Духовная нищета

Духовная нищета.

Для современного человека, озабоченного своей собственной судьбой, нет более сложного вопроса, чем нищета, которую он переживает в сказочном богатстве. Наблюдая нашу жизнь уже много лет и размышляя над этими вопросами, я пытался понять ее психологическую сущность, подлежащую раскрытию и осмыслению. И вместе с тем, сосредоточившись на внешних проявлениях жизни, мы на какой-то момент действительно можем говорить и об изобилии. И этот парадокс наше сознание не всегда способно воспринять и за ним увидеть истинную сущность вещей — духовную нищету, в которой оказались люди, сами того не сознавая.Ведь вещи и их изобилие или нищета материальная — это не характеристика личности, а социальные отношения, т. е. просто продукты совместной деятельности людей. Богатство богатству рознь. Самые богатые люди мира оказались духовно самыми нищими. И наше общество продолжает налегать на материальное обогащение, развивая идеологию потребления, в действительности людей опустошающую, не видя за ним духовную пустоту как прямого результата обеднения связей людей друг с другом, в том числе и ослабления их непосредственных контактов. Еще сложнее понять, что это является следствием того очевидного факта, что все отношения между людьми, ранее их объединявшие и порождавшие солидарность, общность, превращаются в денежные отношения (голый расчет), на глазах же преображавшие людей, обнажая их звериную сущность. Создавалось такое впечатление, будто всех заколдовала и заворожила некая неведомая сила. И благодаря деньгам человек попадает в такое положение, в котором он о себя должен думать сам, отчуждаясь от окружающего мира отношений людей. Вот вам пример, человек остается одиноким не на склоне лет и замыкается в себе и не воспринимает окружающее, а уже молодым. В пожилом возрасте человек имеет богатый жизненный опыт. Казалось бы, он должен быть и духовно богатым. На самом деле его связи с миром сузились и доведены до минимума, даже на нет. И вот он как самый невостребованный просто внутренне деградирует в положении, в котором оказался на старости лет. А что происходит с молодыми? Со всем? Сегодня одиночество становится всеобщим принципом. И вот самость человека и выходит вперед.

А теперь спрашивается, а зачем нужны знания этому одинокому человеку? Ясно, за исключением тех знаний, что способствуют его продвижению и оправдывают его положение, ко всему остальному он безразличен. А духовное богатство, радость, ощущения удовлетворенности и счастье всегда было и есть богатство и глубина связей людей с обществом и друг с другом. Это всегда есть ощущение своей нужности другим и своему обществу в целом, это чувство принадлежности к какому то коллективу как его значимая часть. Это всегда востребованность человека. А что сегодняшний человек? Он заброшен и никому не нужен. Алкоголик, наркоман, вор, проститутка, преступник. Как же может быть довольным и счастливым мужчина, например, если от него отвернулась его жена, если не уважают его собственные дети и если, оказавшись безработным, он превращается в обузу и поистине становится призраком, пугающим всех. Общество, в котором каждый человек имел свое место, включая и детей, уже разложилось. А государство — не общество. Люди должны создавать новое, человеческое общество взамен разложившемуся, и понять смысл своего бытия. И они должны понять, что разлагается капитализм и отношения, порожденные им. Но самое удивительное в этой ситуации произошло с государством. И этого люди до сих пор не могут взять в толк.
Сегодня в нашем представлении общество ассоциируется с государством. А государство интенсивно паразитирует, перейдя на индивидуальные механизмы развития в силу самодовлеющего характера денег и тем становясь неким непроницаемым бастионом, противостоящим людям. И это требует иного подхода к государству и осмысления его роли в современном обществе. Здесь дело не в том, что люди захватили власть и используют ее в своих корыстных интересах, а в том, что исторически сложившиеся функций государства изменились. Государство — это не люди, работающие в госаппарате, а исторически сложившаяся система, охватывающая каждого, в том числе и всего общества. И оно имеет свои четко определенные функций. В настоящее время эта система отделилась от общества и людей и тем как бы уходит от них. А людям это не понравилось. Деньги, как мы уже видели, тоже покидают людей. А люди, напротив, пускаются в погоню за ними. Традиционная форма жизни ломается, и люди уже чувствуют, что должны жить самостоятельно, самостоятельно объединившись, но как — еще не знают. А они должны знать. Это историческая необходимость. А государство для людей уже не сделает ничего, раз оно свою историческую миссию выполнило. Люди уже переросли государственный строй. Как они переросли и деньги и все другие общественные отношения капитализма. Жить сегодняшнему культурному и образованному человеку в облике денег и персонифицируя товар – это уже абсурд.


Рецензии