У лукоречья Расы

                Михаилу Чаусову
<...этноним «русский»  и топоним «Русь» сопряжены с санскритским словом
«руза» и общеславянским и древнерусским «русый» со смыслом «светлый» (оттенок) <...>  словосочетание «на руси» значит «на виду» <...>   
Валерий Дёмин «Гиперборейские тайны Руси».- М., 2006.- С. 338.

 <...>Многие имена индийских, древнегреческих и древнеегипетских богов родились в русской языковой среде и потому остались только в русском разговорном языке и в русских гидронимах и урочищах. <...>И вот с 2008 года пошёл вал находок, выдающихся артефактов. Найдено шесть храмовых комплексов и тысячи каменных изваяний вокруг Самарской Луки. Они составили единый культовый объект-символ Кольцо Ория, протяжённостью около 210 километров. На сегодняшний день другого такого грандиозного культового объекта в Евразии не известно.       
Евгений Бажанов. Образ космоса в русском языке // «Моя Самара: альманах» / Сост. Д. Агалаков.- Самара, 2015.- С. 309, 313.
         
У Жигулей – на Лукоречье
Самарском – ищут неспроста
Источник праславянской речи,
Питавший пращуров уста.
Росой священной светорусья,
В исходном  полнясь языке,
Она рекой втекает в устье,
Что,- словно пальцы на руке.
Как рукава от Волжской Дельты,
Протоками от русла став,
Слова, рождённые как дети,
Врастают в речевой устав.
От руссо-ариев начало
Вёл – в день грядущий – сей родник,
А «Русь» издревле означала
«Бел-свет», от Рода кой возник.
Со светлым – красным, рдяным, русым –
Оттенком связан цвет Руси,
Что зрим и в радуге, и в бусах
Рябины ягод. – Ты вкуси,
Мой юный друг, медка хмельного
И кваса – только по чуть-чуть,
За то подняв бокал, чтоб снова,
Сиял, как прежде, Правды Путь.
По предкам выправляя тризну,
К небесным силам вознесём –
За процветание Отчизны –
Молитвы верности во всём:
Родной земле, её просторам,
Корням традиций, чтоб народ
Не показухой, не восторгом
Бы умилялся, глядя в рот
Власть придержащим, а умело
Сам строил будущего Дом,
И шёл своей дорогой смело,
Труд прилагая,- день за днём.
Расчистив скверны все завалы,
Он, древность славя, возведёт –
Не для утехи иль забавы –
Храм Слова и священных вод.
              ***
И грусть забыв, моя Самара,
Златых не жертвуя цепей,
Споёт под лиру иль гитару
О духе вольности своей,
Собрав люд под священным дубом,
Кой Пушкин в сказке завещал,
Иль в его сквере, сердцу лЮбом,
Поэт где смотрит на причал.
Разлёгся рядом  кот учёный,
Русалка на ветвях сидит,
Яга-бабуся затаённо
В избёнки Оконце глядит.
Обнявшись, царь Салтан с Гвидоном
Встречают витязей речных
На берегу, а рядом стоны
Артели бурлаков слышны.
Увы, Кощей-бедняга чахнет
Над златом, что ему – не в прок;
Тут – «русский дух», тут – «Русью пахнет»,
И небыль с былью свой урок
Здесь добрым молодцам, девицам
Дают в волшебной сей стране,
Что, как красавица-царица,
Порой не властвует вовне
ХорОм дворцов своих роскошных,
Но в чудо-зеркальце смотреть
Ей – вот нисколечко! – не тошно,-
Дни напролёт, чтоб эго греть…

Зачем серьёзно к сказкам этим
Мы так относимся подчас,
Притом дивясь, хоть мы – не дети,
Что их сюжет – не блажь для нас.
И вновь приволжская сторонка
Мудрёно сказками полна:
Лишь с ними – в прядях звуков тонких –
Новь может быть обретена.
 12.06.2016 г.
________________________
*Древнее название Волги в среднем и нижнем её течениях(см. тж. указанный в ссылке, в разделе «Публицистика», очерк Евгения Бажанова.


Рецензии