Как я охранял русский язык...

         Случилось так, что на днях пришлось мне побывать на конференции по

 проблемам русского языка:" Москва- хранительница красоты русского языка".

Неделю назад наш хормейстер подозвала меня и протянула пригласительный билет,

сказав при этом, что раз я пишу стихи-мне и карты в руки. И я пошёл в наш

 ГУК "Меридиан" выяснять, как Москва хранит красоту русского языка.

            Должен вам заранее сказать, что поскольку каждый божий день я езжу в

 общественном транспорте, хожу в магазины и просто гуляю по улицам, у меня

 сложилось определённое впечатление о "красоте" московского русского языка. И

 мне было чрезвычайно любопытно послушать, что об этом обо всём могут сказать

 учёные и другие заинтересованные лица. Поэтому я, бросил все дела и к 11 часам

 дня прибыл к "Меридиану". Вокруг входных дверей уже толпился народ, и как

 всегда на 90%- женского пола. По моим соображениям, что и подтвердилось

 позднее, среди приехавших должны были быть учителя и методисты русского языка и

 литературы, работники управлений культуры и образования, сотрудники различных

 научно-исследовательских институтов и прочие(как я). Уже стоя в очереди на

 вход, услышал я любопытный монолог одной из участниц конференции. Она,

обращаясь к подруге, сказала:" Слушай, ну народу, БЛИН!" Мне очень понравилось

 такое начало конференции по русскому языку. Лично я уже давно для себя решил от

 кого надо охранять наш великий и могучий. В первую очередь от учителей и

 педагогов-чиновниц. Ну это так, к слову.

             Пройдя охрану, я очутился в таком мне знакомом фойе, где я

 совершенно напрасно попытался отыскать книжные лотки, на что ранее очень

 понадеялся. Где ж ещё учителю, занятому целый день в школе, где ж ему купить

 интересные книги, как не на конференции. Нет, книги были. Но их было так мало,

и они были, как бы это сказать такие никому не нужные и плохо изданные, что

 никто их и не покупал. А что касается методической литературы, то она была

 выставлена, но не продавалась. Короче, в буфете бутербродов с сёмгой и копчёной

 колбасой было больше, чем книг на великом и могучем русском языке.

            Я прошёл в зал и позавидовал: нам бы столько зрителей на ближайшем

 концерте здесь же нашего академического хора. Я еле нашёл свободное место,

правда в первом ряду. Я сел и огляделся. Слева от меня стоял знакомый охранник


(мы с ним перемигнулись), а прямо на сцене виднелся большой транспарант с

 названием конференции и с 4-мя портретами знаменитых русских поэтов и

 писателей: Пушкина, Ломоносова, Сумарокова и Радищева. Вот портрет Радищева и

 вызвал у меня лёгкое недоумение. Насколько я знал, Радищев жил и учился в

 Москве с 8-до 13 лет; ну и написал знаменитое" Путешествие из Петербурга в

 Москву". А так вся его жизнь была связана с Петербургом, Саратовым и Сибирью.

Моё недоумение разделила моя соседка, оказавшаяся позднее руководительницей

 департамента культуры. Согласившись со мной, она сразу же попросила не

 дискуссировать на эту тему у свободного микрофона. И я пообещал ей это. И

 выполнил её просьбу, уйдя с конференции за два доклада до её конца. Но всё это

 было позже. А началась конференция показом отрывка из документального фильма о

 Марине Цветаевой. И такое начало настроило зал на хорошее умиротворённое

 настроение. Во вступительном слове руководительницы департамента культуры было

 сказано о своевременности конференции, о её двухчасовой продолжительности, о

 возможности выступить по окончанию основных докладов у микрофона. После такого

 вступления начались доклады, из которых лично я могу отметить два-три. Один-

это выступление профессора из института русского языка им. Пушкина. Другой- это

 выступление сотрудницы какого то института о роли поэзии в укреплении русского

 языка. И третье-это чрезвычайно интеллигентная , насыщенная стихами и прозой

 речь депутата Московской Думы, который осенью снова баллотируется в Московский

 парламент. Все остальные выступления касались количества и посещаемости

 библиотек, грусти по поводу снижения читаемости населения, и молодёжи в первую

 очередь, и очередных измышлений о вреде компьютера и его роли в том, что

 молодёжь не читает книги бумажные.

          За два доклада до конца мне стало скучно и очень захотелось покурить. И

 я ушёл во двор "Меридиана", куда я обычно ухожу перед концертом. Господи, думал

 я, пуская табачный дым в небо. Ну почему все эти учителя и чиновники от

 образования такие консервативные, а вернее аморфные? Ведь конференция

 называется "Москва-хранительница красоты русского языка". А сегодня главная

 проблема не столько хранение, сколько спасение русского языка.


Сегодня русский язык в Москве(я говорю о том городе в котором я живу) вы можете

 услышать разве что в пьесах Островского в Малом театре, да пожалуй в ещё

 оставшихся редких островках русской культуры(музей им Пушкина и т.п.). И дело

 не в том, что я ратую за тот знаменитый московский говорок конца 19-ого-начала

20-ого веков. Нет. Всё течёт и всё изменяется. И язык, конечно, тоже. Но надо

 понять и другое: никакое чтение книг не заменит живого общения нас с людьми

 носителями могучего красивого русского языка. Ау, где вы носители знаний?

Вот мы и подошли к тем вопросам, которые должны были быть на мой взгляд

 поставлены

 на конференции, но, к сожалению, совершенно не прозвучали. Я перечислю эти

 вопросы в том порядке, который видится мне. Итак: 1) Миграция населения в

 Москву и её влияние на современный  русский язык; 2) Невысокий уровень

 преподавания и обучения студентов педагогических вузов- будущих учителей

 русского языка и литературы; 3) Невысокий уровень культуры, в том числе и

 знания русского языка и литературы самих учителей(не всех, но многих); 4)

Низкий уровень написания большинства современных книг художественной литературы

 наших авторов( я имею в виду все эти многочисленные фэнтези, мистики, детективы

 и любовные романы и 5) Отрицательное отношение к Интернету многих учителей,

преподавателей, библиотекарей и сотрудников научных институтов. Вот эти

 вопросы. И о них должны были бы поговорить на конференции. Но для того, чтобы

 задавать такие вопросы, необходимо давать и ответы. А это сложно. Гораздо проще

 сказать что-нибудь тривиальное типа" Любите книгу источник знаний " или

 отчитаться о количестве открытых библиотек.

         
               


Рецензии
Тезис "Книга - источник знаний!" по отношению к русскому языку и литературе вообще ИДИОТИЧЕН. Потому что книга не должна быть в данном контексте источником знания, а должна - источником РАЗВИТИЯ ЧУВСТВ.

Сирожа Боцманков   10.06.2016 16:35     Заявить о нарушении