Там, где русалки живут

Щебечут весенние воды;
Исчезли, подтаяв, снега.
И с новою силой природа
Покрыла травой берега.

Зелёным ковром застелила
Поляну вдоль устья реки.
Взветвились густые чащобы;
Мелькнули в цветах мотыльки.

Весною - земля оживает.
Весной, по поверью славян,
Все души ушедших всплывают
И бродят, легки, как туман...

А в недрах холодных глубоких,
Оттаявших медленных вод -
Ожил и заводит воронки
Русалок* немой хоровод...

Опасен, загадочен, ловок -
Погибель для путника взгляд
И норов подводных "шутовок"**,
Их песен и танцев обряд.

Печально плывут хороводы.
Прозрачен лик дев под луной...
И замерла тихо природа,
Ловя песен тягостный вой.

...На Троицын*** день по селеньям
Звон служб пронесётся рекой.
Украсят дома и молельни
Ветвями берёз и травой.

Помолятся вновь об ушедших
И забранных лапами вод...
Начнётся в полях и пролесках
"Русальной недели"**** отсчёт. 

Оставив холодные воды,
До осени с Троицы дня -
Русалки рассыплются градом
По рощам, низинам, полям.

И, выбрав ветвистые ивы,
Берёзы, что клонятся в пруд,-
Качаться в ветвях, да аукать,
Петь песни друг с другом начнут.

"Неделю русалочью" рыщут
Вдоль берега и по полям:
Заблудших, потерянных ищут;
Забрать в своё царство хотят...

Но в тихих домишках, руками
Всезнающих старых селян -
Кресты нарисуют мелками:
Над окнами, дверью, в сенях.

В защиту от нечисти к избам
Полынь принесут и свечей,
С недели страстной припасённых,
Да ладан и вербы ветвей.*****

Тепло и уют над домами.
А где-то в глубинах чащоб,
Играя с густыми ветвями, -
Русалок бредёт хоровод...

Присядут в траве под Луною,
Кубышки****** вплетут в волоса...
И тихо кивают их вою,
В воде отражаясь, леса...

...И слышаться песни их будут
Среди потаённых прохлад,
Пока не наденет природа
Свой медный осенний наряд...



*Русалки - они же "шутовки", "берегини". По верованию славян - это людские дети, умершие некрещёнными; потонувшие девушки.
 
**Шутовки - одно из названий русалок.

***Троицын день - церковный славянский праздник, отмечаемый на 50 или 51 день после празднования Пасхи. На Троицу принято поминать и нечистых покойников, утопленников. В этот день активизируются потусторонние силы. Люди украшают травами и молодыми берёзовыми ветвями церкви, избы, дворы. Троицын день - это проводы весны, день разделения весны и лета. И последний день перед выходом русалок на землю: до Троицы русалки живут в водах, а после этого дня - рассыпаются по полям и лесам до осени.

****Русальная неделя - она же Троицкая неделя или Проводы русалок. Неделя, начиная с Троицы. Это время пребывания на земле русалок, только вышедших из воды. Всю неделю они рыщут по берегам и полям, завлекая неосторожных путников, пытаясь защекотать и увлечь их в подводное царство "дедушки Водяного".

*****По поверьям славян,защититься от русалок можно ветками полыни, церковным ладаном, свечами страстной недели и ветками священной вербы. Так же, чтобы избавить себя от нечисти, мелом ставили над оконными и дверными притолоками кресты.
 
******Кубышка - растение семейства Кувшинковых, многолетнее. Кубышку часто ошибочно называют кувшинкой. Распространено на мелководье по берегам озёр и медленнотекущих рек.(информация из Википедии)
 
(используемая литература: Максимов С.В. - Крестная сила: нечистая сила.М.:АСТ,1999)


Рецензии
Сначала хотел написать, что ну никак не вяжется языческая обрядовость и верования с православием. А потом подумал, о каком периоде вы пишете... И зашел в тупик. Больше всего, мне лично, это напоминает времена двоеверия, когда в каждой избе в красном куту рядом с иконами и образами стояли кумиры Богов (где-то от 100 до 200 лет после крещения Руси, а по некоторым данным и до конца XX века).

Ну а если вы пишете про более поздние времена, то я бы сказал, что есть некоторые принципиально важные идеологические нестыковочки..) Особенно это касается определения слова "Русалка" (в месте про некрещеных детей... О, Боги, где это пишут??)) Слово это и его значение появилось задолго до крещения Руси).

В целом, это моё личное мнение. Если что не так, извините.
Отличное стихотворение, очень понравилось.
С уважением.)

Радомирослав   14.09.2016 00:16     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое за внимательный подход и за тёплый отзыв)
Вы совершенно правы, как раз про время двоеверия в жизни предков наших, когда не знали к чему примкнуть, а многие выбирали - поклоняться и одному, и второму не забыть...Неточности, возможно, и могут быть, не спорю; литературу я использовала разную и много ; авторы пишут не одинаково о наших обрядах и поверьях...Но в целом, выделяла общие аспекты, стараясь опираться на исторические и задокументированные авторами факты, но не на свои домыслы)..( это про некрещёных детей: указан такой факт в используемой литературе: Максимов С.В. - Крестная сила: нечистая сила.; в этом произведении есть и выписки из уст народа, так скажем...То есть - поверья и былины-рассказы из уст самих жителей глубинок и областей страны Русской; опираясь на рассказы собранные со всех волостей - писатель и создавал свою книгу, которую я позднее использовала, просила в архиве Ленинки)...) Возможно двоеверие так и осталось в умах многих людей...Кто знает...Поэтому не отрицают до конца ни одной веры, ни другой..

Виолетта Ларикова -Захарова   15.09.2016 10:41   Заявить о нарушении