Обзор на Идиот Ф. М. Достоевский
Центральный образ романа - князь Лев Николаевич Мышкин. Его портрет выступает в романе неким отображением человеческой морали, совести - если хотите, неказистой, больной и не привлекающей внимание человека, но лишь до той поры, пока в один миг она не замолкнет навечно. Но в этой своеобразной наружности, однако, князь Мышкин не чувствует себя несчастным, он сохраняет в душе наивно-детскую легкость восприятия мира.
Многие аналитики утверждают, что появляющаяся в сюжете у Достоевского картина «Мертвый Христос» есть символичное отражение князя Мышкина, которая показывает нравственное падение общества и безверие, от созерцания этой картины, по словам князя Мышкина, действительно, можно потерять веру. Но мне думается, это не совсем так: Мышкин не выступает образом Христа. И образ Мышкина совсем не выступает "лучом в темном царстве", нет. Для сравнения вспомним один эпизод из Нового Завета, а именно - отречение апостола Петра:
"Пётр отвечал Ему: Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти.
Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься от меня".
Что же иллюстрирует это сравнение? А иллюстрирует оно пророческую мудрость Христа, то качество, которое показывают столетиями все творцы христианского мира, не только иконописцы, но и художники, такие как Да Винчи и его ученики.
Достоевский же лишает своего героя этой мудрости, он сознательно искореняет эту связь, дабы сделать Мышкина настоящим и обреченным, как и каждый человек на земле. Автор показывает Мышкина взращенным в ограниченном пространстве санатория, где у князя просто не было возможности набраться какого-либо житейского опыта, он делает его "большим ребенком", но не случайно - мы видим, каким образом на князя влияют окружающие события. Достоевский решает, что героя Мышкина просто бы не было, если бы он рос как все другие герои произведения, в тех же обстоятельствах.
Достоевский делает Князя беспомощным, но понимающим безысходность трагических событий, герой страдает от того, что не может никак повлиять на ход событий, изменить его. Князь Мышкин получился очень близким по духу Дон-Кихоту и пушкинскому «бедному рыцарю», и таким образом автор подчеркивает нравственную красоту князя, боргатство и щедрость его души, но с другой стороны — мы видим трагическое бессилие, порожденное несоответствием идеалов Князя и реалий жизни. Автор наделяет Мышкина вечной прелестью чуткости и сердечности, но каждым словом герой неосознанно давит на "больные точки" других персонажей, искренне пытаясь им помочь. Он страдает от того, что не в его силах исцелить глубокие душевные раны Настасьи Филипповны и помочь Аглае.
Мышкин предстает перед нами наивным и добрым человеком, со своими достоинствами и недостатками, но именно его доброта и делает Мышкина одним из самых светлых и печальных образов в русской литературе.
Свидетельство о публикации №116060904739