Триединый Синтез Науки, Религии и Культуры

«Все мировые религии, придавая особое значение любви, состраданию, терпению, терпимости и прощению, могут способствовать развитию духовных ценностей, и делают это. Но сегодня мировая реальность такова, что привязывание этики к религии более не имеет смысла. Поэтому я всё больше убеждаюсь в том, что пришло время найти способ в вопросах духовности и этики обходиться без религий вообще», - эти слова Далай Лама написал на своей странице в Facebook.
Тибетский религиозный лидер процитировал слова из своей книги «Вне религии. Этика для целого мира», которую он опубликовал в 2011 году и в которой он утверждает, что религия сама по себе не может обеспечить благополучное разрешение мировых трудностей.
«Любое, основанное на религии, решение проблемы нашего пренебрежения внутренними ценностями никогда не сможет быть универсальным, и, соответственно, будет неподходящим. Что нам нужно сегодня - это такой подход к этике, который не обращается за помощью к религии и может быть одинаково приемлемым и для верующих и для неверующих: это светская этика», - написал он.



Как отмечает газета “Los Angeles Times” в своем обзоре работы Далай-ламы, 77 -летний буддийский монах, однако, отнюдь не «разоблачает веру», а, скорее, выдвигает на первый план необходимость во всеобщих универсальных моральных ценностях, которые коренятся в сострадании и актуальны в наше время.
Метафора, которую Далай-лама любит использовать, звучит так: «Разница между этикой и религией похожа на разницу между водой и чаем. Этика без религиозного содержания является водой, которая жизненно необходима для здоровья и выживания. Этика, смешанная с религией - это чай, питательная и ароматическая смесь воды, чайных листьев, специй, сахара и, в Тибете, ещё щепотки соли».
«Но как бы чай ни был приготовлен, основным ингредиентом всегда будет вода», - говорит он. «В то время как мы можем обходиться без чая, мы не можем жить без воды. Точно так же, мы рождаемся свободными от религии, но мы не рождаемся свободными от потребности в сострадании».
Удостоенный в 1989 году Нобелевской премии мира, Далай-лама уже давно является активным пропагандистом сострадания, религиозной терпимости и необходимости объединения науки и духовности перед лицом страданий в современном мире.

ПОЯСНЮ

Триединый  Синтез
Планируя БУДУЩЕЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ и Мира нужно понять очень важное – Наука, Религия, Искусство должны всегда идти только ВМЕСТЕ, помагая друг другу!

Триединый синтез предполагает равную значимость науки, искусства и религии (этики), постепенное развитие, взаимосвязь и взаимообогащение … 

Религия ( от латинского religio – связь с Высшим Сознанием) только тогда культурна, когда гармонично обогащается наукой и искусством. Потеряв же связь с наукой, религия вырождается в невежество фетишизма; утратив основные идеи искусства – многообразия прекрасного – финиширует фанатизмом.
Искусство, не питаемое наукой, являет безжизненность абстракционизма; потеряв связь с Высшим Началом – являет безобразие вульгарного реализма (футуризм, кубизм, конструктивизм).
Наука же, не пронизанная ответственностью за сохранение Прекрасного, являет собой разрушительность и агрессию, может построить новые атомные бомбы; а утратив значение Высшего в себе – скатывается в холодную ядовитость и безжалостность прагматизма.
 Поэтому картину разрушительных крайностей в религии, науке и искусстве являет современное общество, утратив смысл согласованности и синтетичности их, презрев сотрудничество губительной узкой специализацией, в самомнении своём поставив цивилизацию выше Культуры, за что и расплачивается тяжкими недугами и несчастьями.
  Часто от непонимания того, что есть Культура и культурный человек, происходит смысловая подмена и ложное представление, будто достаточно развитого интеллекта или приобщения к искусствам, чтобы называться человеком культурным. Забыто Сердце!
  Истинные Творцы пространства Культуры являют все признаки культурного, то есть синтетического, интегрального просветлённого сознания. В какой бы преимущественно сфере они не творили, как правило, это были глубокие философы и реформаторы, тонко чувствующие красоту мира и нравственности и осознающие себя проводниками Воли Высшей. Громадное множество ярких свидетельств этому дают биографии великих гениев.
 Таким образом, Культура есть духовная определяющая научного, художественного и религиозного творчества, для которых характерны сотрудничество и связь с Высшим Началом. Культура есть главный жизнеобеспечивающий устой, основа гармоничной и счастливой жизни. Дисгармония, хаос и нарушение пространства Культуры рождают проблемы цивилизации.   
  ТРИЕДИНЫЙ СИНТЕЗ даёт возможность увидеть спираль развития в пространстве КУЛЬТУРЫ. Центр триады  будет соответствовать самому древнему пространству мифологии. Его можно назвать пространством первородного синтеза, вакуума, пустоты, из которой в будущем разовьются религия, искусство, наука и цивилизация в целом.
  Из мифов и легенд шло формирование и развитие религиозного сознания, и точка синтеза переместилась к аспекту религии ( родились мировые религии – христианство, буддизм, ислам и др.). Затем яркой вспышкой встала Красота с идеями гуманизма через искусство ( ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ), и, наконец, в нашу эпоху точка синтеза, как эволюционная задача, переместилась в область НАУКИ, знаменуя собой развитие научного мышления.
  Но синтез в науке тем ещё замечателен, что являет завершение прежнего и начало нового витка спирали развития Культуры, и предвещает сужденный синтез Культуры и  цивилизации в целом. Поэтому путь к синтезу в науке будет самым напряжённым и драматичным по сравнению с другими точками синтеза. Ещё бы?!
Каковы же реальные шаги к синтезу в науке? Во-первых, осознание необходимости движения современной науки в сторону её окультуривания, а это значит – напитывания пространства науки идеями Этики, Света, Добра и Красоты. Наука должна быть нравственной, наука должна служить человеку, а не убивать его и его дух и душу, она обязана оберегать и преумножать богатства Природы!
Во-вторых, поскольку напряжение эволюционной спирали поддерживается особенным  устремлением к следующей ступени, закон эволюции будет диктовать науке научное осмысление знаний религии и этики, потому Наука должна обогатить себя этими древними знаниями и облечь их в современные формулы.
  Искусство же должно подняться на новую ступень своего развития, чтоб стать настоящей силой для возвышения и облагораживания человека, утончая его чувства и эмоции, внося радость и гармонию в жизнь. Искусство будет насыщать высшим Огнём и преображать человека, ибо никакое книжничество мира и ритуалы не могут творить подобное, как может это делать Красота!
  Религия же должна стать ближе к народу, к людям… уйти от догмата, канона, фарисейства и схоластики, обогатиться новыми научными подтверждениями и открытиями!
– Почему Земля находится в состоянии заболевания? Потому что, лучи планет и звёзд не могут проникать через загрязнённую ауру Земли! Во что превратится человек, если прекратит общение с Высшим Сознанием и погрузится в низкое невежество? От макрокосмоса до микрокосма закон один и Един. Утеряв представление о великих мирах и звёздных системах, люди отошли от сознания о настоящем совершенствовании тела, души и духа. Высшие Миры стали для них безумною мечтою и утопией, и своё совершенствование стало ненужной и опасной забавой. Как рабы с кандалами и на ногах и с цепями на руках люди надеются лишь кончить путь.
     Религии запугали человечество судом и лишили дерзаний. Человек, отдавшийся слепо государственной религии, подобен ослу, несущему неизвестный груз! Можно ли религию допускать, как наказание небес и личного Бога?! Можно ли на веру применить приговор неизвестных людей, получающих плату за общение с небом?!
     Значение мудрых людей, накопивших полную чашу Знания в деле правительственной религии очень велико. Неустрашимый, испытующий, бесстрашный, неутомимый, дерзающий, ищущий человек должен помочь человечеству помнить о законах Единства, Равновесия и Гармонии. Как поражающий меч и гроза с тысячами молниями сверкает их мысль по пространству!
Готовый изменять способы сообщения, готовый к подвигу и сотрудничеству, готовый к суждениям невежества и к новым распятиям, он предлагает человечеству подумать о причинах существования воплощённых. От этой высокой мысли изменится качество труда и познавания. Помыслив о возможностях и священных кладах, присущих людям, кто не сделается мужественным дерзателем и открывателем?! Разве не принадлежит венец победителя тому, кто учит человечество мужеству и подвигу? Иначе головы людей, подобно свиньям, прильнут снова к отбросам земли.
     Текущая раса имеет много извращенных особенностей. Современные люди во всём хотят убедиться лично. Казалось бы это очень хорошо, но следствие бывает самое неожиданное. Убедившись, люди возвращаются без последствий к своим занятиям. Самое поразительное не оставляет следа на обычной жизни. Можно удивляться, как люди, считающие себя учёными, проходят мимо самых полезных явлений. Для них все открытия моложе ста лет остаются оспоримыми гипотезами?!
     Откуда пришла неподвижность мышления нашей расы? Это старость, это конец и деградация, это нежелание приобщиться к эволюции, к обновлению и к движению. Потому постоянно советуем непреклонно обращаться к отдельным немногим людям, не считаясь с их жизненным положением.
     Также уродливо стоит вопрос о помощи и качестве труда. Людям нужна лишь самомнительная помощь, как уходящие люди вообще недумают о Качестве, их поглотило Количество.
Пусть хотя бы немногие не считают себя безответственными. Так через ответственность Мы приблизимся к подвижности мышления…
     ВЫВОД:
1. ОСОЗНАНИЕ КУЛЬТУРЫ (КРАСОТЫ) с позиции триединого синтеза указует нам на необходимость воспитания творцов синтетического и интегрального сознания. Синтез наук, искусств и этики (религии) должен стать основой образования на всех уровнях, где особенное внимание должно  уделяться изучению биографий выдающих деятелей и их творений, учёных и писателей, подвижников и святых, тем самым такая работа явится живым примером научного, художественного и этического синтеза.
2. Развитие интуитивного мышления начнётся лишь тогда, когда религия и этика из области отвлечённой и закрытой системы станет основой познания и преобразования Жизни. Именно религия может подарить науке ключ к светоносным сферам Духа и реальностям духовных озарений, лежащих в основе синтеза. Конечно, это не быстрый процесс, а долгий и мучительный, ибо религия сама должна осознать, что же ей мешает развиваться…
3. Конкретные шаги по созданию научных и социальных институтов, лабораторий, отвечающих задаче синтеза наук, искусств, религии и этики, будут реальным эволюционным достижением. Конечно, они должны использовать самые передовые технологии и мировые достижения…
4. Возвращение внимания к образованию и воспитанию подрастающего поколения через различные формы лучшего и передового опыта России – через создания научных и культурных центров и городков, укрепления библиотек, строительства храмовых комплексов, планетариев, провидением различных передвижных выставок, фестивалей, симпозиумов, круглых столов и обмен, распространение, передача, донесение и применение в жизни лучшего опыта…


Рецензии
У меня иная точка зрения относительно религий, но допускаю - если не могут люди раскрыть себя изнутри, развить свои способности, работать с энергиями и направлять их на созидание, то да...Но тот путь религий, который основан на унижении человека и превращения в раба должен исчезнуть.

Елена Билюк   31.05.2016 13:36     Заявить о нарушении
ЕЩЁ ЗА ДЕНЬГИ ЛЮДИ ДЕРЖАТСЯ,
Как за кресты держались люди
Во времена глухого Керженца,
Но вечно этого не будет.

ЕЩЁ ЗА ВЛАСТЬЮ ЛЮДИ ТЯНУТСЯ,
Не зная меры и цены ей,
Но долго это не останется –
Настанут времена иные.

ЕЩЁ ГОНЯЮТСЯ ЗА СЛАВОЮ –
Охотников за ней несметно, –
Стараясь хоть бы тенью слабою
Остаться на земле посмертно.

Мне кажется, что ВЛАСТЬ И ПОЧЕСТИ –
Вода солёная морская:
Чем дольше пить, тем больше хочется,
А жажда всё не отпускает.

И личное твоё бессмертие
Не в том, что кто ты, как ты, где ты,
А – всех земных племён соцветие,
Созвездие людей планеты.

С тех пор, как ШАР земной наш кружится,
Сквозь Вечность, продолжая мчаться, –
Людей великое СОДРУЖЕСТВО
ВПЕРВЫЕ СТАЛО НАМЕЧАТЬСЯ!

Чтоб все – и белые, и чёрные,
И жёлтые и красные земного БРАТСТВА
Вошли в широкие, просторные
Края всеобщего БОГАТСТВА.
1956
Николай Асеев (1899-1964)

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе Любовь пространства,
Услышать будущего Зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунуться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по Живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от Победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только – до конца.
1956 Борис Пастернак (1890 - 1960)

Не рабство нужно нам!
Не рабство нужно нам,
А знаний радость Вам
Не тяжесть указаний,
А смелость ожиданий!

Не ведом Нам мираж,
А ясность дарим Вам,
Где многое поймёте,
Лишь Сердце распахнёте!

Не знаем Мы людей,
Кричащих в «мир вождей»
Лишь мудрость у людей
Покажет Знак Вождей …

А мудрость непроста
И нет в ней хвастовства
Она чиста утренней росой
Охватит всех Красотой!

Признайте тех Вождей,
Живущих средь людей,
Они не знают платы –
Подарят знаний латы,

Те Воины Весной
Отправятся тропой одной,
Что в дебрях ханжества забыта
У них в сердцах всегда открыта

И верность поиску найдя
Отыщут временем спустя
Связующую Ниточку Огня,
Ведущею Рукою бытия…

Так помните, заветные слова,
Что «истинно – рукою», обведя,
Что «истинно – ногою», обведя,
Что «куполом Дугой покроет всех»

И тех, кто по Пути идёт с трудом
С Щитом моим, Цветы творя,
Зёрна веков, храня в Чаше,
Трудом любя, Огнём горя!…
Вспомним, в основу сюжета картины Н.К. Рериха «Знаки Христа» положен исторически известный факт: во время своего пребывания в Ле Иисус Христос, начертав эти знаки, сказал: «Ногами и руками человеческими достигнем». См. Листы Сада М .:. книга вторая «Озарение» часть 2 –V– 5: «Звезда Аллахабада («Пекере») указала путь… Дайте Нам дугу Свода, куда войти!»

Георгий Радуга   02.06.2016 03:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.