Точность
Живёт она довольно далеко, надо на автобусе ехать, потом приличный отрезок пути надо идти пешком. Так вот, тогда прождала долго автобус и опоздала. Поднявшись к кабинету и увидев, что в коридоре никого нет, обрадовалась. Вот сейчас выйдет кто-то из кабинета, а она войдёт. Но никто не выходил, и она робко постучала в дверь.
"Да, - услышала Мария Степановна голос участкового врача Митрухиной – кто там?"
"Здравствуйте!" – Мария Степановна улыбнулась – мне вот только рецепт выписать...лекарства кончились."
"На какое время у Вас талон?" – перебил её лепет грозный голос Митрухиной.
"На два часа..." – тихо сказала Мария Степановна.
"А сейчас сколько?" – похоже было, что какой-то робот задавал ей эти вопросы.
"Я опоздала на пятнадцать минут...это автобус...но к Вам никого нет....мне только рецептик бы..." – начала хитрить Мария Степановна, но этот номер у неё не прошёл.
"Я все карточки только что отнесла в регистратуру, в архив. Ничем не могу помочь" – было сказано твёрдо и так, что Мария Степановна смогла только пролепетать:
"А что же делать?"
"Запишитесь снова, в следующий раз не опаздывайте!"
Мария Степановна тихо прикрыла дверь и спустилась на первый этаж. Там милая медсестричка помогла ей записаться через терминал к Митрохиной.
И вот сегодня, спустя девять дней, она не опоздала, и никого опять нет у кабинета. Всё же хорошо разгрузили себя врачи. Помнит Мария Степановна, какие были раньше очереди.
Посмотрев снова на часы, Мария Степановна встала и робко постучала в дверь. "Можно? " – она заглянула в кабинет. Митрохина сидела одна и что-то писала.
"На какое время у Вас талон?" – точно, как и в тот раз, спросила врач.
"На 12-ть" – радостно сказала Мария Степановна.
"А сейчас сколько?" – вопрос был совершенно без интонации.
"Сейчас? Без двух минут..." – упавшим голосом промямлила Мария Степановна.
"Вот именно. Сидите в коридоре и ждите, Вас вызовут".
Мария Степановна прикрыла дверь.
"Что же, с секундомером что - ли ходить?" – подумала она.
Ровно в двенадцать часов её вызвали.
С рецептом Мария Степановна шла домой и думала:
"Как всё же странно. В театре, когда 1000 зрителей поспешили и пришли вовремя, к началу спектакля, его , этот спектакль, как правило, задерживают и порой на пятнадцать - двадцать минут. Это уже стало нормой.
Даже самолёты и поезда уходят, бывает, с опозданием, а у Митрохиной вот такая точность. Вот у кого поучиться - то надо аэропортам, вокзалам и театрам.
И надо купить секундомер, чтобы в следующий раз не выглядеть так глупо".
2016.
Свидетельство о публикации №116053101838
http://www.stihi.ru/2011/03/08/9025
Василий Марценюк 01.06.2016 10:39 Заявить о нарушении
Лидия Дунай 01.06.2016 15:03 Заявить о нарушении