Лазамеру. Глава третья

Глава третья


Столица Иннеары местами даже более беспорядочна, чем Киев. Она – как лес, только из улиц и домов: порядка нет, а душа радуется. Ярким подтверждением тому служит «крученость» 36-го маршрута ввиду невозможности проехать прямо с площади Андерсена на Таймырское, и тут же – прямизна 25-го с 35-м, пересекающих этот самый 36-й в двух точках, но на разных уровнях.
34-й, безобидно уходящий из «котла» маршрутов Киргизского проспекта в сторону залива Манжерок, задумывался именно как ответвление. Потом знакомые приписали его... мне. Мол, маршрут-отшельник. Лишь потом пошла мода «присваивать» дальнейшие маршруты тем или иным моим корешам и не совсем корешам. И первым из таких стал 36-й. Думаете, Таймырское – целевой массив этого самого 36-го – всегда было Таймырским? Нет. Оно сначала именовалось Толочинкой. Долгое время после 36-го «открывались» одни «именные» троллейбусные маршруты: 49-й, 48-й, 37-й, 38-й, 39-й, 40-й, 61-й, 9-й... А вот 33-й, который по рассматриваемой шкале считается старше 36-го, стал «именным» позднее. И виной тому – тот самый мой одноклассник Виталик, несколько лет работавший водителем во 2-м киевском троллейбусном депо.
На моих глазах троллейбусная схема Лазамеру разрасталась со страшной силой – по той причине, что вариант малых городов с таким мегаполисом не проходил. Самодостаточным в качестве «оторванных» от общей сети получились лишь 21-й и 43-й; взять же такой «дуэт», как 52-й с 55-м – они бы просто не существовали друг без друга, хотя и кардинально отличаются своими «самостоятельными» отрезками. Помимо того, они ведь оба имеют общую остановку в черте города только одну – то бишь конечную «Чумаченковский рынок», от которой 38-й, 42-й и 45-й едут в глубь самого города. 52-й и 55-й – практически пригородные маршруты, но всё же, коль скоро они – 52-й и 55-й, а не 252-й и 735-й (коих и нет вовсе), они подчиняются правилам городских перевозок. Кстати, 80-й, 81-й и 83-й также везут пассажиров далеченько за черту столицы, только не на север, а на юго-запад. Недолго просуществовал в «гордом одиночестве» на юго-востоке города 77-й: его очень быстро дополнил 74-й.
Попытаемся совершить небольшую экскурсию по той части Лазамеру, откуда всё начиналось.
Садимся в первый вагон подъехавшего 3-го троллейбуса 1241-1250 и разворачиваемся вокруг клумбы на площади Героев Новороссийска. Отсюда начинается Киргизский проспект, никакого собственно отношения к Киргизии не имеющий – просто лучшего названия для центральной трассы не нашлось, и люди к этому привыкли. Развернулись, поехали. Уже после первой остановки – «Универмаг «Звезда» – от нас ответвляются влево под прямым углом 13-й и 49-й, причём у 13-го впереди – лишь разгрузочный участок до ул. Варяжской, а вот у 49-го – целое Пиротехническое шоссе, тянущееся до массива Мрачков на крайнем северо-востоке. Мы же сейчас направляемся к Орнаментной площади, на полпути к которой (на углу бульвара Эдит Пиаф) к трассе следования нашего поезда сначала слева подсоединяется 51-й, а справа (ненадолго) – 35-й, причём эти два маршрута были «открыты» мной с временной разницей почти в 19 лет. Тем временем мелькают встречные 902, 1394-1364, 1709-1710, 408, 4233, 4358, 4494, 5067, 8514... Те, что из пятого депо, на данном участке исключительно 35-е. Правда, успеть увидеть на данном коротком промежутке и 5067, и 8514 малореально, ибо 35-й – один из самых редко ходящих маршрутов. Пока проедут три или четыре 3-х, 35-й встретится лишь один. Именно ввиду предельной пропускной способности Киргизского проспекта он не может ходить чаще...
На Орнаментной площади мы прощаемся с 35-м и 36-м и едем дальше прямо уже не только с  33-м и 51-м, но и с 23-м и 34-м. Они подключаются с левой стороны – с улицы Песочной. Общие остановки всех этих маршрутов довольно длинные, но их всего три: «ул. Зональная», «ул. Телевизионная» и «Кармаловский рынок». И тут 34-й, на котором ездят исключительно копии «Шкод-14Тр», под строго прямым углом откалывается вправо – на тихий двухполосный проспект Мечты. Его целевая зона – Пьехинка и Манжерок. Примечательно то, что здесь 34-й почти задевает бортом здание, прерывающее тротуар на Киргизском проспекте в этом месте. Иначе бы здесь «ДАКи» могли ходить как миленькие... Это уже два года спустя я обнаружил хитрейшую закономерность: поезда или «гармошки» ходят лишь на тех «именных» маршрутах, чьи «хозяева» умеют водить транспортные средства. Лишь на 52-м, уже упоминавшемся выше, таковых нет из-за 24-градусного уклона по Электротележному шоссе. И поделом: живой прототип посёлка Лаговское меня знай себе дразнил своим скороспелым умением ездить на электропогрузчике в 1989 году – ему просто надо было ещё тогда ногу ампутировать, чтоб педали не мучил.
Едем на нашем 3-м (1241-1250) далее. Примерно в километре от угла проспекта Мечты уходит влево малоприметный 51-й – здесь всего в трёхстах метрах от этой развилки его конечная «ж/д платформа «Демарино». Самого железнодорожного полотна почти не видно: пути почти полностью пролегают под улицами, бульварами и проспектами, лишь кое-где выныривая на свет. Но и путям метро они не мешают – те действительно под землёй (кроме участка «Удодицкая» – «Бомбешкинская» на юге левого берега Раданэ). А наш Киргизский проспект, застроенный преимущественно семиэтажными домами у тротуаров да двух-трёхэтажными во дворах, приближается к своему логическому завершению – Легендарной площади.
Здесь наш 3-й на мгновение смыкается с 7-м и 60-м, присоединяющимся со стороны Керамической площади, а затем весьма красиво отсоединяется от 33-го и всех остальных. За Легендарной площадью начинается Лунный бульвар; вроде бы он и логично продолжает трассу, но по застройке он разительно отличается от Киргизского проспекта: вместо кирпичных семиэтажек с волютами здесь преобладают 12-этажные плиточные дома с балконами.
Но мы не едем по Лунному бульвару! В самом начале этого бульвара левые полосы проезжей части плавно уходят вниз относительно средних и правых. Метров через сто эти полосы превращаются в резкий поворот налево – на ул. Сенсационную, переходящую в Соевый спуск. Вот куда мы поворачиваем! Эта дорога уже только для 3-го маршрута. Она идёт медленно, но уверенно вверх, и конечная – «ул. Андрея Миронова» – с самой улицей Андрея Миронова проезжими частями не стыкуются. Разворачиваемся как бы во дворе П-образной семиэтажки, числящейся по Миронова. Сама улица проходит со стороны фасада этого дома; более того – нечётная её сторона представляет собой крутой склон правого берега Раданэ.
Доехав в обратную сторону до Легендарной площади, можно перейти дорогу и сесть на 33-й, чтобы исследовать Лунный бульвар. Лучше даже поймать 60-й – он идёт на целых пять остановок дальше, но мы всё же сядем на 33-й; пусть это будет 1081-1083. Угол между Лунным бульваром и ул. Сенсационной составляет градусов 65 – так что не зря из центра по Киргизскому проспекту пущены два равнозначных маршрута, а не один. Разнообразия ради пристроимся на задней площадке второго вагона нашего 1081-1083. Закомпостируем талончик... О, класс! Когда-то и в Киеве такие коды компостеров процветали – правда, латинских букв они не выбивали. «SJ» из дырочек – круто!
Трасса 33-го (а также 7-го, 23-го, 60-го) здесь пряма и без единого уклона. До поворота на Меховую, с которой 33-й идёт на отстой на Безоблачной, у нас 11 остановок. За окнами, помимо белобалконных домов, – небольшие кинотеатры, универсам «Мраморный», маленькие скверы и стадиончики... Даже пару поликлиник. Только в эти поликлиники никто в качестве пациентов не ходит – они бутафорские. Они в первую очередь служат ориентирами для неосвоившихся в Лазамеру приезжих. Жители Чумаченково (север столицы) или Медведевки (запад) путаться здесь не станут: лазамеруанцы свой город знают досконально. Нет, не в плане знаний заслуг того или иного исторического лица, связанного с Лазамеру (хотя, конечно, и не без этого), а географически. Говорить, как куда добраться из одного конца столицы Иннеары в другой – преступление.
Итак, поликлиники и «ЖЭКи» позади. Ведущий вагон нашего троллейбусного поезда сворачивает на малоприметную улочку Меховую; здесь же предпоследняя остановка – «ул. Меховая». Слышно, как сработала стрелка. Так же, только без стрелки, осуществляется поворот на Безоблачную (ох и зрелище – два отстаивающихся 33-х (1446-1467 и 4352) и 67-й (1658). И – старт назад, в центр, с остановки «ул. Тминная», замыкающей квадрат. Левый поворот на Лунный бульвар, снова поликлиники, белобалконные дома, песочницы... Вот и Легендарная площадь. Уже третий раз! (А куда деваться?)
Вливаемся в Киргизский проспект; 7-й и 60-й ушли на свою Керамическую площадь. Выйти лучше всего на Орнаментной площади, чтобы пересесть на такой легендарный (хоть и не проходящий через Легендарную пл.) 36-й. теперь наш курс  в такой тупик, из которого и пешком-то выйти в какой-либо другой район нелегко.
На 36-м ходят только «9Тр» – сделанные, конечно, не в Чехии. Северная-то конечная у этого маршрута обыденная, как мои штаны, а вот южная... И надо было туда троллейбусную линию прокладывать? – спросит сторонний наблюдатель. Надо! Несмотря даже на станцию метро «Таймырское» и одноимённую железнодорожную платформу.
Сразу за Орнаментной площадью у 36-го – резкий поворот «направо-назад». Но на самом деле – не назад, потому что сквозь пространство острого угла, описываемого нашим 697, чёрта с два пройдёшь пешком. Здесь пылевая зона, хотя её за последним домом по Киргизскому проспекту на этом участке и не видно. Столь же бутафорские сараи, склады картона и кирпича, кусочек пустыни почти в самом центре города... А чуть юго-западнее – пустырь. Это и есть Зона критического перепада. Остановка с таким названием – единственная «самостоятельная» у 36-го, и залегает она в тоннеле, о котором уже упоминалось. А вот перед тем, как открыть двери на следующей остановке, 697 совершает невообразимый, буквально акробатический трюк – разворот вокруг клумбочки всего в 4 метра диаметром. Здесь же подсоединяется 2-й, идущий на Таймырское из глубины массива Моторный. Функция «двойки» ещё и в разгрузке 36-го, так как в 36-м редко когда можно занять свободное место; 36-му, как видим, альтернативы просто нет.
«14Тр» просто бы занесло (и разнесло по кусочкам) на таком вираже. Да и не вписался бы 407 или 4133 своим модерновым дизайном в архаичность Моторного и Таймырского. «Двойка»-то не делает сего адского разворота, но на ней ради солидарности тоже ездят только «9Тр» 4-го лазамеруанского депо. Была идея уничтожить этот нелепый с точки зрения земного прагматизма разворот 36-го (он на конечных таких кульбитов не делает!), чтобы по нему могли ездить машины других моделей, но – проект так и остался под стеклом. А я, признаться, представлял на нём «ДАКи». Не сработало... Какие «ДАКи», когда герой моей цеховой жизни 1988 – 1989 годов только дразнил меня своей туманной перспективой овладеть вождением электропогрузчика! И тут совпало... Ну не проделки ли это иннеарского Разума?
В общем, развернулись. И пошла брусчатая улица Анны Герман – справа болота с камышами, слева – одно- да двухэтажки. И главное – со стороны камышей расположены такие же остановки, как и с противоположной! Водились бы в Иннеаре цапли – 2-й и 36-й их бы развозили чаще всего. Но, увы, птиц там нет вообще. Рыб, земноводных, пресмыкающихся, иглокожих, насекомых – то ли к сожалению, то ли к удивлению, – тоже. Разве что в фильмах – для колорита. Фауна Иннеары проста: многие жильцы многоэтажек имеют собак, которые помогают хозяевам во всём – только что не разговаривают ни по-русски, ни по-английски, ни по-иннеарски. Они могут пылесосить ковры, перекручивать фарш для котлет, прибивать рейки для полок, оттирать грязь со стен – как тряпкой, так и собственной шерстью... Собаки держатся городов. А за городом – несколько другая картина: собак там не видать. Зайдёшь в полдень в лес близ столицы или хотя бы к западу от Бонуораже – а там с каждой ветки слышно на разных нотах: «Мяу! Мя-а-а-ау-у-у!» А забредёшь в этот же лесок ночью – там с тех же веток доносится трактороголосое: «Муррррр... муррррр...»
Философствуя о животных, мы и не заметили, как 697 прибыл на конечную. Да... Зона действительно непроходная. Просто немыслимо представить, что в каких-то четырёх километрах на север – параллельный диковатой улице Анны Герман Киргизский проспект! Перед нами – сиротливая двухэтажка с тёмно-синей неоновой вывеской «Видеокафе «Студент», а если мысленно продолжить брусчатую трассу хотя бы на 20 метров, – взор уткнётся в нешуточные горы, за которыми... знакомые по 34-му маршруту Пьехинка и Манжерок. Только не сразу: перед Пьехинкой ещё несколько кварталов, не принадлежащих этому массиву; в их центре, на плолщади Памяти Крайслериды, установлен памятник неизвестному мальчику, так и не научившемуся водить машину...
Жутковато здесь как-то. Нет, для тех, кому Лазамеру – дом родной не только на сознательном уровне, никакой жути на Таймырском не чудится, но киевлянин или москвич в этой части иннеарской столицы испугается. А потому дождёмся-ка другого 36-го (2-м нам ехать всё равно некуда) и изволим отсюда выехать. Пусть это будет 1274. И пусть его компостер выбивает на талончике «R;». Не «RO», а именно «R;»: диакритические символы здесь ох как в почёте – чтобы ни один оттиск не повторялся!
Вот мы уже подъезжаем к истоку улицы Анны Герман, куда 697 влился из адского разворота. Но 1274 просто круто сворачивает направо без всяких заездов на Моторный – подобно тому, как 697 сворачивал в тоннель у пылевой зоны. Правильно поняли: ради одного-единственного, сугубо знакового разворота в одном направлении на 36-й маршрут можно пускать только одиночные «9Тр»! Это эффект, господа. Эффект хоть и горьковатой, но – изюминки. Впрочем, на 2-м маршруте со временем вполне могут появиться «ЮМЗ-Т2». «14Тр», а тем паче «15Тр» или «ДАКи» на нём не появятся никогда: они там были бы похожи на звукосниматели в пылесосе.
Заезжаем опять в тоннель, берём парочку пассажиров в Зоне критического перепада – и выныриваем... правильно, на подходе к Орнаментной площади. Объезд площади по периметру против часовой стрелки, Киргизский проспект, бульвар Эдит Пиаф, универмаг «Звезда»... Площадь Героев Новороссийска! Да, 36-й её проезжает! Только не разворачивается, а едет дальше вправо-вверх (прямо всё равно дороги нет). Семь остановок – и конечная «пл. Андерсена» – общая с 13-м, 19-м и 41-м. На 13-м почему-то тоже не ходят «14Тр», а вот «ЮМЗ-Т2» – пожалуйста. Поезда же и сочленёнки на 13-м и вовсе неуместны: это второстепенный по всем параметрам маршрут.
Ну, с площади Андерсена можно уехать куда угодно – и почти на Боково, и на Молодогвардейское (19-м), и на Ведищевскую слободу (41-м), откуда уже недалеко до Чумаченково... На примере данного небольшого экскурса по нескольким центральным маршрутам видно, что путешествие в лазамеруанских троллейбусах – дело более чем увлекательное. Ведь, помимо того, что троллейбусы Иннеары – живые существа, они никогда не бывают забитыми до невозможности закрыть двери. Если в 697 было 14 пассажиров, то в 1274 – аж 16; ты посмотри, какая толпа! А так как в Иннеаре никто ни с кем вдвоём (тем паче – втроём) не ездит, планировка сидений в троллейбусах страны моей мечты отличается от киевской или московской: ряд – справа, ряд – слева и ряд – посредине, причём посредине он более разрежен. Проходить-то всё равно надо, как ни фокусничай...
Теперь, используя карту и зная подвижной состав на тех или иных маршрутах, можно (для начала – мысленно) попутешествовать троллейбусами 1-го, 2-го, 3-го или 5-го депо столицы Иннеары. Можно сделать комбинированную поездочку – с трамваями и метро. А что – чем плоха, например, сеть маршрутов от Терпкой Хурмы до посёлка Муравское?


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →