Духовный мир человека

Человек — не только микрочастица Космоса, но и огромный, очень сложный и во многом еще загадочный мир. Внутренний или духовный мир чело­века — это тоже безграничный космос самых разно­образных ощущений и чувств, эмоций и настроений, замыслов и идей, понятий и образов, фантазий и идеалов, ценностей и теорий.

Психические свойства и состояния человека. Основу человеческой психики составляют чувственные формы отражения действительности. Чувственный мир челове­ка чрезвычайно сложен. Человек способен различать десятки тысяч оттенков разных чувств, для обозначения которых у него существует всего 5—6 тысяч слов. А это значит, что мы даже не можем назвать каждый из этих оттен­ков. Поэтому мы часто вынуждены называть одними и теми же словами разные оттенки чувств. В какой-то мере они могут передаваться интонацией или тембром голоса, взглядом, мимикой, жестами и т. п.

Чувства человека — это психическая форма проявления его разнообразных потребностей, отражение им своей реальной зависимости от тех предметов или условий, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей. Следовательно, чем больше у человека различных потребностей, тем богаче и разнообразнее будет и его чувственный мир. Вместе с тем, развивая и усложняя какую-то свою потребность, человек одно­временно развивает и делает более сложными или утонченными связанные с ней чувства.

Чувства человека не являются неизменными, они проходят разные этапы своего развития. Сначала они могут проявляться как не вполне четкие влечения. Поз­же — перерастают в желания. Если потребности, кото­рыми они вызваны, не удовлетворяются, то чувства приобретают форму устойчивых стремлений. Наконец, когда чувство достигает высшего уровня, оно про­являет себя как страсть. Но после удовлетворения потребностей эти чувства постепенно угасают и вытес­няются другими, более сильными.

Конкретным выражением чувств или их непосред­ственным переживанием являются эмоции. Можно также сказать, что эмоции — это внутренние положи­тельные или отрицательные реакции человека на те предметы и условия, которые способствуют или мешают удовлетворению его потребностей.

В зависимости от многих причин наши чувства и сопровождающие их эмоции могут быть продолжи­тельными или кратковременными, бурными или уме­ренными, могут усиливаться или ослабевать.

Кратковременные и бурные чувства и эмоции назы­ваются аффектами. Это, например, отчаяние или неудержимая радость, ужас и полная растерянность, приступ неудержимого смеха или огромное удивление, которое на некоторое время овладевает человеком, лишая его самообладания и самоконтроля.

Чаще всего причинами аффекта бывают какие-то неожиданные события или ситуации, имеющие для че­ловека чрезвычайно важное положительное или отрица­тельное значение или, по крайней мере, так им вос­принимаются. Другими при­чинами аффектов могут быть долгое сдерживание наших желаний, чрезмерное напря­жение вследствие их неудов­летворения.

Кроме аффектов ярко вы­раженными эмоциональными состояниями человека явля­ются стрессы, которые могут появиться в результате чрезмерного напряжения (переутомления, опасности, необходимости принимать мгновенные решения). В период стресса активно включаются защитные силы организма, однако длительный стресс может привести к негативным последствиям, влияющим не только на психическое, но и на физическое состояние человека. Поэтому желательно при возможности избегать стрес­совых ситуаций и не создавать их для других людей.

Определенную эмоциональную окраску состояния человека при большей психической устойчивости на­зывают настроениями. Хорошее или плохое наст­роение человека может зависеть от состояния здо­ровья, погоды, отношений с другими людьми, от успешности его действий и многих других причин. Каждый из нас, наверное, из собственного опыта знает, что «испортить» настроение человеку, особенно, когда он очень впечатлителен, неуверен в себе и в своих силах, уставший или живет в тяжелых условиях, очень легко. Значительно сложнее, но и бла­городнее уметь поднимать настроение людей.

хорошее настроение и положительные эмоции способствуют повышению

производительности труда

уменьшению количества несчастных случаев на производстве

Поэтому на совре­менных предприятиях создаются специальные пси­хологические службы, занимающиеся налаживанием «человеческих взаимоотношений» в отдельных под­разделениях или цехах. Для психологической разрядки и отдыха оборудуют специальные помещения.

Большое значение имеет умение человека владеть собственными чувствами, что является важным пока­зателем его культуры. При этом следует помнить, что самообладание не дается человеку в готовом виде, а является результатом воспитания или самовоспитания. Культура чувств находит свое выра­жение также в доброжелательном отношении к другим людям, умении сочувствовать им, в зависимости от обстоятельств надлежащим образом проявлять свои эмоции. И наоборот: бестактность, грубость, черст­вость и несдержанность являются, как правило, сви­детельством низкой культуры чувств, а соответственно—и невоспитанности человека. Даже если человек весьма образован, но не умеет сдерживать своих чувств, управлять ими, портя этим настроение другим людям и отталкивая их от себя, то такого человека все равно нельзя назвать культурным или интеллигентным.

Одно из высших достижений человеческой куль­туры - чувство любви и дружбы, которое заставляет одного человека отождествлять себя с другим, стре­миться к постоянному общению с ним, делать все для того, чтобы видеть его счастливым.

«Любить — значит жить жизнью того, кого любишь» Лев Толстой.

Однако любовь граничит с ненавистью, дружба — с враждой, ответственность — с безответственностью, милосердие — с жестокостью и т. д. И, вероятно, нет человека, который бы в той или иной степени не испытывал всех этих чувств. Поэтому даже тот человек, которого называют человеконенавистником или жес­токим, не может жить без того, чтобы не испытывать хотя бы к кому-то любовь или милосердие. Часто в самом человеке идет борьба между противоположными чувствами. В связи с этим было бы абсолютно не­правильно навешивать на человека какие-то «ярлыки», окончательно, навсегда заносить его в разряд «прес­тупников» или «благодетелей». Наоборот, человечность и мудрость состоят в том, чтобы в каждом человеке увидеть что-то хорошее, пробудить его лучшие чувства и помочь ему преодолеть темные, недостойные человече­ского звания качества. Также и по отношению к самому себе каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы культивировать, развивать добрые чувства и преодо­левать те, которые являются выражением наших низ­менных страстей или демонстрируют негативное отно­шение к другим людям.

Темперамент и характер. Каждый человек имеет свои индивидуальные, психологические свойства и особенности, которые проявляются в его поведении, общении, деятельности. Совокупность индивидуальных психологических особенностей человека называется его темпераментом. А наиболее стойкие и важные свойства человеческой психики, выражающие его индиви­дуальное отношение к окружающей действительности, называются характером.

Темперамент человека характеризуется интенсив­ностью, быстротой протекания настроений и чувств, темпом и ритмом его психических процессов и состо­яний. В зависимости от эмоциональности и активности человека выделяют четыре типа его темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флег­матический.

Сангвинический темперамент характеризуется быстрой сменой разнообразных чувств. Люди, которым присущ этот темперамент, легко общаются и находят общий язык с другими людьми, быстро приспосабли­ваются к непривычным условиям жизни, плодотворно работают, когда заинтересованы каким-то делом, но быстро «угасают» и начинают скучать, когда такого интересного дела нет.

Холерический темперамент отличает большая подвижность, быстрота реакций, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость, порывистость. У холериков выразительная мимика, быстрая речь, стремительные движения. Он с увлечением берется за дело, но быстро теряет к нему интерес и может не закончить его.

Флегматический темперамент характеризуется медлительностью, обдуманностью, уравновешеннос­тью действий. Флегматик всегда нетороплив, спокоен, настойчив. Но в определенных условиях эти качества могут перерасти в безразличие ко всему окружающему и к самому себе, превратиться в лень и безволие.

Наконец, меланхолический темперамент — это такой тип психической деятельности, который характеризуется медленным протеканием психических процессов, пассивностью и замкнутостью. В то же время чувства меланхоликов отличаются глубиной, большой силой и постоянством. Меланхолики тяжело переживают неудачи, обиды, нелегко приспосаблива­ются к новым условиям жизни, склонны к одино­честву.

Определить, к какому именно типу принадлежит человек, иногда бы­вает очень непросто. А делать это необходимо — для того, чтобы сознательно использовать положительные (живость и подвижность у сангвиника, быстрота реак­ции у холерика, выдержка и спокойствие у флегматика, глубина восприятия и чувствительность у меланхолика) или нейтрализовать отрицательные (медлительность у флегматика, несдержанность у холерика, неустойчи­вость у сангвиника, замкнутость у меланхолика) черты человека.

Зная характер человека, мы можем заранее сказать, как он будет себя вести в той или иной ситуации, что сделает или что скажет. В характере объединяются интеллектуальные, эмоциональные и чувственные качества личности, кото­рые выражают определенное отношение человека к окру­жающей действительности и к самому себе, его направ­ленность.

Черт характера существует великое множество. Это, прежде всего, черты, в которых находит свое проявле­ние определенное отношение человека к обществу и к отдельным людям. Положительные: чувствительность, честность, доброта, правдивость, патриотизм, предан­ность, и отрицательные — черствость, лицемерие, эго­изм, нечестность и т. п.

Отдельную группу составляют черты, выражающие отношение человека к самому себе. Это скромность, самокритичность, чувство собственного достоинства, уверенность в себе или же, наоборот, нескромность, зазнайство, неуверенность и др.

Определенные черты характера выражают отноше­ние человека к труду. Это трудолюбие или лень, ини­циативность или безынициативность, ответственность или безответственность и многие другие.

Особое значение имеют волевые черты характера — целенаправленность, самостоятельность, настойчивость, решительность, выдержка, словом, те которые опреде­ляют способность человека сознательно преодолевать как внешние, так и внутренние трудности.

Богатство и цельность характера зависят от соеди­нения разных его черт, а также от условий жизни, воспитания и развития. Поэтому в зависимости от этих факторов характер человека может претерпевать опре­деленные изменения в течение всей его жизни.

Каждый че­ловек может и должен работать над собой, заниматься самоусовершенствованием, развивая положительные черты своего характера и избавляясь от отрицательных. И особенно важно научиться делать это в молодом возрасте. От характера или бесхарактерности человека могут зависеть и результаты его деятельности, его успе­хи в труде или в учебе, его личное счастье, а часто — и счастье близких ему людей.

Мир нашего сознания.

Сознание — это высшая форма психического отражения, свойственная лишь человеку.

Прежде всего, сознание существует в форме мыслей, понятий, идей, оценок, целей, норм, в которых находят свое отражение разнообразные предметы и их свойст­ва, а также отношения между ними.

Кроме того, сознание неразрывно связано с языком, речью. Наши мысли и идеи выражаются в словах и речевых конструкциях, благодаря чему могут сохра­няться и передаваться другим людям. Воспринимая слова или предложения, сказанные или написанные кем-то другим, человек преобразовывает их в формы своего сознания — идеи и мысли.

Органом, с помощью которого человек осуществля­ет сознательное отражение действительности, является его мозг. Поэтому иногда говорят, что сознание пред­ставляет собой функцию мозга.

Мозг человека существенно отличается по своему строению и развитию от мозга животных. Наиболее важное значение имеет кора головного мозга. В ней находятся различные группы нервных клеток, или так называемые центры, иными словами — поля, благо­даря которым осуществляются речевая, слуховая, зри­тельная и другие виды психической деятельности. Та­ких полей в коре больших полушарий насчитывается десятки.

Однако наличия мозга еще недостаточно для воз­никновения сознания. Нужно еще жить среди людей, постоянно общаться с ними, овладевать различными видами человеческой деятельности. То есть сознание может возникнуть и существовать только в обществе.

Одним из удивительных свойств человеческого соз­нания является память, иначе — способность человека сохранять и воспроизводить содержание предыдущего опыта. Благодаря памяти человек может умножать и совершенствовать свои знания, умения и навыки, сохранять и приумножать при­обретения человеческой куль­туры.

Если память позволяет че­ловеку воспроизводить в своем сознании то, что имело на него влияние раньше и существует в действительности, то благодаря еще более удивительной своей способности — воображе­нию в его сознании могут воз­никать образы предметов и яв­лений, с которыми он раньше не сталкивался и которых не су­ществует в самой действитель­ности. Это, конечно, не значит, что воображение никак не свя­зано с действительностью. Оно тоже основывается на предшес­твующем опыте, но содержание этого опыта воспроизводится человеком по-новому — в какой-то необычной форме или в каких-то новых связях.

Особенно важное значение для характеристики сознания имеет мышление, оно позволяет человеку не только познавать окружающий мир, но и ориенти­роваться в разнообразных ситуациях, решать сложные задачи, ставить перед собой определенные цели и нахо­дить пути их реализации. Благодаря мышлению человек познает те общие свойства предметов и явлений, ко­торые не могут быть восприняты им непосредственно с помощью органов чувств. Кроме того, процесс мышления осуществляется на основе готовых, добытых заранее знаний, путем выполнения таких умственных операций, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, индукция и дедукция и др.

Эти умственные операции вначале формировались в процессе осуществления практической трудовой деятель­ности. Постоянное многоразовое повторение одних и тех же действий приводило в конце концов к тому, что человек становился способным воспроизводить эти действия в своем сознании, пользуясь при этом опре­деленными понятиями или образами. Например, че­ловек миллионы раз разъединял на части какие-то предметы — камни, деревья, растения, тела животных и прочее. Благодаря этому он научился мысленно разъединять предметы на части, выделяя в них опре­деленные стороны, признаки, свойства. Эта мысленная операция называется анализом. Вместе с тем че­ловеку приходилось все время и что-то соединять — например, различные детали при изготовлении одежды, орудий труда или войны, что способствовало возник­новению мысленной операции объединения отдельных частей в нечто целое, которая называется синтезом. Именно эти две мысленные операции — анализ и син­тез — и являются главнейшими в процессе человечес­кого мышления. Будучи противоположными по своему содержанию, они вместе с тем неразрывно связаны между собой.

В зависимости от содержания и уровня умственных операций различают разные виды человеческого мыш­ления. Это прежде всего конкретно-действенное мыш­ление, опирающееся на непосредственное восприятие предметов в процессе совершения связанных с ними действий. На более высоком уровне человек мыслит уже конкретными наглядными образами или «картина­ми», объединяя их в определенной последовательности. Этот вид мышления называется наглядно-образным. Наконец, высшим видом мышления является понятий­но-логическое мышление, осуществляемое с помощью понятий. Даже если мы думаем молча, то и тогда используем определенные слова или понятия, хотя и не произносим их вслух.

Основными формами понятийно-логического мыш­ления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятия отражают общие и наиболее существенные черты и свойства предметов и явлений. Суждение — это утверждение или отрицание определенных связей, существующих между разными предметами и явле­ниями. А умозаключение — это сопоставление и анализ разных суждений, на основе которых делаются какие-то новые выводы.

Как и в других сферах человеческой деятельности, в мышлении людей действуют определенные закономер­ности, изучаемые такой наукой, как л о г и к а. Та часть логики, которая изучает структуру и формы мышления, абстрагируясь от конкретного содержания и развития, называется формальной логикой. Установленные ею за­коны мышления — это законы тождества, непротиво­речивости, исключенного третьего и достаточного осно­вания. Наряду с формальной логикой существует также диалектическая логика, которая изучает законы раз­вития человеческого мышления, перехода к новому знанию. Основными требованиями диалектической логики являются всесторонний охват предмета в мыш­лении, отражение его в возможно большем количестве связей и отношений, а также рассмотрение предметов и явлений в процессе их развития.

Несмотря на то, что сознание играет чрезвычайно большую роль в человеческой жизни и деятельности, оно, однако, не охватывает всего богатства духовного мира человека — он намного сложнее.

Факты проявления интуиции, аффектов, паники, гипноза, сновидений, непроизвольного запо­минания и т. п. доказывают существование подсоз­нания.

Только знание сущности этих явлений и их действительных причин может дать нам возможность хотя бы в некоторых случаях сознательно анализиро­вать и контролировать проявления своего подсознания. Большую помощь в этом может оказать ознакомление с теорией психоанализа 3. Фрейда.

Другую группу неосознаваемых психических актов составляют механизмы творчества, формирования ги­потез, предположений, догадок. Они возникают на основе высокой культуры человека. Именно поэтому они были названы выдающимся режиссером и актером К. С. Станислав­ским (1863—1938) сверхсознанием.

Познание осуществляется благо­даря чувственному отражению, и благодаря мышлению, которые представляют собой неотъемлемые и взаимоза­висимые стороны познавательного процесса. Даже когда мы воспринимаем какой-то предмет с помощью органов чувств, то и тогда определенным образом осмысливаем содержание наших чувств, воспринимаем этот предмет через призму наших понятий, связываем его с уже существующими у нас знаниями. Так же и в процессе мышления или рационального познания мы опираемся на наш чувственный опыт. Например, доказывая сложную теорему, мы используем разные рисунки или чертежи, которые делают наглядными те или иные ее абстрактные положения.

Человеческое познание — очень сложный и мно­гогранный процесс. Поэтому абсолютизация только какой-то одной из его сторон и невнимание к другим непременно приводят к ошибкам, которые искажают наше видение мира.

В наше время особенно важное зна­чение имеют знания о том, как добывать и где находить необходимые знания. Так как мы живем в очень ди­намичном мире, то не можем ограничиваться только теми знаниями, которые усвоили в школе, а вынуж­дены в течение всей жизни пополнять их.

Познавая разные предметы и их свойства, мы опре­деляем их размеры, форму, вес, изменения, которые с ними происходят, и т. п. Отражение действительности или ее духовное освоение человеком, это не только познание, но и оценка познаваемых явлений.

Если в процессе познания человек стремится как мож­но точнее отразить тот или иной предмет в своем сознании, познать его таким, каким он есть, независимо от своих вкусов или настроений как субъекта познания, то, оценивая его, он стремится определить, имеет ли данный предмет для него какое-либо значение, может ли он способствовать удовлетворению каких-то потребнос­тей? С этой целью человек соотносит данный предмет со своими потребностями, вкусами, интересами и т. п. И только вследствие такого сопоставления он может определить данный предмет как ценный или лишен­ный ценности, хороший или плохой, красивый или некрасивый.

Это значит, что в определенном отношении оце­ночное отражение действительности более сложное, чем ее познание. Поэтому, чтобы оценить какой-то предмет, человек должен, во-первых, знать, что собой представляет данный предмет, какие он имеет свойства и качества. А во-вторых, он должен также представлять себе, что именно необходимо ему для удовлетворения своих потребностей, какие для этого нужны предметы и какими свойствами они должны обладать. И только на основе сопоставления знаний о свойствах предметов и о собственных потребностях человек может опре­делить для себя ценность этих предметов.

Предметы, которые соответствуют его потребностям и способствуют их удовлетворению, называются цен­ностями. А те, которые мешают удовлетворению его потребностей, считаются антиценностями.

Благодаря оценочному освоению действительности, окружающий мир предстает перед нами не только как определенная совокупность явлений и предметов, но и как иерархия различных ценностей. Это позволяет нам из бесконечного разнообразия различных предметов и явлений выделить прежде всего те, которые имеют для нас определенное значение и могут удовлетворять на­ши потребности. Такое выделение отдельных пред­метов или явлений из бесчисленного их многообразия и придание им определенного преимущества перед остальными называется ценностными ориентациями.

Среди ценностей встречаются и такие, которые тоже удовлетворяют потребности, но при­носят человеку больше вреда, чем пользы. Это так называемые воображаемые ценности, или псевдоцен­ности.

Способность человека познавать и оценивать мир удивительна. Но еще более удивительным является свойство человеческого сознания не только отражать мир таким, каков он есть, но и преобразовывать его, представлять, каким он может или должен быть. В этой способности в наибольшей степени проявляется твор­ческая сущность человеческого сознания.

Способность «предвидеть» проявляется ярко и в разнообразных формах. Это и пред­видение, и прогнозирование, и надежды, и мечты, и гадание, и вера в приметы и т. п. Все эти явления так или иначе основываются на опережающем отражении действительности.

Одной из присущих че­ловеку форм опережающего отражения действительности является целеобразование, то есть такой духовный процесс, в котором человек вырабаты­вает цели своей деятельности. Способность к целеобразованию служит необходимой предпосылкой целенаправ­ленного характера человечес­кой деятельности. Особен­ность целеобразования состоит в том, что оно «опережает» не ход внешних событий, а разворачивание действий са­мого человека, намечая зара­нее их желаемые результаты. При целеобразовании предмет или действительность изменяются в сознании человека в зависимости от его потребностей, приоб­ретая такие формы или свойства, которые делают их пригодными для удовлетворения этих потребностей. Высшим проявлением целеобразования является соз­дание в сознании человека определенных идеалов. Идеал —это представление или понятие человека о наиболее совершенной форме какого-то предмета или явления, о наиболее совершенных и желательных условиях человеческого существования, совершенном обществе или человеке. Можно также сказать, что идеал — это высшая цель, которой человек собирается достичь в резуль­тате своей жизнедеятельности.

Одно из важнейших мест в человеческом сознании принадлежит представлениям об идеальных условиях жизни людей, идеальном обществе и идеальных чело­веческих взаимоотношениях. Подобные представления называются общественными идеалами.

Такие идеалы, которые демонстрируют нам силу и богатство человеческой фантазии, но чрезвычайно оторваны от реальной действительности и остаются практически недостижимыми, называются утопиями. В них могут быть воплощены самые прекрасные че­ловеческие мечты, однако реализовать их невозможно.

Человеческая фантазия способна не только идеализи­ровать действительность, но и искажать ее. И если человек не отличает свои фанта­стические образы от действительности, воспринимая их как реально существующие, то он попадает в их зависимость. Только по-нас­тоящему творческая фантазия может создавать идеаль­ные образы, которые обогащают и совершенствуют действительность, включая и самого человека.

Духовность и бездуховность. Каждый человек испы­тывает определенные чувства и эмоции, имеет пред­ставления и понятия. Но если они служат выражением элементарных потребностей и направлены на предме­ты, необходимые только для поддержания физического существования, если эти чувства и понятия не развиты, то это свидетельствует о бездуховности и внут­реннем убожестве человека, т.е. они — нищие духом.

Быть духовно богатым — это значит уметь мечтать, творчески подходить к решению любой задачи, постоянно стремиться сделать мир и самого себя лучше, справедливее и прекраснее. Духовно развитый человек — это также человек, ко­торый глубоко понимает самого себя и может созна­тельно руководить своими действиями, направляя их на достижение общественно значимых целей и под­чиняя их нормам морали и требованиям человечности.

Среди многих человеческих качеств, свидетельству­ющих о духовности человека, следует назвать прежде всего такие, как милосердие и доброта. Эти качества представляют собой немеркнущие и нестареющие об­щечеловеческие ценности, без которых человечество вообще не могло бы существовать. Каким бы жестоким и несправедливым ни был по отношению к человеку мир, какой бы тяжелой ни была его жизнь, именно доброта и милосердие, если они встретились на его жизненном пути, позволяют ему выжить, найти в себе силы, чтобы преодолевать невзгоды жизни. И наобо­рот, зло, ненависть, жестокость, если они встречаются в человеческих отношениях, способны искалечить судьбу многих людей, испортить их жизнь.

В основе доброты и милосердия лежит родствен­ность человека с человеком. Все мы — люди — связаны так или иначе между собой. И если больно или плохо кому-то одному, то этого не могут не почувствовать и другие. Ибо человек — это не остров, а часть материка. И если свалится в море даже краешек суши — меньше станет весь материк. Джон Донн

Существует точка зрения, что все люди рождаются добрыми от природы. И многие из них всю жизнь творят добро потому, что не могут поступать иначе. Другие же, встретившись с трудностями жизни или несправедливостью, озлобляются, становятся жесто­кими. Осознание своего неразрывного единства с дру­гими людьми, умение поставить себя на их место может помочь понять необходимость быть добрым и милосердным.

Иногда условия жизни или обстоятельства застав­ляют человека думать лишь о себе. Трудности и необеспеченность, с кото­рыми они сталкиваются, порождают неуверенность в завтрашнем дне, делают более эгоистичными и черст­выми. Оглянитесь вокруг: сколько еще есть людей, живущих хуже нас, нуждающихся в помощи. Хочется верить, что по-настоящему добрые и милосердные лю­ди не растеряют этих качеств в сложных условиях своего существования.


Рецензии