяет, что добавить к сказанному нечего, к сказанному автором) лишь гадать вместе с ним. Внутренний прагматик не очень любит неусеченные окончания, по типу «тучею», но в поэтической речи без них никак)
ИРГА РЯБИНА «Следы»
http://www.stihi.ru/2015/10/01/9961 номинатор Любовь Левитина
В напружиненно-жёлтых сумерках,
В желатиновой тишине
То ли дышит кто, то ли муркает,
То ли тихо шепчет.
В окне
Отражаются стены комнаты
Островком в потоках воды.
Целых семь недель не со мною ты,
Но - следы, повсюду следы...
К потолку тропой муравьиною,
Влажной россыпью по стеклу
Всё ползут, ползут...
Паутиною оплетают вечер.
В углу
Память скорчилась, болью выжжена,
Хочет прошлое сдать в утиль.
Поднимаю след, что поближе, и
Аккуратно сдуваю пыль.
Не мировая трагедия, но личная драма. Достоверно и вызывает сопереживание, сопричастность. Внутренний поэт любит, когда вот так – не в лоб, а по следам и отголоскам узнается истинное чувство. Внутренний прагматик считает, что визуальное оформление перебросов строк немного запутывает.
АЛЕКСАНДР ЕВДОКИМОВ «Смайлик»
http://www.stihi.ru/2016/05/06/4710 квота ГР за редактирование отборочного тура
В небесах грохочет тра-та-та -
то вай-фай, над скошеной травой,
напевает в окна: "пустота
жаждет смайлик, нужен смайлик твой".
Мой айфон смертельно заражен
частотой небесного огня.
Что с того, что речь моя ужом?
Мне б меня, пол-царства за меня!
Сад гремит от Бога до земли.
Даже глубже. Там на глубине
кабель силовой ползет в пыли,
кабель силовой ползет в огне.
Фрэнд, подписчик, некто, буду рад,
хватит объяснений, мнений, ран.
Меньше надо воевать, комрад,
меньше донесений на экран.
Потому что нечто ставит в ряд,
а потом попробуй, докажи.
Клевый смайлик сообщает: "рад",
облаку над пропастью, во ржи.
Смело, современно. Сначала показалось, что нет во мне отзыва, потом начала открывать вторые донья. Такая вот пустота. Внутренний поэт открывает для себя метки эпохи. Внутренний прагматик уверяет, что старик Державин не оценил бы.
РУННА «***»
http://www.stihi.ru/2014/02/05/4419 номинатор Ольга Мельник
В воде по колено, в резиновом сапоге
Стояла одна елена на мокрой пустой ноге.
Весна вверху – внизу ещё не пора.
В ноге дыра, повсюду мох и кора.
Была пуглива, и некрасива, и неправа.
Молчала, сидела криво, как есть трава.
Вмерзала в лед, весной начинала пить,
С небес вода прибегала ее топить.
Ждала семян для времен, чтобы выйти вон.
Таких елен из полян торчит миллион.
Она не одна растет из земного дна.
И все видны, но эта – освещена.
А где-то над, и сбоку, и за спиной
в безвесттный воздух бросив огромный рост,
есть дерево, птичий беспечный приют сквозной,
одновременно – город, гора и мост.
Себе самому навстречу будущее несет.
Оно не конечно, оно никогда не всё.
Оно – цветенье, хоть и не зацвело,
Оно как сердцебиенье всему назло.
Проходит, свободен, светел,
Лёд, который ручей.
Она стоит перед этим – неведомо перед чем.
Весна зияет. Веет. Тает. Лучи растут.
Елена верит-не-верит, что дерево тоже тут.
И, обмерев в провале, в пропасти голубой,
Кивает ему, кивает разомкнутой головой.
Общее впечатление приятное до того, что совсем не хочется вдаваться в детали, различать символы, строить проекции. Просто верится, что это тоже жизнь. Внутренний поэт готов бросить всё и стать ближе к природе. Внутренний прагматик считает одну Т в «безвесттный» лишней.
АМАРСАНА УЛЗЫТУЕВ «Воспоминания о несбывшейся Айрин»
http://www.stihi.ru/2014/04/14/9502 номинатор Ильдар Харисов
Где, подъезжая к городу, во влажную духоту, ощущаешь
Тело свое мокрое, будто попал в утробу Чуда-Юда Рыбы-Кита,
А уезжая домой, на родину, шепчешь:
Ау, дорогая, где ты, ау...
Нежная кожа цвета рдеющей вишни,
Нега в миндалевидных темных глазах,
Смоль черных, как космос, волос,
Смотрит — не то европейка, не то азиатка,
И мы едем кататься по бухте Виктория,
Имя ее повторяя — Айрин, — любуюсь богиней на фоне огней
40 небоскребов,
И поклонился я, наконец, статуе Брюса,
Ибо форева Брюс Ли, форева!
Как гость, дипломатичный и тонкий,
Каркаю на картавом — Гонконг, вери велл!
Вторя умчавшимся дням, доносится шелест ее лепестков:
Сорри, мне нравится больше родной Тайвань...
И вот, такая трогательная, ведешь меня в Диснейленд,
Ивовой веткой раскачиваешься на карусели,
Чувствую, как до сих пор бестолково колотится сердце —
Чу! — в тридевятом Гонконге, в руках Микки-Мауса.
Впечатление: да, и так бывает. Хотя и несбывшееся. Не отягощенная экзотикой и стихотворными рамками мимолетность, в то же время необычная, образная и удостоенная воспоминаний. Внутренний поэт проникается восточными мотивами. Внутренний прагматик не умеет придираться к стихотворениям вольного стиля.
ОЛЬГА КОРЗОВА «По утрам тяжелеют обычные вещи…»
http://www.stihi.ru/2014/02/06/5185 номинатор Анна Гердмар
По утрам тяжелеют обычные вещи,
даже чашку из шкафа с трудом достаю.
И оборванный сон представляется вещим,
И качается мир,
и стоит на краю.
Это жизнь. Это вечное преодоленье.
Я огонь разжигаю в печи,
и во мне
от живого тепла разбегаются тени,
поднимается день,
будто тесто в квашне,
Набухает, ползёт
и становится хлебом
под моими руками,
привычно обмят.
И крошу, и ломаю его на потребу,
А к полуночи охну –
он был или не был? –
но плывёт над землёю его аромат.
А хорошо! Так и надо жить. И чувствовать, что живёшь) Стихотворение попало в настроение, не заставило ломать мозги, а вело и раскрывалось, доставив настоящее удовольствие. Внутренний прагматик отмечает некоторую тяжеловесность конструкции центрального предложения, где про день. Внутренний поэт по-новому смотрит на обычные вещи.
ВАЛЕНТИН ЕМЕЛИН «Бусы»
http://www.stihi.ru/2016/01/08/12508 номинатор Анна Гердмар
сначала звук оборванной струной
и капли солнца раскатились леденцами
по кафельному полу
они легко касались
тёплой гладкой стороной
названия не помню
будто бы авто
но нет не то
в котором ты катал меня тайком
жаль в темноте не разгляжу лицо
за этим бубликом
за этим колесом
как двое наших огольцов
на пару разломив
его уписывали с молоком
тогда корову мы ещё держали
весной отец вернулся
мы его не ждали
оттуда
но вмешался исполком
и там разобрались
всего через два года отпустили
да в забой
его не взяли
был не в силе
помню всё прятал под подушку хлеб
ночами
жевал его обломками зубов
скитаться нам пришлось вначале
по койкам
стройкам
дела непочатый край
потом
она
и не согреться
голод без конца
убей не помню твоего лица
как будто сигаретой
в карточку
и пеплом по краям
где экипаж
участвовал в боях
и ты с неё пришёл
и всё наладилось всё было хорошо
потом обрыв
как внуки родились
квартиру дали
но восьмой этаж
стандартных тридцать пять
жилые две
мутится в голове
провалы
памяти не стало
вот опять
забыла газ
нет вспомнила сейчас
ты подарил мне их до свадьбы
и надо леденцы собрать бы
но всё равно теперь их не найти
какое тусклое окно
стекло мешает и давно
пора помыть
а тапочки поставить на карниз
почти что новые невестке пригодятся
смотреть не надо вниз
а может статься
к тебе приду по этому пути
Форма очень гармонична содержанию. Обрывки мыслей и осколки воспоминаний. Рассыпавшиеся бусины уходящей жизнь, судьбы, эпохи. Понравилось. Хотя финал, на мой взгляд, печальный. А, может, и нет) Внутренний прагматик хочет больше рифм, для бусной звонкости. Внутренний поэт считает, что более интересного старческого нарратива ему еще читать не доводилось.
ШОРТ-ЛИСТ:
ДИАНА РЫЖАКОВА «Сука-любовь»
http://www.stihi.ru/2016/04/20/7039 отборочный тур
ИРИНА ВАЛЕРИНА «О боги, боги»
http://www.stihi.ru/2016/05/11/9130 отборочный тур для резидентов
МАРИНА ЧИРКОВА «бабье лето»
http://www.stihi.ru/2016/01/01/3564 отборочный тур для резидентов
ЛЁША ИСХАКОВ «От мая...»
http://www.stihi.ru/2015/05/09/6756 отборочный тур для резидентов
KOUKKET «Санторини» (в составе цикла «Санторини»)
http://www.stihi.ru/2014/09/30/6129 отборочный тур для резидентов (квота Наиля Мелиханова)
АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «мёд зачерпни порежь имбирь наполни чашку чаем»
http://www.stihi.ru/2016/04/14/4776 отборочный тур для резидентов (квота Алекса Трудлера)
АННА ПОПОВА «Странница»
http://www.stihi.ru/2016/05/11/9192 номинатор альманах «Буквица»
ОЛЬГА ВЕДЁХИНА «Девушка едет в метро...»
http://www.stihi.ru/2015/04/10/5778 квота ГР за редактирование отборочного тура
ОЛЬГА КОРЗОВА «По утрам тяжелеют обычные вещи…»
http://www.stihi.ru/2014/02/06/5185 номинатор Анна Гердмар
ВАЛЕНТИН ЕМЕЛИН «Бусы»
http://www.stihi.ru/2016/01/08/12508 номинатор Анна Гердмар
Маленькое послесловие
Я читаю много стихотворений, чуть меньше пишу, люблю конструктивную критику и зелёный чай. За время написания обзора я чертовский устала от Внутреннего поэта и Внутреннего прагматика, но была рада прочитать достаточное количество интересных произведений, с которыми оказалась ранее не знакома. Спасибо за это всем редакторам, номинаторам, команде БЛК и авторам стихотворений прежде всего. Не имела цели обидеть кого-нибудь своим субъективным мнением. Всегда готова к диалогу.
Братислава
Стихотворения майского лонг-листа рассматривались экспертом в обезличенном виде, под номерами. Полные ссылки на них восстановлены Главной редакцией БЛК при подготовке обзора к публикации - ГР БЛК.
Свидетельство о публикации №116061209692
Аннабель Ли Аннабель Ли 23.06.2016 11:53 Заявить о нарушении