Глаголы плюс...

Рецензия на «Прижавшись к теплому плечу» (Сан-Торас)

И всё нЕ то, и всё нЕ так, (Е!!!)
Такой, казалось бы, пустяк!
Лина Чирко   07.06.2016 15:55
*
_______Да, Линочка:) -  точно, что очевидный пустяк, почему промахнулся?
Что было в голове? -  Что-то, типа - "ни то, ни се".
Если нет автоматической грамотности, нужно всякий раз думать, а я беру и не думаю:)))
Понравилось у Вас:

"И облака нам вслед неслись ЭКСПРОМТОМ..." - достояние  лирики:))
Сан-Торас   07.06.2016 21:45 
*

________Санто, у меня был ЭСКОРТ, а не ЭКСПРОМТ...
Но экспромт - это интересно своей необычностью...
Хотя лететь вслед экспромтом... Так можно?
Лина Чирко   07.06.2016 22:42 
*

_______ЭКСПРОМТОМ... Придумал я,  намеренно заменил ЭСКОРТ, на
"нестись экспромтом", т.е. не запланировано, стихийно, внезапно, импульсивно.
Облачный экспромт, как нечто возникшее по поводу - более неожиданное определение, чем ЭСКОРТ и потому ошеломляет. Эскорт — это сопровождение, нестись в след экспортом - предсказуемое сравнение или определение, а экспромт - это реакция, спонтанность, еще секунду назад облака и не думали нестись вслед - это был порыв,
 т.к. экспромт! -  ведь можно нестись вслед: - тучей, ветром, тоской, разлукой -
"Разлука шла за ними по следу" - или "Горечь преследовала их". Если разлука может идти по следу, или тоска преследовать, то почему облака не могут нестись экспромтом? - А плыть туманом грусти, - могут?
Сан-Торас   07.06.2016 23:00 
*
________Заменить?
Лина Чирко   07.06.2016 23:02 
*


________Думаю нет, потому что ЭКСПРОМТ выбивается из общего строя Ваших эпитетов, тогда нужно весь стиш взрыхлить, перепахать и поубавить глагольных рифм.
Что меня не устраивает в этом оригинале? - Профанация глагольных рифм.
Надо найти к каждому рифмованному глаголу, или хоть через раз, существительное.
Например: "летать - кровать" - глагол + существительное - идеально!
*
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли. М. Ц.

Этот катрен безупречной рифмы: "бездну - исчезну", "вдали - земли" - наречие + существительное.
И глагол в первой форме в масть существительному.

Вот, для нас с Вами зарифмовал разные части речи с глаголами, чтобы встряхнуться. Экс в песенном ритме:

А мысли летают черней черной птицы,
Огарками вьются вдали.
Любимый, не спишь ты? – Мне тоже не спится -
Мы вместе не спать бы могли.

Пусть сгинут несчастья, сгниют за сараем,
Сгорят в безразличном огне!
Друг друга не слышим мы, не понимаем -
И горько, и холодно мне.

А душу пронзают летящие спицы -
Стеной между нами дожди,
Как выжить, не пасть, не погибнуть, не спиться? -
Меня на краю подожди!
*
В этом эксе - сочетание рифм: - существительное + глагол:
«Птицы – снится, сараем – знаем, дожди – подожди»,
+ игра слов и смыслов в чередовании:
«не спится - от понятия спать и не спиться - от слова пить».
*
Так же я не пренебрегал бы рифмой: глаголы — наречия.
Например: «устало — немало»

Хоть выпало счастливых дней немало,
Слетались стайкой прямо на крылечко,
Но счастье от судьбы моей устало -
Рукой махнуло – мол, ничто не вечно.
*
Рифма: глагол + числительное, тоже не валяется:
«пять - спасть»

Затрезвонил звон будильный
Растревожил утро в пять!
Жаль мне сна, а сон был дивный
Досмотреть хотел, доспать.

Здесь хороша составная разнословная рифма:
«звон будильный - сон был дивный»

Или так:
«Лет до ста рости

Нам без старости.» В. М.
*
Неплохо складываются рифмы и с прилагательными.
Например, «белая – смелая»:

Ночь над Питером теплая, белая -
Облака - эсэмэсками.
Ты на встречу шла гордая, смелая,
По пустынному Невскому.

И с междометиями рифмы, вполне себе, улыбаются:
«ах – размах»

Орлом залюбовался – ах
Какой полет возвышенный!
Орлиного крыла размах
Над городом, над крышами!

Здесь, еще и рассечённая рифма, окончание первой строки уходит в начало второй.
Или, например, в «Гренаде» у Светлова:
*
И мёртвые губы шепнули: Грена…
Да, в дальнюю область, в заоблачный плёс
Ушёл мой приятель и песню унёс.
*
Блестяще у Бродского связана составная и рассеченная рифма:

Сверни с проезжей части в полу-
Слепой проулок и, войдя
В костёл, пустой об эту пору,
Сядь на скамью и, погодя,
В ушную раковину Бога,
Закрытую для шума дня,
Шепни всего четыре слога:
— Прости меня.

Однажды прочел четыре последних строки в эфире на Первом канале,
но вырезали этот момент.
*
Существительное и местоимение, тож ничего пасуют: «оно – окно»

Нет приведений? — Так, вот оно!
Закрой на щеколду двери!
Гляди-ка сейчас залетит в окно,
Поди теперь, не поверь им!

Здесь составная разнословная:
«двери – поверь им»
*
Рифма и с числительными дружит - экс шутка: «один – простолюдин»

Но среди прочих был один,
Весьма, простой простолюдин.

А рифмовать нарицательные части речи, особая вкусняшка, хотя еще лучше — имена собственные, города, марки машин и т.д.:
Типа:
«Мистер-Твистер бывшей министр,
Мистер-Твистер миллионер!
Владелец заводов, газет, пароходов
Приехал в гостиницу Англиетер»

Все эти заводы, пароходы – здорово именовать в стихах.
У меня был длинный экспромтный цикл с Паладом: «Нескончаемая Аграфена»

Прошло полвека - хепи бёздей Ване!
Мелькнула жизнь, перелистав внучат.
А он на том же стоптанном диване,
Где некогда случайно был зачат
Лежит, следя за падшею звездою,
Увы, не ухватить мечту за нить,
Вздыхает… жаль, купеческую Зою,
Которую уже не долюбить.

Но высший пилотаж, на мой взгляд, это срифмовать, что-нить банальное: «розы – морозы, слезы – березы», с чем-то нестандартным, неожиданным типа:

Какой подарок роза!
Охапку свежих роз,
Он, выйдя из роллс-ройса,
С поклоном преподнес!

Тут и глаголет с существительным поцеловался. Кстати, моделью великолепной статуэтки «Дух Экстаза», что установлена на капоте Роллс-Россов, была Элеонор Торнтон, я ее много раз рисовал, будучи в восторге от экспрессии ее движений.

Так же ценю удачные, авторские словообразования. Например:
«Инцидент исперчен, любовная лодка разбилась об быт» В.М.

У меня в стихах:

И ясно, чем человек начинен и где его мыслей бродилище,
Какой в голове Ньютона бином и библиотекохранилище,
Каков объем извилиномышц и сколько в нем истин искаемых,
Каких накопал этот ум-малыш полезнейших ископаемых,
И сколько добра в нем, любви и греха, души и тоски человечьей -
Нас отличает суть языка! Ткань нашей личной речи.
*
Вполне уважительно отношусь и к именам собственным, они в стихотворениях звучат славно и конкретизируют тему. К примеру у Давида Самойлова:

«Кому прочесть Анисьи иль Настасьи?
Ей Богу, Пушкин, - все равно кому!»

Или

У Лермонтова:
« Нет, я не Байрон – я другой»

У Бродского «Письмо римскому другу»

«Как там в Ливии, мой Постум
Или где там, неужели до сих пор
Еще воюем?»

Или у меня, в ироническом стихо:

Вы мне сказали: «Жаль не Пушкин ты!» –
Естественно, нет Пушкина второго!
И Вы не гений чистой красоты:
Не Анна, не Наталья Гончарова.
*
Так же, как в изобразительном искусстве, в изящной словесности интересна не только классическая форма, но и разнообразие стилей в самых неожиданных, оригинальных живописаниях слов.
Это намедни экспромтнул:

Река колышется врасплёс,
Причалил лист кленовый
И коромыслом рой стрекоз
На шелковых крылах унёс
Поэзы вышитые словы.
*
Интересены, но сложны перекрестные панторимы:

Не едал морквы он слаще,
Был он отроду пуглив
И его потертый плащик
С берегов унес прилив.

Но это ближе к «омограммовым шуткам»
Иногда использую цезуру — это наверное природная тяга к внутристиховой паузе, нра, когда цезура делит строку на два двустишия это имеет супер музыкальное название – медиана. Считается, что в сквозной рифме уместна авторифма — т.е. случайная рифма, как непреднамеренное созвучие слов, но мне это не в кайф, потому что рассыпает стиш, его целостность. Зато когда авторифма продумана и уходит внутрь строки, становясь внутренней, то звучит изумительно:
*
И пока язык мой путем эмпирическим не свяжет стопарик вискария -
Наслаждайтесь оргазменно-эстетически риторикой моего глоссария!
Моим репунсивом анаколуфным, албанью - до звезд и транса! -
Не прячьте головы в страхомуфты от когнитив-диссонанса.

Конечно, я не забыл что Вы филолог и все это знаете лучше меня, тогда почему в дебютном стихо сплошные глагольные рифмы?
Большинству авторов, кажется что они выражают  столь необыкновенно глубокие, драгоценно выстраданные чувства, что остальное уже не суть неважно.
А остальное – это всего-лишь культура речи и без нее, любая фигура речи звучит фигово, фигурально говоря:))
Если бы авторы ( а каждый к себе относятся трепетно, попробуй критикнуть!) могли представить насколько слабо передают свои сильные чувства, то, несомненно бы повысили уровень, хотя бы для того, чтобы озвучить себя достойно.
Ведь каждого второго тешит мысль: «стихи – главное, что после меня останется», но если главное столь убого, то, наверное, с этим надо что-то делать, не продолжать ведь в том же духе?
Мне нравится, что много людей пишут стихи, но не нравится, что мало кто их совершенствует.
А ведь белиберда, которая кажется автору прелестью – очевидна, так же как гармоничный стих.
Стоит бросить взгляд и эта самая культура-мультура - афонаренно светит в глаз, независимо оттого какие переживания заложены в произведениЮ .
Не ну, с кем еще я могу обсудить подобные вещи?

Сан-Торас   08.06.2016 15:00


Рецензии
Здравствуйте, Санто! Много полезного извлекла для себя... спасибо!
С уважением - Екатерина

Екатерина Падукова   11.06.2016 07:58     Заявить о нарушении
Рад, Катюша:))
В добрый путь!

Сан-Торас   11.06.2016 08:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.