О научно-фантастической поэме Космогоны
научно-фантастическая поэма
(публикуется в связи с подготовкой
второго издания, первое издание 1995 г.)
От автора: Поэма очень объёмна и не проста по содержанию.
Опыт двух лет показал, что целиком её читают единицы
(как сам стихотворный текст, так и тем более приложения
"Космогоны Х" и "Космогоны R").
Поэтому я решил повторить текст не целиком, а отдельными главами
повторно, соответственно сместив с 2013 в 2016 год. "Космогоны Х" - содержат краткий комментарий к научным терминам (числа со звездочками).
Эта книга предназначена прежде всего для новой волны энтузиастов науки: студентов, аспирантов, старшеклассников, уже сделавших свой выбор в пользу серьёзных вузов, выпускающих специалистов высшей квалификации. Но прежде всего для молодых учёных – физиков, астрономов, астрофизиков биологов, нейропсихологов, психиатров, исследующих тонкие механизмы сознания, генетиков, специалистов в области создании «искусственного интеллекта» - представителей научных дисциплин, работающих в «пограничном слое», на грани между познанными и непознанными законами природы.
Автор, как и при первом издании, надеется, что «Космогоны», сам текст поэмы и расширенный комментарий к её «терра инкогнита» ("Космогоны R"), будут
интересны не только молодому читателю, но каждому любознательному человеку, для которого познание окружающего мира наполняет жизнь смыслом и побуждает к действию.
Во всех высокоразвитых странах неуклонно, по нарастающей, идёт финансирова ние на научные исследования. В первом издании «Космогонов» я с горечью отмечал, что в отличие от США, Франции, Англии и других государств, в России наблюдается стагнация науки, бегство за границу сотен тысяч специалистов, бедственное положение остающихся учёных, оскудение материально-технической базы научных исследований, потеря ориентиров в быстро развивающемся мире. Итоги (со дня выхода в свет первой редакции поэмы) печальны: На фоне сокращения базы образования, просвещения и научных исследований, в России, не без помощи самой власти, идёт наступление церкви. Особенно в этом преуспевает православие. Такое впечатление, что в России - стране великих естествоиспытателей, астрономов, математиков, химиков, физиков, физиологов, специалистов в области высшей нервной деятельности некому противостоять наступающему мракобесию. Кто бы мог лет 40 назад предсказать погружение России в отстойную яму цивилизации в самом начале XXI века? Впрочем за последние пятьсот лет российской истории «погружение во тьму» происходило не один и не два раза.
Но чтобы такое произошло с Россией в XXI веке, на фоне потрясающих итогов научно-промышленных революций последних двух веков? Уму непостижимо.
Не нужно быть пророком, чтобы понять, при таком ходе событий у России нет будущего среди передовых стран, лидеров научных исследований в области новей
ших технологий.
И всё же я верю в гений российских молодых учёных. Он проявит себя, если не у себя в России, то в тех странах, в которых с готовностью, с распростёртыми объятиями, будут встречать истинно талантливых людей, независимо от страны их происхождения. Так всегда было и так всегда будет в мировой
цивилизации.
Предвосхищая реакцию некоторых "ура-патриотов" подчёркиваю: проблема "Космогонов" затрагивает такие общечеловеческие проблемы и такое отдалённое будущее, когда само понятие государства исчезнет, как древний артефакт и самым недвусмысленным образом встанет вопрос о сохранении во вселенной человеческого сознания, как высшей формы эволюции самой вселенной.
А вот сумеет ли человечество трансформироваться в межзвёздные колонии
"искусственных духов вселенной" и что при этом уцелеет от старых земных
императивов - вот в этом и есть терра инкогнита моих "Космогонов".
АВТОРЕЗЮМЕ (забегая вперёд)
Космогоны - это книга состоящая из трёх частей. Первая часть - это сама поэма,
вторая часть - "Космогоны Х" - это (как было сказано выше), комментарий к обозначенным номерами научным ссылкам, научной терминологии. Третья часть это "Космогоны R" - большой комментарий к сверхзадаче поэмы - . Сами "Космогоны" затрагивают столько философских проблем, что пришлось задним числом расписывать все аспекты, затронутые в поэме. Получается странная вещь, народ с удовольствием, я это вижу из кабинета (стихи РУ), читает приложения "X" и "R" и почти не читает саму поэму. Да, она специфична и рассчитана на людей с хорошей научной подготовкой в области строения вещества и в области космологии и астрофизики. Эта поэма, будь она неладна, отняла у меня четверть века жизни. Но это всё же художественное произведение.
Действительно, это была странная идея, облечь в стихотворную форму научно-фантастическую повесть. Жанр, прямо скажем, не для всех. И всё же я хотел услышать отзывы о поэме, как о художественном произведении. Физики и теоретики, читая поэму купаются во всём своём, семантика терминов им родная. А вот "чистые" гуманитарии после одной двух глав попадают в ступор. Эксперимент не оправдал себя. Тем более на фоне падения общего уровня в стране.
В любом случае спасибо читателям. Не хочу насиловать Вашу волю, читайте,
что Вам самим нравится. Приходится довольствоваться мыслью, что поэму я писал ради этих двух пространных приложений к ней.
"КОСМОГОНЫ" И ИХ АВТОР
О том, что он человек пишущий я знал давно. Юбилейными «поэмами» и экспромтами мы обменивались и раньше. Но литература? Ладно, сборник стихов. Сейчас каждый пятый норовит обзавестись спонсором, или на свои кровные издать сборник. На худой конец втиснуться в «братскую могилу» под крышей альманаха.
Но «Космогоны»? Это задело, это уже принципиально иное качество. Странно, что зная его со студенческих лет и проработав в одном институте около сорока, я вдруг обнаружил, что стереотип, к которому я привык, как ни обидно, чисто
психологически не адекватен оригиналу, впрочем....
Есть ли грань между безудержным полетом фантазии и интеллектуальным хулиганством? В этом смысле «Космогоны»- в зоне риска. Это не Лемм и это вам не Бредбери. Зачем подвергать человека немыслимым испытаниям, подвергать ужасам биологической мутации, как в «Нечто» или «Другом», мучить кошмарами общения с нейтринными двойниками, как в «Солярисе», заставлять людей общаться с роботами, которые так и норовят занять место человека во Вселенной. .
Не проще ли превратить человека в бесплотный дух и запустить в космос и все дела. Насмешка над научной аргументацией? Подножка библейскому Символу Веры? Кто там в этой бездонности неизмеримых пространств, пронизанных смертоносными излучениями и сотрясаемых чудовищными гравитационными катаклизмами, подлинный хозяин?
Наивная патетика, самоирония, откровенное ёрничество оборачиваются прозрением пронзительным, как сама человеческая мысль. Приводят нас к невеселому выводу о том, что «в своей душе мы космос носим, а все у неба просим, просим, забыв земное бытие». Во всяком случае в авторе этой странной книги, менее всего от лирического героя, от пресловутого первого лица которое не более, чем полумаска.
В нем, как в человеке, от Ветрогона и от Скалолюба, даже от зануды Философа, или Князя, гораздо больше, чем от этого «я»:
Наверно вовсе не грешно,
Скосив глаза в чужую книжку,
Свою оттачивать мыслишку,
Но, впрочем, может быть смешно…
Так веселитесь, ради бога,
До неизвестного конца
Летит, пылит моя дорога
И топот старого Пегаса
не слышен в грохоте копыт…
И никакие самые блистательные лирические отступления не скроют того факта, что в этой цитате наш хитрец, перехитрив самого себя, показывает нам свою лукавую физиономию. Он мыслитель, готовый ради розыгрыша отказаться от самого престижного комплимента, которого может удостоиться литератор. Но я предлагаю вспомнить афоризм великого Нильса Бора: «Нет сомнения в том, что перед нами безумная теория, но весь вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы оказаться ещё и верной». Так вот по части безумия с «Космогонами» всё в порядке, очередь за научной аргументацией. Автор и предлагает нам то информационное поле, которое из «поля дураков» может превратиться в новую Библию, где Символ Веры уступит место Антропному принципу эволюции Вселенной. Нет и не может быть во Вселенной ничего более фантастического, чем сам реальный Космос.
Доктор технических наук,
профессор Иосиф Лейтес.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, ОНИ ЖЕ ИСПОЛНИТЕЛИ*
ВЕТРОГОН - философ, историк науки, в прошлом физик-теоретик.
СКАЛОЛЮБ - физик-ядерщик.
БОРОДИЩА - хирург-нейропсихолог, специалист в области искусственного интеллекта.
КНЯЗЬ – Генетик, биолог.
ФИЛОСОФ - научный сотрудник, специалист в области теории познания.
БАТТЕРФЛЯЙ - самый убедительный довод любви.
ПЕГАС - стареющий конь, да к тому же с очень старомодной кличкой.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - обыкновенный герой с научным уклоном и некоторыми навязчивыми идеями.
______________________________________________
*Все имена собственные.
Гуманитариям: научные термины пропускайте, не заморачивайтесь на них. Считайте, что это колёсики, винтики и железки, оставшиеся от игрушек, с которыми повозились ваши дети. Как сказано выше, расшифровку научной терминологии нужно
смотреть в "Космогонах Х"
"Космогоны", в силу необычности фантастической фабулы, скорее всего поэма пересмешник, Я даже в первом издании назвал ей не "поэма", а "пародэма", не
удивляйтесь поэтому реминисценциям из Блока, Беранже, Пушкина, Крылова и других поэтов.
Итак, мы начинаем!
- Голос из зала, "но ведь это реплика к прологу "Паяцев" Леонкавалло"
Автор озадаченно: "Неужели?"
Свидетельство о публикации №116052405185
реакции, ибо предполагаю, что написанное вызовет у меня определённые
мысли, которыми мне захочется поделиться, а темы, затронутые вами непросты
и, вероятно, не бесспорны, а вам наверняка хочется осмысленных коммента-
риев, вмещающих и своё читательское видение.
До скорой встречи в информационном пространстве стихи.ру!
Салют из Питера!!!
Оля Малаховская 04.08.2016 08:11 Заявить о нарушении
Сразу предупреждаю о разнице между
художественным текстом и "Послесловием
для редактора". Это третья часть книги
(В стихире это "Космогоны R"). Где
пост фактум, вернее - задним числом,
выстраивается научно-естественная
парадигма, связанная с проблемой
существования человеческого сознания
во вселенной и затрагивающая различные
физические и мировоззренческие аспекты
проблемы. Так что дискутировать нужно
именно по материалам "Космогоны R".
Всегда рад общению с Вами. Привет
из Москвы с Краснопрудной ул., где
находится мой офис у станции метро
"Красносельская"
Дик Славин
Дик Славин Эрлен Вакк 04.08.2016 09:53 Заявить о нарушении
развёрнутая рецензия? А хотелоь бы...
Оля Малаховская 04.08.2016 11:09 Заявить о нарушении
поглощают практически всё моё время,
практически ничего не пишу.
Постараюсь исправиться, Оля,
припадаю к Вашим ножкам.
Дик Славин.
Дик Славин Эрлен Вакк 04.08.2016 12:11 Заявить о нарушении