Царице моя Преблагая...
…Се – знак: Ей свыше вручена
Держава, скипетр и корона…
Глядит Великая Жена
С царём оставленного трона
На вспыхнувшую бездну зла,
На шум и беснованье мира.
И словно кровью, – тяжела,
Обагрена Её порфира.
Всё сбудется: и трус, и глад,
Коль небу предпочли земное.
И Ей отныне управлять
Клятвопреступною страною…
О кротких боголюбцев Сень
И Богу ненавистных кара, –
Явившаяся в страшный день,
В день отреченья Государя!..
(Празднование 15мар./2 мар.)
ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «НЕПРОХОДИМЫЕ ВРАТА»
Хвалу вам воспоют уста,
«Непроходимые врата»!
О Приснодевства чистота –
«Непроходимые врата»!
И бдение, и высота –
«Непроходиме врата»!
Как путеводная звезда –
«Непроходимые врата»!
Всех христолюбцев тепота –
«Непроходимые врата»!
Злых, «инде лезущих» тщета –
«Непроходимые врата»!..
Во имя Господа труды
Подъявшим, – в райские сады
Дверь, отворённая всегда –
«Непроходимые врата»!
(Празднование 8 янв./26 дек.)
ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ДРЕВО БОГОРОДИЦЫ»
Как свет шестнадцати окон,
Лик отражающих Пречистой,
Шестнадцать основных икон,
Изображенных на ветвистом,
Мы видим древе. В центре – вид
Родов прошедших упованья:
Младенец в яслях возлежит,
Как в сердцевине мирозданья.
Зрим восходящей чередой –
«Казанской» образ, «Умиленья»…
Отныне Девы Пресвятой
Как Богоматери – рожденье.
И в мире, где ярится зло,
Сей образ явлен нам довека
Как древо, что произросло
В рожденье Богочеловека…
……………………………….
Лик Троицы, превозносим,
Верх Древа чудного венчает.
Внизу – град Иерусалим
В далёкой белой дымке тает…
(Празднование 15 июля./2 июля.)
ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ПЕСЧАНСКАЯ»
1
..И явлена была стране –
До времени сокрыта прахом –
Икона, зримая во сне
Святителем Иоасафом.
«В сих людех жив ли Божий страх
Иль нет давно его в помине? », –
Сказавши, пал Иоасаф
Пред осквернённою святыней.
Но были запечатлены
Слова Твои, Святая Мати:
«Сей образ для моей страны –
Источник Божьей благодати.»
2
Фонт первой Мировой горел…
И некий извести вдруг житель:
С Песчанскою пройти велел
Иконою – во сне святитель
По окровавленным фронтам –
Да минуют Россию беды, –
По всем окопам, всем частям
Для дарования победы.
Но род сей маловерным слыл,
Презрел святого повеленье.
…Доколе Образ в Ставке был, –
Войска не знали поражен
(Празднование 4 нояб./22 окт.)
СВЯТОЕ КОСТОМАРОВО
1
Холмы, где новый Иерусалим
Стоит, вбирая тихие потоки
Дыханья Дона древнего, – несут
В своих чертах далёкий первообраз
Святой Земли: здесь есть и свой Фавор,
Голгофа есть и сад есть Гефсиманский –
Вместилище кровавого моленья, –
Доступный для паломников. В войну,
В последнюю, – пещеры меловые
В своих скрывали неприступных недрах
Солдат российских, – как века назад,
В самом начале христианской эры
Отшельников-аскетов, вдохновлённых
Немолчным проповеданьем Андрея,
Апостола Господня, о спасенье
Души бессмертной…
2
В дивном полумраке,
Когда идёшь сужающимся клином,
Блаженной тьмой Пещеры Покаянья, –
То свод небесный, становясь всё ниже,
Велит склонить главу и горделивым;
И так свежо, так явственно вокруг
Разлившееся умиротворенье
От образов святых в стенах пещерных;
И нежен так, так тонок аромат
Неизреченной горней благодати
На месте, где веками находилась
Святой Пречистой Девы плащаница,
Что и понять рассудком невозможно –
На небе ты иль на земле…
Хранят
В своих стенах старинные пещеры
Как заступленье и напоминанье
О преступленьях сатанинской злобы
Кровоточащий образ чудотворный
Иконы Божьей Матери «Расстрельный»,
Написанный любовно на железе, –
Кровоточащий образ, на который
Смогла рука преступная подняться.
3
Святая Русь была освящена
Андреем Первозванным, и пещеры
Задонья мелового, нынче новым
Назвал священным Иерусалимом
Андрей Блаженный, живший в наше время,
Всю злобу мира, горе и нужду
Смиренно претерпевший, предсказавший
Жизнь новую обители…
Вот так
Здесь, на горах, деяньями святых,
Угодников гонимых, страстотерпцев,
В ЕДИНУЮ БОЖЕСТВЕННУЮ ВЕЧНОСТЬ
Закольцевалось время…
ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ВАЛААМСКАЯ» («РАССТРЕЛЬНАЯ»)
1
Во мгле сияет бытия,
На путь благословляя крестный,
Икона дивная сия,
Написанная на железе….
Паломники, живой чредой
В пещеры восходя, обрящут
Дух сокрушения, – святой
Иконою кровоточащей…
Но слышится немирный гул,
Но раною зияют в сердце
Следы на образе от пуль
Безумного красноармейца.
2
В тот год шестая часть земли
В победной представлялась силе.
Но ревностные не спасли,
И верные не защитили.
Лишь Сын ощерившийся ствол
Из рук души своей убийцы
От лика Матери отвёл,
Приял младенческой ключицей
Ожог преступного свинца…
О Кроткая, сокрой завесой
Сей мир, где каменны сердца.
Мир, где
Кровоточит железо!..
(Празднование 8 июля/25 июня)
ПЛАЩАНИЦА
…Всем злым не поминая зла,
Скорбит Небесная Царица…
На месте, где Её была
Исчезнувшая Плащаница,
В том храме, как и век назад,–
Не ведающий увяданья, –
И сходит тонкий аромат
Небесного благоуханья.
ПЕЩЕРА ПОКАЯНИЯ
Склонясь и напрягая взор,
Сквозь свет и сумрак первозданный
Ступаешь в низкий коридор,
Во глубь пещеры покаянной.
Святые образа в стенах…
И страх и благодать объемлет
В конце тоннеля, где монах,
Внимая, исповедь приемлет.
Как будто хрупкий мир в стране
В задонской держат стороне,
Недвижны, – меловые Дивы,
Чей древний неотмирный вес
Столь внятен, что под ними, здесь, –
Главу склонит непокорливый.
ТРЕЩИНА В СТЕНЕ ПЕЩЕРЫ
Во все века и времена
Жив Дух Святой и чудо веры…
Где ныне трещина видна
В стене обительной пещеры, –
Негаданно, как с неба гром,
Но умилительно и тихо
Во тьме, в сиянье неземном,
Явилась Божья Матерь мниху;
Всех обстояний и обуз
Нетягостное разрешенье,–
Сняла с томящегося груз
Терзавшего его сомненья…
Преданья давних лет тонки,
Как сон, но осязают руки
Случившееся вопреки
Всем доказательствам науки.
И сквозь расщелину в горах,
Под сводами святой пещеры
Вливается елеем страх
Страх Божий – в откровенье веры.
ДИВНОГОРЬЕ
ДИВНОГОРСКАЯ – СИЦИЛИЙСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
1
Виденья древних меловых столпов,
Недвижных Див, веками изваянных,
На выжженной палящим летним солнцем
Гористой высоте, под коей Дон
Течение в себя вбирает Тихой
И медленной Сосны, – встают пред взором
Паломника, спешащего в обитель
Успенья Божьей Матери, – веков
Уже почти как шесть тому назад
Основаную братом Ксенофонтом
С Иоасафом здесь, в благословенном
Уединённом месте, где они
И обрели своё упокоенье;
Куда их дерзновением и тщаньем
Из иноземной сицилийской дали
Как дар, принесена была икона.
2
…Пречистая написана седящей
На облацех; благоуханья полон
Нимб чистоты и приснодевства символ –
Стебль белоснежной лилии, свои
Цветы благоговейно распустивший.
Рукой его пречистой держит правой
Царица и Владычица, а левой
Рукой Она поддерживает Сына,
Который благовонную лилею,
Седяще на коленях Преблаженной,
Рукой своею держит левой,
А правою рукой – благословляет…
Вкруг Лика Божьй Матери мы видим
Господних восемь ангелов, из коих
Два у подножья Дивного престола
Глядят на Лик коленопреклоненно,
С молитвенно воздетыми руками.
Дух Божий, кроткий, – в виде голубине,
Всё сущее объяв любви крылами,
Застывши над главою Приснодевы,
Икону чудотворную венчает.
3
Иконой Исцелийскою в народе
Она зовётся, так как не забыты
Её благодеянья и поныне,
Как не забыта память избавлений
От эпидемий – крестными ходами
И долгими молебнами пред Нею…
Но как всё это было – достоверно,
Не поступаясь и крупицей правды
Исследователю чудотворений
Коротояк иль Острогожск расскажут.
4
Стоят неколебимые столпы,
Немые изваянья меловые,
Невиданным – проезжих изумляя;
Под ними же, в пещерном древнем храме
Крестителя Господня Иоанна,
Творится непрестанная молитва
Пре образом Царицы Сицилийским –
Столпом духовным –
От земли до неба…
(Празднование 5 фев./18янв.)
ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ГОРА НЕСЕКОМАЯ»
…И самое нечуственное сердце,
И душу,– что всегда бесслёзней камня,
Способен переплавить в воск послушный
Один лишь вид святой иконы этой, –
Как станешь пред благословенным Ликом
Пречистой Божьей Матери, взирая
На мир любви – душой иконописца…
Мы видим: изображена с короной
Пречистая на голове. И левой
Рукой Она поддерживает Сына
С Его благословляющей десницей.
Благоговейно голова Царицы
Наклонена к сияющему храму,
Вознёсшемуся на горе кремнистой,
Которую Пречистая рукою
Своею держит правой…
Иисус
Христос –
Есть тот непостижимый
Нерукосечный камень, что сорвался
С горы Пренепорочной несекомой,
Разрушив мир языческий, где правил
Царь Навуходоносор, зрящий в страхе
Сон непонятный о неодолимом,
Исполненном великой власти камне,
Сорвавшемся с горы высокой,
Тучной…
(Празднование 6 апр./24 марта)
ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»
1
Заступница, спасенье от пожаров
И от геенны огненной;
От лютых
Страстей душевных, что как злые тати
Таятся под покровом тёмной ночи;
Огнь грозный, попаляющий врага
Спасенья человеческого рода
И всех коварных недругов противных;
Святое неослабное моленье
Об исцеленье от земных недугов,
О здравии души и тела –
Эта
И кона чудотворная…
2
Царица
Земли и неба изображена
С главой, склонённой к дивному Младенцу.
Исполнен милосердья и заботы
И нежности – небесный Лик Пречистой.
Покоен на руках Её Спаситель, –
Благословляя мир, святой и скорбный…
3
Владычица написана на фоне
Звезды восьмиконечной, состоящей
Из ромбов двух; один из них окрашен
В цвет красный, знаменующий огонь;
Другой – в зелёный, что обозначает
Зелёный цвет тернового куста,
На дикой почве зримый Моисеем.
4
В углах же ромба огненного видим
Символику святых евангелистов:
То – ангел, лев, телец, орёл, – способный
Не отрывая взор, смотреть на солнце,–
Матфея, Марка, также и Луки,
И с ними – Иоанна Богослова,
Любимого ученика Христа…
В зелёном ромбе четырёхугольном
Заключены служащие Царице
Архангелы и ангелы – громов,
Дождей, ветров, морозов, мглы и молний –
Властители, держащие в руках
Вручённые им «атрибуты» власти:
Фонарь, кивот, меч обнажённый, чашу.
…И также видим: по углам иконы
Показаны видения пророков,
Предзревших воплощение Христа:
Вот боговидец Моисей, – прообраз
Святого непорочного зачатья
Сам на Синае прикровенно зревший
В кусте непалимой купины,–
Горящей и не могущей сгореть;
Исайя,
Воочью лицезревший Серафима,
Держащего железными щипцами
Огнём пылавший раскалённый уголь.
А вот виденье затворённых врат –
Прообраз Рождества и приснодевства,
Что зрел сам Иезекииль.
Последним
Изображён святой пророк Иаков,
Во сне узревший лестницу, по коей
Сходили вниз и кверху восходили
Святые сонмы ангелов; дерзнувший
Единственный из земнородных смертных
До утренней звезды бороться с Богом…
5
В самом иконы в центре – Богоматерь
Поддерживает лестницу; се – символ
Схождения на землю чрез рожденье
Пречистой и Пренепорочной Девой
Божественного Сына;
И на небо
С земли –
Нелёгкий подвиг, подвиг восхожденья
Людской души – благословеньем Девы.
6
Как куст ветхозаветный на Синае
Неопалимой купины зелёной
Горел огнём нетленным, не сгорая,–
Так воссиял Господь наш на Фаворе
Преображенья светом…
Как осталась
Неопалимой купина в пустыне
От охватившего её огня, –
Так Дева,
Приявшая в себя Святого Духа,
Родившая Спасителя Вселенной, –
До Рождества Божественного Сына,
А также в Рождестве Его и после, –
Пренепорочной
Пребывает ввеки.
(Празднование 17 сент./4 сент.)
ИКОНА БОЖЬЕ МАТЕРИ «БЫСТЬ ЧРЕВО ТВОЕ СВЯТАЯ ТРАПЕЗА»
(«НИКЕЙСКАЯ»)
1
Страшна смерть лютых грешников, –
Господь
Лишь ею вразумляет нечестивцев.
Служивший в древнем городе Никее,
Иконоборец, воин Константин,
Однажды, в диком приступе безумья,
Увидев Божьей Матери икону, –
Как на беду себе, – тяжёлый камень
Нашед, – его в священый Образ бросил,
И тут же стал топтать Его ногами.
2
«Ты учинил великое глумленье, –
Пречистая во сне ему сказала, –
И на свою погибель сделал это».
В ближайшем же бою
В главу, смертельно
Сражён был камнем
Нечестивый воин.
3
Отцы святого Первого Собора
Вселенского, – услышав о событье,
Знамении, случившемся в Никее,
Установили петь перед иконой:
«Бысть чрево Твое трапеза святая,
Имущая небесный хлеб…»
О, Мати!..
4
Века прошли, но и поныне люди,
Желающие ближнему спасенья,
Пред чудотворным образом возносят
Молитвы – о заблудших вразумленье,
О возвращенье в Отчий дом несчастных,
Диаволом похищенных у Бога.
5
Стол с хлебом называется трапезой;
Здесь: с Богу посвящёнными хлебами,
Хлебами предоженья, Моисеем
Поставленными в Скинии, –
Прообраз
Пречистой Божьей Матери, носившей
В себе Христа,
Хлеб нашей вечной жизни.
(Празднование 10 июня/28 мая)
ИКОНА «ПОХВАЛА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ»
…Праздник «Похвалы…»
Был установлен Патриархом в честь
События, – когда Константинополь
Предстательством Пречистой перед Богом
Спасён был от нашествия аваров.
Зовётся праздник сей ещё Субботой
Акафиста, поскольку в Божьих храмах
На утрени торжественного дня
Поётся Божьей Матери акафист
Постом Великим…
Служат основаньем –
Живым – иконографии иконы
Слова, что Патриарх святого града
Сказал в каноне Божиим пророкам:
«Свыше
Пророцы Тя предвозвестиша,
Отроковице:
Стамну, жезл, скрижаль,
Кивот, светильник, трапезу,
Гору несекому,
Кадильницу златую, скинию
И дверь непроходимую, палату
И лествицу,
А также
Престол Царев»…
Святая Богомати!
Пред образом стояще чудотворным, –
Тебе хвалу немолчную возносим, –
Пречистой, послужившей воплощенью
Царя и Бога Слова, – что пророки
В виденьях зрели Ветхого Завета…
(Празднование в субботу пятой недели Великого поста)
ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»
Обильна русская земля –
Царя небесного подножье:
Снопы на убранных полях
Благословляет Матерь Божья.
И предосенней теплотой
Объят, исполненный успенья,
Простор, – Владычице Святой
Внимающий в благоговенье…
Амвросия печальный глас:
«Отныне оставляю вас
На попечение Царицы…»
Грядёт в Россию голод, но
В окрестностях Шамордино
Богатый будет хлеб родиться.
(Празднование 28 окт./15 окт.)
Свидетельство о публикации №116061108456