Когда обрываются планы

"Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам."

Откровение Иоанна Богослова 3:19-22

* * *

Когда обрываются планы...
И скорби стесняют, кружа.
И слезы так жгучи, как раны.
Господь Твой, Призрел на тебя.

Он с кротостью нас Вопрошает:
"Куда, драгоценный, идешь?"
Все тленное в мире ветшает,
Мирская лишь путает ложь.

Наступит мгновенье когда-то...
И в вечность умчится душа.
В грехах ЗДЕСЬ покаяться надо.
Смиряться, Держась за Христа!

Не думать о временных целях...
Господь Милосерден и Благ.
Он Жизнь и Небесные Двери.
Наш Друг, ну а я себе враг.

Дано нам Святое Писание-
Благая Небесная Весть.
Там Правда для Жизни Святая.
Спаситель, Христос, с нами, Здесь.

Стучится в закрытые двери...
Отворят, Войдет вечерять.
Он Жизнь и Небесные Двери.
Любя, Будет Он Обличать.

Не надо каменьев и злата.
Не надо шелков дорогих.
Душе, лишь, Спасение Надо.
Спаситель, Христос, Он Один.

*  *  *

Придёт время, ты уйдёшь от всех, и тебя все оставят. Друзья позабудут. Богатство тебе не понадобится. Красота увянет, не станет силы, высохнет тело, и душа погрузится во мрак.

Кто протянет тебе руку в этой тьме и одиночестве? Только Христос Человеколюбец, если ты в жизни своей Его возлюбил. Он выведет тебя из тьмы к свету, из одиночества на Небесный Собор. Думай об этом день и ночь и стремись к этому. И да поможет тебе Христос, Царь любви...

Святитель Николай Сербский

*  *  *

Толкования на Мф. 10:29

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 29-30 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены

И чтобы тогда, когда будут их умерщвлять и закалать, они не подумали, что терпят все потому, что оставлены Богом, опять начинает речь о Божьем промысле, говоря: не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены. Что, говорит, малозначительнее их? Однако же, и их нельзя уловить без ведения Божия.

Он не то говорит, что падают по содействию Божьему (это недостойно Бога); а только то, что ничего не происходит такого, что бы Ему было неизвестно. Если же Он знает все, что ни происходит, а вас любит сильнее, нежели отец, – любит так, что и волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться. Впрочем, сказал это не потому, будто Бог исчисляет волосы, но чтобы показать совершенство ведения Божия и великое попечение о них.

Итак, если Бог и знает все происходящее, и может сохранить вас, и хочет, то каким бы вы ни подвергались страданиям, не думайте, что страдаете потому, что Бог оставил вас. Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды, потому что в этом-то и состоит настоящее избавление от бед.

Беседы на Евангелие от Матфея.


"У вас же и волосы на голове все сочтены..."

«У вас же и волосы на голове все сочтены» (Матф.10:30). Этот стих является логическим продолжением предыдущего стиха. Поэтому его и надо рассматривать в тесной связи с предыдущим стихом. А в предыдущем стихе говорилось, что без Воли Божьей даже малая птица, не упадет на землю. То есть, в предыдущем стихе рассказывалось не только о Всемогуществе Воли Божьей, но и о том, что она распространяется на все события мира, как на большие, так и на малые. Иными словами в этом стихе говорится, что всё на свете происходит только по воле Божьей, в том числе даже такое малозаметное событие, как падение малой птицы на землю. В рассматриваемом стихе продолжая Свою мысль и обращаясь к Своим ученикам, Спаситель использует народную пословицу, имеющую аллегорическое значение.

В древнееврейском обществе было распространено выражение, суть которого сводилась к тому, что только одному Богу известно, сколько звезд на небе, сколько капель в море, сколько волос у человека. Эта пословица применялась для того, чтобы показать всезнание и вездесущность Бога. Потому что ответить на эти вопросы мог только Господь Бог.

Используя эту народную поговорку, Спаситель в Своей речи обращаясь к Своим ученикам говорит им о том, что от Воли Божьей зависит не только падение любой, даже малой птицы на землю. Для того, чтобы показать всезнание Господа Спаситель говорит о том, что все волосы у учеников Его посчитаны.

У древних евреев существовала традиция, согласно которой мужчинам рекомендовалось сбривать волосы. Об этом, например, говорит Апостол Павел. «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него» (1Кор,11:14) Таким образом, для древнееврейского мужчины волосы считались ненужной частью туалета. После их сбривания их никто не пересчитывал. Спаситель в Своей речи не случайно указывает на волосы с головы для того чтобы ясней и наглядней высказать ученикам Свою мысль. А суть этой мысли состоит в том, что если даже в ненужной части мужского туалета, какой был волосяной покров у мужчины на голове, все волосы пересчитаны, то это указывает на безграничную осведомленность и всеведение Божье. А если Бог осведомлен даже в количестве волос, то есть в том, что не нужно древнееврейскому мужчине, и является для него второстепенным и ничтожным, то конечно же Господь осведомлен и в самом главном, имеющем место в жизни любого человека.

Слово «сочтены» Спаситель применил не случайно. Потому что оно указывает на то, что счету подвергаются только ценные вещи. А коль для Бога ценными являются даже волосы на голове Апостолов, то более того для Него ценна их судьба и все события в их жизни.

Если в предыдущем стихе Спаситель говорит о Всемогуществе Бога и Его безграничной Воле, которые распространяются даже на падение малой птицы, то в разбираемом стихе Спаситель говорит о Всезнании Бога, указав Апостолам на то, что у них и волосы все посчитаны. Речь Спасителя о Всемогуществе Бога, показанном Мессией на примере птиц, и речь Спасителя о Всезнании Божьем, показанном Христом на примере количества волос у Его учеников нужны Ему для обобщающего философского вывода. И этот вывод Спаситель высказывает в 31-м стихе. Суть этого вывода состоит в том, что Бог печется и заботится на основе Своего Всезнания обо всем земном и сверхъестественном мире. Наряду с этим Господь Бог особым вниманием окружает учеников Христовых, которые, по выражению Спасителя «лучше многих малых птиц». Такую заботу ученики Спасителя получили благодаря своему беззаветному Апостольскому служению.

Таким образом в разбираемом стихе для высказывания Своей мысли Спаситель применяет контраст в сочетании образов речи. Это сделано для того чтобы показать что если Господь Бог осведомлен в ничтожных и малых предметах человеческой жизни то тем более Он прекрасно знает всё о главных предметах и событиях человеческой жизни. Символическим выражением о том, что волосы уже посчитаны Спаситель иносказательно говорит о том, что даже незначительные предметы, касающиеся Апостолов, находятся под бдительным наблюдением Божьим и предначертаны заранее, как количество волос на головах у учеников Спасителя.

Слова из разбираемого стиха о волосах являются последними в наставлении Спасителя Апостолам с употреблением словосочетания "не бойтесь". При помощи предыдущих советов о том, чего Апостолам не следует бояться, Спаситель развеял их потаенные страхи. А словами о сосчитанных волосах Спаситель указал на то, что Апостолам не следует бояться никаких опасностей. Потому что Господом Богом предопределен их жизненный путь, как в значительных событиях, так и в малых. Поэтому количество волос на их голове не только сосчитано, но и предопределено. Тем самым Спаситель сказал о том, что если волосы на головах Апостолов сосчитаны, то и на все остальные события в их жизни также распространяется Всемогущая воля Божья, которая защитит их от любой опасности.


Рецензии