По улицам Помпей. Часть 1
Глядя на ужасы, изображённые на этом полотне, часто думал, как хорошо, что рядом с нашим Киевом нет никаких вулканов.
Тогда я не знал, что люди сами построят рядом "вулкан" и назовут его Чернобыльской АЭС...
Конечно, тогда я не знал и то, что в левом углу картины художник изобразил самого себя.
Что и в стоящей с кувшином на голове женщине, и в женщине, распростёртой на мостовой, и в женщине, прижимающей к себе дочерей, изображена графиня Юлия Павловна Самойлова.
Та самая графиня, с которой Брюллова связывали романтические отношения, которая и привезла молодого художника на раскопки Помпей (тогда говорили "Помпея", а не "Помпеи", хотя, как говорить правильно, специалисты спорят и сегодня), где влюблённые проводили многие часы, прогуливаясь между руин погибшего города.
Юлия Павловна познакомила художника и с одним из её друзей, итальянским композитором Джованни Пачини, написавшим оперу "Последний день Помпеи", которая произвела на Карла Брюллова неизгладимое впечатление.
Ещё одна интересная деталь: отчество отчима графини было "Помпеевич".
И, конечно, не мог я тогда знать, что при извержении Везувия в 79 году новой эры всё было совсем иначе, чем на прославленном полотне…
Прошло много лет с тех пор, как я впервые увидел гибель Помпей на картине Брюллова.
И вот наша туристическая группа стоит на одной из площадей погибшего города, слушая рассказ итальянского гида.
Оказывается, почти всё свободное население покинуло город заранее, в нём оставили только рабов, которые должны были присматривать за хозяйским имуществом.
Эти люди погибли мгновенно – от жара пирокластического потока – раскалённых до 500 градусов газов.
Город накрыла не лава, его засыпал на высоту 6 – 8 метров падавший вулканический пепел, уплотнённый потом сильными дождями.
В Википедии есть прекрасная статья о той давней трагедии.
В ней говорится, что, возможно, предвестником пробуждения Везувия, спокойно спавшего до этого около четырёх тысяч лет (!), стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э.
Его описал в своих «Анналах» Тацит.
Практически все здания были повреждены, часть из них не отремонтировали до самой гибели города в 79 году.
Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют сохранившиеся «Письма» Плиния Младшего, племянника погибшего при этом извержении известного учёного и политика Плиния Старшего.
Извержение привело к гибели трёх городов — Помпей, Геркуланума, Стабии и нескольких небольших селений и вилл.
Плиний Старший, которым двигали не только интересы науки, но и сострадание к жителям, попытался приблизиться к гибнущим городам на судне.
Пик извержения застал Плиния Старшего рядом со Стабией…
Потом об этой трагедии было забыто - ведь она ударяла по престижу Рима!
Такое не должно было случиться в центре Великой Империи, охраняемой могущественными богами!
Правда, напоминает поведение властей в некоторых странах и в наше время...
Совершенно случайно при прокладке в 1592 году канала от реки Сарно, архитектор Доменико Фонтана обнаружил часть городской стены.
Опять-таки случайно, в 1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания. На нём была надпись со словом «Помпеи», однако, тогда посчитали, что это вилла Помпея Великого.
Настоящие раскопки начались только в 1748 году.
Выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения.
Под многометровой герметичной толщей пепла нашли улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных.
В 1870 году Джузеппе Фиорелли, руководивший раскопками, обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, образовались пустоты.
Он попробовал залить эти пустоты гипсом и получил блестящие результаты - удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения.
На моих фотографиях читатели могут видеть некоторые из этих отливок.
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №116052603832