Нагарджуна. Двенадцать Врат. Глава 4
Глава 2. Существование и несуществование следствия: http://stihi.ru/2016/04/04/1072
Глава 3. Условия: http://www.stihi.ru/2016/06/05/6132
Глава 4. Признаки
переложение с санскрита
Итак, все вещи пусты. Почему?
Ни те, ни те в природе не имеют
Тех признаков, которые всему
Придали б непустотности идею.
Так как их нет – то вещи все пусты.
Всё то, что есть, не признаком творится.
– О чём сейчас ведёшь сужденья ты?
– О том, на чём хочу остановиться
На этот раз: на признаках вещей.
Отмечен бык острейшими рогами,
На кончике хвоста имеет шлейф
Густых волос – и вот опознан нами
Как бык. Кувшин имеет свой объём,
Дно плоское и маленькое горло,
[Мы через это горло воду льём],
Оно кругло, края его обтёрты –
Всё вместе мы кувшином признаём.
Колёса, ось, оглобли – вот повозки
Часть признаков, по ним мы и поймём,
Что это [инструмент для перевозки].
Имеет человек глаза [и рот],
И голову, и тело, и суставы,
И позвоночник, и [упругий свод]
Стопы, и руки, [и покров кудрявый] –
Вот признаки его, по коим мы
Его определим как человека.
[Однако все они приобщены
К нему извне, подобно краске некой.
Поскольку и без них он был бы он].
Возникновенье, длительность, кончина –
Вот признаки, [которыми клеймён
И отличён в различных величинах
Предмет от всех, кто также сотворён].
– Так были ли когда-либо приметы
Сотворены [из небытья времён]?
Иль все характеристики предметов
Несотворёны? – Кто произведён,
Имеет три отличья от иного.
И не имеет признаков, коль он
Несотворён, – и не бывать другого.
[И если мы сейчас с тобой найдём,
Что некий акт имеет три приметы,
Творёным мы считать его начнём,
И нетворёным, если в нём их нету.
И если есть в возникновенье то,
Что счесть его творёным полагает,
То мы признаем признаком его,
Что сотворён. Иначе не бывает].
Возникновенье если творено,
Три признака оно тогда имеет:
Возникновенья, длительности до…
И разрушения, [что всем владеет].
И эти же три признака его
Должны иметь такой набор в себе же –
И так без края, до конца всего,
[Насколько б ни был этот край безбрежен].
Всё то же в полном праве мы сказать
Про длительность и про конец предметов
[И сущностей. Иными им не стать.
Иначе невозможно было б это].
Само возникновение должно
Три стадии иметь в своём развитье:
Возникновенье, продолженье до…
И окончанье – [полное сокрытье].
И если нет в нём признаков таких,
То как считать его же сотворённым?
И как считаться признаком других
Оно могло б вещей произведённых?
Посмотрим дальше: различаем мы
Возникновенье и иные фазы
Отсюда сделать вывод мы должны,
Что факт возникновения доказан.
Но что не сотворёно, то иметь
Тех фаз не может: воедино слиты
Они. Не можем мы их разглядеть –
То, значит, вещи не были [развиты]
И не возникли. То же доказать
Мы можем для конца и продолженья.
И потому обязаны сказать:
Все фазы пусты, [нет у нас сомненья].
И потому творёное – пусто.
И также пусто всё, что нетворёно,
Поскольку с тварным связано оно
Тем, что через него определёно.
Так пусто всё, что есть и чего нет,
А то, что нетворёно, [дважды пусто].
[Таков мой здесь логический ответ
На твой вопрос, мне заданный искусно].
– Ты говоришь, что каждый признак сам
В себе имеет признаков триады.
Тем самым как регресс указан нам
Тот путь, что рассужденьем этим задан.
Тогда возникновение не есть
То, что творёно. [Но, однако, можем,
Иной подход мы обозначить здесь
И наши рассуждения продолжить].
Что если есть первичное [звено:
То, из чего возникло всё в цепочке]?
Исток возникновения оно,
[Всё остальное – только оболочки].
Возникновенье происходит от
Первичного сего возникновенья.
Первичное же свой черёд ведёт
От факта своего же появленья,
[Поскольку суть его в том, что процесс
Оно само, а не исход процесса].
Явлений семь имеют место здесь:
1. Предмет, 2. Возникновение [эксцесса],
3. Его теченье и 4. Его конец,
5. Возникновение возникновенья,
6. Течение теченья, 7. Наконец,
Крушенье краха этого явленья.
Первичное явленье породить
Способно остальные шесть явлений
И кроме самого себя явить
Их всех. Притом процесс возникновенья
Рождает факт первичный из себя,
Создав его на свете появленье,
И череду всё ту же соблюдя,
[Вторичное] даёт произведенье.
Вот потому отсутствует прогресс,
Хотя всё друг из друга сотворёно.
[У нас в наличье – круговой процесс].
Всё то же может быть проговорёно
И для теченья, и затем – конца.
– [Давай дадим свой ход сомненьям этим.
Возьмём сейчас с тобой для образца
Возникновенье снова и отметим],
Что если появление его
Рождает факт первичного явленья,
То что же есть тогда оно само
И как идёт его возникновенье?
[Ведь если А собой рождает Ц,
То как из Ц потом мы А получим?
Ведь то, что получается в конце,
Есть следствие, а не причина. Лучше
Рассмотрим всё подробно по шагам].
Возникновенье появленья может
Создать собой первичное – [и нам
Сей факт для рассуждения поможет,
Поскольку из первичного теперь
Мы получить хотим возникновенье],
Но не получим: [как его ни мерь,
Оно не есть первичное явленье].
Поскольку было произведено
[И из себя итог не породило.
Так значит, не первичное оно,
И так его назвать напрасно было].
Оно не породило из себя
Возникновенья, как мы рассудили,
[Первичным называлось оно зря,
И все слова напрасны эти были].
А если всё ж первичное теперь
Рождает из себя возникновенье,
То как ему возможно, [ты проверь],
Не быть его причинной как явленьем?
[Ведь начинали мы как раз с того,
Что из него творение исходит,
Но после рассужденья моего
Мы видим, что того не происходит].
Не могут два высказыванья быть
Одновременно истинными оба:
Первичное способно породить
Процесс возникновенья особый –
А то при этом создаёт его.
Поскольку раз одно из них первично,
То всё и происходит из него,
И не бывать ему при том вторичным.
Ведь чтобы породить свой результат,
Оно должно уж быть произведёно,
Но если его нет, откуда взят
Сам результат [по логики закону]?
Не может быть и так, чтоб в тот же миг,
Когда один на свете возникает,
Другой одновременно с ним возник,
Собой при этом первого рождая.
Поскольку не рождённое пока
Ничто на свет собой не производит:
Его ведь нет. [И логика легка
Понять теперь, что так не происходит].
И раз возникновение ещё
На свет само всецело не явилось,
Первичному явленью запрещён
Рожденья акт: то не осуществилось.
Гипотеза не может верной быть
О том, что возникающее тут же
Свои приметы может породить.
В примере с светом это обнаружим.
Ведь светит он и освещает всё:
[Жилища, вещи], разные предметы,
И сам собою, вроде, освещён.
[Однако ложно утвержденье это].
Зовём мы освещеньем то, что тьму
Уничтожает, [не оставив следа].
Но светит как оно? [Вот и веду
О том я дальше не спеша беседу].
Нет тьмы у света – [нет её тогда,
Когда он светит, всё вокруг меняя].
Нет тьмы в пространстве – [даже и когда
Ничто его собой не озаряет].
Основа света не содержит тьмы.
[Тьма чужда свету, свет ей не присущий].
Так как же можем говорить здесь мы
О том, что свет, [извне себя берущий],
Тем освещает вещи и себя?
Ведь он не отнимает тьмы предметов
И, [правило всё то же соблюдя],
Не отнимает темноту у света.
Не освещает свет ничто вокруг:
Ни вещи, ни себя. И потому мы
Признать не можем световых заслуг
По освещенью, то пустые думы.
– Свет убивает при включенье тьму.
И потому тьмы нет ни в нём, ни в месте.
[Собой он губит тьму – и посему
За тьмы уничтожение ответствен].
– Как свет способен уничтожить тьму?
Он не соприкасается ведь с нею,
И при включенье не бывать ему
В контакте с тьмой. [И потому мудрее]
Нам рассуждать, что свет не губит тьму.
А если он изгнать её умел бы,
Не прикасаясь, – то дано ему
Ей нанести предельные ущербы:
Убить собой до полного конца.
Ведь если полагать, что свет умеет
Не приближаясь [до её лица],
Тьму сделать меньше, [глуше] и мертвее,
То он уже давно бы сделал так.
Однако зажигая лампу ночью,
Не видим мы, что полностью весь мрак
Она бы разнесла при этом в клочья.
И потому твой тезис, будто свет
Способен уничтожить тьмы наличье,
Необоснован. [Вот такой ответ
Мы предъявляем, рассудив логично].
Идём же дальше. Если сам себя
Свет освещает и ещё предметы,
То, всё собой без счёта погребя,
Закрыла бы и тьма подобно свету.
[Поскольку одинаковы они:
Подобье их – в их противоположье].
И оба по причине той могли
Объять себя и всё, что только можно.
[Но этого ведь нет]. И потому
Твоё предположение напрасно.
[Ни свет собой не побеждает тьму,
Ни тьма для света не таит опасность].
Здесь следует заметить: если [факт]
Возникновения не состоялся,
То породить себя сумеет как
Оно в дальнейшем? Если же случался,
То для чего ему рожденье вновь?
Зачем ему ещё раз повторяться?
[Своё вниманье здесь ты приготовь].
Как только собирается рождаться
Возникновенье, выглядит оно
Иль так, как если бы уже явилось,
Иль так, что появиться суждено,
Но до сих пор явленья не случилось.
И если выбирать нам вариант,
В котором появленье не случилось,
Но всё ж случится, [никакой талант]
Здесь не покажет, как бы это сбылось.
Поскольку не рождённое ещё
На свет не производит ни другого,
И ни себя. А если мы сочтём,
Что варианта нет у нас иного,
Как выбрать то, что [факт] явленья дан
Нам в совершённом виде и затем он
Явиться вновь на свет имеет план, –
Какая цель была б у той проблемы?
Рождённому себя не повторить,
А в сделанном уже нет сил для дела.
И потому возникновенью быть
Не суждено. Такие же пределы
Мы можем дать для признаков других:
Для длительности и для разрушенья.
Как не творят они себя самих,
Так и к предметам нет у них решенья.
И ты неправ, когда ты говоришь
Что все они – творения приметы.
Посредством них ничто не сотворишь:
Ни их самих, [ни факты], ни предметы.
И потому творёное пусто.
А раз пусто творёное – то пусто
И то, что было не сотворено.
Здесь про нирвану речь вести искусство
Мы можем, так как есть она сама
Крушенье сотворённого [в сознанье],
И потому нирваны суть пуста.
[Рассмотрим дальше эти основанья].
Ни порожденье, ни бытье, ни крах
Не могут быть приметами творенья.
Однако и без них ничто [в веках]
На свет своё не явит появленье.
То, чего нет, не признак ничему.
«Отсутствие же признаков» – тем боле.
Определить нирвану посему
Не можем мы как не-наличья долю.
Как мы найдём тот признак, по чему
Определить отсутствие мы сможем
Всех признаков? Ведь именно ему
Знак признака в том случае положен.
[И если мы предмет опознаём
По признакам, которых в нём же нету,
Как знаем мы, что речь идёт о нём –
Не о другом, что эти же приметы
В себе не держит?] Признаки собой
Определяют [качества] предметов.
И если нет их – то предмет такой
Не познаваем, [невозможно это].
Тут можно было бы сказать и что
Тот признак на особую одежду
Похож, где «поле признаков пусто»,
Где нет своих особенностей между
Одной одеждой и ещё такой.
[Одежде той названье – униформа].
Ход к этому [практический] простой,
[Но ложна здесь теории платформа.
Об этом говорили мы уже,
Что раз предмета два неразличимы,
Из них второй – бессмысленный сюжет:
Нет смысла быть ему производимым].
Всё различимо в признаках своих,
Аналогично длительность, и порча,
И появленье – вот приметы их.
[Рассмотрим и не-признаки здесь зорче.
Так, предположим, можно говорить],
Что не-возникновение, не-порча,
Не-длительность [имеют смысл] «не-быть».
[Но я бы был здесь более разборчив]
И этот факт нирваной не считал.
Так как условья для творенья пусты:
Возникновенье, длительность, финал
Всё пусто, – и творения искусство
По ним мы вовсе не определим, –
Как можно заявлять тогда, что можно
Несотворённое познать по ним?
[То утвержденье очевидно ложно].
Так по каким [конкретно] из примет,
Которыми владеют все предметы,
Уже произведённые на свет,
Узнаешь на вопросы ты ответы?
Как признаков отсутствие нам даст
Предполагать, что это тоже признак –
Не-сотворенья? [Мысли той балласт
Из нашего ума быть должен изгнан]:
Твой тезис, что одежда без примет
Есть образец «беспризначной» нирваны,
Необоснован. И опять ответ
На твой вопрос, о признаках заданный,
Всё тот же: сотворённое пусто,
И также пусто то, что нетворёно,
Пуста и самость. Вывод здесь простой,
Что пусто всё, что нами рассмотрёно.
Перевод – Валентин Ирхин
Рифмовка – Лариса Баграмова
Глава 5. Характеризуемое и нехарактеризуемое: http://www.stihi.ru/2016/11/03/820
Свидетельство о публикации №116060700322
Анна Рыбба 11.06.2016 20:23 Заявить о нарушении
<…> Здесь следует заметить: если [факт]
Возникновения не состоялся,
То породить себя сумеет как
Оно в дальнейшем? Если же случался,
То для чего ему рожденье вновь?
Зачем ему ещё раз повторяться?
[Своё вниманье здесь ты приготовь].
Как только собирается рождаться
Возникновенье, выглядит оно
Иль так, как если бы уже явилось,
Иль так, что появиться суждено,
Но до сих пор явленья не случилось.
И если выбирать нам вариант,
В котором появленье не случилось,
Но всё ж случится, [никакой талант]
Здесь не покажет, как бы это сбылось.
Поскольку не рождённое ещё
На свет не производит ни другого,
И ни себя. А если мы сочтём,
Что варианта нет у нас иного,
Как выбрать то, что [факт] явленья дан
Нам в совершённом виде и затем он
Явиться вновь на свет имеет план,
Какая б цель была у той проблемы?
В рождённом нет энергии родить,
А в сделанном – энергии для дела.
И потому возникновенью быть
Не суждено. Такие же пределы
Мы можем дать для признаков других:
Для длительности и для разрушенья.
Как не творят они себя самих,
Так и к предметам нет у них решенья.
И ты неправ, когда ты говоришь
Что все они – творёные приметы.
Посредством них ничто не сотворишь:
Ни их самих, [ни факты], ни предметы.
И потому творёное пусто.
А раз пусто творёное – то пусто
И то, что было не сотворено.
Здесь про нирвану речь вести искусство
Мы можем, так как есть она сама
Крушенье сотворённого [в сознанье].
И потому нирваны суть пуста.
[Рассмотрим дальше эти основанья].
Ни появленье, ни бытье, ни крах
Не могут быть приметами творенья.
Однако и без них ничто [в веках]
На свет своё не явит появленье.
То, чего нет, не признак ничему.
«Отсутствие же признаков» – тем боле.
Определить нирвану посему
Не можем мы как не-наличья долю.
Как мы найдём тот признак, по чему
Определить отсутствие мы сможем
Всех признаков? Ведь именно ему
Знак признака в том случае положен.
[И если мы предмет опознаём
По признакам, которых в нём и нету,
Как знаем мы, что речь идёт о нём,
А не о том, что эти же приметы
В себе не держит?] Признаки собой
Определяют [качества] предметов.
И если нет их – то предмет такой
Не познаваем, [невозможно это].
Тут можно было бы сказать, и что
Тот признак на особую одежду
Похож, где «поле признаков пусто»,
Где нет своих особенностей между
Одной одеждой и ещё такой.
[Одежде той названье – униформа].
Ход к этому [практический] простой,
[Но ложна здесь теории платформа.
Об этом говорили мы уже,
Что раз предмета два неразличимы,
Из них второй – бессмысленный сюжет:
Нет смысла быть ему производимым].
Всё различимо в признаках своих,
Аналогично, длительность, и порча,
И появленье – вот приметы их.
[Рассмотрим и не-признаки здесь зорче.
Так, предположим, можно говорить],
Что не-возникновение, не-порча,
Не-длительность суть признаки не-быть.
[Но я бы был здесь более разборчив]
И этот факт нирваной не считал.
Так как условья для творенья пусты:
Возникновенье, длительность, финал
Всё пусто, – и творения искусство
По ним мы вовсе не определим, –
Как можно заявлять тогда, что можно
Несотворённое познать по ним?
[То утвержденье очевидно ложно].
Так по каким [конкретно] из примет,
Которыми владеют все предметы,
Уже произведённые на свет,
Узнаешь на вопросы ты ответы,
Как признаков отсутствие нам даст
Предполагать, что это тоже признак –
Несотворенья? [Мысли той балласт
Из нашего ума быть должен изгнан]:
Твой тезис, что одежда без примет
Есть образец «безпризначной» нирваны,
Необоснован. И опять ответ
На твой вопрос, о признаках заданный,
Всё тот же: сотворённое пусто,
Тем боле пусто, что несотворёно,
Пуста и самость. Вывод здесь простой,
Что пусто всё, что нами рассмотрёно.
Толко до окончания там ещё как до канадской границы :) Это только конец четвёртой главы, а всего их двенадцать :)
Лариса Баграмова 12.06.2016 18:05 Заявить о нарушении
Только, вроде бы, вывод уже сделан в последних строках?))
Анна Рыбба 12.06.2016 18:44 Заявить о нарушении
Лариса Баграмова 12.06.2016 19:03 Заявить о нарушении
Анна Рыбба 12.06.2016 22:28 Заявить о нарушении