Музей Русской Иконы
резерв потратить с умом. Вхожу, уточняю куда и сколько надо платить и слышу
- Вход бесплатный.
Мне предлагают поверх обуви надеть бахилы и показывают на автомат в уголочке. Пытаюсь найти дырку, куда следует бросить 5-10 рублей, но понимая моё замешательство, мне говорят, что нужно просто сунуть поочерёдно ноги в проём. Делаю это и автомат не выплёвывает мне как я вначале предполагал коробочку с бахилами, а именно надевает их на обувку. И это для меня в диковинку.
Музей располагается на 4-х этажах 2-х соединённых между собой старинных особняков и насчитывает то ли 4, то ли 8 тысяч единиц хранения. Разные источники называют разные цифры. Место расположения музея также играет в его пользу - через дорогу находится Афонское подворье. Ультрасовременно оформлен вход в музей, стекло и бетон, между этажами бесшумно скользит стеклянный лифт, вход в экспозицию оформлен как дверь гигантского бронированного сейфа, а сквозь стеклянный потолок атриума прекрасно просматривается высотка на Котельнической набережной.
Узнаю, что над проектом приспособления под музей двух старых особняков работала российско-британская команда, которая учла при строительстве все тонкости обеспечения безопасности и необходимого для икон климата. В каждом зале установлены компактные установки для увлажнения воздуха (так мне показалось) – от них почти всегда идёт лёгкий видимый парок. Встроенные в стены электронные термометры показывают везде +20 градусов. Понатыкано видеокамер слежения, на 1 и 2-м этажах охранники в штатском - эдакие качки молодые, а на 3 и 4 –м этажах почему-то милиция (или полиция с 1 марта?).
В собрании иконы XV-XIX веков. В этом же музее имеются произведения прикладного искусства (металлопластика, деревянная резьба, шитье),
а также предметы народного творчества (масленки, прялки), старинные предметы церковной утвари, уникальная коллекция эфиопского православного искусства, есть даже целый греческий резной иконостас, состоящий из двадцати икон XVII–XVIII веков.
Крупные по размерам (счёт на метры) и средние иконы развешаны по стенам залов, а некоторые и на лестницах, связывающих этажи. Около каждой иконы табличка с указанием годов (веков) написании, краткая информация о происхождении иконы (часто указано, что «не известно»), как попала в музей (например, передана музею вдовой известного коллекционера Герасимова (?)
Мелкие древние иконы выставлены образы, разглядывать их интересно, но подсветка организована неправильно и прочитать мелкие тексты пояснений лично я не смог.
Очень понравилась мастерская иконописца. В момент, когда я заглянул туда, сам иконописец сидел за одним из мольбертов спиной ко мне и что-то делал. Я стал разглядывать обстановку и предположил, что это реставрационная мастерская.
Задал вопрос именно такого толка. Художник отверг мою гипотезу и сказал, что он здесь в качестве иконописца и провёл для меня (пожалуй, я был у него сегодня первый посетитель, который попросил что-то рассказать, т.к. передо мной заглянула в эту комнатку женщина лет 50, которая несколько обгоняла меня в части осмотра экспозиции и не задержавшись пошла дальше) чуть ли не получасовой рассказ о том, как пишется икона. Начал с того, что снял с полки деревянную доску (обычно на Руси липа) размером 25 на 35 см, рассказал, что она обрабатывается левкасом, пояснил что такое левкас, какова технология обработки. Я то и дело вставлял вопросы (тип дерева, чем склеивается, почему часть икон на выставке плоские, а достаточно большая доля из довольно круто выгнута дугой, что делается для предотвращения появления трещин на краске верхнего слоя и т.п.) и мой интерес, видимо, показался ему достойным подробного рассказа. Рассказ пошёл даже в область авторства икон. Оказалось, что никогда они не подписываются, это бы противоречило монашескому служению. Спросил о применении компьютеров при написании им икон и он подтвердил, что иногда он вынужден это делать. Показал пример того, как он сканировал икону из какого-то красочного православного календаря большого формата и недописанную икону, сделанную по мотивам сканированного изображения. Его икона была меньше, чем репродукция и он некоторые мелкие детали удалил и за счёт этого получил возможность несколько увеличить базовые периферийные изображения (но не в центральном образе).
Наверняка это можно назвать каким-то специфичным термином, но, увы, я их не знаю.
Иконописец показал, как в старину растирали пигменты (всего 4 вида) и приготавливали краски.
Обращяю внимание на грубо-щелястый пол этой мастерской. Почему пол столь груб, - спросил я, - и услышал – для повышения достоверности.
Понравился и сам художник. На вид ему лет 35, но седина в бороде даёт основание полагать, что он может быть и старше. Догадываюсь по его рассказам, что иконописью занимается много лет. Ему за то, что он тут ещё и что-то рассказывает – платят, но как я понял, основной его доход – это плата за нарисованные им по заказу церквей (а м.б. и частных лиц – не спросил) иконы.
Я может быть и подольше бы с ним пообщался, но тут в зальчик нахлынула волна инвалидов и я, наступил на горло своему интересу, двинулся на 3-ий этаж.
На самом верхнем этаже есть отдел, посвященный староверам, где можно попасть в настоящую молельню. Она была в своё время заброшена в глухом лесу и, скорее всего, погибла бы там. Директор музея (администратор?) получил разрешение на её вывоз из Вышневолоцкого района под Тверью. И теперь посетители музея могут на неё взглянуть, хотя зайти туда нельзя. Можно разглядывать всё от порога молельни. Это изба размерами 3 на 4 метра, с невысокими потолками около 220 см. Слева от входа небольшая белёная печка, справа и слева по лавке для молящихся. По центру подставец с книгой молитв (или другое, спросить было некого), левее – подставец для свечей, справа в углу на столике или сундучке (темно там и плохо видно) груда книг темных, почти чёрных и очень толстых. Прямо почти под потолком полукруговая полка с иконами, чуть ниже вторая прямая полка (от стены до стены) с иконками и образками.
На стене около небольшого зальчика (точно такой же в каком расположена мастерская иконописца) висит нечто вроде письма администрации Тверской области о том, что они не возражают против помещения в экспозицию Музея.
Фотографировать в музее, якобы не разрешают, но полагаю, что можно и договориться. Уходя спрашиваю – «Это – музей государственный?» и слышу в ответ, что это частный музей и предназначен для широкой публики как некоммерческий «Музей pусской иконы». Он создан по инициативе предпринимателя и мецената Михаила Абрамова в мае 2006 года, а недавно завершилась реконструкция принадлежащего музею этого особняка и новое здание музея было торжественно открытов конце января 2011 года. В 13-40 покидаю музей и обнаруживаю, что есть в нём ещё один зал в полуподвальном этаже, которого я даже не заметил. В этот момент он был под завязку заполнен посетителями и дама с указкой что-то им рассказывала. Я был уже в пальто и решил, что это оставлю на следующий визит в музей.
Позднее, уже будучи дома, я заглянул в Инет и нашёл там следующие реквизиты и сообщения. М.б. читателя они заинтересуют:
http://www.russikona.ru.
Компания Google объявила о запуске проекта, созданного в сотрудничестве с известными музеями мира. Теперь люди смогут познакомиться и рассмотреть в мельчайших деталях более тысячи произведений искусства на сайте googleartproject.com, говорится в официальном сообщении. Полюбоваться на шедевры мирового искусства и побродить по музейным залам можно не выходя из дома, лишь щелкнув мышкой. Пользователи в онлайн-режиме ходят по галереям, выбирают интересующие их картины, читают информацию о них или в мельчайших деталях рассматривают работы, которые отсняты в сверхвысоком разрешении. Создается иллюзия полного присутствия. На данный момент (2011г) в Google Art Project включены Музей современного искусства в Нью-Йорке, Третьяковская галерея, Версаль, Центр искусств королевы Софии в Мадриде, Национальная галерея в Лондоне, Эрмитаж, Музей Ван Гога в Амстердаме и другие знаменитые музеи мира. Всего представлено более тысячи картин 486 художников. Например, в сети есть такие шедевры, как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «В консерватории» Мане или «Рождение Венеры» Боттичелли.
Март 2011 г.
Свидетельство о публикации №116052801494